Северные морские порты нашей страны

Содержание
  1. Топ-10 самых крупных морских портов России
  2. 10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
  3. 9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
  4. 8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
  5. 7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
  6. 6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
  7. 5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
  8. 4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
  9. 3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
  10. 2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
  11. 1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год
  12. Северный порт России. Названия городов крупных морской портов
  13. 1 ответ
  14. Знаете ответ?
  15. Предметы
  16. Новые вопросы
  17. Рейтинг сайта
  18. АРКТИЧЕСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ ЧАСТЬ 1.
  19. Мурманск
  20. Архангельск
  21. Беломорск
  22. Диксона
  23. Дудинка
  24. Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути
  25. Чем знаменит морской путь, что идет через Север
  26. Главные порты
  27. Проблемы развития СМП
  28. Интерес со стороны других стран
  29. Об администрации СМП
  30. Правила судоходства
  31. Трасса СМП
  32. Атомные ледоколы на СМП
  33. Экономические перспективы
  34. Роль государства
  35. Внимание со стороны Китая
  36. Президент России о СМП
  37. Значение СМП для России

Топ-10 самых крупных морских портов России

Российские морские пути издавна считались перспективными каналами торговли. Сначала по ним путешествовали суда с зерном и провизией, затем они сменились на лайнеры с пассажирами и туристами, после, по этим же каналам пошли суда с углем и лесной промышленностью, и, наконец, танкеры с нефтью.

Экономика страны во многом держится на прибыли от грузоперевозок. И большую роль здесь играют самые крупные морские порты России, рассмотрим топ-10 из них.

Читайте также:  Страны с высоким уровнем развития химического развития

10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год

Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.

Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.

9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год

Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.

На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.

В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.

8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год

Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.

Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.

А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.

7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год

Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.

Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.

С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.

После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.

6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год

Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.

Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.

5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год

Решение о строительстве порта «Приморского» принималось в конце 20 века. Тогда власти обратили внимание на то, что мощностей балтийских портов не хватало.

Кроме того, «ворота» в Калининграде не имели сообщения со страной по суше и находились таким образом отдельно. Такая ситуация вынуждала платить другим странам за использование их территорий и портов. В 1993 году было решено построить три новых порта – одним из них стал Приморский.

Его по плану сделали нефтеналивным по примеру крупнейшего порта времен СССР в Латвии. Первая очередь была сдана уже в начале 2000-х годов. Сейчас число причалов, на которые могут пришвартоваться танкеры, увеличилось до 4.

4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год

Крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге фактически состоит их двух: первый занимается торговым мореплаванием, а второй – пассажирами. Он растянулся на дельту Невы на востоке Финского залива.

Порт отличается огромным количеством причалов, объяснимым для его внушительных размеров – торговым, лесным, рыбным, судоремонтным, нефтеналивным терминалом и другими. Всех их объединяет сложная система каналов.

3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год

Финский залив богат на российские порты, и Усть-Луга тому лишнее подтверждение. Его история началась с 16 века, когда Россия поняла нехватку собственных ворот на Балтийском море.

Первый русский порт на берегах Балтики строился по указу Ивана Грозного. Важнейшая задача была реализована в самые короткие сроки – за три месяца. После этого в системе торговли начался переворот – царь запретил купцам продавать товары в Ревеле или Нарве, отмечая, что они должны общаться с немцами «на своей земле». Но долго прообраз первого порта не просуществовал – поражение в Ливонской войне забрало у России прибалтийские земли.

Повторно порт здесь был возведён лишь в 30-е годы 20 века, но и опять не с первого раза – война разрушила предприятие, и закончить стройку смогли лишь после ее окончания.

2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год

Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.

В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.

1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год

Порт Новороссийска – рекордсмен по многим параметрам. Во-первых, именно здесь расположена самая длинная линия причала на 8 километров. Во-вторых, это крупнейший порт на Черном море и во всем Краснодарском крае.

И, в-третьих, важность этих российских ворот, которые находятся на пересечении центральных транспортных каналов, связывающих страну с Ближним Востоком, Америкой, Африкой и Средиземноморьем, сложно переоценить.

