Для цитирования : Исупова О.Г. Семейная политика в развитых странах //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/ 2016/0701/tema01.php
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Семейная политика в развитых странах
Над темой номера работала
Режимы семейной политики глазами исследователей
Семейная политика проводится во многих развитых странах, но подходы к ней не везде одинаковы — сказываются различия и исторической традиции, и современных представлений о взаимодействии государства и семьи. Различия в подходах сказываются и на практике семейной политики, что дает основания говорить о ее разных режимах. Исследователи, пытаясь обобщить накопленный разными странами опыт, предлагают различные типологии таких режимов.
Наиболее популярная, в своем роде, классическая, типология режимов семейной политики[2] выглядит следующим образом:
Либеральный режим, помощь семьям осуществляется по «остаточному» принципу, так, чтобы помощь была оказана только наиболее нуждающимся, а остальные решают свои проблемы с помощью рыночных средств и механизмов, эта модель доминирует в англоговорящих странах. Ее давние истоки можно проследить вплоть до 1598 года, когда в Великобритании был принят «Закон о бедных». Эту идеологию в значительной мере разделяют международные финансовые институты, помогающие развивающимся странам.
Социально-демократические режимы, напротив, отдают предпочтение универсализму, основываются на принципе солидарности всех членов общества, согласно которому пособия и услуги должны доставаться всем на равных условиях (характерны для Швеции, других скандинавских стран, Нидерландов).
Корпоративистские режимы также стремятся к универсализму, но изначально здесь дополнительные блага распределялись пропорционально вкладу индивидов в национальную экономику, и только затем постепенно распространялись на все общество в целом. Такие режимы сложились в странах, которые несколько позже совершили «большой скачок» в экономическом развитии (Германия, Япония). Исторически к этому типу относится и Франция.
К этой типологии можно добавить также средиземноморской режим, включающий страны Южной Европы, где изначально была очень сильна идеология семейной поддержки как основной в жизни людей.
За прошедшие с момента ее появления годы эта типология подвергалась как критике, так и модификациям, мнение большинства экспертов на данный момент таково, что, хотя она и верно отражает историческую реальность, с 1990 года многое изменилось, некоторые страны перешли из одной группы в другую, к тому же добавились новые страны с развитыми семейно-политическими системами, опыт которых также нуждается в осмыслении. Поэтому необходимо создание новых классификаций с учетом созданных ранее.
Одну из новых классификаций режимов семейной политики предложили А. Эйрнс и Т. Бойе из Университета Рокилда[3] в Дании в 2009 году. Данная классификация базируется на:
Стремлении, высказанном странами-членами Евросоюза, создать дружественную по отношению семье социальной среду, обеспечивающую возможность поддержания баланса между семьей и работой.
Изучении реальных стратегий домохозяйств в попытках примирить противоречивые требования со стороны рынка труда, с одной стороны, и семьи – с другой.
При составлении своей типологии, авторы принимали во внимание:
Структуру семьи и гендерные отношения — кто кормилец, кто выполняет домашнюю работу;
Фамилиализацию / дефамилиализацию — как организовано выполнение и предоставление заботы: внутри семьи или вне ее;
Права социального гражданства — право получать заботу и право ее предоставлять.
Другие типологии кажутся авторам проблематичными, поскольку принимают во внимание не все стороны наблюдаемых режимов семейной политики, базируются, прежде всего, на данных по странам Северной и Западной Европы, включают в число возможных агентов предоставления заботы о семье только государство и рынок, недостаточно учитывают семью как таковую и ее внутреннюю динамику на разных этапах ее жизненного цикла.
Кластерный анализ элементов политики позволил авторам выделить следующие режимы:
Кластер 1: Модель включает длительный отпуск по уходу за ребенком, частичный рабочий день. Яркие представители этого кластера — Германия, Австрия и Люксембург. В этих странах длительный отпуск по уходу за ребенком, относительно хорошо оплачиваемый. Для большинства матерей этот отпуск затем продолжается еще более долгим периодом вне рынка труда и уже неоплачиваемой заботы о детях. Уровень частичной занятости также высок, к ней обращаются матери, когда период интенсивной заботы о детях заканчивается. Это частичная занятость на нестабильных рабочих местах с небольшим числом часов работы в неделю. При этом уровень затрат государства на семейную политику весьма высок, так как оплата долгих отпусков по уходу за ребенком весьма щедрая.
