330г Филон Византийский. О семи чудесах света. О мемфисских пирамидах.
Материал из Cheops.The encyclopedia.
Филон Византийский (до 330г.) — о нем известно только то, что жил он в городе Византий – то есть до переименования Византия в Константинополь в 330г римским императором Константином I (Великим) и перенесении в Константинополь столицы империи. Сохранилось единственное его сочинение — «О семи чудесах света». Ни одно из описанных чудес он не видел собственными глазами, и писал о них по рассказам других. Этого Филона Византийского часто путают с «однофамильцем»: Филон Византийский, древнегреческий инженер и математик, IIIв. до н.э.
Филон Византийский. О семи чудесах света. О мемфисских пирамидах.
2. О мемфисских пирамидах.
Построить [находящиеся] в Мемфисе пирамиды было делом невероятным, а вот поведать о них — весьма примечательно: ибо [это выглядит так, словно бы] горы надстраивались над горами, а громады четырехгранных кубов имеют столь непостижимую высоту, что диву даешься, какие же силы потребовалось приложить, чтобы поднять такую тяжесть? Поскольку основание [каждой пирамиды] имеет четырехугольную форму, то камни [фундамента], врытые в землю, по величине равны надземной высоте любого здания, а все строение постепенно переходит в пирамиду и подобие гномона. Высота [пирамиды] составляет триста локтей, а периметр — шесть стадиев. Все строение так слажено выстроено и обтесано, что создается впечатление, будто здание [пирамиды] сделано целиком из одного камня. Различные типы камней сочетаются [в этом строении] друг с другом, и в одном месте находится белая мраморная каменная глыба, в другом — черный эфиопский камень [т.е. базальт], потом так называемый камень-гематит, а за ним — яркий светло-зеленый камень, добываемый, как говорят, в Аравии. Поверхность некоторых [камней], обладая темно-синей природой, подобна зелени стекла, и вместе с тем как бы отдает желтым, цвет других отливает багрянцем и напоминает [предметы,] выкрашенные в пурпурный цвет с помощью улиток-багрянок. [Таким образом в пирамидах] к внушительности добавляется приятный вид, к необычности — искусность, а к роскоши — величие. Подъем на высоту [пирамиды] подобен тяжелому пешему пути, а при стоянии на вершине темнеет в глазах, когда смотришь вниз. [В пирамидах] царское богатство прибавило к красоте внешнего вида [строения] величину расходов [на его постройку] . Пусть будет предметом гордости [жителей Мемфиса] та удача, благодаря которой, положившись на средства [для строительства пирамид], стало возможным прикоснуться к звездам. Ибо по этим сооружениям [т.е. пирамидам] или люди восходят к богам, или боги нисходят к людям.
Источник
Семь чудес света
Говорят, что первое описание семи чудес света принадлежит Филону Александрийскому, математику, механику и геодезисту, который жил в II веке до н.э. Однако, сочинение «О семи чудесах света» принадлежит перу другого Филона — Филона Византийского, который, кстати, тоже жил в IV веке до н.э., но не являлся ни математиком, ни механиком и так далее. Хотя, может, и являлся. Самое интересное, что об этом Филоне, который первым описал чудеса света, ничего толком не известно, одни предположения. И маленький факт: Филон Византийский не видел ни одного из чудес света, о которых писал, собственными глазами. Трактат был сделан по описаниям, и не факт, что это были описания очевидцев.
Перепутал двух Филонов переводчик Д.С.Бесси, француз, который переводил книжицу «О семи чудесах света» на латинский язык в 1640 году. Швейцарец Каспар Орелли напечатал это сочинение в 1816 году и правильно указал Филона, автора трактата. Но даже при этом путаница продолжается до сих пор.