Источник

Северный порт России. Названия городов крупных морской портов

1 ответ

20 портов России находятся на берегах морей Северного Ледовитого океана. По Северному морскому пути осуществляются грузоперевозки из европейской части России на Дальний Восток. Крупные морские порты есть на Белом, Баренцевом, Восточно-Сибирском, Карском, Беринговом морях и море Лаптевых.

Порты на Белом море:

  • Архангельск.
  • Витино (Мурманская область).
  • Кандалакша (Мурманская область).
  • Мезень (Архангельская область).
  • Онега (Архангельская область).

Порты Баренцева моря:

Порты Восточно-Сибирского моря:

Порты Карского моря:

  • Диксон.
  • Дудинка.
  • Амдерма (Ненецкий АО).
  • Сабетта (Ямало-Ненецкий АО).
  • Игарка (Красноярский край).

Порты моря Лаптевых:

Порты Берингова моря:

  • Анадырь.
  • Беринговский (Чукотский АО).
  • пгт. Провидения (Чукотский АО).
  • пгт. Эгвекинот (Чукотский АО).

Оценка: 4 ( 26 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Алиса Туманова 141
  2. 2. Капитан Немо 137
  3. 3. DExsaut 104
  4. 4. Alina 100
  5. 5. Юрий Острогов 80
  6. 6. Ирина Любимова 61
  7. 7. Игорь Проскуренко 60
  8. 8. Роман Богданов 59
  9. 9. Віка Бондар 56
  10. 10. Георгий Булдаков 54
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,766
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

АРКТИЧЕСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ ЧАСТЬ 1.

Россия имеет береговые линии вдоль Атлантического, Тихого и Арктического океанов. В стране есть несколько крупных и второстепенных портов, распределенных вдоль побережья океана и берегов ее судоходных рек.

Мурманск

Мурманск — портовый город, расположенный на берегу Кольского залива, впадГород расположен всего в 108 км от границы между Россией и Норвегией. Теплый Северный Атлантический поток гарантирует, что в течение большей части года порт остается свободным от льда. В порту также находится атомный ледокол «Атомфлот», который является единственным в своем роде в мире. Порт связан с Санкт-Петербургом и остальной Россией железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Он служит штаб-квартирой судоходного маршрута, который называют Северным морским путем.

Архангельск

Порт-Архангельск является административным центром одноименной области. Он простирается по обеим берегам Северной Двины, вблизи устья реки в Белом море. Он служил главным портом России до 1703 года. Порт соединен с другими частями страны воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. В настоящее время порт открыт в течение всего года благодаря внедрению технологии ледокола. Лесной и рыбный промысел процветает в портовом городе.

Беломорск

Беломорск — это морской порт, расположенный в устье Беломорско-Балтийского канала, на берегу Онежского залива. Город связан с другими важными городами России через Кировскую железную дорогу. В настоящее время порт в Беломорске разрабатывается для увеличения пропускной способности. Ледоколы используются для разрыва льда зимой.

Диксона

Порт Диксон расположен на Карском море, в устье Енисейского залива в России. Это самый северный порт России и самое северное поселение в Азии.

Дудинка

Дудинка — это порт, расположенный в нижнем течении реки Енисей, что обеспечивает доступ к морским судам. Порт используется для отправки угля, железной руды и цветных металлов. Портовый город обслуживается аэропортом Дудинка и Норильской железной дорогой.

Источник

Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через эти просторы пролегает Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с интересной историей и очень большими перспективами.

Чем знаменит морской путь, что идет через Север

Северный морской путь считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Он идет по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России. Начало Северного морского пути — в Карских Воротах. Заканчивается магистраль в Бухте Провидения. Общая длина Северного морского пути – порядка 5600 км, впервые все это расстояние прошла шведская мореплавательная экспедиция, возглавляемая Норденшельдом, в 1878-79 годах.

Северный морской путь активно использовался советскими мореходами в 1940-80-х годах. В 70-х по этой магистрали стали ходить ледоколы. После распада СССР здесь стали часто появляться зарубежные суда. Крупнейшие порты Северного морского пути находятся в Игарке, Диксоне, Тикси, Дудинке, Певеке и Провидении. Управление навигацией осуществляет Департамент морского транспорта РФ (при СССР это делал Главсевморпуть, а затем Министерство морфлота).