Кластер 2: Модель предполагает короткий отпуск по уходу за ребенком и занятость неполное рабочее время. В этот кластер входят Великобритания и Нидерланды. В этих странах родительский отпуск довольно короткий и плохо оплачиваемый, уровень развития учреждений по уходу за малолетними детьми (в возрасте 0-3 года) довольно скромный, а часы их работы слишком недолгие. Уход за детьми в таких учреждениях весьма часто комбинируется с работой матерей в течение неполного рабочего дня. Частичная занятость женщин, с другой стороны, как правило, предполагает именно сокращенные рабочие часы.
Кластер 3: Модель экстенсивной семейной политики. Характерными представителями являются Дания, Швеция, Франция и Бельгия. Здесь существуют права на родительский отпуск практически для всех категорий работающего населения с достаточно щедрой оплатой в этот период, высокий уровень развития учреждений по уходу за малолетними детьми (0-3 года) при интенсивном их использовании населением, высокий уровень занятости матерей в рыночной экономике, высокий уровень затрат на семейную политику.
Кластер 4: Модель семейной заботы. К этому кластеру относятся все южноевропейские страны и две балтийские страны. Период отпуска по уходу за ребенком варьируется, но везде он весьма плохо оплачивается, таким образом вынуждая матерей рассчитывать на мужчину-кормильца. Учреждений по уходу за детьми недостаточно, и, если они доступны, часы их работы коротки и неудобны для работающих родителей. К тому же обычно стоимость их услуг высока. В результате пропорция работающих даже неполное время матерей очень мала.
Кластер 5: Модель продолжительного отпуска по уходу за ребенком. Характерна для Венгрии, Польши и Чехии, а также Литвы и Финляндии. Здесь отпуск по уходу за ребенком очень длительный, до трех лет на каждого ребенка. За исключением Финляндии, система яслей/детских садов развита мало и/или мало используется. Опять же, за исключением Финляндии, мало матерей, работающих неполное рабочее время. После отпуска по уходу, за детьми ухаживают другие члены семьи, частные учреждения или няни.
Тип семейной политики влияет на практики материнского ухода за детьми и стратегии домохозяйств в их попытках сочетать оплачиваемую работу, неоплачиваемую работу и обязанности по заботе о членах семьи.
Для модели (кластера) 1 характерно присутствие матери дома в течение периода длительного отпуска по уходу за ребенком и затем, если она и возвращаются на работу, то, как правило, это рабочее место с неполным временем и крайне низкой зарплатой.
Модель 2 предполагает короткий отпуск, учреждений по уходу за ребенком также недостаточно и они часто недешевы, матери либо работают неполное время, либо покидают рынок труда совсем.
В странах с моделью 3 матери выходят на работу по истечении 6-месячного отпуска по уходу за ребенком, а в дальнейшей заботе о детях полагаются в основном на широко распространенные государственные или муниципальные ясли/детские сады.
Модель 4 приводит к поляризации: здесь часть матерей выходит на работу как можно скорее после рождения ребенка, полагаясь на помощь бабушек и дедушек в уходе за ним, другая часть матерей совсем не участвует в рынке труда.
В странах с моделью 5 матери остаются дома с ребенком очень долго, но, в типичном случае, возвращаются на работу с полной занятостью, когда их детям исполняется 3 года. Дети после этого остаются с бабушками и дедушками.
Большая часть предложений в области семейной политики в Евросоюзе фокусируется на том, чтобы обеспечить женщинам доступ к рабочим местам, убирая барьеры, стоящие перед ними на пути к участию в рынке труда, — но не на обеспечении равенства в области семейных отношений и повседневных практик домохозяйств. Ни одно из государств Евросоюза, даже и проводя дружественную по отношению к семье политику, не рассматривает мужчин и женщин на равных основаниях, адресуясь только к отдельным частям системы организации семейной заботы, но не ко всей этой системе в целом.
