Сфера услуг страны мира

География. 10 класс

§ 26. СЕКТОР УСЛУГ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Структура сферы услуг. Сфера услуг относится к третичному сектору мирового хозяйства. В условиях постиндустриального общества она становится приоритетной в обеспечении экономического роста как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. В то время как доли первичного и вторичного секторов в мировом хозяйстве сокращаются, доля сферы услуг увеличивается. В структуре мирового валового продукта доля сферы услуг в 2017 г. составляла 63 %, в развитых странах — 75, в развивающихся — 50 %. По мере развития постиндустриализации всё большее количество видов деятельности переходит из первичного и вторичного секторов в сферу услуг.

В зависимости от роли услуг и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение).

Сфера услуг характеризуется сложной структурой. На основе принципа потребления услуг выделяют: традиционные услуги (торговля, транспорт, питание, связь, финансы, образование, здравоохранение и пр.); нетрадиционные, связанные с возникновением новых потребностей человека (туризм, финансовые, банковские, консалтинговые, аудиторские, логистические, инжиниринговые, клининговые, информационно-коммуникационные (ИКТ) и др.).

Клуб знатоков-экономикогеографов. В современном мире получают быстрое развитие консалтинговые услуги. По своей сути они выражаются в консультировании, когда одно предприятие или человек предоставляет услуги по решению определённых задач другому предприятию/фирме или человеку. Одной из разновидностей консалтинговых услуг является инжиниринг. Это консультации по инженерной подготовке и обеспечению производственного процесса и эксплуатации различных объектов.

В мире всё взаимосвязано. 1. Какие новые профессии, связанные с работой в сфере услуг, появились на рынке труда в последнее время? 2. В чём заключается суть логистики? 3. Дополнительные знания каких областей понадобятся современному специалисту по логистике?

В Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (МСОК) выделяют следующие виды услуг (рис. 182).

В мировом хозяйстве выделяют четыре группы стран по доле сферы услуг в структуре ВВП, %: 1) менее 50; 2) 50–65; 3) 65–70; 4) более 70.

В первую группу, например, входят аграрные государства Африки — Ангола, ЦАР, Республика Конго и др. Во второй группе находятся развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, а также ряд государств с переходной экономикой (напр., Россия, Украина, Перу, Филиппины, Республика Корея). Третья и четвёртая группы представлены преимущественно экономически высокоразвитыми государствами либо наиболее развитыми среди развивающихся (напр., Бельгия, Франция, США, Германия, Япония, Бразилия, Мексика, Уругвай и др.).

Поразмышляем. 1. Как вы понимаете высказывание «Сегодня быстрыми темпами идёт процесс превращения информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран в мировом хозяйстве»? 2. Информация и знания становятся движущей силой экономического развития общества. Поэтому многие исследователи называют его информационным. В информационном обществе экономические успехи всё больше зависят от наличия инноваций и системы непрерывного образования. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.

Источник

Сфера услуг

Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
  • розничная торговля и общественное питание (магазины, киоски и т.д.);
  • бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
  • кредитно-финансовое обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
  • рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
  • услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
  • культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
  • общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
  • медицинское обслуживание и др.

Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:

  1. Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
  2. Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.

Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.

Западная Европа стабильно остается мировым лидером по торговле услугами. Особенно развиты здесь туристические услуги, что обусловлено наличием уникальных рекреационных ресурсов: исторических и культурных памятников, районов отдыха, развитой рекреационной инфраструктуры.

Регион выделяется также предоставлением финансовых услуг. Западная Европа – лидер мировой финансовой системы. Он превосходит по величине экспорта финансовых услуг США почти в 2 раза. В регионе сложилась самая мощная банковская инфраструктура: из 10 ведущих фондовых бирж мира здесь находятся 7: Лондон (крупнейшая в мире по количеству проводимых операций); Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург, Милан.

Большое значение регион имеет в предоставлении образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, а также транспортных услуг, услуг связи и информационных.

Наибольший объём в предоставлении услуг в регионе приходится на Францию (8% в мире), ФРГ, Великобританию, Италию и Нидерланды.

Азия занимает второе место по экспорту услуг и их суммарному объёму. Ведущее место здесь принадлежит предоставлению транспортных услуг.

