Символ Рима: Семь чудес света
Осенью 2017 года у нас с женой получилась встреча ещё с одним Чудом света – Колизеем. От вокзала Термини мы шли узкими и не очень улицами Рима в сторону главной достопримечательности Рима, с важными для нас вопросами:
Почему миллионы людей определили Колизей как Чудо света? Что в нем такого, что он занимает одно из почетных мест современности. Может дело в том, что природа людей требует из покон века зрелищ, даже если эти зрелища кровавые? И поэтому генетическая память человека выбрала это место, как знаковое. В этом мы и хотели разобрать сами.
После получасовой прогулки мы, наконец, вышли к Арене далеко не с парадной стороны.
Но от этого сам Колизей совершенно не проигрывал. Отказавшись от услуг гида и немало на этом сэкономив евро, мы осваивали достопримечательность самостоятельно. К слову сказать, услуги гида стоят 35 евро с человека, а самостоятельная подготовка и посещение обойдётся Вам всего в 12 евро «с носа» (при этом подготовка — бесплатно).
И так, мы завороженно стояли перед Колизеем!
С первого взгляда Колизей поражает своей грандиозностью, величественностью и колоссальностью. Именно колоссальность постройки завораживает, что, кстати, отражено и в его названии. Размеры здания действительно потрясают.
Представьте цирковую арену длиной более 80-ти метров, шириной более 50-ти и к этому прибавьте зрительский амфитеатр высотой до 50-ти метров. И это не всё. Современное состояние арены позволяет увидеть пространство под ней высотой с двух, а местами и трёх этажное здание. Внутри Амфитеатр кажется ещё монументальней и грандиозней.
Полностью размеры Колизея составляют 188 м. по большой оси и 155 м. по малой, а высота до 50 м. Включите воображение и наполните это сооружение 50-60 тысячами римлян, несколькими тысячами людей самой Арены (гладиаторы, стражники, рабы, воины и т.д.) и сотнями хищных животных. Вот приблизительная картина Колизея того времени.
Современного человека удивить сложнее. Сегодня есть Стадион Первого мая в Пхеньяне, Salt lake Stadium в Калькутте и Michigan Stadium в Мичигане. Но Колизей был первым. Он появился в 70-80 годы нашего столетия.
Не вдаваясь в исторические подробности Арена возникла по воле и замыслу императора Веспасиана, как место развлечений римлян. Тем самым новый император хотел успокоить разгоряченный гражданской войной народ, увековечить собственное имя в истории и частично стереть память своего ненавистного предшественника — Нерона. Что, кстати, Веспасиану и удалось. Переиначив Ювенала и его «panem et circenses» (в русском исполнении «хлеба и зрелищ»), то получиться: дай народу хлеба и зрелищ и спи спокойно. Поэтому император и народ от бунтов и погромов отвлек, и себя «любимого» в веках закрепил. Колизей получил своё название только с VIII века, а до этого он именовался как Амфитеатр Флавиев. По родовому имени императора Тита Флавия Васпасиана. Что же касается зрелищности, то тут конкуренции быть не могло. Римские нравы, критикуемые упомянутым Ювеналом, того времени были самыми подходящими. То голову отсекут, то четвертуют или разопнут ради потехи народной. Только при открытии Форума по историческим источникам погибло около пяти-восьми тысяч гладиаторов. За постоянно проливаемую кровь на арене Колизея, Амфитеатр Флавиев иногда называют Дворцом смерти. А само грандиозное здание было возведено на месте озера у Золотого дворца императора-тирана Нерона.
Любопытна одна из легенд Колизея. Как известно император Нерон отличался особой жестокостью и кровожадностью. По его приказу перед его Золотым дворцом был вырыт огромный пруд больше похожий на озеро. И, по преданию, в него запустили неведомого зверя, не то змея, не то дракона, привезенного из Африки. Этого «зверюгу» Нерон кормил исключительно рабами, брошенными в озеро. Так родилась легенда о Василиске. Родилась, но не закончилась. После осушения озера и строительства Колизея, легенда гласит, что Василиск поселился в подземельях Арены и питался трупами убитых людей и животных.