Указанные выше авторы, разрабатывая предложения для Евросоюза, предлагают следующие меры, которые, с их точки зрения, могли бы улучшить ситуацию и дать родителям больше выбора в области сочетания работы и семейной заботы:
Введение, всеми государствами — членами Евросоюза родительских отпусков как для матерей, так и для отцов;
Усиление инвестиций в развитие общественных яслей и детских садов, доступных по цене и работающих в течение полного рабочего дня;
Усиление возможностей для того, чтобы родители могли взять дополнительный короткий отпуск или «отпуск» с продолжением работы неполное время, но на основном рабочем месте, что увеличивает тем самым совокупность возможных вариантов сочетания работы и семейной заботы;
Обеспечение родителям защищенного законом права возвращения на их рабочее место по истечении периода отпуска по уходу за ребенком.
Источник
Семейная политика развитых странах
№ 353 — 354 17 — 30 ноября 2008
Электронная версия бюллетеня Население и общество Институт демографии Государственного университета — Высшей школы экономики
Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели
Различия между развитым странами в уровне рождаемости – среднем числе рождений на одну женщину – иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща. Что представляет собой такая семейная политика в развитых странах и на что она направлена? Оливье Тевенон сопоставляет существующие направления политики, используя базу данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Демографическая эволюция последних десятилетий привела большую часть развитых стран к необходимости введения в действие или усиления мер помощи семьям. Снижение рождаемости, начиная с 1970-х годов, повлекло за собой значительное снижение числа рождений, которое оценивается как опасное в долговременном плане. Так как число детей в семье часто оказывалось меньше того, которое указывалось при опросах населения как желаемое, помощь нацелена на реализацию этих пожеланий и направлена на устранение препятствий рождению ребенка. Увеличение числа разводов, повторных браков, так же, как и увеличение числа внебрачных рождений и числа одиноких родителей, побудили страны усиливать социальную помощь семьям, в частности, тем, которые находятся в трудном положении. Параллельно, страны пытались поощрять женскую занятость, облегчая родителям совмещение профессиональной деятельности и семейной жизни. В общей сложности, инвестиции государств в пособия и финансирование услуг семьям, увеличились в значительной степени, достигнув в среднем 2,4% ВВП в 2003 году в странах ОЭСР по сравнению с 1,6 % ВВП в 1980 году.
Противоречат ли друг другу занятость женщин и рождаемость?
В то же время, семейная политика в разных странах различна. В некоторых странах она существует с давних пор и изменялась со времени ее введения, чтобы лучше приспособиться к новым рискам, которым подвергаются семьи. В других, она появилась не так давно и пока еще включает довольно разнородные социальные меры.
Задачи ее различны, и приоритеты формулируются по-разному: повышение рождаемости, лучшее совмещение работы и семейной жизни, борьба с экономическим неравенством и бедностью семей, помощь в уходе за детьми и их воспитании или более равномерное разделение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами.
Две цели – повышение уровня женской занятости и увеличение рождаемости – могут показаться на первый взгляд противоречивыми. Но это – привычное клише; на деле, напротив, сегодня рождаемость выше именно в тех странах, где высок уровень занятости женщин (график 1).
График 1. Коэффициент рождаемости и уровень занятости женщин в странах ОЭСР в 2005 году
Северные страны: существенная поддержка семей с маленькими детьми
Сравним семейную политику различных стран, используя базу данных о «положении семей и семейной политике», разработанную ОЭСР 2 , и располагая страны на двух осях. Две группы стран выделяются с первого взгляда: северные страны, расположенные справа на графике, и страны Юга Европы и англо-саксонские страны, расположенные слева. Это противопоставление основано, главным образом, на различии в поддержке семей с детьми до трех лет, предоставляемой либо в форме отпусков, либо в форме услуг по уходу за детьми работающих родителей. Отпуск в северных странах продолжительнее, чем в остальных: 53 рабочих недели, приведенных к полному рабочему дню и средней заработной плате, в Швеции и 47 недель в Дании против всего лишь 27 недель, в среднем, по всем странах ОЭСР 3 .
