Школа стран западной европы

Образование в Западной Европе. Развитие и цели образования Западной Европы.

Традиционно образование в Западной Европе считалось одним из самых котируемых и популярных. Еще в древние времена здесь зародились основы образовательных программ. Для обучающихся школьников и студентов создаются все условия для ведения учебной и научной деятельности. Благодаря принятию Болонской декларации в 1999 году формируется единое образовательное пространство. Формируется единая академическая система в сфере образования в Западной Европе. Правительства Великобритании, Франции, Германии вкладывают немалые финансы. Инвестирование в образование является приоритетным направлением.

Развитие образования в Западной Европе берет свое начало в раннем средневековье. Основные успехи в продвижении и создании системы образовании были достигнуты в VIII веке Карлом Великим и Алкуином. Основными формами являлись военное (рыцарское), народное и школьное (религиозное) образование. В XI–XII веках образование в Западной Европе достигает уровня самостоятельного института в обществе. В стенах религиозных учреждений появляются школы – этот период именуется схоластикой. В XII веке открываются первые университеты. Обучение было бесплатным.

На сегодняшний день система образования в Западной Европе не является полностью однородной. В каждой стране есть свои собственные нюансы в данном вопросе. Примерно во всех странах Западной Европы образовательная структура приобрела свои нынешние черты к концу 19 века. С 5-6 до 16 лет дети получают обязательное бесплатное образование. В процессе дети проходят 3 или 4 ступени обучения, в зависимости от конкретной страны. Существует частная и государственная системы.

Читайте также:  Продукция произведенная за определенный период времени внутри страны представляет собой

Основными целями образования в Западной Европе является воспитание и обучение высококвалифицированных специалистов. На сегодняшний день развитие науки и других сфер деятельности достигло небывалых высот и для того, чтобы эти сегменты развивались и дальше нужны человеческие ресурсы, которые смогут поддержать экономическую, политическую, культурную структуры общества. Образование в Западной Европе позволяет сегодня получить диплом, который будет признаваться во всем мире. Создание единого образовательного пространства помогает Западной Европе сделать выпускников своих вызов необходимыми в любой точке планеты.

Школьное образование в Западной Европе преимущественно бесплатное (если только ребенок не обучается в частном учебном заведении). С 5 (6) – 16 (17) лет дети обязаны получить образование. Существуют разные типы школ: школы для мальчиков или девочек, смешанные типы школ, заведения для младших и старших детей. В западноевропейских школах преподают несколько иностранных языков.

Ступени образования в Западной Европе имеют некоторые различные черты, в зависимости от страны. Например, в Великобритании человек проходит четыре уровня обучения: начальное, среднее, послешкольное, высшее. В Германии система образования представляет собой трехступенчатую структуру: школа, колледж, высшее образование. Существуют как государственные, так и частные учреждения. Образование в Испании состоит из четырех ступеней: начальное, среднее обязательное, полное среднее, высшее. Во Франции образование имеет следующую структуру: дошкольное, начальное, среднее, высшее.

Высшее образование в Европе имеет свои особенности и черты. Страны Европейского союза вкладывают значительные средства в развитие этой системы. За последние шесть лет сумма инвестиций составила 7 милрд. евро. Основные тенденции в развитии образования описаны Болонским процессом. Помимо единого образовательного пространства, целями конвенции являются: развитие культурного, научно-технического и интеллектуального уровня европейских стран, увеличение конкурентоспособности университетов. В некоторых странах Европы обучение в университетах бесплатное для жителей своей страны.

Читайте также:  Найти свою сказочную страну

Мало кому известно о бесплатном европейском образовании. В то время как многие европейские страны могут предложить бесплатное обучение не только жителям своей страны, но и иностранным студентам. Скандинавские страны не требуют платы за учебу, но книги и методические пособия учащиеся покупают сами. В Дании, Швеции, Норвегии можно получить стипендию или грант, но при этом обязательно следует знать государственный язык. Можно обучаться на английском языке, но такое обучение, как правило, платное. Финляндия же не требует за обучение денег ни на английском языке, ни на государственном. Но знать финский и шведский языки обязательно. До 2005 года бесплатным было образование и в Германии. Но вузы нуждались в финансировании, к тому же, слишком много «бездельников» попадало в университет. В Чехии студенты также могут обучаться бесплатно на чешском языке, включая иностранцев.

Среднее образование в Европе приблизительно занимает 12-13 лет. После окончания среднего образования ученикам достаточно просто поступить в высшее учебное заведение. После 2-3 лет обучения ребята свободно говорят на нескольких иностранных языках. Для стран, не являющихся членами Европейского Союза, обучение возможно в частных платных школах.

