Страны «шестерки» практически договорились по иранской ядерной программе
Страны, входящие в «шестерку» посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия), практически достигли договоренности по проекту резолюции в отношении Ирана, устраивающей всех членов группы.
«Резолюция призовет Иран вести более интенсивно диалог с МАГАТЭ и полностью выполнять свои обязательства», — цитирует агентство «Франс Пресс» своего источника в дипломатическом ведомстве одной из стран «шестерки». По словам другого собеседника агентства, он «испытывает осторожный оптимизм по поводу возможности выработки «шестеркой» резолюции по Ирану».
17 ноября в Вене открывается заседание Совета управляющих МАГАТЭ, которое продлится два дня, и на котором как раз и ожидается принятие резолюции. Сообщается, что его участники обсудят недавний доклад организации по ядерной программе Ирана. В документе, отрывки из которого опубликовал ряд Западных СМИ, в частности, говорится, что Иран вел работы, направленные на создание ядерного оружия, до 2003 года и, возможно, ведет их и в настоящее время. К таким работам Агентство относит тайную добычу исламской республикой необходимых для создания ядерного оружия оборудования и документации, а также компьютерное моделирование ядерной боеголовки и опытно-конструкторские работы по установке ядерного боеприпаса на ракету средней дальности «Шахаб-3». Такая ракета способна поражать цели на территории Израиля.
В ответ на доклад МАГАТЭ министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи заявил, что Иран не располагает ядерным оружием, поскольку не стал бы скрывать планы по его созданию, существуй они в действительности. «Позиция нашего руководства четкая и обоснованная — как духовный лидер, так и президент Ирана неоднократно говорили, что не преследуют цели создать ядерное оружие. Если бы мы хотели создать ядерное оружие, мы бы открыто заявили об этом. Поэтому заявления МАГАТЭ преследуют цель оказать давление на Иран», — отметил Салехи.
После публикации доклада США, Франция, Германия и Великобритания призвали ООН и МАГАТЭ ввести дополнительные санкции в отношении исламской республики. Россия и Китай, в свою очередь, считают единственным приемлелмым выходом из ситуации продолжение переговоров между сторонами конфликта. 14 ноября министр иностранных дел РФ подтвердил российскую позицию по данному вопросу, заявив, что «Россия считает исчерпанными санкционные меры против Ирана, и надо решать проблему его ядерной программы дипломатическим путем в рамках «шестерки».
Ситуация вокруг иранской программы мирного атома обострилась в 2003 году, когда руководство страны объявило о начале работ по обогащению урана. Несмотря на заверения президента Махмуда Ахмадинеджада в том, что программа направлена исключительно на удовлетворение потребности населения в электроэнергии и не представляет угрозу режиму ядерного нераспространения, многие государства осудили Иран за подобные действия. До 2009 года иранские власти вели переговоры с МАГАТЭ, посредником в которых выступала «шестерка» стран, состоящая из России, США, Китая, Франции, Великобритании и Германии, однако два года назад процесс был прерван по инициативе Тегерана. Причиной стало осуждение Ирана со стороны Совета управляющих МАГАТЭ за строительство второго завода по обогащению урана, и призыв к стране подтвердить, что «не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентством».
11 февраля прошлого года Ахмадинеджад заявил о завершении производства первой партии обогащенного до 20% урана и о планах производства урана с более высокой степенью обогащения. В мае того же года было достигнуто соглашение между Турцией, Ираном и Бразилией об обмене на турецкой территории иранского низкообогащенного урана на высокообогащенный уран, произведенный в других странах. Однако договор так и не был воплощен в жизнь.
Источник
Иран и «шестерка»: кто проиграл и кто выиграл?
25-11-2014, 18:38 | Политика / Статьи о политике | разместил: Swarm | комментариев: (3) | просмотров: (4 322)
На переговорах в Вене по иранской ядерной программе к соглашению прийти не удалось.
Комментирует востоковед Игорь Панкратенко:
— Как и ожидалось, на переговорах в Вене Тегеран и «шестерка» международных посредников — США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия — не сумели прийти к взаимному соглашению. Стороны договорились продлить переговоры до 1 июля 2015 года.