Для отцов также продолжительность отпуска, который им полагается, здесь больше, чем в других странах: 13 недель в Исландии, 11 – в Швеции, тогда как средняя продолжительность отпуска в странах ОЭСР в целом составляет лишь одну неделю. Тем не менее и здесь отпуск, предназначенный для отцов, — лишь малая часть общей длительности родительского отпуска, обычно используемого в основном женщинами. В общей сложности, расходы, связанные с предоставлением отпусков, в северных странах явно наиболее значительны, достигая в среднем на каждого ребенка 57% ВВП на душу населения по сравнению с 25% ВВП в других странах и только 5% в англо-саксонских странах.
Сверх того, в северных странах 4 уровень пользования государственными услугами по уходу за детьми намного выше, здесь чуть более половины детей до трех лет посещают ясли, в то время как для остальных стран эта пропорция составляет меньше одной пятой. Сумма, выделяемая на одного ребенка, также выше: 5758 долларов по паритету покупательной способности, в среднем, в северных странах, против 2520 долларов, в среднем, для всех стран. Объем денежных пособий, предоставляемых семьям, напротив, ниже среднего. И они в первую очередь идут семьям с низким доходом.
В общей сложности, инвестиции, реализуемые в виде услуг по уходу и воспитанию детей до 6 лет, более высоки в северных странах и, в среднем, составляют 1,6% ВВП против 0,7% в других странах (всего 0,6% в англо-саксонских и азиатских странах и 0,7% в странах южной Европы).
График 2. Страны ОЭСР согласно их семейной политике
Замечание о методе анализа: Сходства и различия между странами ОЭСР были получены в результате расположения каждой страны на двух осях благодаря анализу двух главных составляющих. Горизонтальная ось выражает наиболее сильное противопоставление, которое заключается в помощи в форме отпусков и сервисной поддержке при наличии ребенка младше трех лет в семье. Вертикальная ось противопоставляет страны исходя из продолжительности родительского отпуска и степени направленности финансовой помощи семьям с низкими доходами. Источник: ОЭСР
Дания: значительное вмешательство государства
Дания и Исландия отличаются от других европейских стран (график 2) отчасти по одной и той же причине: доступность детских учреждений для детей до трех лет в этих двух странах очень высока (62% в Дании и 59% в Исландии). В Дании, кроме того, высок уровень расходов на обеспечение детских учреждений (2,3% ВВП). К тому же в Дании, как и в остальных северных странах, часть дохода, исключаемого из налогообложения в случае выхода на работу, намного выше, чем в других стран. Это можно рассматривать как противовес таким мерам как относительно значительная помощь в форме оплачиваемого отпуска и услуг по уходу за ребенком, который позволяет сочетать работу с наличием маленького ребенка.
Дания представляет собой, без сомнения, образец наиболее удачной модели, основанной на сильном общественном вмешательстве, предлагающем непрерывную и значительную поддержку, позволяющую родителям сочетать работу и семейную жизнь. Система обеспечивает довольно существенную финансовую поддержку в течение всего периода отпуска. Хотя отпуск относительно невелик по времени, это возмещается легкой доступностью учреждений для маленьких детей, затем учреждений дошкольного и школьного образования. В этих условиях, уровень рождаемости оказывается одним из самых высоких среди стран ОЭСР, что сочетается с очень высоким уровнем занятости женщин, работающих полный рабочий день. Довольно высокая занятость женщин сопровождается, тем не менее, значительным профессиональным неравенством между мужчинами и женщинами.