Главные порты

Северный морской путь начинается в Баренцевом море. Затем он продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути. Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, в районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку, заходя в море Лаптевых – через Нордвик, затем Тикси (дельта Лены), Амбарчик (устье Колымы), а также Певек и порт в Провидении.

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения. Северный морской путь – это магистраль, по которой перевозится лес, продукция машиностроения, уголь, стройматериалы, продукты питания, пушнина. Порты на Северном морском пути приспособлены к приему крупных ледокольных судов.

Проблемы развития СМП

Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений. Нужно будет совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать государственные структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо увеличивать ресурсы МЧС, улучшать инфраструктуру портов.

Кроме того, полагают аналитики, есть много нерешенных вопросов касательно нормативно-правовой базы, регулирующей движение судов по трассам СМП. Во многом этот аспект определит привлекательность магистрали для иностранных инвесторов – причем не только в сфере грузового судоходства как таковой, но также и в смежных сегментах. Таких как, например, арктический туризм. Есть много желающих совершить путешествие к Северному Полюсу, и компании из России могут стать крупнейшими в мире поставщикам подобных туристических сервисов.

Интерес со стороны других стран

По мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. Прежде всего речь идет о крупных державах Азиатско-Тихоокеанского региона – Китае и Индии. Интерес проявляют и небольшие, но влиятельные государства – такие как Сингапур. Ряд российских чиновников полагает, что нужны законодательные нормы, регулирующие движение морского транспорта для зарубежных судоходных компаний.

Ситуация, полагают эксперты, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции. Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения. Но есть юристы, которые уверены, что РФ имеет полное право управлять проходом судов по Северному морскому пути благодаря нормам Конвенции ООН по морскому праву, установленным в 1982 году.

Об администрации СМП

Главный государственный орган, который призван регулировать порядок плавания в СМП – это Администрация Северного морского пути, центральный кабинет которой расположен в Москве. Согласно нормам российских законов, судоходство в акватории этой магистрали осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявление на использование вод СМП. Администрация Северного морского пути рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем. Интересно, что процедура подачи заявления довольно осовременена: документы можно направлять в электронном виде, и притом на английском языке, что очень удобно для зарубежных мореплавателей. Администрация СМП рассматривает заявление до 10 рабочих дней и размещает свой ответ (решение о том, выдавать или не выдавать разрешение) на официальном сайте.

Правила судоходства

Северный морской путь России – магистраль, где существуют правила судоходства, определяемые законодательством РФ. Очень многие требования имеют отчетный характер. Например, если судно следует по СМП и пересекает Западный (Восточный) рубеж, то раз в сутки капитан корабля должен отправить в Администрацию Северного морского пути ключевые сведения о своем судне.

Среди них – географические координаты корабля, планируемое время нахождения в акватории СМП, точный курс, скорость, а также информация о наличии на пути следования судна льда. Капитан корабля обязуется немедленно оповестить Администрацию СМП об обнаруженных источниках загрязнения окружающей среды. Те виды судов, которые не могут двигаться в условиях плотной концентрации льда, должны согласовывать свои действия с ледокольным флотом и находиться на постоянной связи с администрацией СМП, чтобы при необходимости следовать указаниям по дальнейшему движению.

Трасса СМП

Некоторые мореплаватели предпочитают не оперировать таким термином, как трасса Северного морского пути, заменяя его понятием «площадь». Масштабы СМП, таким образом, простираются в рамках территориальных вод широтой в 12 миль и экономической зоны свободного движения судов длиной в 200 миль. Площадь СМП – от Карских Ворот до Берингова пролива.

Северный морской путь, по версии ряда мореплавателей – это комплекс из нескольких судоходных трасс. Их конкретная протяженность не имеет постоянной величины и зависит главным образом от сезонных изменений в толщине и расположении арктического льда. Северный морской путь – это более 70 крупных портов и пунктов. Есть сразу несколько районов России (Чукотка, морской берег Якутии и прилегающие регионы), для которых СМП – единственная магистраль, связывающая их с остальными частями страны.