Впрочем, «шестерка» — это слишком громко сказано, поскольку основная дипломатическая борьба в иранском «ядерном вопросе» ведется между Тегераном и Вашингтоном. Именно неуступчивость Вашингтона послужила причиной того, что соглашение не состоялось.
Иного и быть не могло, поскольку вопрос об «иранском атоме» — это не вопрос обогащения, реакторов, центрифуг и прочих технических деталей. Под прикрытием «ядерной угрозы Тегерана» США и их союзники – не только в Европе, но и на Ближнем Востоке – превратили страну, последовательно проводящую антиамериканскую и антиизраильскую политику, в «международного изгоя» с петлей всеобъемлющих санкций на шее.
Большим успехом западной пропаганды является сложившееся в общественном сознании убеждение, что санкции против Ирана были введены только после 2005 года и связаны исключительно с ядерной программой. Из памяти международного сообщества почти удалось вытравить факт того, что санкции в отношении Тегерана Белый дом начал вводить с 1979 года, сразу же после исламской революции и падения шахского режима. И в этом вопросе все президенты США сохраняли преемственность:
1979 год, Джимми Картер. Президентский указ 12170 о замораживании всех иранских активов — примерно 12 миллиардов долларов — в связи с захватом иранскими студентами посольства США и находящихся в нем сотрудников. Заложников освободили в момент инаугурации Рональда Рейгана, но вот о размораживании активов новый президент США тут же «забыл», оставив данный вопрос для последующего торга.
1980-1988, Рональд Рейган. В период агрессии Ирака против Ирана — Саддам Хусейн, если кто позабыл, ходил тогда в союзниках США — принимаются санкции, запрещающие все виды поставок оружия и военных материалов в Иран. А ведь его вооруженные силы до 1979 года оснащались исключительно американцами. США блокируют любые кредиты Ирану со стороны международных финансовых институтов, а в октябре 1987-го появляется президентский указ 12613, запрещающий ввоз и вывоз товаров из Ирана.
1988-1992, Джордж Буш-старший. Уже привычное блокирование международных кредитов, запрет экспорта в Иран товаров и технологий «двойного назначения», ограничения на торговлю с Исламской республикой.
1992-2000, «друг Билл» Клинтон. В марте 1995-го — указ 12957 о запрете любых видов прямой торговли США с Ираном. 1996 год – конгресс США принимает «Ирано-ливийский акт о санкциях», согласно которому любые американские и иностранные компании, предоставившие иранской нефтяной промышленности инвестиции свыше 20 миллионов долларов, подвергаются штрафным санкциям.
Ознакомившись с этим списком, скажите: и где здесь «борьба с военной составляющей иранской ядерной программы»?
Доходило до откровенной «клиники». В феврале 2004 года министерство финансов США вынесло решение о запрете редактирования и публикации научных рукописей из Ирана — свобода слова и свобода научного обмена во всей красе! — и пригрозило американским ученым, нарушающим этот запрет, уголовным преследованием.
Не остался в стороне от калечащих санкций и Евросоюз. Начиная с 2007 года, он ввел около 20 пакетов ограничительных мер против Ирана. Под запрет также попали европейские инвестиции в перечисленные выше отрасли экономики. Кроме того, санкции коснулись и приобретения иранских ценных бумаг. В «черный список» ЕС были внесены 87 лиц и более 150 организаций и компаний. По подсчетам экспертов, в 2011-2013 годах только нефтяные санкции нанесли Тегерану ущерб на сумму 80 миллиардов долларов.
За 35 лет США и ЕС было принято 148 законов и подзаконных актов, касающихся 53 из 76 основных отраслей экономики Ирана – от гражданской авиации до поставок лекарств и страхования морских судов. И «ядерные санкции» — это лишь часть режима удушающей экономической блокады.
Особенно тяжелым для иранской экономики стало отключение в 2012 году иранских банков от электронной платежной системы глобальных финансовых операций «СВИФТ». Это вызвало затруднения с расчетами, прежде всего, за экспортируемую нефть, резко сократило приток валюты, привело к падению курса риала на свободном рынке более чем в три раза, а в июне 2013 года — и к падению вдвое официального курса риала.