Англо-саксонские страны: помощь детям дошкольного возраста и детям из бедных семей
В отличие от северных стран, англосаксонские страны, Японию, Корею и страны Южной Европы сближает то, что меры помощи, способствующие сочетанию работы и ухода за ребенком до трех лет, в них менее существенны. Прежде всего, послеродовой отпуск здесь плохо оплачивается, а иногда и вовсе не оплачивается. Услуги по уходу за ребенком и его воспитанию в целом также менее развиты, хотя между странами существуют большие различия. Кроме того, публичные расходы в основном направлены на дошкольное образование. Расходы на одного ребенка в возрасте до трех лет и посещаемость учреждений по уходу за ними гораздо ниже, чем в возрасте от 3 до 6 лет.
Англосаксонские страны, так же как Япония и Корея, отличаются, тем не менее, от стран Южной Европы по многим аспектам. Во-первых, поддержка семей с помощью пособий и налоговых льгот в них более значимы. Это основной способ вмешательства в этих странах, где социальные выплаты составляют 1,9% ВВП в отличие от 1,6% в среднем по странам (США является исключением: там затраты составляют 0,8%). Эта помощь вполне определенно адресована семьям с низкими доходами с целью противодействия их обеднению. Немногим более чем один ребенок из четырех (28%) все же имеет доступ к услугам по уходу, нередко частным, тогда как в среднем по всем странам – несколько меньше одного из четырех (23%).
Иначе говоря, англосаксонские страны характеризуются ограниченной общественной помощью родителям с детьми до 3-х лет, облегчающей сочетание работы и семейной жизни. Более значительные государственные инвестиции направляются на развитие дошкольных учреждений для детей, достигших 3-х лет, и рассчитанных чаще всего на пребывание в них неполный день. Главная цель — предоставить дошкольникам образование, обеспечивающее детям равенство шансов. В таких условиях, сочетание работы и семейной жизни обеспечивается благодаря гибкости рынка труда, которая позволяет сменить работу, не будучи вовлеченным в слишком долгий период безработицы, и, главным образом, дает возможность частичной занятости для женщин, имеющих маленького ребенка. Это сочетание опирается, таким образом, на сильную асимметрию в положении мужчин и женщин на рынке труда и предполагает отказ в случае рождения ребенка от некоторой части дохода, не компенсирующейся пособиями. В результате, доходы семей часто оказывается низкими, а уровень бедности в этих странах — один из самых высоких. Зато маневрирование, возможное благодаря особенностям рынка труда, позволяет этим странам поддерживать один из самых высоких уровней рождаемости.
Южная Европа: ограниченная помощь.
В других странах коэффициенты рождаемости и уровень женской занятости в целом значительно ниже. Они особенно низкие в странах Южной Европы с высоким уровнем бедности. Для этих стран характерна неразвитость семейной политики, о каких бы ее сторонах ни шла речь. Прежде всего, крайне невелик объем денежных выплат семьям. Родительский отпуск там тоже очень продолжительный, но он плохо оплачивается или не оплачивается вовсе. Португалия слегка выделяется в этой группе стран более короткими отпусками для родителей, большей ориентированностью денежных выплат на семьи с низкими доходами и большей доступностью учреждений по уходу за детьми до 3-х лет: в Португалии их посещают 23% детей, тогда как в Италии и Греции менее 7%. Такой же уровень доступности учреждений по уходу за маленькими детьми характерен и для Испании, но родительский отпуск там намного продолжительнее и он не оплачивается.
Другие страны – Центральной и Восточной Европы – занимают промежуточное положение. Только Франция и Венгрия выделяются показателями намного выше средних для всех видов помощи семьям. Прежде всего, длительность отпуска, приведенного к занятости при средней заработной плате, здесь выше, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. К тому же финансовая помощь семьям с ребенком (детьми), гораздо в меньшей степени, чем в других странах, ориентирована на семьи с низкими доходами. Затраты на все виды ухода за детьми здесь также более высоки, чем в среднем, но масштаб охвата такими услугами детей до трех лет во Франции (29%) 5 намного больше, чем в Венгрии (7%).