Самое интересное, что описаний семи чудес света множество. Начинание Филона Византийского было подхвачено Геродотом и Страбоном, о чудесах света писали Диадор, Плиний Старший, Павсаний и другие авторы античности. Марциал и Гигин, Вибий Секвестр и Луций Ампеллий, Кассиодор и Беда Достопочтенный. Список длинен. И ни один из авторов не назвал одинаковые чудеса света — у каждого было свое представление о том, что следует считать чудом. К примеру, Филон Византийский напрочь проигнорировал Фаросский маяк и Мавзолей в Галикарнасе. Геродот считал, что истинные чудеса света — это Вавилонская башня, мост через Евфрат и лабиринт в Фаюмском оазисе. Павсаний утверждал, что чудом света являются стены Тиринфа, на берегу Арголидского залива — их каменные плиты так массивны, что согласно легенде стены строили не люди, а циклопы (кстати сказать, эта идея напоминает нынешние теории об инопланетянах, которые строили пирамиды — любопытно, может, инопланетяне одноглазы?). Марциал — поэт, римлянин, так что не удивительно, что он назвал первым чудом света Колизей Рима. А вот Гигин, который был сначала рабом императора Октавиана Августа, а затем — его библиотекарем, считал, что чудо света — дворец персидского царя Кира в Экбатанах (этого же мнения придерживался и Вибий Секвестр). А Луций Ампеллий внес в список чудес света нефтяные источники Ирана или Ирака (за давностью лет — IV в. н.э. — не разобрать — чьи же именно нефтяные залежи представлялись древнему географу и историку чудом).
Если пересчитать количество упоминаний тех или иных диковин у древних авторов, то выяснится, что большинство сходилось на том, что чудесами света являются: лабиринт Миноса на Крите, гробница Адриана в Риме, Капитолий в Риме, Акрополь в Афинах и алтарь Зевса в Пергаме. Совсем не тот список, к которому мы привыкли.
После авторов древнего мира наиболее известным исследователем чудес света является Бернар де Монфокон — француз, который до того, как стать филологом и археологом, успел побывать монахом, а затем и офицером. В 1697 году он исследовал Грецию, а затем написал десять томов под общим названием «Античный мир, объясненный и представленный в иллюстрациях». Вот там-то присутствовал относительно новый список чудес света, окончательно исключивший такую экзотику, как лабиринт Миноса и Вавилонскую башню. Бернар де Монфокон называл чудесами света: Египетские Фивы, Вавилонские стены, Мавзолей в Галикарнасе, Пирамиды на Ниле, Родосского Колосса, Римский Капитолий и Гробницу Адриана. Ну а уж после этого появился нынешний список чудес света, который канонизирован различными энциклопедиями, справочниками, учебниками и даже художественной литературой.
Список, к которому мы привыкли еще со школьной скамьи, включает в себя Александрийский маяк, висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Галикарнасе, пирамиды Египта, Колосса Родосского, статую Зевса Олимпийского и храм Артемиды Эфесской (тот самый, с помощью которого увековечил свое имя Герострат).
Увы, полюбоваться сейчас мы можем только на египетские пирамиды, все остальные чудеса света, входящие в этот список, безвозвратно утрачены. От некоторых сохранились фрагменты (к примеру, от Галикарнасского Мавзолея — 12 мраморных рельефов, которые хранятся в Британском музее, от храма Артемиды Эфесской — развалины, колонны, фундамент, рельефы). А вот от Колосса Родосского сохранилось только описание Плиния. Колосс был самым недолговечным чудом света, он просуществовал всего 60 лет и был разрушен во время землетрясения около 220 г. до н.э. Тот же Мавзолей в Галикарнасе простоял полторы тысячи лет — и тоже был разрушен во время землетрясения (XII в. н.э.). Храм Артемиды обязан своим разрушением болотистым почвам. Александрийский маяк почти справил тысячелетие, но землетрясение в 796 году разрушило его. В результате землетрясения пострадали даже египетские пирамиды — Великая пирамида «утопталась» почти на 9 метров, но не потеряла ни пропорций, ни прочности. А вот статуя Зевса Олимпийского исчезла вовсе не в результате стихийного бедствия. Ее уничтожила людская жадность — слоновая кость и золото, которые были использованы при создании статуи, соблазнили грабителей, которые буквально растащили статую по частям. От Зевса остались лишь изображения на монетах — но это больше, чем то, что осталось от Колосса Родосского.
Теперь составляются новые списки чудес света. Так в 2007 году швейцарцем Бернардом Вебером было проведено голосование — откликнулось 100 млн. человек — в результате которого был назван следующий список чудес света: Великая Китайская стена, Мачу Пикчу в Перу, Петра в Иордании, Чичен-Итца в Мексике (полуостров Юкатан), римский Колизей, Мавзолей Тадж-Махал, статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.
В списке, предложенном для голосования, были московский Кремль, храм Василия Блаженного, Святая София в Стамбуле, Акрополис в Афинах, статуи острова Пасхи и Чили, храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбоджи. Но в финал эти чудеса не вышли.