Сегодня практически во всех европейских вузах можно получить образование на английском языке. Германия, Франция, Испания, Скандинавские страны предлагают программы, где основным языком является английский. При этом некоторые программы бесплатны даже для иностранных граждан. Во всех европейских вузах требуют высокое знание этого языка.

Система образования в Европе включает в себя дошкольное образование, начальное, обязательное среднее, высшее. В зависимости от особенностей страны эти ступени могут меняться. Но не сильно. Примерно с 5 до 17 лет ребенок получает обязательное среднее (бесплатное) образование. Дальше студент проходит обучение в высшем учебном заведении. Высшее образование, как и в России, может быть дневным, вечерним, дистанционным.

Источник

Школа стран западной европы

На данном временном промежутке в воспитании и обучении реализовывались языческие, христианские и античные традиции. Основой воспитания детей служило семейное воспитание, по достижении детьми определённого возраста, обучение и воспитание осуществлялось по половому признаку.

Девочек матери обучали вести хозяйство и устраивать быт. Для мальчиков было предусмотрено ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество как форма воспитания и обучения детей доминировало в семьях ремесленников. Мальчиков брал в свою семью ремесленник, иногда количество учеников достигало 2-3, шло обучение ремеслу в течение 7-8 лет. В качестве платы за обучение дети осуществляли работу по хозяйству, позже – помогали в ремесленном деле. После окончания ученичества, ученики получали статус подмастерья и получали за работу плату. Получив достаточную квалификацию, подмастерье мог открыть своё дело. Кроме ремесла ремесленник мог обучать подопечных грамоте, либо давал разрешение на посещение соответствующих учебных заведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Светские феодалы отдавали своих детей в школы, где те осваивали грамоту и счёт, а затем получали рыцарское воспитание. В процессе рыцарского воспитания дети учились владеть копьём, получали навыки фехтования, езды верхом, плавания, охоты, игры в шахматы, пения стихов собственного сочинения, игре на музыкальном инструменте. В приоритете было получение военных навыков. Важным считалось нравственное воспитание, в процессе которого дети усваивали идеи превосходства рыцарей над низшим сословием, важность личной свободы, жертвенности и героизма. По завершении рыцарского воспитания, в 21-летнем возрасте, осуществлялось посвящение в рыцари. Данный обряд включал в себя благословение освящённым мечом, кроме того, проводились разнообразные физические испытания и рыцарские турниры. В качестве учителей использовалась дворовая челядь.

Школы в период раннего Средневековья

Исчезновение античного общества привело в VII в. К исчезновению школ античного типа. Но в новых церковных школах, которые начали действовать на территории стран Западной Европы, нашло отражение традиций античной культуры, в частности, обязательным являлось изучение латинского языка, который использовался активно в общении и переписке.

В V–VII вв. произошёл сильный упадок в образовании детей. Церковные школы не набирали достаточного количества учеников, в результате чего большая часть населения, включая знать, оставались безграмотными.

В эпоху раннего Средневековья выделялись два типа церковных школ: дети обучались в епископальных (кафедральных) и монастырских школах, одним из создателей которых был Кассиодор (настоятель монастыря). Церковные школы делились также на внутренние (выпускали служителей культа) и внешние (обучение детей высших сословий). До обучения допускались только лица мужского пола.

В малых церковных школах обучение шло с 7-10 лет, детям давалось элементарное образование. Характерным для данных школ являлось наличие одного учителя, который обучал всем предметам, церковному пению учил специальный учитель – кантор. После окончания малой школы, была возможность поступить в большую школу, где давался более высокий уровень образования.

В X веке во Франции действовали епископальные школы, самые крупные из которых находились в Реймсе, Шартре, Париже.

В монастырских школах в основном шло изучение Библии и богословской литературы. Отсутствовало физическое воспитание, каникулы, в качестве выходных дней были дни веселья и различные церковные праздники. Методы воспитания отличались суровостью и жёсткостью, использовались физические наказания, карцер, лишение пищи. В церковных школах дети получали элементарное образование, в малочисленных школах, где давался повышенный уровень образования, программа обучения предусматривала освоение семи свободных искусств.

В XII–XV вв. начали работать городские школы и университеты, в них обучение строилось на светской основе. Некоторые из таких школ организовывались для девочек. По окончании школы получалось звание клирика, после чего молодые люди становились либо учителями, либо священнослужителями. В таких школах проходили обучение дети высших сословий, дети изучали грамоту, счёт, латынь. В результате трансформации школ (цеховые, гильдейские, школы счёта) в XIII веке появились городские школы. В этих школах изучалась:

  • арифметика;
  • элементы делопроизводства;
  • география;
  • техника;
  • естественные науки.