Французская модель: значительная помощь…
Итак, Франция занимает особое положение по сравнению с ее европейскими соседями 6 . С одной стороны, общие расходы на поддержку семей сравнительно высоки, так как, с учетом налоговых льгот, они достигают 3,8% ВВП, что ставит Францию на 3-е место среди стран ОЭСР, средняя для которых равна 2,4%. Охват учреждениями по уходу за детьми до трех лет здесь существенно более высок, чем в большинстве континентальных стран. Этому способствует практически всеобщая доступность детских садов для детей, начиная с 2-х–3-х летнего возраста. С другой стороны, если учитывать налоговые льготы, финансовая помощь семьям с детьми здесь значительнее, чем в северных странах. Эти трансферты весьма выгодны и обеспеченным семьям. В общем, помощь в денежной форме, доступность с раннего возраста детских учреждений и большая гибкость расписания в школе позволяют непрерывно сочетать работу и семейную жизнь на всех этапах жизни ребенка. Помощь предоставляется также и тем родителям, которые решают прервать свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься ребенком до 3-х лет.
Такое разнообразие помощи объясняется тем, что во Франции семейная политика имеет давние корни и преследует множественные цели 7 . Помощь семьям, лишенным средств, и защита доходов всех семей образуют стержень этой политики со времени ее появления в начале XX века. Поддержка рождаемости – также давняя цель, которая оправдывает большие выплаты многодетным семьям, каким бы ни был их первоначальный доход. 70-е годы XX века отмечены социализацией семейной политики, ориентированной на помощь семьям с одним родителем и на решение жилищного вопроса с учетом семейного положения. Стремление облегчить сочетании работы и семейной жизни становится также доминирующей темой с 1980-х; оно способствует расширению детских учреждений и финансовой помощи семьям, выбравшим индивидуальный уход за ребенком.
…которая, в зависимости от обстоятельств, то увеличивает, то сокращает уровень занятости
В любом случае, помощь семьям развивается очень амбивалентном контексте из-за бюджетных трудностей, роста массовой безработицы и «фамилиалистского» движения – все это благоприятствует помощи матерям которые сами занимаются своими маленькими детьми. Родительское пособие на воспитание было создано таким образом, чтобы помогать родителям троих детей (после 1985 года) и двоих детей (с 1994 года), которые прерывают свою профессиональную деятельность, для того чтобы заниматься маленьким ребенком до трех лет. Недавняя (2004 год) реформа пособия на новорожденного или усыновленного ребенка расширяет эту помощь, вводя для родителей возможность прерывания работы на 6 месяцев с момента рождения первого ребенка. Это, как и в других странах, таких как Финляндия, Норвегия, Австрия, система двойственной помощи, которая оказывается в случае, если родители прибегают к услугам по уходу за ребенком, чтобы продолжать свою профессиональную деятельность, и матерям, которые, наоборот, решают приостановить ее, чтобы самим заниматься маленьким ребенком. Однако специфика Франции заключается в том, что все виды помощи благоприятствуют, скорее, сохранению занятости на полный рабочий день после рождения первого ребенка и, скорее, прерыванию или сокращению работы после рождения последующих детей.
Эта особенность частично объясняет, почему во Франции уровень занятости на полный рабочий день женщин, имеющих одного маленького ребенка относительно выше по сравнению с другими континентальными странами, в то время как он сильно снижается с рождением последующих детей. Около 50% матерей, имеющих одного ребенка, работают полный рабочий день, тогда как менее 20% не работают. В то же время, менее 25% матерей троих или более детей работают полный рабочий день, тогда как 40% относятся к неработающим 8 . Это, вероятно, один из факторов, способствующих относительно высокому и устойчивому уровню рождаемости, наблюдаемому во Франции 9 . Этот успех подталкивает к общему пересмотру государственной семейной политики, с тем, чтобы, в первую очередь, увеличить ее вклад в борьбу против бедности; он также нацелен на повышение уровня занятости женщин, ставя под сомнение меры, побуждающие их уходить с рынка труда, и развивая систему услуг по уходу за детьми, которые стоят дешевле, чем место в яслях.
Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Инвестиции стран ОЭСР в эту сферу выросли с 1,65% ВВП в среднем в 1980 году до 2,4% в 2003 году. Одна из целей семейной политики – увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи, которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуя много средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.