Северная Америка – третий регион по объёму оказываемых услуг. Основная их часть предоставляется США, которые являются лидером на мировом рынке услуг (16 %). Значительная часть их проходит по каналам транснациональных корпораций (ТНК). Это преимущественно деловые услуги разного характера, от компьютерных и информационных до медицинских и строительных. К ним близок экспорт таких услуг, как финансовые и образовательные.

В сфере мировой финансовой системы Северная Америка соперничает с Западной Европой, но уступает ей по многим показателям.

США сохраняют лидерство в обладании ценными бумагами в мире. США — самый выгодный для инвестиций рынок, что обеспечивает стране финансирование её экономики. Основные инвесторы – Западная Европа, Япония, Канада. Идет переток зарубежных капиталов в США, что сделало эту страну самым крупным должником (25% мирового долга). Текущий платежный баланс в финансовой сфере обеспечивается выпуском не обеспеченных реальными ресурсами долларов, что создает угрозу банкротства страны. США обладают развитой банковской инфраструктурой внутри страны и за её пределами. Однако лишь Нью-Йоркская фондовая биржа входит в десятку ведущих в мире.
Доля остальных регионов мира (Восточной Европы, Южной Америки, Африки и Австралии) в оказании международных услуг не превышает 10%.

Источник

Сфера услуг страны мира

Доля услуг в ВВП Топ-20 экономик мира

Пандемия коронавируса COVID-19 привела к беспрецедентному кризису в глобальной экономике. В той или иной степени, оказались затронуты все регионы мира. Наибольший ущерб несет сфера услуг: парализован туристический бизнес, закрыты рестораны, гостиницы, страдает индустрия массовых развлечений и шопинга; в разы сократились авиаперевозки.

Постепенно приходит понимание масштаба надвигающихся проблем. Так по прогнозу американской инвестиционной компании Morgan Stanley, экономика США во II квартале 2020 г. сократится на беспрецедентные 38%, а по итогам года ожидается падение реального ВВП на 5,5%, что станет максимальным показателем с 1946 г.

Председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, считает, что вводимые для борьбы с пандемией ограничения могут привести к сокращению экономики ЕС на 5%.

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует падение ВВП России в текущем году на 5,5%. Пока эта цифра не превышает шок от кризиса 2009 г., когда российский ВВП снизился на 7,8%.

Существующие оценки, скорее всего, будут не раз пересмотрены, так как пика пандемии человечество еще не достигло, следовательно, настоящий урон будет понятен позже. Но промежуточный вывод уже можно сделать: больше всего пострадают те страны, где высока доля услуг в ВВП.

Среди Топ-20 государств, обладающих крупнейшей экономикой, набольшая доля услуг в ВВП в США – свыше 77%; в Великобритании – 71%, Франции – 70% (см. таблицу 1).

Доля услуг в ВВП России на порядок меньше – 54%, в Китае – 52%, Индии – 49%.

Таблица 1. Топ-20 экономик мира, ранжированные по убыванию доли сферы услуг в ВВП

Ранг Страна Сфера услуг в ВВП, %* ВВП ППС, трлн долл., 2019 г.** Место по ВВП
1 США 77,4 21 439 2
2 Великобритания 71,0 3 131 9
3 Франция 70,3 3 061 10
4 Канада 70,2 1 900 16
5 Япония 69,1 5 747 4
6 Испания 67,7 1 941 15
7 Италия 66,3 2 443 12
8 Бразилия 62,6 3 456 8
9 Германия 61,8 4 444 5
10 Мексика 60,1 2 628 11
11 Таиланд 56,9 1 383 20
12 Иран 54,4 1 471 18
13 Турция 54,3 2 347 13
14 Россия 54,1 4 349 6
15 Республика Корея 53,6 2 320 14
16 Китай 52,2 27 309 1
17 Египет 51,4 1 391 19
18 Индия 49,1 11 326 3
19 Саудовская Аравия 48,4 1 899 17
20 Индонезия 43,4 3 737 7

* Доля услуг в добавленной стоимости ВВП. Источник: World Bank — World Development Indicators
** Источник: INF — World Economic Outlook Database

Страны, обладающие собственной промышленностью, а также развитым сельским хозяйством, независящим от сезонных рабочих и внешних рынков, будут менее восприимчивыми к кризису. В период пандемии первоочередную ценность приобретают промышленные товары и продовольствие, а развлечение, отдых и шопинг переходят в категорию отложенного спроса.

Источник

Читайте также:  Суринам краткое описание страны
Оцените статью