А когда Арена перестала приносить ему пищу, он перебрался в катакомбы под Римом. Так вот и в наши дни иногда происходят пропажи людей, занимающихся Римскими водостоками или прокладкой каких-либо коммуникаций. В общем всех тех, кто по долгу работы должен опускаться в подземелья Рима.
Но вернемся к самому Колизею.
Жизнь Колизея за прошедшие века, очень многогранна. Он подвергается разрушению от нашествия варваров, землетрясений и пожаров, восстанавливается последующими правителями и превращается в крепость их защищающую. Становиться местом казни первых христиан, что сегодня подвергается сомнению, потом местом поклонения тем же христианским мученикам, становиться источником материала для постройки растущего Рима и даже местом производства. Каким бы не был Колизей, но он остаётся с первых лет своего существования Ареной притягивающей миллионы и миллионы людей.
Сегодня Колизей представляет прекрасный образец древнеримской архитектуры. Около двух тысяч лет назад были заложены основы строительства современных стадионов. Это эллиптическая форма здания, архитектурно-логистические решения (Арена могла быть заполнена зрителями через 80 входов в течении 15-20 минут, а освобождалась ими в течении 5-10 минут). В Колизее применены первые в мире механизмы, которые явились прототипами современных лифтов, подъемников и раздвигающихся крыш. Распределение нагрузки архитектурно решено через применение арочных перекрытий. И много ещё других «новшеств» таит в себе Амфитеатр Флавиев.
Так почему же Колизей стал первым в списке 2007 года Чудом света? На много раньше римским поэтом Марциалом в I веке Колизей был первоначально увековечен в списке семи чудес света. И с тех пор люди продолжают видеть в нем Чудо. Сколько людей, столько и мнений, поэтому, думаю, что у каждого своя причина к завораживанию, удивлению и потрясению от Колизея.
Лично для нас все это Арена вызвала своим видом, энергетикой, величием и историчностью. Находясь в стенах Колизея можно не только увидеть древность своими глазами, но и ощутить шероховатость кладок собственной кожей рук. А что касается энергетики Арены, то она потрясающая. Не смотря на тысячелетнюю историю человечества мы ещё недостаточно знаем окружающий нас мир. Может действительно энергия десятков тысяч зрителей Колизея, вопли ужаса погибающих и победные крики победителей записались за многовековую историю в стены Арены. И теперь эти стены отдают эту самую энергию нам, современным людям, притягивая к себе миллионы и миллионы.
В итоге, если сложить все в одно слово, то получиться: Шедевр с большой буквы. Поэтому наше субъективное мнение: Колизей — это шедевр. Шедевр на века. И, кстати, ещё несколько миллионов человек также разделяют эту точку зрения. Поезжайте и посмотрите сами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Семь чудес света
Чудесами света со времён античности называли самые выдающиеся сооружения, построенные человеком. Их насчитали ровно семь, поскольку семёрка считалась сакральным числом, и количество чудес должно было ему соответствовать. Список конкретных чудес менялся со временем, свои варианты предлагали разные античные авторы, начиная с «отца истории» Геродота, жившего в V в. до н.э. Окончательно этот список сложился только во времена Александра Македонского, то есть более чем через век.
К сожалению, лишь одно из чудес света сохранилось до нашего времени. Это пирамида Хеопса, крупнейшая из всех пирамид Гизы. Изначальная высота этой гигантской усыпальницы равнялась 146 метрам. Средний вес каменных блоков, из которых построена пирамида — 2,5 тонны, но некоторые крупные блоки весят по 80 тонн. Цемент при постройке не использовался, каменные блоки просто уложены друг на друга. Поверхность пирамиды была облицована плитами из полированного белого известняка. Эта облицовка не сохранилась. Пирамида Хеопса — ещё и самое древнее из чудес света. Её строитель, фараон Хеопс, жил в XXVI веке до н.э.
Вторым чудом света были Висячие сады Вавилона, называемые также садами Семирамиды. Семирамида считалась легендарной основательницей Вавилона, но сады в нём были построены намного позже, в VI в. до н.э. Их создал царь Навуходоносор II для своей супруги Амитис. Она была дочерью царя Мидии Киаксара и скучала по покрытым садами горным склонам своей родины. Такую легенду приводит римский историк Иосиф Флавий, в свою очередь ссылаясь на тексты вавилонского учёного Бероса, жившего в III в. до н.э. Сады эти были четырёхэтажным сооружением, высота каждого этажа достигала 25 м, а вода для полива растений доставлялась наверх системой водяных колёс.
