Схема управления страной 17 век

Государственное управление России в 17 веке органы власти (Таблица)

Государственное управление России в 17 веке таблица

Государственное управление 17 века

с 1547 года (до этого времени — Великий князь)

Главный источник власти, обладающий всей ее полнотой. Вместе с тем, реально был вынужден считаться с влиятельными политическими силами (боярство, церковь), ограничен условиями политических традиций.

Сословно-представительный орган, собиравший представителей от всех слоев населения (кроме частновладельческих крестьян и городских «бело-слободчиков») европейской части России. В отличии от английского парламента и французских Генеральных штатов Собор не мог наложить вето на какие-либо решения царя. Скорее выступает органом взаимного оповещения: царь сообщает о своих планах и из первых уст узнает о положении населения.

Патриарх (патриаршие приказы)

17 — начало 18 века

Патриаршие приказы — это центральные органы Московской патриархии, которые ведали патриаршими вотчинами и хозяйством, сбором налогов, пошлин и другим, назначением духовенства на должности.
Также осуществляли судебную функцию (преступления против веры), ведали сборами с раскольников.

Совещательный орган, регулярно консультирующийся с государем. Являлся своего рода барометром политических чаяний верхов. В Думу входили представители аристократии (бояре и окольничие), а также особенно влиятельные представители дворянства и бюрократии (дьяков). Во главе — конюший боярин.

Читайте также:  Понятие развивающиеся страны возникло

Ближняя дума (Государева комната)

Вторая половина 17 века

Усиление абсолютистских тенденций позволило царю избегать частых созывов “синклита”. На оперативные совещания государь приглашал узкий (“ближний”) круг доверенных лиц.

Приказ тайных дел (временный)

Тайный приказ был особой канцелярией Царя и подчинялся напрямую ему, боярская дума не участвовала. Был создан для наблюдения за управлением в государстве, за точным исполнением всех царских указов и для производства следствия по важнейшим преступлениям против государства. Ему передавались дела из других приказов.

Был учрежден Царем Алексеем Михайловичем и распущен после его смерти.

Вторая половина 16 — начало 18 века

Управляли теми или иными отраслями политики и хозяйства:

Разрядный приказ — военным делом,

Поместный — дворянским землевладением,

Ямской — конным транспортом,

Вновь присоединенные земли курировали специально создаваемые территориальные приказы: Казанский, Астраханский, Сибирский, Малороссийский. В годы опричнины существовало две параллельные системы приказов — земская и дворцовая. В финальный период существования приказов их число достигло 75, а разграничить их компетенции было порою невозможно. Глава приказа назывался судьей; чаще всего это был думный боярин (в Посольском приказе — думный дьяк).

Местное управление 17 века

Назначаемые государем руководители уездов и других административно-территориальных единиц. Как правило, обладавшие выслугой дворяне. Воеводы крупнейших уездов находились под бдительным контролем московских властей (в особенности — Приказа Тайных Дел, занимавшегося политическим надзором).

Губные избы (старосты)

Середина 16 — начало 17 века

Органы местного дворянского самоуправления с выборными губными старостами во главе. Самостоятельно решали административные проблемы, занимались раскладкой налогов и т.п. Губной староста был наделен правом вето на суде кормленщика над дворянином.

Земские избы (старосты)

16 — начало 17 века

Органы местного крестьянского самоуправления с выборными земскими старостами во главе. Самостоятельно решали административные проблемы, занимались раскладкой налогов и т.п. Их представители (“добрые люди”) имели право вето на суде кормленщика над крестьянином.

Приказная изба (сьезжая)

Вторя четверть 16 — начало 18 века

Местные филиалы московских приказов.

16 — начало 17 века

Выборные от местного дворянства военные коменданты уездов.

Головы (осадные, обьезжие, кабацкие)

Находились в подчинении у воевод и имели различные обязанности и права в зависимости от должности (военной или административной)

Схема органов государственного управления России в 17 веке

____________

Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб: 2013.

Источник

ЕГЭ. История. Теория. Органы власти.17 век

Органы власти в России в 17 веке

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

Картина художника А.Васнецова, 1922

17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года. Первым Романовым — Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу — выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1— одного из выдающихся правителей государства.

Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

Особенности государственного управления в 17 веке:

Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти, которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.

Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.

Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»

В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие — власть «государя всея Руси»

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

Неограниченная власть принадлежала царю.

Большие полномочия имел патриарх.

Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян( стояли во главе приказов) и дьяков( начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией

К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органомприказных судей.

При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума( высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).

Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове — азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке .

В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

Общегосударственные :

— Посольский ( внешняя политика)

— Разрядный ( дела о службе, войске)

— Поместный( вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

-Большой приход( сбор налогов)

— Большая казна( сборы с городских промыслов)

— Стрелецкий ( дела армии, войска)

— Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

— Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)

— Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

— Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой печатью)

— Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

— Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

— Малороссийский (дела Украины)

Дворцовые:

— Большого дворца ( облагал налогом царские земли)

-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

— Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)

— Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)

— Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

— Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

— Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)

— приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

— Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

— Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.

Были созданы одновременно для фискальной деятельностичетвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны ( Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.

По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма.

Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.

К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

Государственные должности в приказах:

Во главе приказа — начальник, судья, окольничий, член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)

Помощники начальников- судей- дьяки(из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).

Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие, получали оклад.

Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.

Местное управление

Процесс централизации и унификации органов местного управления

Основная административная единица — уезды, они делились на станы и волости.

Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.

Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие, которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы « в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.

Местное приказное учреждение — съезжая или приказная изба

Губное и земское самоуправление.

Воеводы контролировали губные и земские избы

Роль церкви в делах государства усиливалась.

С1589- утверждено патриаршество, закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.

Первый московский патриарх— Иов( 1589-1605)

Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.

Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.

1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.

На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- епископ, священнослужители (поп, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.

После церковного раскола, вызванного реформой Никона ( 1653-1656), значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.

В 17 веке происходит усиление самодержавия

    Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.

    Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором , созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 созван действительно последний Земскийсобор( по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой).

    Бюрократизация государственного аппарата, его расширение.

    Значительное ограничение местного самоуправления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Система управления государством в России в 17 веке

Начало XVII столетия ознаменовано одним из самых тяжких и печальных периодов в истории России. Со смертью сына Ивана Грозного – Федора, не имевшего наследников, заканчивается царствование династии Рюриковичей.

В течение ряда лет различные представители боярских кланов боролись между собой за право управлять государством. Наступили смутные времена, результатом которых стал кризис, затронувший не только экономику, но и обостривший внешнеполитическую обстановку. Смута стала причиной потери ряда российских территорий и гибели значительной части населения страны.

Возрождение монархии

Российскому государству требовалось правительство, устраивающее все политические стороны. Поэтому в январе 1613 года было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси.

Вокруг кандидатуры царя разгорелась нешуточная борьба. В результате, 21 февраля, на царский престол решено было избрать 16-ти летнего Михаила Романова, положившего начало правлению династии Романовых в течение последующих 300 лет.

Новому государю требовалось не только поднять экономику, восстановить территориальную целостность страны, но и возродить истинные православные ценности. Царь воспринимался народом как защитник нравственных идеалов – истины, правосудия, справедливости.
Для возрождения самодержавия требовалось единство светской власти и духовенства. Царская власть наделялась божественным происхождением. Это во многом облегчалось тем, что отцом царя Михаила Романова являлся патриарх Филарет, фактически правивший страной, особенно в первые годы воцарения на престол Михаила.

Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 в.

Восстановление царской монархии не давало государю право единолично вершить важные государственные дела. Наравне с ним главенствующая власть в стране оставалась, как и прежде, за Боярской думой. В обязанности Думы входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Первоначально совет состоял из представителей столичного и удельных княжеств, думного дворянства и дьяков, представляя собой аристократический орган. Но, постепенно, в течение всего столетия, количество членов Думы увеличивается почти вдвое за счет появления в ней низших чинов — окольничих, думных дворян и дьяков.

Самостоятельно принимать решения, не получив одобрения царя, боярскому совету было запрещено. Несмотря на то, что государь не всегда посещал заседания, все решения Думы требовали окончательного утверждения царем.