В результате общее падение ВВП за 2012-2013 годы было весьма глубоким, до 5,8 процента, особенно за счет нефтяного сектора на 34 процента. Показатели роста ВВП впервые за 20 лет стали отрицательными.
Хасан Рухани во многом был избран президентом благодаря тому, что пообещал добиться снятия санкций. Собственно, и все переговоры имеют для Тегерана смысл только в том случае, если в обмен на уступки с Ирана будет снят режим экономической блокады.
Но именно этого не хотят на Западе, поскольку тогда рушится политика «сдерживания Исламской республики», которую США, Тель-Авив и Эр-Рияд проводят уже 35 лет, сразу после того, как был свергнут иранский шах.
Проблема Барака Обамы и Джона Керри на переговорах с Ираном заключается в том, что границы соглашения с Исламской республикой для США определяет отнюдь не Белый дом. Переговоры в Вене показали, что серьезную, если не ключевую роль в этом процессе играют силы, которые в переговорах не участвуют, но прочно оккупировали их закулисье – Эр-Рияд, Тель-Авив и конгресс США.
Позиция этого трехголового политического монстра, повторим, предельно ясна – полная остановка иранской ядерной программы. Без вариантов и компромиссов. «Любое соглашение, которое не требует полной остановки иранской ядерной программы – хуже, чем отсутствие соглашения», — прямо сказал бывший глава республиканского большинства в палате представителей Эрик Кантор. И пояснил: «Санкции привели иранское руководство за стол переговоров, но история учит нас осторожности по отношению к их тактике. Мы не должны спешить заключать соглашение, но продолжать оказывать давление, пока иранцы не будут готовы пойти на существенные уступки».
При наличии такой оппозиции на Капитолийском холме Бараку Обаме и Джону Керри приходится еще и ублажать и саудитов, и Беньямина Нетаньяху. На встрече в сентябре нынешнего года с министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом Джон Керри вынужден был, как заклинание, повторять: «Президент Обама неоднократно давал понять: США не позволят Ирану обзавестись ядерным оружием. Эта политика не изменилась. Президент Обама снова и снова заявляет, что мы предпочитаем решить эту проблему мирным путем, путем дипломатии, что мы стремимся предоставить дипломатии реальный шанс добиться успеха».
Накануне начала переговоров в Вене Джон Керри позвонил Беньямину Нетаньяху и обсудил с ним ход диалога «шестерки» с Ираном, подчеркнув также, что целью администрации США остается предотвращение появление ядерного оружия в руках иранского режима. «Биби» поверить в это категорически отказался. В Вене еще ничего решено не было, а он уже подверг критике переговоры, назвав их «сделкой века для Ирана». И особо подчеркнул, что любое соглашение по иранской ядерной программе ни к чему Израиль не обязывает, что Тель-Авив оставляет за собою право защищать себя от ядерной программы Ирана любыми средствами…
При таких исходных позициях могущественных «анти-лоббистов» уже с самого начала было ясно, что срок подписания соглашения — 24 ноября, о котором переговорщики договорились год назад в Женеве — выдержан не будет, что и произошло.
И для администрации Белого дома, и для команды иранского президента «нулевой результат» означает серьезное политическое поражение, причем – на «внутреннем фронте». Ни политические оппоненты Х. Рухани, ни противники Б. Обамы не замедлят использовать провал переговоров. Будет развернута кампания: с одной стороны, в Тегеране – «против соглашателей, которым не хватило компетентности разглядеть двуличие позиции Запада», с другой — в Вашингтоне, «против либеральных подходов нынешней администрации в отношении диктатуры аятолл, понимающих только язык силы».
Это, в свою очередь, будет означать, что дальнейшие переговоры между США и Ираном протянутся еще долгое время, как, впрочем, и санкционный режим против Исламской республики.
Но если для определенных политических кругов в Вашингтоне и Тегеране достигнутый к 24 ноября результат будет достаточно пессимистичен, то для Москвы открываются новые политические и экономические возможности не только на иранском направлении, но и в «Большом Иране» — регионе от Сирии до Пакистана – в целом.