Однако, список Вебера нельзя признать окончательным. К примеру, представители ЮНЕСКО заявили, что это голосование отразило лишь точку зрения тех людей, которые приняли в нем участие. При этом не было защиты от повторных голосований, так что неизвестно — действительно ли проголосовавших было действительно 100 млн.
Различные голосования с целью составления нового списка чудес света проводятся и сейчас. Видимо, все дело в том, что на чудеса хочется смотреть, а из канонического списка остались только египетские пирамиды.
Источник
Альманах «МИР ЧУДЕС»
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
Составляя свой список семи чудес света более 2 тысяч лет назад, Филон Византийский, безусловно, знал, что его выбор рано или поздно будет пересмотрен. И вот это время пришло — частная организация предлагает выбрать новую семерку самых значительных рукотворных объектов.
Из древнего списка, составленного Филоном Византийским, до наших дней сохранились лишь египетские пирамиды в Гизе, которые также вошли в список претендентов.
Одна из основных претензий, которая предъявляется списку Филона Византийского, — это то, что все входящие в него объекты находились в районе Средиземного моря:
Вначале кандидаты в чудеса были предложены пользователями интернета, а затем эксперты организации под названием «Фонд новых семи чудес света» (в который входит и бывший глава ЮНЕСКО — агентства ООН по вопросам образования, науки и культуры) сократили число претендентов до 21.
Условия для новых чудес были следующими — их создание должно было быть завершено к 2000 году; это должны быть построенные человеком объекты и их состояние должно быть удовлетворительным.
В течение всего 2006 года будет проходить голосование, результаты которого будут оглашены 1 января 2007 года. В предварительный список вошли как древние, так и современные памятники архитектуры.
Среди них — римский Колизей, город Петра в Иордании, британский Стоунхендж, Великая китайская стена, Эйфелева башня, Статуя Свободы, московский Кремль, здание оперного театра в Сиднее.
В этом выпуске альманаха «МИР ЧУДЕС» мы расскажем о тех самых семи Чудесах света, описанных Филоном Византийским. В последующих публикациях мы намерены познакомить читателя с не менее замечатьными историко-географическими памятниками культуры всех континетов:
Ближний Восток и Средняя Азия | Африка |
Вавилонский зинкурат | Фрески Тассилии |
Бехистунская надпись | Карнак |
Колоны Персеполя | Абу-Симбал |
Плиты Бальбека | Тимгад |
Оазис Пальмиры | Мероэ |
Нимруд-даг | Аксум |
Город Петра | Лалибела и Кайласанатх |
Город Хадрамаут | Зимбабве |
Долина Гореме | Ифе и Бенин |
Шахи-зинда | |
Обсерватория Улугбека | |
Хива |
Юго-Восточная Азия и Дальний Восток | Индия и Шри-Ланка |
Паган | Колонна Чандрагупты |
Шведагон | Храм в Канараке |
Пагода Мингун | Фатехпурсикри |
Мандалайский дворец | Тадж-Махал |
Ангкор (Яшодхарапура) | Анурадхапура |
Борободур | Сигирия |
Дуньхуан | |
Китайская стена | |
Тодайдзи |
Американский континент |
Лубаантун |
Остров Пасхи |
Мачу-Пикчу |
Каменные головы Ольмеков |
Пустыня Наска |
Теотихуакан |
Европа |
Стоухендж |
Андрей Дмитренко
Семь чудес света
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Писать о чудесах в начале XXI века — задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение человека, на глазах у которого осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой фантазией. Только в начале XX века зародилась авиация, и смешные, беспомощные, похожие на этажерки аэропланы с трудом оторвались от земли, а через 40-50 лет человек уже овладел самыми разнообразными ракетами, и космические корабли один за другим ринулись за пределы нашей планеты. Если несколько лет назад взлёт человека в космической ракете казался неповторимым подвигом, а сочетание достижений науки и человеческого мужества поразило весь мир, то уже наступил день, когда человек впервые в истории существования нашей планеты вышел из корабля в космическое пространство. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Луны, это будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом завтра.
Овладение внутриядерной энергией, атом, ведущий ледокол в просторах северных морей, гигантские сооружения, преграждающие воды рек, такие как Братская ГЭС, Асуанская плотина, — все эти достижения современной науки и техники, конечно, делают XX век веком колоссальных, невиданных, беспредельных возможностей.