Третье чудо света — огромная статуя Зевса работы Фидия. В греческом городе Олимпия находился храм из мрамора, внутри которого на троне сидел царь богов Зевс. Древнегреческий писатель II в. до н.э. Павсаний оставил описание этого чуда света: «Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий». Высота сидящего Зевса достигала 17 м. У посетителей святилища создавалось впечатление, что если бы он встал с трона, то проломил бы головой крышу храма.
Четвёртое чудо света — храм Артемиды Эфесской. Заказчиком этого храма был легендарный царь Крез, нанявший кносского архитектора Харсифрона. Высота храма достигала 18 метров, а крышу поддерживали 127 колонн. По легенде, в Греции того времени жило 127 царей, по одному на каждый полис. И каждый из них оплатил строительство колонны в свою честь. Храм был отделан позолотой и слоновой костью и поражал своей красотой. В 356 г. до н.э. храм Артемиды сжёг Герострат, чтобы прославиться. Но вскоре его восстановили и он простоял до IV в. н.э.
Пятым чудом света был Мавзолей в Галикарнассе. Его так называли в честь правителя Карии (Малая Азия) Мавсола. Его супруга Артемисия после смерти Мавсола построила это огромное здание, чтобы сохранить память о нём. У Мавзолея было три яруса. Самый нижний имел простую прямоугольную форму. Второй представлял собой храм с колоннами. Венчало всё сооружение пирамида из 24 ступеней, а на её вершине располагалась скульптура колесницы с Мавсолом и Артемисией. Общая высота Мавзолея достигала 45 метров.
Шестое чудо — Колосс Родосский. Эта гигантская статуя Гелиоса располагалась у входа в порт города Родоса, расположенного на одноимённом острове. Сперва горожане заказали статую в 10 раз выше человека, её рост должен был достигать 18 метров. Но потом решили, что этого недостаточно, и рост статуи был удвоен. Статуя держалась на железном каркасе, обмазанном глиной. Сверху её покрыли бронзой, блестевшей на солнце. Голову статуи бога Солнца увенчивала корона из лучей. Сохранились свидетельства, что на каркас пошло не менее 8 тонн железа, а на облицовку ещё 13 тонн бронзы.
Последним седьмым чудом света был Александрийский маяк. Он располагался на острове Фарос возле египетского города Александрия. Маяк этот состоял из трёх уровней. Самый нижний был техническим, там жил обслуживающий персонал и охрана маяка. Вторым уровнем была восьмиугольная башня. Внутри неё располагался пандус, по которому наверх подавалось горючее для маяка. Сам маяк располагался на третьем уровне. Это была площадка с жаровней и системой зеркал. Благодаря этим зеркалам ночью свет маяка был виден с большого расстояния. Общая высота всего сооружения, по словам путешественников, превышала 160 метров, то есть он был выше всех остальных чудес света.
К сожалению, маяк не пережил землетрясения 1303 г. н.э., а последние его остатки разобрали на строительство крепости в 1480 г.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Источник
Текст книги «7 чудес Рима. Пешеходная экскурсия №1»
Автор книги: Елена Куарта
Жанр: Книги о Путешествиях, Приключения
Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
7 чудес Рима
Пешеходная экскурсия №1
Елена Куарта
Редактор Степан Степанович Захарченко
Корректор Татьяна Петровна Леус
Иллюстратор Юрий Николаевич Кириллов
Оформление обложки Юрий Николаевич Кириллов
© Елена Куарта, 2017
© Юрий Николаевич Кириллов, иллюстрации, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора…
Древние римляне с особым почтением относились к числу «7». По традиции Рим был основан на семи холмах и правили им семь царей. Как вы сами понимаете, холмов было больше и некоторые из них имели две верхушки.
Период царского правления до основания Республики длился около 250 лет. В то время средняя жизнь человека была короткой, а особенно тех, кто приходил к власти. Так что правление Рима всего лишь семью царями не может быть правдоподобным. Скажем, что в историю вошли названия основных семи холмов и имена самых важных царей.
Следуя традиции такого излюбленного римлянам числа «7», я также обращаю ваше внимание на выдающиеся и особо любимые туристами семь мест в Риме.
