Структура сферы услуг. Сфера услуг относится к третичному сектору мирового хозяйства. В условиях постиндустриального общества она становится приоритетной в обеспечении экономического роста как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. В то время как доли первичного и вторичного секторов в мировом хозяйстве сокращаются, доля сферы услуг увеличивается. В структуре мирового валового продукта доля сферы услуг в 2017 г. составляла 63 %, в развитых странах — 75, в развивающихся — 50 %. По мере развития постиндустриализации всё большее количество видов деятельности переходит из первичного и вторичного секторов в сферу услуг.
В зависимости от роли услуг и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение).
Сфера услуг характеризуется сложной структурой. На основе принципа потребления услуг выделяют: традиционные услуги (торговля, транспорт, питание, связь, финансы, образование, здравоохранение и пр.); нетрадиционные, связанные с возникновением новых потребностей человека (туризм, финансовые, банковские, консалтинговые, аудиторские, логистические, инжиниринговые, клининговые, информационно-коммуникационные (ИКТ) и др.).
Клуб знатоков-экономикогеографов. В современном мире получают быстрое развитие консалтинговые услуги. По своей сути они выражаются в консультировании, когда одно предприятие или человек предоставляет услуги по решению определённых задач другому предприятию/фирме или человеку. Одной из разновидностей консалтинговых услуг является инжиниринг. Это консультации по инженерной подготовке и обеспечению производственного процесса и эксплуатации различных объектов.
В мире всё взаимосвязано. 1. Какие новые профессии, связанные с работой в сфере услуг, появились на рынке труда в последнее время? 2. В чём заключается суть логистики? 3. Дополнительные знания каких областей понадобятся современному специалисту по логистике?
В Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (МСОК) выделяют следующие виды услуг (рис. 182).
В мировом хозяйстве выделяют четыре группы стран по доле сферы услуг в структуре ВВП, %: 1) менее 50; 2) 50–65; 3) 65–70; 4) более 70.
В первую группу, например, входят аграрные государства Африки — Ангола, ЦАР, Республика Конго и др. Во второй группе находятся развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, а также ряд государств с переходной экономикой (напр., Россия, Украина, Перу, Филиппины, Республика Корея). Третья и четвёртая группы представлены преимущественно экономически высокоразвитыми государствами либо наиболее развитыми среди развивающихся (напр., Бельгия, Франция, США, Германия, Япония, Бразилия, Мексика, Уругвай и др.).
Поразмышляем. 1. Как вы понимаете высказывание «Сегодня быстрыми темпами идёт процесс превращения информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран в мировом хозяйстве»? 2. Информация и знания становятся движущей силой экономического развития общества. Поэтому многие исследователи называют его информационным. В информационном обществе экономические успехи всё больше зависят от наличия инноваций и системы непрерывного образования. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.
Источник
Сфера услуг
Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:
жилищно-коммунальное хозяйство;
структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
розничная торговля и общественное питание (магазины, киоски и т.д.);
бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
кредитно-финансовое обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
медицинское обслуживание и др.
Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.
В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:
Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.
Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.
Западная Европа стабильно остается мировым лидером по торговле услугами. Особенно развиты здесь туристические услуги, что обусловлено наличием уникальных рекреационных ресурсов: исторических и культурных памятников, районов отдыха, развитой рекреационной инфраструктуры.
Регион выделяется также предоставлением финансовых услуг. Западная Европа – лидер мировой финансовой системы. Он превосходит по величине экспорта финансовых услуг США почти в 2 раза. В регионе сложилась самая мощная банковская инфраструктура: из 10 ведущих фондовых бирж мира здесь находятся 7: Лондон (крупнейшая в мире по количеству проводимых операций); Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург, Милан.
Большое значение регион имеет в предоставлении образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, а также транспортных услуг, услуг связи и информационных.
Наибольший объём в предоставлении услуг в регионе приходится на Францию (8% в мире), ФРГ, Великобританию, Италию и Нидерланды.
Азия занимает второе место по экспорту услуг и их суммарному объёму. Ведущее место здесь принадлежит предоставлению транспортных услуг.