По словам одного из гениальнейших учёных нашего времени Альберта Эйнштейна, освоение источников внутриядерной энергии является гигантским стимулом для технического прогресса. Эйнштейн называет эту силу «самой революционной за все время, истекшее с тех пор, как доисторический человек открыл огонь».
Цель моей работы заключается в рассмотрении вопроса о древних чудесах света: что они из себя представляли и почему их так назвали. Для полного рассмотрения этого вопроса я хочу рассказать о каждом из семи чудес света, в частности о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды, храме Артемиды в Эфесе, статуе Зевса Олимпийского, мавзолее в Галикарнасе, колосс Родосском, Маяке на острове Фарос.
«Семью чудесами света, так почти дословно пишется во всех научных справочниках, — считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков».
В энциклопедиях вы найдете, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон. Его полное имя Филон Византийский, и из всех Филонов нам известно о нем меньше других. Согласно прозвищу он, возможно, родился в городе Византии, а может, жил и творил там. Когда он родился, когда умер, как выглядел и чем добывал хлеб насущный — всего этого мы не знаем, и вероятно, никогда не узнаем. Жил он, очевидно, до вступления на трон римского императора Константина I (Великого) (306 — 337 гг. н.э.), то есть до перенесения столицы Римской империи в Византий и переименования города Константинополь, ставший после турецкого завоевания Стамбулом. Некоторые исследователи датируют его жизнь более поздним периодом. Лишь одно мы знаем достоверно: сохранилось тоненькое — едва двенадцать страниц — его сочинение, которое называется «О семи чудесах света».
Из этого небольшого сочинения мы узнаем ещё о том, что ни одно из описанных чудес света он не видел собственными словами. И писал о них по рассказам других. Впрочем, некоторые писатели так делают и в наше время.
Не удивительно, что при таком отсутствии биографических данных многие ошибались, имея ввиду совсем другого Филона, тоже Византийского, жившего во II веке до н.э. Этот Филон был математиком, изобретал военные машины, что было довольно выгодным занятием. Этих двух византийских Филонов впервые спутал первый переводчик книги «О семи чудесах света» на латинский француз Д.С. Бесси, нашедший в 1640 году её греческий оригинал в Ватиканской библиотеке. И поскольку в литературе ничто так долго не держится, как ошибка, то вся эта ошибочная традиция сохранялась до начала позапрошлого столетия. Прояснил всё швейцарец Каспар Орелли, который впервые напечатал сочинение Филона в 1816 году.
Первый Филон приводит несколько иные чудеса света, чем те, которые перечисляются в современных научных справочниках. Так, маяк на острове Фарос он не считает чудом света; зато в его труде мы читаем о «вавилонских стенах. В его сочинении ничего нет и о Мавзолее в Галикарнасе, или, возможно, это глава вместе с частью страниц, касающихся описания храма Артемиды, просто утрачена. Впрочем, то, что чудеса света он даёт в ином составе, чем наши научные справочники, для нас не так уж важно.
И все же Филон видел чудеса света своим духовным взором. Поэтому не следует так уж безусловно доверять ему. Тем более, что он, как пишет Орелли, «в своем сочинении склонен к преувеличению, и чудеса, о которых он рассказывает, скорее возвеличивает и расхваливает, чем точно описывает их». Поэтому обратимся к более достоверным описаниям Геродота, Страбона, Диадора, Плиния Старшего, Павсания и некоторых других античных авторов. А кроме них — и к современным археологам.
Цицерон назвал Геродота «отцом истории», и по праву. Он действительно первый историограф в истории человечества, все, кто были до него, просто летописцы. Родился он предположительно в 484 г. до н.э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии. В юности Геродот увлекался политикой, выступал на стороне демократов против тирании; в результате ему грозили лишения и изгнание. Тогда он отправился путешествовать и какое-то время даже занимался торговлей. Однако торговля его мало привлекала: его, скорее, интересовало то, что греки называли «теорией» и что в современном переводе звучит как «познание». Он объехал огромную часть мира и всюду занимался этой «теорией»» знакомился со странами, городами, людьми и записывал всё, что узнавал об их прошлом. Так возникли девять книг его «Истории» — «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». В первой книге он рассказывает о лидийцах, мидянах, персах и древнейшей истории Греции, но меня прежде всего интересуют главы о Вавилоне и Греции. Вторая книга посвящена Египту. В третьей описывается Индия и Аравия, в четвёртой говорится о древних скифах. В дальнейших пяти книгах описываются греко-персидские войны.