Атомные ледоколы на СМП

В силу географических и климатических особенностей движение судов по Северному морскому пути невозможно без участия ледокольного флота. Сейчас по СМП ходят 6 атомных ледоколов. Этот флот обеспечивает стабильность функционирования всей морской магистрали и решает задачи, связанные с облегчением доступа к регионам Крайнего Севера России, а также арктическому шельфу. По мнению некоторых экспертов, ледокольный флот РФ – гарант национальной безопасности страны. Как таковая ледокольная проводка кораблей идет на протяжении 8000 миль – начиная от Мурманска и заканчивая Владивостоком. Собственно, две крупнейшие компании, осуществляющие судоходство в СМП, зарегистрированы в этих двух городах. По мнению ряда экспертов, ледокольный флот России нужно увеличивать. Это позволит повысить экономическую рентабельность магистрали, создать новые рабочие места в регионах СМП, улучшить ситуацию с миграцией населения с Севера.

Экономические перспективы

По мнению ряда экспертов, СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры. По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год. Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

Важную роль в эффективном использовании магистрали, как полагают мореплаватели, должны сыграть частные инвесторы. Динамика достаточно оптимистична: если в 2010 году по СМП прошло только 4 крупных судна, то в 2011-м – 34, а в 2012-м – уже 46. Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний в акватории СМП – как российских, так и иностранных.

Роль государства

По мнению ряда аналитиков, до начала 2000-х годов Россия уделяла очень слабое влиянию развитию Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Однако в последние годы государство ощутимо активизировалось в этих направлениях. Стали появляться новые законы, подниматься вопросы, актуальные для развития регионов, прилегающих к СМП. Эти тенденции, полагают эксперты, во многом связаны с большой исторической ролью России в Арктике, стремлением государства вернуть былое влияние в регионе. В 2008 году Президентом был подписан важнейший документ – «Основы государственной политики России в Арктике до 2020 года». Северные районы РФ в нем обозначены как один из ключевых стратегических резервов развития страны. В некоторых источниках СМП называют объектом национальной транспортной коммуникации. Есть еще один источник права – «Стратегия социально-экономического развития Сибири», принятый в 2010 году. Там отмечается, что эффективное использование ресурсов СМП – ключевой фактор успешного экономического строительства в Сибирском регионе.

Внимание со стороны Китая

Один из наиболее активных зарубежных игроков в отношении судоходства в акватории СМП – Китай, партнерство с которым Россия в последние годы считает особенно приоритетным. Осенью 2013 года некоторые эксперты отметили интересный прецедент, связанный с проходом через Северный морской путь судна Yong Sheng. Выяснилось, что корабль, предпочтя идти через российскую магистраль, выиграл порядка двух недель в сравнению с тем, если бы поплыл через традиционный для китайских мореходов маршрут в Индийском океане через Суэцкий канал. Разумеется, это не могло не сказаться на дальнейшем росте заинтересованности судоходных компаний из КНР в использовании столь привлекательного маршрута. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

Президент России о СМП

Заинтересованность государства в более интенсивном и эффективном развитии Северного морского пути прослеживается на примере позиции Президента страны. Владимир Путин поручил исполнительным органам вывести к 2015 году оборот на магистралях СМП до 4 млн тонн. Для этого будет ускорен процесс введения в строй новых судов, способных ходить в условиях льда, а также ледоколов – атомных и дизельных. Президент отметил, что нужно модернизировать инфраструктуру связи, морской навигации, технического обслуживания судов. Глобальная цель – превратить магистраль в привлекательное для частных компаний России и зарубежных стран направление. От того, насколько успешным будет освоение СМП, отметил глава государства, зависит то, как Россия в дальнейшем сможет продвигать собственные национальные интересы в Арктике.

Значение СМП для России

Поручения Владимира Путина вполне соответствуют общему правительственному курсу в отношении того, как должно осуществляться развитие Северного морского пути. Экономическое развитие сразу нескольких регионов России зависит от того, насколько успешным будет строительство инфраструктуры СМП – особенно это касается Архангельской области, Сибири. По мнению ряда аналитиков, значение Северного морского пути для России сложно переоценить. Для нашей страны СМП – не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволит решать очень многое в арктическом регионе. Поэтому даже если экономически Северный морской путь не станет столь рентабельным, как этого ожидают власти, то, полагают эксперты, правительству страны нужно будет продолжать инвестировать в инфраструктуру портов и строить ледоколы — превращать, если это будет необходимо, СМП в стратегический плацдарм для национальной обороны.

Источник

Оцените статью