- Чудо света Мавзолей в Галикарнасе
- Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание
- Путешествия от А до Я
- Что такое мавзолей?
- Мавсол — царь Карии
- Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей
- Галикарнасский мавзолей в наши дни
- Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции
- Видео Галикарнасский мавзолей
- Чудо света Мавзолей в Галикарнасе
- Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание
- Мавзолей в Галикарнасе – одно из 7 чудес света
- Мавзолей в Галикарнасе
- История Галикарнаса
- Строительство мавзолея
- Архитектура мавзолея
- Мавзолей в Галикарнасе сегодня
Чудо света Мавзолей в Галикарнасе
Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.
Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание
Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией
Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Статуи Мавсола и Артемиссии
Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.
Источник
Путешествия от А до Я
Что такое мавзолей?
«Мавзолей», первая ассоциация, которая возникает у наших соотечественников в голове, когда они слышат это слово, — Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади Москвы.
Мавзолей — это памятник-усыпальница или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось само название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени карийского царя Мавсола.
Мавсол — царь Карии
Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария. Правил этим государством с 377 года по 353 год в эпоху до нашей эры царь Мавсол со своей сестрой Артемисией, которая к тому же являлась и его супругой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, однако рассказывали о большом увлечении царя высоким искусством. Желая увековечить свое имя в истории, карийский царь еще при жизни решил построить для себя огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум в Турции). По задумке Мавсола погребальный монумент должен был стать уникальным сооружением в самом центре города. Строительством усыпальницы руководила жена Мавсола — Артемисия. Для сооружения погребального монумента царица пригласила знаменитых греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Бриаксида, Тимофеоса и знаменитого Скопаса, украсившего своими барельефами еще одно чудо света — Храм Артемиды в Эфесе. Усыпальница получилась настолько красивой и величественной, что ее вскоре стали называть чудом света.
Многие последующие правители пытались построить для себя такую же гробницу, поэтому для подобных построек придумали название «мавзолей» по имени Мавсола.
Проспер Мериме так рассказывал о карийском царе:
«Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог. Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света.»
Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей
Галикарнасский мавзолей сильно отличался от построек своей эпохи в Греции. Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота здания не превышала длины фасада. Мавзолей в Галикарнасе имел почти квадратное основание, а высота строения значительно превосходила длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только гробницей царя, но и являлся династическим памятником и святилищем.
Первый ярус мавзолея представлял собой массивный цоколь из кирпича с мраморной облицовкой. Второй ярус выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру подпирали крышу в виде пирамиды. Крыша-пирамида состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды располагались огромные статуи царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Общая высота постройки составляла примерно 46 метров.
Останки царской четы хранились в мраморных саркофагах в усыпальнице, находившейся в основании мавзолея. Прах царя и царицы сторожили каменные львы. Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых были запечатлены сцены из легенд и мифов древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры богов и представителей греческого эпоса. По углам сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния стражей-воинов. Галикарнасский мавзолей, как истинное чудо света, завораживал своим величием и красотой.
Мавсол не дожил до окончания строительства своей усыпальницы. После смерти царя Артемисия, безумно любившая своего мужа, бросила все силы и средства на возведение мавзолея, который стал памятником их любви. Однако и сама царица погибла до завершения строительства.
Плиний Старший так описывал Галикарнасский мавзолей:
«С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Еще до того, как они закончили работу, царица умерла. Над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней все сооружение достигает в высоту 140 футов.»
Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, располагавшиеся в Галикарнасе рядом с мавзолеем, казались неказистыми постройками на фоне гробницы Мавсола.
Почти два тысячелетия люди любовались и восхищались Галикарнасским мавзолеем. В XIII веке легендарная гробница разрушилась после сильного землетрясения. В XV веке руины мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами для строительства крепости Святого Петра (Замок Бодрум).
Галикарнасский мавзолей в наши дни
К величайшему сожалению, теперь от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.
В наши дни на месте, где когда-то возвышался Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно лишь представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно осмотреть фрагменты стен и барельефов, а также вообразить, как выглядел мавзолей, изучив представленные здесь макеты.