Не меньший авторитет среди античных авторов — «отец географии» Страбон. Родился он в греческой колонии Амасии на Чёрном море, в юности получил основательное и широкое образование и, стремясь расширить его, отправился путешествовать. Объехал «весь белый свет» и свои впечатления и наблюдения описал в семнадцати книгах «Географии». Страбон был хорошим наблюдателем, и это подтверждается его описанием придунайских стран — они вполне достоверны. Но меня в первую очередь интересует его описания Египта и Месопотамии и запись некоторых восточных легенд, особенно легенды о Семирамиде.
Плиний Старший известен главным образом как автор тридцатисемитомного труда «Естественная история». Создавая ее, он сделал свыше 20 тысяч выписок из почти 2 тысяч произведений 475 античных авторов. Плиний Старший был одним из самых плодовитых и многогранных римских авторов: он занимался географией, минералогией, ботаникой, зоологией, агрономией, медициной, историей, политикой, военными науками и искусством. Наиболее важны его труды по истории искусства: в 33 — 36-й книгах он упоминает о чудесах света.
Последний из античных писателей о котором я хотел бы рассказать — это грек Павсаний. Он жил во II веке н.э. и создал «Описание Эллады» Судьба была несправедлива к Павсанию: до третьей четверти XIX века учёные не принимали его всерьез. Автора упрекали в необъективности: он говорил о величии Древней Греции с такой страстью, что не хотел замечать ни одного римского сооружения. Любое свидетельство римской истории, напоминавшее о порабощении его народа, для него просто не существовало. Поэтому учёные сомневались, видел ли он вообще описываемые места. Его научную честь защитил первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, когда он в 1876 году — на основании свидетельства Павсания — раскопал в Микенах «гробницу Агамемнона». Ныне учёный мир относится к Павсанию всерьёз. Павсаний считает чудом света стены Тиринфа, на берегу Арголидского залива, потому что стены этого города Геракла сооружены из таких огромных каменных плит, что легенда приписывает их строительство одноглазым циклопам.
Геродот относит к чудесам света Вавилонскую башню, мост через реку Евфрат, лабиринт в Фаюмском оазисе.
Римский поэт Марциал, посвятивший чудесам света одну из своих эпиграмм, считает первым чудом света римский Колизей.
Гигин, бывший раб императора Октавиана Август, а впоследствии его библиотекарь, причисляет к чудесам света дворец персидского царя Кира в Экбатанах, к чудесам света причислял его и римский автор Вибий Секвестр.
Луций Ампеллий, географ и историк IV века н.э., вносит в этот список семь раз по семь, то есть сорок девять, чудес света, среди них и такие как нефтяные источники в Иране или Ираке.
Можно продолжить этот список… Чаще всего из перечисляемых чудес света встречаются лабиринт Миноса на острове Крит, гробница Адриана в Риме, римский Капитолий, Афинский Акрополь и алтарь Зевса в малоазийском городе Пергаме.
Последним из авторов, писавших о чудесах света, были римский историк Кассиодор и английский средневековый историк Беда Достопочтенный.
Прошло немало времени, тысячу раз созрело зерно, сотни правителей сменились на тронах, миллионы людей пали от эпидемий и войн, но только когда исчезли мрачные тени средневековья, появился новый труд о древних чудесах света. Его автором был французский филолог и археолог Бернар де Монфокон. Монах в молодости, он стал офицером, проявил себя отважным человеком: в 1697 году он отправился в Грецию, находившуюся под властью турецких завоевателей, и собрал там большую коллекцию античных древностей. То, что он видел и нашёл, после двадцатилетнего труда было описано в его работе, состоявшей из десяти томов: «Античный мир, объяснённый и представленный в иллюстрациях». Наиболее важен его «Итальянский дневник». В двадцатой главе этой книги новый список чудес света, составленный на основе античных свидетельств: 1. Египетские Фивы, 2. Вавилонские стены, 3. Мавзолей в Галикарнасе, 4. Пирамиды на Ниле, 5. Родосский Колосс, 6. Римский Капитолий, 7. Гробница Адриана.
И уже только после Монфокона появляется тот список чудес света, о котором я говорил в самом начале. В этом составе они узаконивались энциклопедиями, впоследствии переходили из одного научного справочника в другой, оттуда в учебники, в комментарии и примечания романов.
Источник