Сезонная экскурсия для начальной школы

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в парк. Декабрь
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Создаyние условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.

Скачать:

Вложение Размер
om_16.12.docx 18.83 КБ
zimniy_les.ppt 2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сезонные изменения в природе. Экскурсия в лес. Декабрь»

Цель: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы

Регулятивные: планирование — следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Коммуникативные: взаимодействие — слушать собеседника; управление коммуникацией — оказывать взаимодействие в сотрудничестве

Личностные: самоопределение — проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

1. Организация класса. Настрой.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.(слайд 2)

2. Работа над новой темой.

Дни его – всех дней короче,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— В декабре листопад?

— Медведь в берлоге спит?

— Ежик зимой под листьями прячется?

— В лесу в декабре тихо, нет никого?

— Снег сверкает на солнце?

— В декабре бывает дождь и слякоть?

— Снегири ловят мошек и мух?

— Дятел стучит клювом по коре, отыскивает вредителей дерева?

4. Перекрестная дискуссия.

Про декабрь говорят: «Году конец и начало зиме».

– Почему так говорят? В результате перекрестной дискуссии дети приходят к единому мнению: декабрь-первый зимний месяц и последний месяц в старом году.

В старину декабрь называли лютый, хмурень, студень.

Про него говорили: «Декабрь-хвостик года». Как вы думаете, почему так говорили?

— Посмотрите на слайд, попробуйте отгадать, чьи это следы?(слайд 3)

— Посмотрите, появляются заячьи следы. К нам зайчик прискакал, и зовет нас отправится на прогулку в зимний лес!

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!

6.Рассмотрите фотографии зимнего леса. Кто мне может сказать, что происходит в зимнем лесу?

— Много ли снега? А какого цвета он?

— Как вы думаете, верно ли выражение «снег сверкает всеми цветами радуги»? Почему вы так думаете?

Что же эта за девица:

а в иголках круглый год?

У меня длинней иголки

Очень прямо я расту в высоту

8. Повторный вызов. Работа с текстом.

Вот и пришла зима. Бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Месяц декабрь получил название – Студенец, от слова стужа. Еще случаются оттепели, но впереди быть еще долгой зиме. Все больше и больше прибавляет зима снегом в декабре. Вот и ночи длинны, морозны и уютны. В домах наряжают елки, ведь скоро Новый Год.

– Как называли раньше месяц декабрь?

– А как еще называли?

– Что характерно для декабря?

– Когда люди наряжают елки?

9.Работа в печатной тетради.

10.Рефлексия. Итог урока

— Если вам понравился урок, вырежьте белую снежинку, а если нет, розовую

Нужно оценить свою работу, раскрасив один цветок напротив нужного высказывания.

Источник

Конспект по окружающему миру «Экскурсия зимой»

Тип экскурсии : сезонная, исследовательская.

Тема экскурсии: Зима.

Цель: научить получать знания о зиме в ходе непосредственных наблюдений

и исследований в природе.

Задачи: Образовательные: сформировать представления о зиме как времени года, о типичных зимних явлениях; научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.

Воспитательные: — укреплять здоровье детей в процессе проведения наблюдений природы в парке, увлекать детей красотой зимней природы; воспитывать эстетическое и нравствен ное отношение к родной природе.

Развивающие: — развивать познавательную активность детей,

интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать сплочению отношений между детьми.

Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.

М. Слово — учителя.

У.: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы догадайтесь сами.

У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке.

Она сучила пряжу, она ткала холсты,

Ковала ледяные да над речкою мосты.

У.: Верно, мы с вами отправимся в гости к зимушке-зиме. Но так как, у зимы есть много тайн и загадок, мы разделимся на три группы, чтобы все эти загадки разгадать. И каждая группа получит свое индивидуальное задание.

Наблюдения за жизнью животных города зимой .

1.Наблюдения за птицами:

-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);

-зарисовать следы птицы;

-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

-чем занято животное;

Изучение снежного покрова

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты — он сухой; если на лопате остаются комочки снега — влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом — он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь — он мягкий, если в снег входит только палец — он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) — он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.

У.: Ребята, а теперь от каждой группы выберите человек а , который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе . ( 2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

3 группе выдается корзинка ) .

У.: А сейчас мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой . В озьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе, и будем делиться полученными знаниями.

3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

Беседа по итогам наблюдений:

У.: Ну вот мы снова собрались вместе, чтобы поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?

Д.: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева

1.Лип а — дерево, которое скидывает листву на зиму.

На ветках остаются ягодки.

Клен — дерево, которое скидывает листву на зиму.

В зимний период остаются крылатки .

Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек .

4. Сирень — кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки .

У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.

Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. В о время наблюден ий собаки играли друг с другом.

Птиц мы наблюдали таких:

Синица: размер — с воробья; цвет — спинка черная, брюшк о — зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая .

Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.

Голубь. Размер — похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектори я полета волнообразная, плавная.

Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:

У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых — 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

5. Подведение итогов.

Отметка и оценка деятельности школьников учителем

Источник

Сезонные экскурсии в природу, как средство организации познавательной деятельности.

(1)Сезонные экскурсии в природу, как средство организации познавательной деятельности.

В основе новых образовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который определяет целью и основным результатом образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Прекрасным материалом для познания являются различные экскурсии.

В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям. Целью является ознакомление учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты работы доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий.

(2) Экскурсия (в педагогике) – это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а так же изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне школьного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

(3) Основная дидактическая цель экскурсий — формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

(4) Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить учащихся с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, ученики усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести школьников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем педагог обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого школьники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят ему пользу.

Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, ученики делают заключение о том, что муравьи являются еще и санитарами леса.

Экскурсия на луг помогает сформировать у младших школьников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, земноводными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благодаря которой осуществляется маскировка), характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет) или прекращение их (затаивание).

Экскурсия в природу развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более 1-2 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.

(5) Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими).

На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе». (6)

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)». (7)

Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки». (8)

Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.

Они позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как «Мы мороза не боимся», «Прогулка к озеру», «В гости к сосне», «Кто как приготовился к зиме», «Идём по следу», и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы. (9-13)

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научились охранять и любить её. Никакой доклад, никакая беседа о родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

В сборнике «Естествознание в школе» учитель, а впоследствии известный методист К.П. Ягодовский широко пропагандировал экскурсии с целью изучения местной природы. «Мы можем познакомить учеников на своих уроках и со строением организмов. дать им ряд сведений биологического характера. но научить их хоть немного разбираться в окружающей природе – в классе мы не можем. Для этого нужно идти в природу». (14)

Источник

Читайте также:  Немецкие достопримечательности с названиями
Оцените статью