В XVI–XV вв. ознаменовалось возникновением коллегий во Франции, которые являлись связующими между получением начального и высшего образования.

В XI–XII вв. возникли первые университеты:

  • Парижский университет (Сорбонна) (1200),
  • в Неаполе (1224),
  • в Оксфорде (1206),
  • в Кембридже (1231),
  • в Лиссабоне (1290).

В университетах учились люди любого сословия. Обучение в университете начиналось в 13-14-летнем возрасте и продолжалось 3-7 лет. Детей обучали семи свободным искусствам.

Источник

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья

Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская им­перия. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, опло­том которого стало христианство. Средние века охватывают две­надцать столетий.

Средневековье условно подразделяют на три периода:

У—Х вв. — раннее Средневековье;

Х1-Х1П вв. — развитое Средневековье;

XIV—XVII вв. — позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.

Характер и формы средневекового образования и воспитанияопределялись господствующим положением религии и Церкви в обществе. Католическая церковь — духовный центр Средневе­ковья — официально отвергала античную образовательную тра­дицию. Однако в среде христианских богословов и монахов было немало сторонников греко-римского образования.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли ран­него Средневековья внесла схоластика — тип религиозной фи­лософии, центральная проблема которой — соотношение свет­ского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от антично­сти к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового об­разования, подняла авторитет образования и учителя.

Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Пе­реход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Варварские вторжения при­вели к гибели культурных ценностей античности. Открытую борь­бу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находи­лось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмот­ность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию I принадлежит высказывание: «Невежество — мать истинного бла­гочестия». Грамотных людей было невозможно найти не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Между тем общество нуждалось в грамотных лю­дях: чиновниках, священнослужителях.

Попытки создания школ предпринимались как церковной, так и светской властью. Многие политические деятели осознава­ли роль школы в государственном строительстве. Так, основа­тель империи франков император Карл Великий всемерно по­ощрял развитие школьного дела, предписывая церковным при­ходам открывать школы для всех сословий. Королевский двор стал центром, куда стекались немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого в империи Ка-ролингов, стали называть Академией. С его именем связано Каро-лингское возрождение — культурный подъем империи, расцвет ли­тературы, искусства, архитектуры. Однако такие периоды были непродолжительны и не оказывали существенного влияния на общую картину образования. После смерти императора его на­чинания были забыты и вновь возобладало пренебрежительное отношение к культуре и образованию.

В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ<приходские, монастырские, соборные). Христи­анская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней об­разованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.

Одними из первых открываются монастырские школы, осно­ванные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционирова­ла школа, где давалось элементарное образование (начала грамо­ты, счета, пение псалмов).

Повышенное образование предоставлялиепископские школы, действовавшие при епископских кафедрах, однако их было не­много. Там обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, му­зыка). Изучение грамматики сводилось к разучиванию грамма­тических форм латинского языка и оборотов речи, изучению правил стихосложения, трудов отцов Церкви, сочинений антич­ных авторов. Обучали диалектике, искусству красноречия, уме­нию защищать религиозные догмы, строить аргументы и доказа-I тельства. В риторике упражнялись в составлении устных и пись- менных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. В циф­рах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «З» симво­лизирует Троицу, цифра «7» — сотворение Богом мира за 7 дней. ^ В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто 1 нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп Г земли и т.п.). Изучение астрономии предполагало знакомство | с созвездиями, наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Астрономия должна была помочь вычислить даты церковных праздников. Обучение музыке ставило целью не столько овладе­ние музыкальными инструментами, сколько знакомство с духов­ной музыкой и церковными богослужениями. Таким образом, обучение носило ярко выраженный религиозно-мистическийхарак­тер (см. табл. 1.5).

| Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит I за стены церквей и монастырей. Рост городов, развитие торговли дали толчок развитию светского образования — городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на об­разование, жестко контролировала светские учебные заведения, Видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось ^значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.

