Сглаживание диспропорций между высокоразвитыми странами
Целью исследования является рассмотрение основных тенденций функционирования социально-экономической системы регионов СКФО и определение некоторых мер, способствующих их развитию и снижению межрегиональных диспропорций.
Материалы и методы исследования. Использован материал, актуальный направлению исследования. В процессе исследования использовались методы: аналитический, экономико-статистический, сопоставления, структурно-логический.
В современных условиях экономического развития доминирующей тенденцией становится усиление межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии территориальных образований, что придало территориальному пространству России состояние неравномерности развития. В связи с чем возникающие диспропорции в развитии затрудняют дальнейшее эффективное развитие большинства территориальных образований, тормозят социально-экономические процессы, что приводит к спаду производства, возрастанию уровня безработицы, уменьшению доходов населения.
Результаты и обсуждение
Проблемы регионального развития, форм и методов снижения межрегиональных социально-экономических диспропорций рассмотрены достаточно подробно в научных исследованиях и публикациях [1-12; 14].
В нынешних условиях социально-экономического развития возрастает внимание к формированию устойчивых связей и взаимозависимостей, возникающих между территориями в процессе производства, обмена и потребления благ и услуг. Таким образом, пространственная экономическая поляризация — это возникшая вследствие процесса перераспределения экономических ресурсов, доходов и расходов неравномерность социально-экономического развития территории, выражающаяся в разных уровнях социально-экономического развития ее регионов [5].
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, сокращение уровней межрегиональной дифференциации является одним из целевых стратегических ориентиров развития Российской Федерации [11].
Пространственная поляризация особенно остро сказывается на показателе объема валового регионального продукта и, как следствие, росте показателей безработицы, душевых доходов населения. Так, по данным Росстата, из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ в 2010-2012 гг. высокие значения доли ВРП как в общероссийском объеме, так и в общерегиональном имели Ставропольский край и Республика Дагестан
Валовой региональный продукт субъектов СКФО
Удельный вес в РФ
Удельный вес в РФ
Удельный вес в РФ
Источник: составлена по данным [6].
Низкие показатели ВРП среди регионов СКФО, как представляется, во многом свидетельствуют о неравномерности их социально-экономического развития, распределения экономических ресурсов между субъектами, последствиями экономических кризисов в стране.
Пространственная поляризация также проявляется, характеризуя уровень жизни населения. Так, в 2013 г. среди субъектов СКФО низкий уровень жизни населения имеют Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика (табл. 2). Отметим, что данное обстоятельство как в территориальных образованиях СКФО, так и среди федеральных округов РФ связано с уровнем безработицы, теневизацией экономики, наличием значительной доли в структуре экономики производств на ресурсно-сырьевой базе, дублированием по более чем 75% продуктов, что ведет к нерациональному использованию имеющегося потенциала и снижению конкурентных позиций территории в целом, отсутствию на территории новых прогрессивных отраслей, которые могли бы служить в качестве «точек роста» региональной экономики субъектов СКФО.
Показатели уровня благосостояния населения в субъектах СКФО
Среднедушевые денежные доходы населения, руб.
Место, занимаемое
в РФ в 2013 г.
Средняя заработная плата одного работника, руб.
Средний размер назначенных пенсий, руб.
Место, занимаемое
в РФ в 2013 г.
Источник: составлена по данным [13].
Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Главным фактором развития становятся не наличие ресурсов, а эффективность их использования [2].
В рамках исследований определена зависимость социально-экономического развития округов и регионов и объема привлеченных иностранных инвестиций. Так, среди субъектов СКФО неравномерность в распределении иностранного капитала обусловлена низкими значениями ВРП субъектов округа, среднедушевых доходов и заработной платы населения, высоким уровнем безработицы, т.е. неравномерностью социально-экономического развития его территориальных образований, что обусловлено неэффективностью проводимой социально-экономической политики [8]. Следовательно, сосредоточивая внимание только на экономически устойчивых субъектах, гарантирующих отдачу вложенных средств, иностранный инвестор не рискнет направлять свой капитал в экономику таких территориальных образований.
В то же время отечественные компании стали непривлекательными не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных. Происходит существенный отток капитала отечественных инвесторов за границу из-за непривлекательности инвестирования в отечественные предприятия, которая вызвана нестабильностью их функционирования [3].
В этой связи отечественные специалисты в своих исследованиях акцентируют внимание на разработке и реализации стратегических приоритетов регионального развития [1; 4; 10; 12]. Другие отталкиваются от применения моделей и наработанного опыта устойчивого развития территорий [6; 14].