Рим – город противоречий, который часто ассоциируется с могуществом Римской империи и монументальностью. Он был столицей языческой империи, а стал столицей христианства. Здесь нa протяжении веков жесткая и беспощадная борьба за власть одновременно уживалась с проявлением утонченного вкуса в искусстве, живописи и архитектуре.
Ну что, одеваем удобную обувь, чтобы не обивать ноги о римский булыжник, берём с собой бутылочку воды, фотоаппарат, хорошее настроение и в путь…
ПАНТЕОН
«Места наши до того переполнены бессмертными, что здесь легче на бога наткнуться, чем на человека»
Это особенное место в Риме. Здесь находится один из самых античных храмов в мире, который действует до сих пор – Пантеон.
Пантеон был построен почти 2 тысячи лет тому назад и хранит в себе множество сюрпризов и секретов. Во время экскурсий часто задают следующие вопросы: «Для чего сделали отверстие в куполе? Почему Пантеон не был разрушен, как и другие древнеримские строения? Как был построен несомкнутый купол из неармированного цемента весом в 5 тысяч тонн и диаметром в 43,3 м?»
Мы до сих пор точно не знаем, кто был его архитектором, как он первоначально назывался и какая была истинная цель строительства Пантеона.
А сейчас немного исторической информации
Пантеон (греч. Pàntheion) – один из самых знаменитых и совершенных памятников Древнего Рима. В переводе с греческого языка его название означает «храм, посвящённый всем богам».
Уже тогда, в древние времена, Пантеон был построен с помощью революционных технологий и сейчас является уникальным примером античной архитектуры. В большинстве случаев священные храмы были построены таким образом, чтобы ими восхищались с внешней стороны, не заходя внутрь. Это было запрещено простым смертным. И только жрецы имели доступ. А вот в Пантеоне этого критерия не придерживались. Несомненно, он был внешне монументален, но поражал и восхищал именно своим внутренним убранством.
Также это один из самых лучше всего сохранившихся языческих древнеримских храмов, благодаря тому, что уже в средние века (13 мая 609 года) папа Бонифаций IV обратил его в христианскую католическую церковь, посвящённую Святой Деве Марии и Святым Мученикам (Santa Maria ad Martyres).
Первоначальный Пантеон был построен в 27 – 25 гг. до н. э. Марком Випсанием Агриппой, зятем императора Августа в честь божественных защитников рода Юлиев (gens Julia). Здесь первоначально поклонялись богам-хранителям рода Августа, богам 7 Планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Об авторстве Агриппы свидетельствует надпись под тимпаном портика: «M. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Конечно, в данный момент, эта надпись не совсем актуальна, так как храм, построенный Агриппой, был разрушен пожаром в 80 году н.э. и заново восстановлен в нынешнем виде императором Адрианом в период между 118 и 125 гг. н.э.. Всего за 7 лет!
Раскопки обнаружили, что здание, сооружённое Агриппой, имело прямоугольный план и было ориентировано в противоположном нынешнему направлении, то есть на юг. А император-философ Адриан всё же предпочитал округлую форму. Поэтому его Пантеон и Мавзолей построены именно таким образом. Некоторые учёные считают, что архитектором этого грандиозного проекта был Аполлодор, а другие – сам император Адриан.
Входим в Пантеон через портик, потолок которого в Древнем Риме был покрыт бронзой. Восхищают своей мощью 16 монолитных гранитных колонн портика серого и розового цвета, привезённых из Египта. Представьте только, сколько тысяч километров им пришлось преодолеть при транспортировке!
Также удивлению нет предела, когда мы смотрим на оригинальные 7 метровые бронзовые врата храма (138 г. н.э.) и видим, что они до сих пор находятся на своём месте и функциональны! Каждый вечер эти врата закрывают на ключ. Вот что значит качество «made in ancient Rome». Это самые высокие бронзовые врата античности!
Заходим внутрь этого чуда архитектуры с потрясающей акустикой и замечаем, что Пантеон представляет собой огромную круглую постройку с величественным кессонным куполом, имеющим диаметр 43,30 м., равным высоте. Таким образом внутри Пантеона смог бы поместиться шар размером в 43,30 м.. Римские архитекторы часто строили купола, но ни один из них и близко не походил на размеры Пантеона. Обычно они были в 2 раза меньше. Конечно же, размеры купола впечатляют и сегодня! Они были достигнуты только в 1400 году архитектором Брунеллески при строительстве Дуомо во Флоренции.
