Школьники не знают историю своей страны

Более трети российских школьников плохо знают отечественную историю

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Более трети школьников России плохо знают историю своей страны, не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи, а также слабо знают историю Великой Отечественной войны. Об этом в пятницу сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на заседании рабочей группы по совершенствованию концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в Российском историческом обществе.

«Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по истории, который ежегодно проводит ФИПИ [Федеральный институт педагогических измерений], показывает, что более трети школьников, выбравших ЕГЭ по истории, все-таки слабо знают свой предмет. Проблему качества исторической подготовки школьников показывают и проводимые Рособрнадзором Всероссийские проверочные работы (ВПР)», — сказал Кравцов.

Он пояснил, что ВПР по истории проводятся с пятого класса, чтобы диагностировать проблемы и оказать школам необходимую поддержку.

«Как мы видим, школьники даже путаются в наиболее известных событиях нашей страны, не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи, не знают ключевых исторических деятелей, историю российской культуры. Во многом такая ситуация связана с отсутствием современных методик преподавания, с недостатком программ подготовки учителей», — подчеркнул Кравцов.

По словам главы Рособрнадзора, современные учащиеся, особенно колледжей и техникумов, все меньше знают про Великую Отечественную войну. «Необходимо разработать программу популяризации истории Великой Отечественной войны», — предложил Кравцов, отметив, что ее нужно внедрить во всех школах и организациях среднего профобразования, «куда идут более 50% выпускников девятых классов».

Источник

Читайте также:  Три самые крупные страны евразии

Школьники не знают историю своей страны

Редакция портала «Русский мир»
24.12.2016

Ученики российских школ хуже всего знают историю своих регионов, сообщает РИА «Новости». К такому выводы пришли эксперты после того, как проанализировали итоги Национального исследования качества образования (НИКО).

Детям надо было назвать имя хотя бы одного исторического деятеля в их регионе, который жил с девятого по восемнадцатый век, и рассказать, чем он прославился. Результатом исследования стал анализ уровня, на котором школьники знают, что происходило на их малой родине, в стране и в мировой истории. Школьники должны были должны продемонстрировать умение применять эти знания для оценки общественных явлений и процессов, искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Участниками НИКО стали порядка пятидесяти тысяч учеников шестых и восьмых классов по всей стране. Организатором исследования выступил Рособрнадзор.

По словам Сергея Станченко, который возглавляет проект НИКО, знание истории своего региона — важная составляющая часть историко-культурного стандарта. Он пояснил, что показатели в регионах имеют очень большой разброс: от двух до семидесяти двух процентов выполнения.

Кроме того, большая часть школьников не разбирается в архитектуре. Они также испытывают затруднения при работе с картами и источниками. Исследование показало, что большинство позиций историко-культурного стандарта школами не достигается. Исследованием обнаружено ряд таких очень важных направлений, по которым надо двигаться.

Напомним, после завершения исследования станет понятно, нужно ли корректировать содержание программ, стандартов и как необходимо менять программы повышения квалификации педагогических кадров. Исследование проводилось анонимно, данные об участниках собирались без привязки к школьнику.

Источник

Итоги ЕГЭ: школьники не знают историю родной страны

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

«Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике», – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

«Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения», – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

«На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем. Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить», – поделилась своим мнением с Накануне.RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. «Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично», – добавила она.

Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями, обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.

Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.

Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки по этому предмету к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

«Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю. Учебник неинтересен, нелогичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются. И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?» – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

Историю нужно преподавать так, чтобы она могла «зацепить» школьника.

«Задача истории как предмета – не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего«, – добавила эксперт.

«Заточенность» уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: «Когда ты почти не отвечаешь устно, а, как проклятый, только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?»

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты – визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделился своими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

«Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика. История как наука – это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов. И пока сам не попробуешь разобраться – что, когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь», – сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

«История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы», – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

По его словам, первым делом эти «специалисты» взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке.

«Одной из задач, которую решали американские «советники» и «методисты», было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне. И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны. В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны», – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных «советников» начался процесс «деидеологизации российской школы» – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым «методичкам» специалистам.

«Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве.

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным «советникам» вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!» – заключил эксперт.

Источник

Итоги ЕГЭ: школьники не знают историю родной страны

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом, заявили опрошенные Накануне.RU эксперты.

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

«Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике», – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

«Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения», – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

«На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем. Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить», – поделилась своими мнением с Накануне.RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. «Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично», – добавила она.

Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.

Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.

Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки истории к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

«Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю. Учебник не интересен, не логичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются. И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?» – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

Историю нужно преподавать так, чтобы она могла «зацепить» школьника.

«Задача истории как предмета — не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего», – добавила эксперт.

«Заточенность» уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: «Когда ты почти не отвечаешь устно, а как проклятый только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?»

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты — визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделился своими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

«Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика. История как наука — это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов. И пока сам не попробуешь разобраться — что когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь», — сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

«История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы», – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

«Первым делом эти «специалисты» взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке. Одной из задач, которую решали американские «советники» и «методисты», было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне. И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны. В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны», – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных «советников» начался процесс «деидеологизации российской школы» – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым «методичкам» специалистам.

«Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве!

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным «советникам» вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!» – заключил эксперт.

Источник

Оцените статью