Канон школьного образования — семь свободных искусств в эпоху Средневековья

Составные части программы обучения Названия дисциплин Содержание обучения и его источники
Тривиум Грамматика Разучивание грамматических форм и оборотов латинского языка, знакомство с сочинениями древних авторов, изучение правил стихосло­жения (Диамед, Алкуин, Сенека, Катон)
Риторика Обучение искусству красноречия (Квинтилиан, Цицерон)
Диалектика Обучение умениям правильно мыслить, стро­ить аргументы и доказательства (Аристотель, сочинения отцов Церкви)
Арифметика Овладение арифметическими действиями. Изу­чение магических свойств цифр
Квадриум Геометрия Представление об устройстве пространства с помощью чисел, изучение геометрических фигур (Евклид)
Астрономия Обучение вычислению церковных праздников (Птолемей, труды арабских астрономов)
Музыка Знакомство с духовной, реже светской музы­кой, обучение нотной грамоте и игре на музы­кальных инструментах

Городские школы выгодно отличались от церковных практи­ческой направленностью обучения. Помимо латыни в них изуча­ли математику, естествознание, географию.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые средневековые универ­ситеты возникли либо на базе кафедральных школ (Парижский) либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окру­женные способными учениками (Болонский). Университеты уч­реждались как духовными, так и светскими властями.

Города боролись за право открыть в своих стенах универси­тет, поскольку его появление способствовало оживлению обще­ственной жизни, торговли, культуры. Университеты получали привилегии от короля или папы, укрепляющие их автономию (управление, право присуждения ученых степеней и т.п.). Пре­подаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты, во главе которых стояли деканы. Преподавате­ли и студенты избирали ректора — руководителя университета.

Как правило, университеты имели четыре факультета:

Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал теологический, за ним следо­вали юридический, медицинский и артистический, что отражало значимость отраслей знания в средневековом обществе. Подго­товка будущего медика или юриста занимала 5-6 лет, богосло­ва — 15. Артистический, или факультет свободных искусств, за­частую играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты. Основные формы обучения в средневековом уни­верситете: лекция (чтение книг избранного автора и их коммен­тарий), диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам), неред­ко перераставший в рукопашные схватки между участниками. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. К концу XIV в. в Европе насчитывалось 26 университетов, а столетие спустя их численность достигла уже 63. Самая крупная высшая школа Средневековья — Парижский университет (1215), который впо­следствии (XVII в.) был назван Сорбонной в честь духовника французского короля Людовика IX Р. де Сорбона. Наиболее громкой славой в Европе пользовались Болонский (1088), Кем­бриджский (1231), Оксфордский (1206), Пражский (1348), Кра­ковский (1364) университеты.

Основные черты средневекового университета’.

преподавание латыни как универсального языка обучения;

закрепление последовательности академических процедур;

право на присуждение ученых степеней и званий;

внутренняя конфликтность университета, обусловленная кон­фронтацией церковной и светской духовности;

ориентация на соединение обучения и исследования, пони­маемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.

Средневековый университет на востоке дошел до рубежа Львов—Прага—Краков—Вильно. Перешагнуть его он не смог.

Причины: католическая ориентация университета, особенности культурного развития России и ее изолированность от Европы.

В Средние века получает развитие такая форма образования, как ученичество. Она быстро охватывает ряд слоев феодального общест­ва. Суть ее в том, что мастер за определенную плату брал к себе в обучение несколько учеников. Курс обучения продолжался не­сколько лет, по истечении которых ученик, работая в качестве под­мастерья, зарабатывал деньги для открытия своего дела.

На ученичестве была построенарыцарская система воспитания. До 7 лет сыновья феодала получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок вышестоящего феодала (сюзерена) или к коро­левскому двору. Выполняя обязанности пажа, они учились хорошим манерам, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. До­машние священники обучали их грамоте. В 14 лет подросток ста­новился оруженосцем; сопровождал сюзерена в походах, участ­вовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составля­ли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владе­ние оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шахма­ты, умение слагать и петь стихи.

Девушки из знатных семей воспитывались дома или в мона­стырях. Программа обучения включала освоение грамоты, чте­ние религиозных книг, изучение языков, рукоделие.

К XII в. относится появлениепедагогических сочинений по во­просам образования и воспитания.

Гуго Сен-Викторский (1096—1141) получил известность благо­даря своему трактату «Дидаскаликон», в котором предложил свод наук для изучения в школе; дал рекомендации по их изучению.

Еще один крупный мыслитель Средневековья — Винсент из Бове (1190-1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ» предлагает программу всестороннего развития личности. Работа содержит ценные советы по воспитанию нравственности, развитию интереса к познанию у детей.

Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Ново­му времени.

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бег­ство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека. В этот период античная культура была не только образцом для подражания, но и сокровищницей идей, получивших дальнейшее развитие применительно к но­вым условиям.