В 2013 г. в СКФО поступило иностранных инвестиций в размере 118 745 тыс. долл. США, что на 374 462 тыс. долл. США меньше по сравнению с 2012 г. (табл. 3). Среди субъектов СКФО наибольшая сумма иностранных инвестиций приходилась на Республику Дагестан и Ставропольский край. В большинстве субъектов СКФО в 2013 г. не наблюдалось притока иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции в экономике субъектов СКФО, тыс. долл. США
Поступило инвестиций —
всего
Поступило инвестиций —
всего
Источник: составлена по данным [13].
Отметим, что привлечение иностранных инвестиций — один из инструментов смягчения пространственной поляризации. Так, приток иностранного капитала в экономику периферийного региона позволит обеспечить получение доступа к новым технологиям производства и методам управления, способствовать обновлению и модернизации технологической базы предприятий, следствием чего станет расширение ассортимента производимой продукции, освоение новых отечественных и зарубежных рынков сбыта, создать дополнительные рабочие места, что приведет к сокращению уровня безработицы; способствовать эффективному развитию и функционированию инфраструктуры субъектов округа; развитию внешнеэкономических отношений как территориальных образований, так и макрорегиона с другими странами, в частности в области предпринимательского сотрудничества.
Отсюда возникает необходимость применения активных действий по активизации притока иностранного капитала. В связи с чем одним из направлений региональной политики в СКФО в рамках привлечения иностранного капитала становится определение приоритетных и наиболее перспективных направлений для иностранного инвестирования. Данными направлениями — «точками роста» на территории СКФО могут стать использование научно-инновационного потенциала округа и ресурсов этноэкономики [7]. Отметим, что этноэкономика является подсистемой экономики в целом, отражающей особенности приспособления этнических сообществ к конкретным условиям жизни. И процесс развития специализации отдельных территориальных образований экономики способствует повышению общественной производительности труда, эффективности экономики, увеличению доходной части муниципальных бюджетов, повышению качества жизни населения. Так, в СКФО можно выделить следующие направления: в РД — изготовление ювелирных изделий (серебро и золото), обработка дерева, изготовление обуви, ковроткачество; КЧР — золотое шитье, керамика, роспись по стеклу и ткани, резьба по дереву, изделия из кожи; РСО-А — изготовление из шерсти сукон, войлочных изделий (шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др.), скорняжный промысел (обработка овчины, козьих шкур), деревообрабатывающие промыслы, мебель и посуда тончайшей художественной работы; КБР — изделия из шерсти, войлочные изделия, золотое шитье, обработка дерева, кузнечное дело; ЧР — резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка, ковроделие; РИ — практически все предметы быта, одежда, конская амуниция, украшения, посуда и утварь, обработка шерсти, кожи, льна, шелка, металлов, камня, глины, дерева, резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
На территории СКФО необходимо вести активную экономическую деятельность, направленную на сглаживание пространственной поляризации и выравнивание социально-экономического положения территориальных образований. При этом основными приоритетами органов власти должны стать: обеспечение экономической стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста; улучшение инвестиционного климата; стимулирование инноваций, развитие венчурного инвестирования за счет совершенствования системы налогообложения; стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности; увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу, ориентированной на развитие его производственного и инновационного потенциала; расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами; создание условий для совместного участия бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности; совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций и др.
Данные приоритеты позволят смягчить последствия пространственной поляризации и связаны между собой одной главной целью — повышение уровня жизни населения на основе создания среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств на территории СКФО для дальнейшего устойчивого развития социально-экономической сферы территориальных образований [9].
Основой модернизации экономики СКФО, а следовательно, снижения диспропорций в социально-экономическом развитии должно стать наращивание производства продукции с опорой на внутренний спрос и поиском ее внешней реализации, развитие форм внутриотраслевой координации; создание условий для капитализации ресурсов мелкотоварного сектора экономики, расширение возможностей импортозамещения и экспорта; формирование условий для привлечения российских и иностранных инвесторов, укрепления за округом благоприятного инвестиционного имиджа; использование потенциала макрорегиона как трансграничного и развитие на этой основе транспортно-логистических сетей и т.д.
Рецензенты:
Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», г. Махачкала;
Абдулаев Ш-С.О., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН», г. Махачкала.
Источник
Сглаживание диспропорций между высокоразвитыми странами
Одним из труднейших препятствий на пути создания в Западной Европе единой экономической системы является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, сточки зрения разницы в развитии отдельных стран-участниц ЕС, во-вторых — в рамках экономики каждой страны. Самая низкая дифференциация территориальной экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 государств — это была наиболее развитая часть Западной Европы, «индустриальный очаг» старого света. Затем в члены сообщества была принята Ирландия и другие страны (Греция, Испания Португалия и т. д.), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных членов, и данное препятствие обострилось.