Купол Пантеона поддерживают стены шириной в 6 м. Этот истинный шедевр инженерного искусства был создан целиком на деревянной опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов. В его строительстве использовалось 5 видов цемента.
Пантеон освещается только через центральное отверстие диаметром в 9 метров, так называемый oculus (глаз). Смотря на сегодняшний купол серого цвета, необходимо немного пофантазировать и представить, что первоначально он был темно синим, а в каждом кессонном отверстии (каждом квадратике) находились бронзовые позолоченные звезды.
Есть утверждение, что эти звезды, как и бронза, находившаяся в портике, пошли на сооружение балдахина папского алтаря в центре Собора святого Петра и на выплавку 80 пушек, также необходимых папе Римскому Барберини (Barberini). После этого в Риме появилась поговорка, что «то, что не сделали варвары, сделали Барберини» («Quod non fecerunt Barbari, fecerunt Barberini»).
Хотя совсем недавнее исследование ученого Луиса Райса, который имел доступ к секретным папским архивам, говорит об обратном: в балдахине Бернини нет ни капли античной бронзы, снятой с Пантеона. Она вся полностью ушла на выплавку пушек. В данный момент эта информация доступна только на английском языке, а в итальянскую прессу попала благодаря историку искусства Томазо Монтанари.
А так как в куполе есть отверстие, то возникает вопрос: «Что же происходит, когда идет дождь? Попадает ли вода внутрь?»
Конечно же, вода попадает. Правда, её минимальное количество, так как тёплый воздух выталкивает воду из-за так называемого эффекта камина.
Посмотрите внимательно на мраморный пол храма. Здесь находятся 22 дырочки для слива воды. Во время дождя центральную часть Пантеона перекрывают, чтобы никто из туристов не поскользнулся.
Бывший языческий храм со временем превратился в мавзолей великих людей. В Пантеоне покоятся останки великого художника Рафаэля Санти, пожелавшего быть погребённым здесь, архитекторов Бальдассаре Перуцци, Виньола, а также королей Виктора Эммануила II, Умберто I и королевы Маргариты.
Пантеон по положениям Латеранского договора приобретает статус национальной церкви всех итальянцев. Такое новшество впервые было зарегистрировано в истории Италии.
Картина Ипполита Каффи «Veduta di piazza del Pantheon» запечатлела нелепые башни-колокольни («ослиные уши»), пристроенные к Пантеону по проекту Бернини. Они были высмеяны и удалены в 1883г.
Интересные факты
* Мраморный пол, отреставрированный в 1873 г., до сих пор сохраняет свой первоначальный вид.
* Кирпичные арки, встроенные в стену, которые мы видим с внешней стороны Пантеона, играют роль опоры, равномерно распределяя вес купола.
На могиле Рафаэля есть чудесная надпись кардинала, гуманиста, филолога и историка Пьетро Бембо, латинская проза которого не уступает классической: «Ille hic est Raphael timuit quo sospite vinci rerum magna parens et mori», что в переводе означает: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая прародительница всего сущего боялась быть побеждённой, а после его смерти она сама боялась умереть».
* Легенда гласит, что здесь иногда можно увидеть призрак Форнарины, возлюбленной художника, которая преподносит ему цветы.
Легенда 1
По преданию Пантеон был построен на том же самом месте Кампо Марцио, откуда вознёсся в небеса Ромул, основатель города Рима.
Легенда 2
В VII веке византийский император Фока подарил Пантеон Папе Бонифацию IV.
Папа, недолго думая, решает переделать его в христианский храм, посвящённый всем мученикам. По повелению папы в Пантеон были привезены из катакомб Рима 28 карет с останками первых христианских мучеников, которые были захоронены под главным алтарём. Во время торжественной церемонии освящения новой церкви при пении «Gloria», присутствующие в храме увидели стаи «дьяволов», которые вылетали из отверстия купола. Так языческие боги покидали своё пристанище…
Легенда 3
До сих пор современные инженеры любят поспорить о технике строительства купола Пантеона. Поражает то, что он не был сомкнут и при его строительстве использовался неармированный цемент. Вот задача-то!