Северная Америка – третий регион по объёму оказываемых услуг. Основная их часть предоставляется США, которые являются лидером на мировом рынке услуг (16 %). Значительная часть их проходит по каналам транснациональных корпораций (ТНК). Это преимущественно деловые услуги разного характера, от компьютерных и информационных до медицинских и строительных. К ним близок экспорт таких услуг, как финансовые и образовательные.
В сфере мировой финансовой системы Северная Америка соперничает с Западной Европой, но уступает ей по многим показателям.
США сохраняют лидерство в обладании ценными бумагами в мире. США — самый выгодный для инвестиций рынок, что обеспечивает стране финансирование её экономики. Основные инвесторы – Западная Европа, Япония, Канада. Идет переток зарубежных капиталов в США, что сделало эту страну самым крупным должником (25% мирового долга). Текущий платежный баланс в финансовой сфере обеспечивается выпуском не обеспеченных реальными ресурсами долларов, что создает угрозу банкротства страны. США обладают развитой банковской инфраструктурой внутри страны и за её пределами. Однако лишь Нью-Йоркская фондовая биржа входит в десятку ведущих в мире. Доля остальных регионов мира (Восточной Европы, Южной Америки, Африки и Австралии) в оказании международных услуг не превышает 10%.
Источник
Сфера услуг страны мира
Доля услуг в ВВП Топ-20 экономик мира
Пандемия коронавируса COVID-19 привела к беспрецедентному кризису в глобальной экономике. В той или иной степени, оказались затронуты все регионы мира. Наибольший ущерб несет сфера услуг: парализован туристический бизнес, закрыты рестораны, гостиницы, страдает индустрия массовых развлечений и шопинга; в разы сократились авиаперевозки.
Постепенно приходит понимание масштаба надвигающихся проблем. Так по прогнозу американской инвестиционной компании Morgan Stanley, экономика США во II квартале 2020 г. сократится на беспрецедентные 38%, а по итогам года ожидается падение реального ВВП на 5,5%, что станет максимальным показателем с 1946 г.
Председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, считает, что вводимые для борьбы с пандемией ограничения могут привести к сокращению экономики ЕС на 5%.
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует падение ВВП России в текущем году на 5,5%. Пока эта цифра не превышает шок от кризиса 2009 г., когда российский ВВП снизился на 7,8%.
Существующие оценки, скорее всего, будут не раз пересмотрены, так как пика пандемии человечество еще не достигло, следовательно, настоящий урон будет понятен позже. Но промежуточный вывод уже можно сделать: больше всего пострадают те страны, где высока доля услуг в ВВП.
Среди Топ-20 государств, обладающих крупнейшей экономикой, набольшая доля услуг в ВВП в США – свыше 77%; в Великобритании – 71%, Франции – 70% (см. таблицу 1).
Доля услуг в ВВП России на порядок меньше – 54%, в Китае – 52%, Индии – 49%.
Таблица 1. Топ-20 экономик мира, ранжированные по убыванию доли сферы услуг в ВВП
Ранг
Страна
Сфера услуг в ВВП, %*
ВВП ППС, трлн долл., 2019 г.**
Место по ВВП
1
США
77,4
21 439
2
2
Великобритания
71,0
3 131
9
3
Франция
70,3
3 061
10
4
Канада
70,2
1 900
16
5
Япония
69,1
5 747
4
6
Испания
67,7
1 941
15
7
Италия
66,3
2 443
12
8
Бразилия
62,6
3 456
8
9
Германия
61,8
4 444
5
10
Мексика
60,1
2 628
11
11
Таиланд
56,9
1 383
20
12
Иран
54,4
1 471
18
13
Турция
54,3
2 347
13
14
Россия
54,1
4 349
6
15
Республика Корея
53,6
2 320
14
16
Китай
52,2
27 309
1
17
Египет
51,4
1 391
19
18
Индия
49,1
11 326
3
19
Саудовская Аравия
48,4
1 899
17
20
Индонезия
43,4
3 737
7
* Доля услуг в добавленной стоимости ВВП. Источник: World Bank — World Development Indicators ** Источник: INF — World Economic Outlook Database
Страны, обладающие собственной промышленностью, а также развитым сельским хозяйством, независящим от сезонных рабочих и внешних рынков, будут менее восприимчивыми к кризису. В период пандемии первоочередную ценность приобретают промышленные товары и продовольствие, а развлечение, отдых и шопинг переходят в категорию отложенного спроса.