Вторая региональная проблема ЕС — это экономически более слабые территории и масштаб диспропорций в рамках национальных хозяйств, что более чувствительно для стран с большими территориями (отсталые зоны, «зоны бедствия» и т. д.). Самые большие диспропорции в Европейском сообществе характерны для Италии, Великобритании, Франции. Начиная с 1986 года масштаб региональных проблем растет главным образом благодаря Испании и Португалии, которые довольно болезненно приспосабливаются к требованиям ЕС из-за отсталых структур своего хозяйства. Италия считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями. Экономика ее носит двойственный характер: высокоразвитый север и менее развитый юг. В результате дуализма в размещении производительных сил средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей в других странах ЕС.
Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества. Если принять национальный доход в пересчете на одного жителя главным критерием оценки уровня развития, то территориальные диспропорции приобретают рельефный характер. Например, в 1970 году в 4 странах Европейского сообщества национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС: Голландия (-3%), Великобритания (-2%), Италия (-31%) и Ирландия (-46%). В остальных странах «девятки» показатели национального дохода были выше среднего, причем самым высоким он был в Дании (28%) и ФРГ (23%) . Спустя 10 лет региональная ситуация в ЕС существенно изменилась. К странам, национальный доход которых в пересчете на одного жителя был выше среднего, присоединились Голландия, а к странам с более низким развитием — Греция, которая занимает последнее место (41% среднего дохода ЕС). Италия и Ирландия в региональной системе стран ЕС остались на том же месте, сохранив тот же разрыв по отношению к среднему уровню сообщества. Зато значительно улучшила свое экономическое положение Великобританияя достигнув в национальном доходе на одного жителя 99% среднего национального дохода в ЕС.
Показательным является и сравнительный анализ годового прироста валового внутреннего продукта стран ЕС. Данные свидетельствуют о том, что в будущем Европа будет так называемым «районом умеренного роста». В целом по ЕС темпы роста ВВП в 1988 -1993 гг. упали с 4% до 1,2%. Специалисты считают, что это произошло в результате проводимой в европейских странах антиинфляционной политики и общего замедления роста мировой экономики. Следует отметить и предполагаемые различия в развитии стран-членов ЕС в будущем, которые, по мнению специалистов, создадут определенные трудности для строительства европейского сообщества.
Экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках национальной экономики. В Италии экономически менее развитый юг занимает 2/5 части общей площади, а проживает здесь 1/3 всего населения. Диспропорции в развитии юга и севера Италии наиболее высокие во всем ЕС. Еще в 1981 г. показатель национального дохода на одного жителя в наиболее развитой Ломбардии был на 10 пунктов ниже среднего для сообщества. Дифференциация территориальной структуры наблюдается и в Великобритании. Экономически наиболее слабыми здесь традиционно являются Северная Ирландия и Уэльс. В 1981 г. показатели национального дохода для всех регионов Великобритании, за исключением юго-восточного и Шотландии, были ниже среднего в ЕС. В территориальном разрезе между экономикой Великобритании и Италии существует некоторое сходство, выражающееся в определенном доминировании севера в Италии и юго-восточной части в Великобритании. Однако есть и существенные различия, заключающиеся в масштабах региональных диспропорций, которые в Великобритании значительно меньше. В начале 80-х годов Великобритания стала страной с самой высокой динамикой роста национального дохода (политика Тэтчер), что, в свою очередь, повлияло и на улучшение региональной структуры доходов. То же можно в определенной степени отнести и к Италии. Однако обе страны серьезно пострадали от общего спада мировой экономики в начале 90-х годов. И только к их середине, по-видимому, удастся выйти на темпы роста, позволяющие как-то сбалансировать региональную структуру доходов.
Территориальные диспропорции свойственны практически всем странам мира -США, Канаде (упадок районов ранней колонизации с традиционными отраслями промышленности), Японии, России и т.д.
Структура занятости в трех основных секторах (промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания) в ЕС высокодифференцирована. На начало 90-х годов самой низкой занятостью в сельском хозяйстве характеризовались Великобритания — около 3%, Греция — 13,2%, Португалия — 12,3%, Испания — 11,8% (юго-восточный регион страны — 24,8%). Самый высокий показатель занятости в сельском хозяйстве имела Италия — 11%. Он обусловлен сохранением преобладающего значения южных регионов страны, где сельское хозяйство поглощает до четверти работающего населения.