До нас дошла легенда, в которой говорится, что чтобы построить купол, внутри Пантеон засыпали землёй и в эту землю понемногу подбрасывали золотые монетки. Как вы думаете, для чего?
Правильно! Когда купол был закончен, был дан приказ выносить землю и очистить Пантеон. Все монеты, которые найдут работники при её выносе, останутся у них. Легенда гласит, что храм был расчищен в рекордный срок!
Domenica delle Rose. Каждый год в день Пятидесятницы (50-й день после Пасхи, день Святой Троицы) во время торжественной мессы в Пантеоне можно стать свидетелем очень своеобразного дождя. Через 9-ти метровое отверстие в куполе на присутствующих ниспадают тысячи лепестков алых роз. Это сценическое представление символизирует собой снисхождение Святого Духа.
Мощь и прочность, утилитарность и ослепляющая красота, плюс доза человеческой гениальности – являются формулой римского строительства, оставшегося на века!
ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ
* Вы никогда не задумывались, кто придумал СПА центры?
* Что означает такая модная сегодня аббревиатура СПА?
* Чем являлись термы?
* Кто их посещал и как часто?
* Во что были одеты римляне, посещавшие термы?
В современном мире обращается много внимания идее здорового духа и тела. Сразу же на ум приходит фраза: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Правда, мы выучили данную фразу не до конца. На самом деле она звучит так:
«В здоровом теле здоровый дух – большая редкость» или же дословно: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». «Órandúm (e) st ut sít mens sán (a) in córpore sáno», – так говорил Децим Ювенал (Сатира Х, строка 356).
Как же мылись древние римляне? Понятно, что душа у них ещё не было. Редко у кого была проточная вода в доме, за исключением очень богатых людей, которые жили в домусах (domus). Большинство римлян ходили мыться в термы. И самыми знаменитыми и хорошо сохранившимися термами в Риме являются термы Каракаллы.
Этот грандиозный архитектурный комплекс занимал площадь более чем 11 гектар. Был начат императором Каракаллой в 212 году и завершён в 217 году н.э.. Построен всего за 5 лет!
Уже в период Древнего Рима эти термы считались одним из 7 чудес Рима!
Термы Каракаллы были обнесены очень высокой и широкой стеной, внутри которой находились портики и даже помещались 2 библиотеки. Книги одной библиотеки были написаны на латинском языке, а другой – на греческом. Римляне прекрасно осознавали и признавали тот факт, что хоть они и покорили Грецию, но были завоёваны её культурой! Детей богатых римлян часто воспитывали греческие философы. Каждый достойный римлянин изучал греческий язык. Таким образом римляне в термах объединяли пользу тренировки мозга, посещая библиотеку, с тренировкой тела в палестрах.
Термы состояли из огромных залов, портиков, фонтанов и садов, гимнастических палестр и помещений для массажей. «Маршрут здоровья» включал посещение бассейнов с тёплой водой – тепидария (tepidarium) и с горячей – кальдария (calidarium), покрытого огромным куполом, а также самого жаркого зала, напоминающего турецкую баню – laconicum. Мужчины завершали моцион купанием в бассейне с прохладной водой – фригидарии (frigidarium). А любимым местом отдыха римлян был большой «олимпийский» бассейн – натацио (natatio) (58м х 24 м).
Нельзя не упомянуть, что в термах находился один из самых больших языческих храмов в Риме, посвящённых культу Митры (Mitreo).
Как видите, римляне в термах учли всё: здоровье тела, чистоту души, развитие ума и эстетического вкуса посетителей всех сословий.
Все залы были украшены редчайшими видами мрамора, величественными колоннами и изящными статуями, привезёнными со всего Средиземноморья.
Планиметрия Терм Каракаллы.
Термы Каракаллы ещё называли «народными виллами», где все сооружения, удобства, декорации «класса люкс» были посвящены именно народу. Каждый мог насладиться этой красотой всласть, не зависимо от его социального положения или наличия денег. Пользоваться услугами терм могли одновременно до 1600 человек. Здесь можно было увидеть молодых и пожилых, богатых и бедных, мужчин и женщин, детей, воинов и рабов, сенаторов и даже самого императора. Помните поговорку, что в банях все равны? Вот откуда она! В банях (термах) не было никогда никакого социального разделения. Сюда приходили мыться, заниматься гимнастическими упражнениями, развлекаться, читать, молиться, заключать контракты и расслабляться…
Мы что-то тоже переняли из этих традиций в современных СПА центрах.