Часть объектов, которые были найдены в ходе археологических раскопок на территории Галикарнасского мавзолея, хранятся в Британском и в Стамбульском музеях.
Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции
Сегодня в разных уголках нашей планеты можно обнаружить здания, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гениальности античных архитекторов.
Военный Мемориал в Индианаполисе (США)
Однако сравнить современные мавзолеи с античным прототипом уже не получится.
Видео Галикарнасский мавзолей
Источник
Чудо света Мавзолей в Галикарнасе
Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.
Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание
Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией
Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Статуи Мавсола и Артемиссии
Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.
Источник
Мавзолей в Галикарнасе – одно из 7 чудес света
Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света. Он стал надгробным памятником для карийского владыки Мавсола. Данное архитектурное строение было сооружено в IV веке до нашей эры в карийском городе Галикарнас. Кария, это историческая область которая в настоящее время находится на территории Турции, а древний город Галикарнас сегодня называется Бодрум. На территории современной Турции находится еще одно чудо света, это Храм Артемиды в Эфесе.
Мавзолей в Галикарнасе – реконструкция первоначального облика
История Галикарнаса
По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот, автор исторического трактата — “Истории”. Также недалеко от берегов Галикарнаса (сегодняшнего Бодрума), на греческом острове Кос родился знаменитый Гиппократ (около 460 года до н. э). Именно Геродот пишет что Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды в XII в. до н.э. Долгое время город находился под властью Персов, а в 454 до н.э. был принят в Делосский союз, и в IV в. до н.э. стал столицей Карии. Галикарнас был один из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому. В 333 до н.э. Александр Македонский успев завоевать город, приказал полностю разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи он оставался незначительным поселением.
Регион Кария и город Галикарнас на карте
Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле (377–353 до н.э.). Тогда в Галикарнасе проживало смешанное население из греков и местных карийцев. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал о том, что Мавсол скопил несметные богатства, вследствие того что беспощадно обдирал своих граждан. В карийских землях даже существовал налог на волосы. Галикарнас имел удачное географическое и стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно действовал на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые чудом света данный памятник назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.). Мавзолей всемирно признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.
Современный Бодрум и расположение мавзолея
Слово “мавзолей”, которое означает “монумент” или “большое погребальное сооружение”, используется почти в каждом языке и происходит от имени Мавсола
Строительство мавзолея
Статуи Мавсола и Артемиссии в Британском музее
Строительство мавзолея началось еще при жизни Мавсола, в 353 году до нашей эры. Закончила строительство уже его жена – Артемисия III. Артемиссия была не только супругой Мавсолу, но и родной сестрой, в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. Женщина при жизни безумно любила своего мужа-брата, а после его гибели оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда о том, что Артемиссия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и так далее, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.
Архитектура мавзолея
Мавзолей был выполнен в весьма необычным стиле. Для его создания были смешаны греческий, коринфский и ионический стили. В здании мавзолея были расположены скульптуры богов, людей и животных. В комплексе были три этажа, на первом находился траурный храм, его площадь 5000 кв. м., высота – 20 м. На втором этаже была колоннада из мрамора, во внутреннем дворике располаглась гробница Мавсола, окруженная статуями львов и каменных воинов, которые по легенды охраняли покой правителя.
Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея
Сама могила была выполнена как квадратный блок, конической формы, ее стены были покрыты барельефами с изображениями военных действий. На вершине мавзолея находилась квадрига, колесница запряженная четверкой лошадей, в ней находились каменные статуи Мавсола и Артемисси. На территории, окружающей комплекс были установлены фигуры львов и скачущих всадников. Мавзолей был разрушен от землетрясения в XIV веке, а его обломки рыцари-иониты разобрали для постройки крепости святого Петра.
Мавзолей в Галикарнасе сегодня
Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены, останки крыши, и огромное колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в колеснице. Сейчас все эти находки находятся в Британском музее в Лондоне.
Сегодня оставшиеся руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех античных чудес света мавзолей в Галикарнасе считается неплохо сохранившимся, но очень жаль что не все находки экспонируются там где они были найдены.
Источник