Случись невероятное, то есть, состоялось бы подписание соглашения и произошло снятие большинства санкций с Ирана, у России не было бы практически никаких шансов в конкуренции с Западом на иранском рынке. Стремясь погасить в Иране любые пророссийские тенденции, и США, и их партнеры могли бы предложить Тегерану максимум возможного – от участия в модернизации промышленности до строительства новых ядерных реакторов, тем более что правовые препятствия для этого будут если и не полностью, то хотя бы частично сняты. Для России это стало бы серьезным ударом, поскольку за расширением экономического партнерства всегда неизбежно наступает очередь партнерства политического.
Но, поскольку в ближайшее время «нормализации» отношений между Тегераном и Западом, как еще раз показали переговоры в Вене не произойдет, у России есть все шансы закрепить свои позиции в стратегически важных отраслях иранской экономики, в первую очередь – энергетике, атомной промышленности и ряде других. Ну а там, возможно, придет время для политического партнерства, и не только в Сирии, но и в «мягком подбрюшье» России – Средней Азии и Афганистане.
Источник
История переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. Переговоры по иранскому ядерному досье начались в 2004 г., после того как западные страны обвинили Тегеран в развитии «секретной военной ядерной программы». С 2006 г. переговоры с Ираном вела «шестерка» международных посредников — пять постоянных членов СБ ООН и Германия.
В 2006-2010 гг. в отношении Ирана вводилось несколько пакетов санкции. 14 июля 2015 г. в Вене был согласован итоговый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. ИРИ обязалась не производить оружейный плутоний, в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана, переоборудовать ядерные объекты и использовать их исключительно в мирных целях.
В ближайшее время начнется снятие санкций, однако оружейное эмбарго, введенное СБ ООН, будет сохраняться в течение 5 лет, запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет — в течение 8 лет, эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены. 20 июля этот план поддержал СБ ООН. 18 октября 2015 г. по прошествии 90 дней с момента принятия резолюции Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу, и стороны начали предпринимать шаги по выполнению взятых на себя обязательств.
История переговоров
Первые переговоры Ирана с «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по вопросу ограничения иранской ядерной программы состоялись в июне 2006 г. в Вене.
До этого переговоры с Исламской Республикой Иран (ИРИ) вела «евротройка» — Франция, Германия и Великобритания. Переговорный процесс был начат в 2004 г., когда в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ.
Это стало поводом обвинить иранцев в стремлении получить ядерное оружие. В обмен на замораживание программы обогащения урана европейские страны предложили Тегерану поставлять низкообогащенный уран для легководных реакторов, которые не могут быть использованы для создания ядерного оружия. Иранские власти не пошли на сделку. Аргументы Тегерана основывались на том, что Иран как член МАГАТЭ и страна, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Ситуация зашла в тупик, после чего иранское ядерное досье было передано в Совет Безопасности ООН с тем, чтобы он усилил политико-дипломатическое давление на ИРИ. Однако рассмотрение ядерного досье Ирана в Совбезе было приостановлено, после того как руководство страны согласилось на расширенный формат переговоров с участием «шестерки».
В ходе первых встреч в новом формате Ирану за отказ от обогащения урана были предложены широкие экономические преференции, включая поддержку строительства легководных реакторов. После очередного отказа иранской стороны пойти на уступки рассмотрение ядерного досье возобновилось в СБ ООН. В 2006-2010 гг. Совбез принял четыре резолюции, предусматривающие введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Несмотря на санкционное давление, Иран не прекращал развитие ядерной программы.
«Шестерка» со своей стороны не оставляла попыток получить от Ирана подтверждения невоенного характера иранской ядерной программы. Так, в 2008 г. в обмен на прекращение работ по обогащению урана Ирану были предложены проекты финансовой поддержки энергетического комплекса и возможность нормализовать торгово-экономические отношения с Западом. В 2009 г. рассматривалась схема, согласно которой Иран мог вывезти 1,2 тонны низкообогащенного урана для дообогащения в России. В 2010 г. аналогичное предложение сделали Турция и Бразилия. Тегеран заявил, что согласен лишь на синхронный обмен ядерных материалов на своей территории и выступает против предложения об одностороннем вывозе ядерных материалов за границу. Переговоры вновь зашли в тупик.