Существовала еще «ближняя дума», состоящая из доверенных лиц царя. Все решения государя предварительно обсуждались с ее членами.
В конце 17 столетия была создана «Расправная палата», включающая в себя членов Думы от каждого сословного чина. В функции Расправной палаты входило рассмотрение важных судебных дел.

Функционирование земских соборов

Ослабленная в результате Смуты власть царя нуждалась в поддержке сословного общества. Это стало причиной возрастающей роли Земских соборов в принятии важных государственных актов.

Несмотря на значимость «всех русских земель» в государственном управлении, они являлись всего лишь совещательным органом при царской власти. В заседаниях соборов обязательно принимали участие члены Боярской думы, представители высшей церковной власти, выборные от различных слоев общества: московского дворянства, служилых людей по строевым частям, «тяглых людей». Возглавлял собор царь или его представитель.

До 1622 года собор собирается постоянно, решая многие финансовые вопросы, такие как сбор средств на ведение войн, налогообложение.
По окончании десятилетнего перерыва, с 1632 года «совет всей земли» снова начинает свою деятельность, но уже довольно редко.
С постепенным упрочнением самодержавной власти надобность в поддержке «всех земель» отпадает, деятельность соборов постепенно затухает. 1649 год знаменуется принятием Соборного Уложения, давшего возможность царю проводить самостоятельную политику.
В 1684 году, после последнего заседания, где основным вопросом был мир с Речью Посполитой, земские соборы прекратили свое существование.

Развитие приказной системы

Опустошение казны в результате Смуты вынудило Михаила Романова восстановить приказную систему. Для решения финансовых проблем создавались новые приказы, отвечающие за сбор налогов.

Система приказов состояла из трех основных групп:
1. Общегосударственные приказы, находящиеся под управлением Боярской думы.
2. Дворцовые приказы, управлявшие собственностью царя и находящиеся в его непосредственном подчинении.
3. Патриаршие, созданные для управления имуществом патриарха, а также для ведения судебных дел, относящихся к преступлениям против веры.

Начало 17 века характеризуется созданием временных приказов специальным указом, в котором оговаривались функции, штат, бюджет приказа, а также назначался его глава.

Происходящие, начиная с середины XVII столетия, изменения в социально-экономическом развитии России потребовали реорганизации государственного аппарата. Следствием этого, стало создание приказа Большой казны, в компетенцию которого входило решение всех финансовых вопросов.

Иерархическая структура приказов была следующей:
•глава – судья;
•помощник судьи — дьяк;
•канцелярские служащие – подъячие.

Значительный рост приказных и отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность приказов стали причиной развития взяточничества и злоупотреблений.

Управление на местах

Усиление власти на местах потребовало создание нового звена – воеводского управления. Воеводы, ранее существовавшие только в пограничных городах и избиравшиеся народом, теперь назначались во все города царским указом и подчинялись Разрядному приказу.
В функции воевод входило управление территорией в интересах государя, в том числе полицейский надзор, розыск и возвращение беглых, фискальные функции, охрана границ.

Назначались воеводы на срок от одного года до трех лет, получая за службу вотчины и жалованье.

Несмотря на то, что на местах оставались еще такие формы «самоуправления» как губные и земские избы, воеводам вменялось в обязанность контролировать их. Позже воеводам было разрешено полностью регулировать их деятельность.

Таким образом, сосредоточение власти на местах в руках воевод полностью заменило выборные органы, став окончательным этапом в централизации власти.

Происшедший в середине 17 века раскол церкви послужил на руку царствовавшему тогда Алексею Романову. Стремление тогдашнего патриарха Никона к власти, считавшего царство ниже священства, привело к его падению. Это позволило Алексею Михайловичу полностью подчинить церковь государству.

В результате, к концу XVII столетия вся власть в России была сосредоточена в руках государя.

Централизация власти с созданием многочисленного бюрократического аппарата содействовала укреплению монархического строя, но несовершенство разветвленной системы управления не соответствовало потребностям нового времени.

Источник

Оцените статью