Так вот, аббревиатура SPA (СПА) означает: «Salus Per Aquam» – «здоровье благодаря воде».
Ещё один вопрос, который любят задавать дети, а родители потом удивляются ответу: «Во что были одеты римляне в банях?»
Мужчины носили subligar (нижнее льняное бельё), а женщины – одеяние, очень напоминающее современный бикини. Мозаика, найденная на Сицилии, тому подтверждение:
Мозаика «Девушки в бикини». Ragazze in bikini, Piazza Armerina, Villa Romana del Casale, Sicilia.
При входе в термы необходимо было оплатить билет. Система расценок была очень своеобразной. Женщины платили в 2 раза больше, чем мужчины. Дети, солдаты и рабы посещали термы бесплатно. С детьми-то понятно, солдаты же находились на государственном содержании, а рабы не имели денег, но при этом они были обязаны быть чистыми, чтобы не заразить своих хозяев. Разумно!
В термах Каракаллы раздевалки (apodyterium) для мужчин и женщин находились в противоположных концах комплекса. Однако, те римляне, у которых была дорогая одежда, во избежание краж, сдавали её в гардероб. Это услуга была платной. Как видите, во все времена существовали жулики.
Люди, находившиеся в термах, даже не подозревали, что у них под ногами целый рабочий квартал, широкая сеть подземных галерей и даже мельница. Каждый день через эти широкие (6 м) и высокие (6 м) галереи проезжало огромное количество повозок, нагружённых дровами. Использовались тонны древесины как топливо для подогрева воды до нужной температуры. Исчезали целые леса, но римлян тогда это не заботило. Термы Каракаллы функционировали до 537 года, пока вторгшиеся варвары не разрушили водопровод Антонинов, который снабжал цистерны 80 000 л воды.
При археологических раскопках XVI века на территории терм были обнаружены уникальные предметы искусства. Среди них: Фарнезский Бык и Геркулес, хранящиеся сегодня в Национальном археологическом музее Неаполя. А в Музеях Ватикана мы можем увидеть впечатляющие своими размерами мраморные ванны и мозаику с изображением атлетов.
Позже большая часть мрамора, которая облицовывала термы, была использована при строительстве Палаццо Фарнезе в Риме. Здесь же на площади перед дворцом Фарнезе установили две огромные гранитные ванны и переделали их в фонтаны. Семья Фарнезе использовала термы Каракаллы, как свой личный карьер мрамора и древнеримских произведений искусства.
Термы можно посетить и сегодня. Особенно завораживают они зрителя теплыми летними вечерами во время оперных спектаклей и танцев, которые проходят в термах с 1937 года.
Под музыку Верди и Пуччини смотришь на всё это былое величие, шик, богатство Древнего Рима, и задумываешься о том, насколько же всё хрупко в этом мире.
Невольно вспоминаешь перстень царя Соломона, на котором было высечено: «И это пройдет»…
УСТА ИСТИНЫ
Церковь Санта Мария ин Космедин.
Те, кто любит Рим, не может не помнить знаменитую сцену из черно-белого фильма «Римские каникулы», когда Грегори Пек прячет запястье в рукаве пиджака, имитируя, что маска откусила ему руку. А Одри Хепберн делает вид, что она очень напугана! Прекрасные актёры. Как их не помнить!
* Где же находится эта маска?
* Для чего все туристы пытаются повторить действие главного героя «Римских каникул»?
* Что представляет собой этот странный диск?
С левой стороны от портика церкви Санта Мария ин Космедин (VI век н.э.) можно увидеть большой мраморный диск с изображением сурового лика с открытыми устами, которое получило название «Уста истины». Этот диск находится здесь с 1632 года. На самом же деле, речь идёт о заглушке античного водостока, на котором высечено изображение речного божества или кричащего фавна. По традиции божество считалось «неподкупным судьёй», а если сказать современным языком, то было настоящим детектором лжи!
