- Финансовая система страны, её сферы и звенья
- Сферы финансовой системы
- Сферы и звенья финансовой системы
- Субъекты финансовой системы
- Основные сферы финансовой системы
- Централизованная сфера
- Децентрализованные финансы
- Государственная сфера финансовой системы РФ
- Звенья финансово-кредитной системы
- Органы управления финансовой системой
- Характеристика сфер финансовой системы РФ
- Цели финансовой системы и ее сфер
- Принципы функционирования финансовой системы
Финансовая система страны, её сферы и звенья
Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.
Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):
1) государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;
2) местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;
3) специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);
4) финансы государственных корпораций.
Финансовая система РФ включает:
1) государственную бюджетную систему;
2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
3) фонды личного и имущественного страхования;
4) финансы предприятий различных форм собственности.
В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений – итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.
По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции, т. е. разделению системы на части, и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.
Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т. п.) или агрегатному принципам (казначейство, налоговая инспекция и т. п.). Это отражается в типовом представлении финансовой системы. Такие представления рассмотрены в одном из следующих параграфов этой главы.
СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.
Звенья финансовой системы.
1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
Уровни бюджетной системы:
1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.
2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.
3. Децентрализованные финансы:
1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;
2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.
4. Фонды страхования.
Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.
Источник
Сферы финансовой системы
Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.
Сферы и звенья финансовой системы
Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.
Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:
- государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
- капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
- финансы банковско-кредитных организаций
- капитал фондового рынка
- государственные и частные фонды страхования
- финансы домохозяйств
По типу фондов можно выделить две сферы финансов:
- централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
- децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)
Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.
Субъекты финансовой системы
Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.
Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.
Финансовая сфера компаний и
- финансовые ресурсы
- коммерческого сектора
- финансы некоммерческих учреждений
- финансовые ресурсы
- общественных объединений
Выделяют следующие типы страхования:
- социальное
- имущественное и личное
- страховка ответственности
- страхование рисков в бизнесе
- госбюджет
- внебюджетные фонды
- госкредит
Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.
Основные сферы финансовой системы
Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.
Централизованная сфера
Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.
Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:
- фонд соцстрахования
- фонд ОМС
- пенсионный фонд
Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.
Децентрализованные финансы
К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.
Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:
- распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
- контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.
Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.
Государственная сфера финансовой системы РФ
Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.
Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:
- главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
- вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)
Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.
Уровень хозяйствующих субъектов
- Госдума.
- Совет Федерации.
- Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
- Центробанк.
- Счетная палата.
- Таможенная служба.
- Служба по финансам и рынкам.
- Правления внебюджетных фондов.
- Местные комиссии по бюджету и финансам.
- Департаменты финансов.
- Контрольный аппарат Минфина.
- Отделения казначейства.
- Управления Центробанка.
- Районные ФНС.
- Счетные комиссии.
- Городские таможни.
- Финансовые отделы.
- Дирекции по финансам.
- Департаменты.
Звенья финансово-кредитной системы
- Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
- Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
- Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
- Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.
Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.
Органы управления финансовой системой
Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.
Администрация Президента РФ
Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты
Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов
Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.
Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей
ФС по финансовым рынкам
Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд
Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций
Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов
Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.
Характеристика сфер финансовой системы РФ
Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:
- государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
- страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)
Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:
- структура собственности
- уровень защиты прав акционеров
- готовностью граждан страны к риску
- сила вмешательства правительства в экономическую жизнь
Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.
Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:
- повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
- высокая степень концентрации капиталов
- финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
- большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
- отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
- отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции
Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.
В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.
Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.
Цели финансовой системы и ее сфер
Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.
Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:
- повышение эффективности обмена товаров и услуг
- создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
- превращение потребностей в реальные блага
Принципы функционирования финансовой системы
Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:
- принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
- принцип сбалансированности – заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
- принцип целевой направленности – состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
- принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества
Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!
Источник