После принятия очередного пакета санкций СБ ООН против Ирана в июне 2010 г. президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что замораживает все переговоры о ядерной программе своей страны с тем, чтобы «дисциплинировать Запад». Тем не менее в декабре 2010 г. представителям «шестерки» и МАГАТЭ удалось возобновить переговорный процесс. Впоследствии состоялась серия встреч на уровне экспертов, политдиректоров и министров иностранных дел, однако взаимоприемлемых договоренностей достичь не удавалось. Тегеран был согласен на проведение переговоров при условии соблюдения его прав на мирное освоение атома и не собирался приостанавливать реализацию своей ядерной программы, заявляя об исключительно мирном характере ядерной программы и отсутствии намерений создания ядерного оружия.
Первые успехи
24 ноября 2013 г. в ходе переговоров Ирана и «шестерки» в Женеве был подписан Совместный план действий (т.н. промежуточное Женевское соглашение), в котором Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов, остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение вступило в силу 20 января 2014 г. Его действие было рассчитано на полгода, но 18 июля 2014 г. было продлено до 24 ноября 2014 г. В этот период Иран и «шестерка» должны были урегулировать ряд вопросов и выйти на подписание итогового документа.
В течение 2014 г. состоялась серия полноформатных раундов переговоров, однако ни на одном из них не удалось достичь значительных успехов. Основные споры развернулись вокруг перепрофилирования работы тяжеловодного реактора IR-40 в г. Арак (с тем, чтобы исключить возможность производства там плутония в военных целях); завода по обогащению урана «Форду» (некоторые из стран «шестерки» настаивали на его закрытии); предоставления со стороны ИРИ доказательств о невоенной направленности ядерной программы; графика выполнения итогового соглашения.
18-24 ноября 2014 г. в Вене прошел очередной раунд переговоров на уровне министров. Предполагалось, что он станет заключительным и завершится подписанием всеобъемлющего соглашения. Однако из-за сохраняющихся разногласий сторонам не удалось выработать текст соглашения. 24 ноября было принято решение продлить срок действия Совместного плана до 30 июня 2015 г. и согласовать принять рамочное соглашение до 31 марта 2015 г. Участники переговоров достигли договоренности о том, что дополнительных санкций в отношении Ирана вводится не будет, а средства Тегерана, замороженные в зарубежных банках, будут ежемесячно освобождаться в объеме около $700 млн при условии выполнения Ираном Женевского соглашения 2013 г.
В декабре 2014 — марте 2015 г. прошли четыре раунда переговоров на уровне политдиректоров, но достичь прогресса в разрешении противоречий не удалось.
30 марта — 2 апреля 2015 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась координационная встреча министров иностранных дел стран «шестерки» и очередной раунд переговоров с Ираном. 2 апреля стороны достигли договоренностей по ключевым вопросам итогового соглашения. В соответствии с ним, Иран обязался: сократить количество центрифуг для обогащения урана на две трети — с 19 тыс. до 6104 единиц; в течение десяти лет обогащать уран только на объекте в Натанзе и только на 5060 центрифугах IR-1 первого поколения; остальные центрифуги использовать для работы с другими материалами, в т.ч. в научных и медицинских целях; центрифуги нового поколения с завода в Натанзе под наблюдением МАГАТЭ отправить на склад. Иран также согласился в течение 15 лет не создавать новые объекты по обогащению урана, не обогащать уран до уровня более 3,67% и сократить запасы низкообогащенного урана, составляющие 10 тонн, до 300 кг. В течение 25 лет инспекторы МАГАТЭ будут иметь регулярный доступ ко всем ядерным объектам Ирана. В тексте соглашения также отмечено, что Иран согласился осуществить конверсию своего исследовательского ядерного реактора на тяжелой воде в Араке, чтобы он не мог нарабатывать оружейный плутоний. Иран и «шестерка» достигли соглашения о том, что по мере выполнения международного соглашения политические и экономические санкции против Ирана будут отменяться, однако руководство ИРИ продолжало настаивать на снятии всех санкций сразу после подписания итогового соглашения.
14 июля 2015 г. в Вене Иран и страны «шестерки » согласовали положения итогового Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД).