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Имен­но в этой стране античные идеалы получили наибольшее разви­тие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гумани­сты связывали прогресс общества с его целенаправленным вос­питанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опере­жала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.

Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образо­ванный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Осно­вой образования и воспитания гуманисты считали природу, дис­циплину (наставления, руководство) и упражнения. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период антич­ности. Оно подразумевало не только гимнастические упражне­ния и военную подготовку, но и закаливание организма, актив­ные виды отдыха (игры, танцы).

В основу гуманистического образования было положено зна­ние древних языков и изучение античного культурного наследия. Классические языки в эпоху Возрождения рассматривались как ключ к мыслям произведений древних авторов. Помимо латыни изучались древнегреческий и древнееврейский языки. Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств.

Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название 5Шаш НитатШПз. Бьы расширен тривиум, в него включили исто­рию, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, ко­торую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, пе-

, реосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифмети-

, ка, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Столь же скромное место занимали в программе обучения и естествен-

; В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обу­чения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой систе­мой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образо­вания выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Гуманисты выступали за тщательный отбор учебного материала, чередование занятий в течение дня, разностороннее энциклопе­дическое образование, наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он дол­жен был быть не только высокообразованным, но и доброжела­тельным, чутким, проницательным человеком, хорошо разби­раться в детской природе и учитывать индивидуальные особен­ности детей. В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование:

в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школь­ное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что на фоне общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позд­него Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная ак­тивность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пы­тались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых из­вестных учебных заведений была итальянская школа —«Дом радо­сти», открытаяВитторино да Фельтре (1378-1446). В школе обуча­лись как мальчики, так и девочки, воспитанники получали среднее образование. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием большое значение отводилось физиче­ской подготовке (верховая езда, спортивные игры, прогулки).

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особое место занимаетТоммазо Кампанелла (1568-1639), который про­вел около 30 лет в тюрьме за свои убеждения, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине, в том числе«Город солнца», в котором описана модель общества буду­щего. В трактате представлена система воспитания детей в иде­альном городе-государстве. Кампанелла отстаивает принцип об­щественного воспитания, связывает обучение с жизнью, высту­пает за энциклопедизм образования, возврат к природе.

Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испа­нию, Великобританию и другие страны Европы.

Европейскую славу снискали Ф. Рабле, Т. Мор, Эразм Рот­тердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в исто­рии школы и педагогики.

Ф. Рабле (1494-1553) в романе«Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания. Критикуя поро­ки средневекового воспитания, он противопоставил ему про­грамму воспитания «свободного и благонравного человека». Ос­нову педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей при­роде человек предрасположен к добру, поэтому воспитание и образование должны развивать данные природой задатки. В образовательной программе, предложенной Рабле, ведущее место отводится филологическому образованию (древним и но­вым языкам), открывающим путь к постижению произведений античных авторов и общению. Умственные занятия чередова­лись с играми, физическими упражнениями, освоением ремесел. Знание, по мысли Рабле, само по себе нейтрально, поэтому важ­но соединить образование с нравственным воспитанием.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был анг­лийский мыслительТомас Мор (1478—1535). Свои взгляды на об­разование и воспитание он изложил в сочинении «Утопия», рас­сказывающем о вымышленном государстве. Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования, Мор показывает, что только разумные порядки в государстве дают возможность фор­мировать всесторонне развитых, совершенных граждан. В «Уто­пии» все дети получают одинаковое образование и приобщаются к труду. Обучение ремеслу осуществляется дома. Каждый выби­рает род занятий сообразно с природными наклонностями. Мор высказал прогрессивную для своего времени идею о необходимо­сти пожизненного образования. Все утопийцы постоянно учатся, совершенствуясь в науках, ремеслах, искусствах. Особое значе­ние Мор придавал нравственному воспитанию молодежи. Лю­бовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм — вот качества, которые должны быть поставлены во главу нравст­венного воспитания.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес уче­ный, писатель-гуманистЭразм Роттердамский (1469—1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов —«План учения», «Похвала Глупости», «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов» и др. Эразм Роттердамский вел активную педа­гогическую деятельность — сначала в качестве учителя риторики и латыни, затем в качестве профессора Кембриджского универ­ситета. Он считал, что «людьми не рождаются, а воспитывают­ся», именно поэтому особую роль воспитание и образование иг­рают в совершенствовании природы человека.

Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего зна­чения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на разви­тие школы и педагогики. Однако они не могли быть реализова­ны в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

Подводя итог развитию образования и воспитания в Сред­ние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследова­ны этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеоло­гических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы обра­зования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.

Источник

Оцените статью