Одной из важнейших проблем в течение последних лет в ЕС является безработица, высокий уровень которой не только сохраняется, но и растет. В течение 1961-1988 гг. она возросла: во всех странах ОЭСР -с 9 до 28,5 млн чел., в США — с 3,5 до 6,7 млн чел. в странах Западной Европы-с 4,4 до 18,6 млн чел., в странах ЕС -с 2,8 до 15,7 млн чел. Колебание этого показателя постранам значительно: норма безработицы в западноевропейских странах почти в два раза превышает американский уровень, в 4 раза — японский.
В 1990-1997 гг. уровень (норма) безработицы (в процентах от численности самодеятельного населения) составил: в США — 5,9%, в Канаде — 8,4, во Франции — 10,4, в ФРГ — 7,8, в Италии — 6,8, в Англии — 6,4, в Японии — 2,4%.
Что касается территориальной структуры, то самой высокой безработицей отличались менее развитые регионы: южный район Италии, Северная Ирландияя Уэльс и т. п. Однако высокая безработица зачастую имеет место и в более развитых регионах, например, в городах Восточных земель, в средиземноморской зоне Франции.
Причины территориальных диспропорций разные. Можно выделить несколько главных факторов, обуславливающих развитие регионов: природные условия, ресурсы и качество рабочей силы, уровень развития инфраструктуры, рыночные факторы, технический прогресс и структурные изменения, политические факторы и др.
Возникновению региональных проблем способствовали развитие промышленности и ускорение темпа экономического роста. На ранней фазе индустриализации решающее значение для формирования территориальной экономической структуры имели так называемые традиционные факторы: природные условия, ресурсы рабочей силы и расстояния до рынков сбыта. Размещение промышленных предприятий в районах, имеющих благоприятные условия, укрепляло их экономическую позицию путем развития сопутствующих отраслей (производственной и социальной инфраструктуры). Это явление получило название кумулятивного развития. Развитие промышленности сопровождалось урбанизацией и образованием центров интенсивного развития вокруг больших городов. Решающее значение для территориальной экономической структуры имела урбанизация. В Западной Европе по величине и силе влияния выделяются две агломерации: лондонская и парижская. Концентрация производственной деятельности и услуг вокруг регионов Лондона и Парижа сократила возможности развития других территорий Франции и Великобритании. В Центральной Европе аналогичным примером может служить роль Будапешта в Венгрии.
На современном этапе решающее значение для территориального изменения в экономике имеют технический прогресс и структурные преобразования, в результате которых ряд отраслей промышленности теряет прежнее значение. К ним относятся отрасли: швейная, текстильная, обувная, металлургическая, добывающая, кораблестроительная, а в последнее время и автомобильная. Это, так называемые традиционные отрасли.
Снижение производства и занятости в отраслях швейной, текстильной и кожевенно-обувной промышленности происходит по двум причинам; первая — это падение значения традиционных отраслей в пользу современных, вторая — обострение конкуренции. Страны Дальнего Востока (НИС), Турция и др. наполняют мировой рынок значительно более дешевыми товарами. чем товары высокоразвитых стран. Спецификой развивающихся стран становятся изделия металлургической промышленности, машиностроения.
Структурные изменения явились причиной регрессивных изменений в тех регионах, в которых в прошлом происходила концентрация традиционных отраслей промышленности. Наиболее отчетливо эта проблема выступает в Великобритании, Франции, ФРГ, странах Бенилюкса. Региональные проблемы наблюдаются также и на сельскохозяйственных территориях, где условия жизни хуже. Во всех высокоразвитых странах, в том числе и в странах ЕС, территории, где доля занятости в сельском хозяйстве выше средней, характеризуются более низкими доходами населения,
До середины 80-х годов региональные проблемы в сельском хозяйстве ЕС наблюдались главным образом в Италии, Франции и Ирландии, частично в ФРГ. После того как территориальные границы сообщества расширились, сельскохозяйственные территории явно стали препятствием на пути осуществления модели полной интеграции. Греция, Португалия, Испания — это страны, в которых сельское хозяйство играет значительную роль и характеризуется более низким развитием, чем сельское хозяйство Дании, Голландии и Франции. В целом можно отметить, что территориальные диспропорции в экономике стран ЕС вместе с расширением его географической зоны стали серьезной общественно-экономической проблемой. Она выражается в виде отчетливых экономических границ, которыми разделены страны Общего рынка. Б настоящее время масштаб этих региональных диспропорций является крупным препятствием для осуществления программы полной интеграции стран сообщества. Хотя надо отметить, что страны ЕС, его органы в целом ряде случаев добиваются сглаживания региональных диспропорций общими усилиями.
Источник