Соглашение, рассчитанное на 10 лет, включает в себя основной текст и пять технических приложений (по ядерной проблематике, санкциям, ядерному сотрудничеству, совместной комиссии и порядке реализации договоренностей). Оно гарантирует исключительно мирный характер иранской ядерной программы, поскольку ИРИ обязуется в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана. Высокообогащенный уран и оружейный плутоний, которые являются материалами, необходимыми для создания ядерного оружия, Тегеран производить не будет. Завод по обогащению урана в Форду будет перепрофилирован в технологический центр. Кроме этого, исключительно в мирных целях будет использоваться ядерный комплекс в Араке, мощность тяжеловодного реактора не будет превышать 20 мегаватт, а параметры его реконфигурации определит международный консорциум. Все отработанное ядерное топливо будет вывозиться за пределы Ирана в течение всего времени действия реактора.
В рамках соглашения была достигнута договоренность о снятии санкций, введенных СБ ООН и отдельными странами (меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики). Оружейное эмбарго, введенное СБ ООН, будет сохраняться в течение пяти лет, при этом поставки вооружений в Иран возможны при прохождении соответствующей процедуры уведомления и верификации через СБ ООН. Запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет будет действовать в течение восьми лет.
Эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. Кроме того, для оценки выполнения соглашения при СБ ООН будет создана специальная комиссия, а также будут проводиться регулярные встречи Иран и «шестерки» на министерском уровне. При нарушении условий сделки санкции могут быть возобновлены в течение 65 дней.
20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 2231 в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Документ подтверждает неотъемлемое право Ирана на развитие мирной ядерной программы, включая обогащение урана, при обеспечении всеобъемлющего контроля со стороны МАГАТЭ. Резолюция также предусматривает отмену всех санкций в отношении Ирана через 10 лет после заключения сделки при условии, что власти ИРИ будут выполнять достигнутые договоренности. Кроме того, она предполагает отмену всех действующих в отношении Ирана санкционных резолюций после подтверждения МАГАТЭ факта выполнения Тегераном обязательств по венскому соглашению. В случае выявления несоблюдения одной из сторон соглашения своих обязательств в СБ ООН в течение 30 дней будет проведено голосование, которое может повлечь за собой возобновление действия всех санкций ООН.
Шаги по реализации соглашения
13 октября 2015 г. соглашение с «шестеркой» получило одобрение иранского меджлиса (парламента). 15 октября 2015 г. МАГАТЭ заявило, что Иран выполнил свои обязательства в рамках двусторонней «дорожной карты» по прояснению вопросов возможной военной направленности своей ядерной программы.
18 октября 2015 г. по прошествии 90 дней после принятия СБ ООН резолюции 2231 СВПД вступил в силу. С этого дня стороны начали предпринимать шаги для выполнения взятых на себя обязательств. Так, Иран уведомил МАГАТЭ о готовности к применению Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях в ядерной сфере, в соответствии с которым международные инспекторы получают расширенный доступ к ядерным объектам и дополнительные возможности для проведения их проверок. В этот же день президент США Барак Обама поручил главам госдепартамента, министерств торговли, финансов и энергетики начать подготовку к снятию санкций с Ирана. ЕС также утвердил законодательную базу для отмены всех экономических и финансовых санкций, касающихся ядерной программы ИРИ. Санкции будут сняты, после того как МАГАТЭ подтвердит, что Иран выполнил взятые на себя обязательства. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены.
Совместная комиссия
Для наблюдения за выполнением СВПД и разрешения возможных споров вокруг иранской ядерной программы учреждена совместная комиссии. В числе функций этой структуры — оценка и утверждение финального плана создания исследовательского реактора на тяжелой воде, оценка и утверждение предложенных Ираном планов по исследованиям и созданию уранового топлива, работам по обогащению урана, специфическим работам в центре Форду. Комиссия может создавать рабочие группы по конкретным областям. Координировать ее работу будет Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Большинство решений комиссии должны приниматься на основе консенсуса.
Заседания будут проводиться в Нью-Йорке, Вене или Женеве ежеквартально или по требованию любого из участников комиссии.
Если механизмы добровольного урегулирования не сработают, «совместная комиссия на основе консенсуса или простым большинством голосов потребует от Ирана прояснить обеспокоенности инспекторов МАГАТЭ».
Источник