Легенда гласит, что честные люди могут спокойно вложить в уста из камня свою руку, и они не закроются. А вот лживые люди, положившие руку в это отверстие, поклявшиеся против истины, рискуют лишиться руки!
Сегодня огромная очередь туристов толпится у входа в церковь, чтобы увидеть на своём примере, работает ли ещё этот древний «определитель честности» или нет?
Сцена из фильма «Римские каникулы».
В античном Риме на том месте, где сейчас находится маска, был Бычий рынок – Боарский Форум – место для торговцев и менял. И не все они отличались честностью. Теперь понимаете, откуда «ноги растут»? Этот Форум играл очень важную роль в религиозной и экономической жизни общества.
Легенда 1
Говорят, чтобы народ поверил в правосудие маски, эту легенду нужно было подкрепить фактами. В средние века за стеной стоял палач, которому судьи, уверенные в том, что подсудимый лжёт, подавали тайный знак, и он отсекал руку.
Легенда 2
К маске мужья приводили жён, а жёны – своих мужей, чтобы проверить их на верность. До нас дошла очень интересная легенда об одной женщине, согрешившей перед супругом. Слухи о её измене дошли до бедняги мужа, и он решил отвести жену к Устам Истины. Правда, предупредив её за день до этого. Женщина думала-думала и придумала… Попросила своего любовника, чтобы он притворился сумасшедшим, и в тот момент, когда её муж будет подводить к маске, напал на неё при всех, стал обнимать и целовать. Конечно же, эта просьба немного смутила молодого человека, но он не мог ей отказать. Так и сделал.
Тогда, подойдя к маске и положив кисть руки в щель Уст Истины, женщина со спокойной совестью поклялась, что в её жизни никто, кроме её мужа и этого сумасшедшего, не целовал. Понятно, что рука женщины была спасена, а вот Маска потеряла свой дар правосудия!
Вот такая история. Как говориться, настоящая женщина всегда выкрутится из безвыходного положения!
КОЛОННА МАРКА АВРЕЛИЯ
Прогуливаясь по одной из центральных шопинговых улиц via del Corso, вы обязательно остановитесь на прекрасной площади Piazza Colonna, в центре которой возвышается знаменитая колонна Марка Аврелия. Также её называют Антониана, ведь император Марк Аврелий был из династии Антонинов.
Колонна была воздвигнута после смерти Марка Аврелия (после 180 года, но раньше 196 г. н.э.) в честь победы императора-философа над племенами, обитавшими на берегах Дуная. И спираль барельефов, огибающих колонну, описывает эти события.
* Колонна изготовлена из белого каррарского мрамора (marmo lunense).
* 20 витков барельефа, 116 сцен:
* в нижней части колонны 55 сцен описывает войну с германцами (171 – 172 гг. н.э.) и маркоманнами (172 – 173 гг. н.э.),
* в верхней части 61 эпизод описывает войну с сарматами (174 – 175 гг. н.э.).
* Высота колонны – 42 м.
(Первоначально колонна была выше, так как две трети пьедестала находится до сих пор под землей).
* Диаметр колонны – 3,7 м.
* Внутри ведёт наверх винтовая лестница шириной 74 см с 203 ступенями.
*Впервые в истории античного искусства были изображены сцены с чудесами природы: мистическая молния, которая ударила в ответ на молитву императора; дождь, который утолил жажду римских воинов и заставил спасаться варваров от наводнения.
Конечно же, идея строительства была скопирована с другой подобной колонны – колонны императора Траяна, находящейся на Троянском Форуме. Однако, в создании двух памятников есть интервал в почти 80 лет и уже видны различия в художественной манере исполнения. Сцены баталий на колонне Марка Аврелия выглядят проще и более чётче. Император изображён всегда в фронтальной позиции, выше всех и вдали от других.
Сегодня же колонну венчает не статуя победителя, а статуя святого Павла, водружённая в 1589 году по приказанию папы Сикста V.
Колонна Марка Аврелия хорошо сохранилась до наших дней благодаря тому, что с X века папа Agapito II и Giovanni XII доверили уход за ней монахам бенедиктинцам из церкви San Silvestro in Capite и церкви Sant’Andrea, которая сегодня так и называется «de columna».
Внимание! Это не конец книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник