- Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
- Схема государственный строй стран мира
- 7.1.3 Административно-территориальное устройство России
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Что такое административно-территориальное устройство
- Федеративная
- Унитарная
- Конфедеративная
- Принципы административно-территориального устройства
- Социально-экономический
- Географический
- Демографический
- Национально-исторический
- Политический
- Административно-территориальное устройство РФ
- Республика
- Область
- Город федерального значения
- Автономная область
- Автономный округ
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
Схема государственный строй стран мира
Государственный строй стран мира (формы, устройства)
1. Территориально-государственное устройство
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.
Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.
Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)
2. Форма правления
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента
США, Аргентина, Иран, Бразилия
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента
Германия, Италия, Индия, Израиль
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом
Бельгия, Норвегия, Тайланд
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена
3. Государственный режим
Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид
Источник
7.1.3 Административно-территориальное устройство России
Видеоурок: Административно-территориальное устройство России
Лекция: Административно-территориальное устройство России
Факторы территориального деления
Большая протяженность территории нашей страны с севера на юг и с запада на восток, площадь, составляющая 17,1 кв.км. обусловило существующее адинистративно-территориальное деление.
Территориальное деление осуществлялось с учетом факторов:
разнообразие экономических субъектов;
неоднородность географического расположения;
неоднородность природно-климатических условий;
особенности демографии субъекта;
многонациональный состав населения.
Федеральные округа и субъекты
В 2000 году были выделены 7 федеральных округов. В 2010 из состава Южного федерального округа был выведен в самостоятельную единицу Северо-Кавказский федеральный округ.
В результате присоединение Крымского полуострова к территории РФ, появился новый 9 Крымский округ. В 2016 году Крымский округ был присоединен к Южному Федеральному округу. Теперь на территории России выделяют 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский. Федеральные округа не являются субъектами РФ.
Территорию России составляют 85 субъектов РФ:
городов федерального значения – 3(Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
автономная область – 1(Еврейская автономная область);
автономных округов – 4.
С учетом особенностей экономического развития нашей страны выделяют 11 экономических районов.
Самый большой по площади Дальневосточный федеральный округ, самый маленький Северо-Кавказский. По количеству субъектов самый большой Центральный округ (18 субъектов). Республика Саха занимает самую большую площадь из всех Республик, Республика Ингушетия наименьшая в РФ. Самый обширный край Красноярский – 2336797 км. кв.
Особенности административного устройства
Особенности административного устройства нашей страны заключается в особом положении Республик, входящих в состав РФ. Они выступают в роли самостоятельных государств, имеют право принимать свою Конституцию, вводить национальный язык, в праве учреждать свои конституционные суды.
В Республиках РФ есть институт президентства, в то время как другие субъекты управляются губернаторами. Отличительной чертой является также наличие столичных городов.
С учетом сложности административного деления в нашей стране некоторые регионы являются многосоставными, в их состав могут входить автономные области и округа.
В соответствии с Конституцией каждый субъект РФ решает, находиться ему в составе региона или войти в состав РФ непосредственно. Для решения административных и других вопросов между регионами и автономия заключаются внутренние договора, регулирующие их взаимоотношения. Уникальное положение Калининградской области, которая отделена от РФ территорией других государств, определила статус особой экономической зоны.
Неординарное положение и с городами федерального значения. Они выделяются как самостоятельные субъекты, но в то же время входят в состав других субъектов. Взаимоотношения федеральных городов и областей также по аналогии с автономными округами решаются подписанием соответствующих внутренних договоров. Москва имеет четыре правовых аспекта, как город (населенный пункт), город федерального значения, административная единица Московской области и столица России.
Источник
Административно-территориальное устройство Российской Федерации
Что такое административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.
Федеративная
Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.
Эти гособразования называются субъектами Федерации.
Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.
- Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
- США;
- Мексика;
- Канада.
Унитарная
Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.
В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.
Унитарные государства по признаку централизации бывают:
- Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
- Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.
По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:
- На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
- Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.
Конфедеративная
Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:
- нестабильна и носит временный характер;
- ближе к союзу государств, чем к единому государству.
Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.
- Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
- Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.
Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран.
Принципы административно-территориального устройства
В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.
Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.
Социально-экономический
На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.
Географический
Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.
Демографический
С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.
Национально-исторический
Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.
Политический
Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство РФ
Как мы уже отметили выше, территория России делится на такие административно-территориальные единицы, как субъекты Федерации.
Действующую форму административно-территориального устройства РФ можно охарактеризовать совокупностью следующих признаков:
- государственная целостность РФ, обеспечение неприкосновенности российской территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
- единство системы государственной власти в России;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектами РФ в регулировании территориальных вопросов;
- учет национального фактора в территориальной организации государства;
- установление равноправия субъектов РФ (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ);
- единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
- местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).
В настоящий момент в состав РФ входят следующие субъекты (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ):
- 22 республики;
- 9 краев;
- 46 областей;
- 3 города федерального значения;
- 1 автономная область;
- 4 автономных округа.
Таким образом, в составе РФ сейчас 85 субъектов Федерации.
Входящие в состав государства субъекты Федерации имеют собственные предметы ведения, свои полномочия, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами РФ самостоятельно. Все изменения административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Границы между граничащими субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Дальнейшее территориальное деление (т. е. уже внутри субъекта РФ) регламентируется законами субъектов РФ.
Важно! Одной из основных гарантий, обеспечивающих целостность российской территории, является тот факт, что Конституция РФ не предусматривает право субъектов Федерации на односторонний выход из состава государства.
Республика
Республика в составе РФ — одна из разновидностей субъектов РФ. При этом республики (ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ):
- Принимают собственные конституции (Конституция РФ все равно имеет главенствующее значение). Дополнительные сведения по этому вопросу вы найдете в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
- Могут устанавливать свои государственные языки (при этом русский язык обязательно остается в числе государственных языков в любой республике РФ).
- Имеют свои столицы.
Несмотря на вышеперечисленные полномочия (как у самостоятельного государства), республики в составе РФ не имеют собственного государственного суверенитета.
Край — наименование еще одного из видов субъектов РФ. При этом различия между правовым статусом края и области в составе РФ на законодательном уровне не регламентированы (в т. ч. Конституцией РФ). Наименование «край» (а не область, например) по большей части обусловлено историко-географическими факторами.
Область
Существенных различий между правовым статусом области и края в составе субъектов РФ законом не утверждено. И край, и область (как и другие субъекты РФ) имеют свои органы управления, могут принимать свои законы, но, например, не могут устанавливать свои государственные языки или иметь свои конституции (такие правомочия на данный момент есть только у республик).
Город федерального значения
Город федерального значения — город со статусом субъекта РФ. Основным отличием от прочих видов субъектов РФ является особая форма организации местного самоуправления. Так, в городах федерального значения выделяются внутригородские муниципальные образования, а сами города при этом муниципальными образованиями не являются.
Автономная область
Автономии в РФ (к автономным округам это также относится) создавались с учетом особенностей национального состава населения, которое проживало на соответствующей территории. Виды автономии (область или округ) были образованы в зависимости от ряда признаков, в т. ч. численности населения, перспектив и уровня развития экономики и прочих факторов.
Автономный округ
По правовому статусу автономный округ в составе РФ не слишком отличается от автономной области. Автономные округа отличаются от автономных областей огромной территорией при относительно небольшой численности населения.
Статус и автономной области, и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ). По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Автономный округ может входить в состав области или края.
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:
- соблюдение гарантий местного самоуправления;
- повышение эффективности управления;
- обеспечение благоприятного развития территории;
- учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
- ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.
Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:
- Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
- Города районного значения.
- Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
- Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
- Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
- Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).
Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.
Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:
- Конституция РФ;
- Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
- федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
- устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
- закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
- закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.
Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.
Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.
Еще ответы на вопросы по конституционному праву:
Источник