Виртуальная экскурсия по школьному музею «Исток»
МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ Виртуальная экскурсия по школьному музею «ИСТОК» «Представляем наш музей» Наш музей – это целая в жизни эпоха, Это множество памятных, значимых встреч, Экспонаты свои собирал ты по крохам, И на долгие годы сумел их сберечь. 1. Здравствуйте, мы приехала из станицы Задоно-Кагальницкой. Представляем вашему вниманию виртуальную экскурсию по нашему школьному музею «ИСТОК». Экскурсию проведем мы – экскурсоводы нашего музея: У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! 1. С чего начинается Родина? 2. Родина, конечно, начинается с города, села, станицы где ты родился и рос. У каждого из них свое название, своя история. Каждому человеку важно знать о жизни своих предков, историю своей Родины, для того, чтобы не оборвалась связь поколений. Именно поэтому в нашей школе в 1997 году был создан школьный историко- краеведческий музей. Это не просто комната, здесь – история нашего села, нашей школы, родного края. В музее много экспонатов Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей. Руководит нашим музеем Чистякова Наталья Александровна. 2. Народная мудрость гласит: «Не забывай старь – она новизну держит”. Поэтому знакомство для всех гостей нашего музея мы начинаем с экспозиции «Родная станица-родная земля». Приглашаем вас в казачий курень. 1. Здесь у нас вышитые полотенца — рушники, крынки, самовар, утюг, и другое. 2. Здесь же изделия из дерева: веретено, ложки, , прялки, грабли. Память в музее храним и о героях, Тех, что в Великой войне победили. Их ордена и трофеи напомнят Подвиги, что в честь страны совершили 2. Наша страна каждый год отмечает великий праздник — Победу нашего народа над фашистской Германией. А сейчас мы подходим к экспозиции «Велика Победа великого народа». Она посвящена участникам Великой Отечественной войны – нашим односельчанам. Обратите внимание на экспонаты — это фотографии, письма с фронта, послевоенные награды, осколки снарядов, фрагменты оружия. В преддверие великого праздника в нашем музее проводятся викторины, игры: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать». Используя экспонаты школьного музея ребята нашей школы проводят исследовательские работы и участвуют в конкурсах рисунков и чтецов. 1. Время летит, в историю двадцатого века входят такие понятия, как афганская, чеченская война, «горячие точки». И вот уже на протяжении многих лет продолжают летопись истории нашего музея участники тех событий, наши-земляки. 2. О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. 1.В нашем музее есть экспозиция посвященная бывшему выпускнику Задоно-Кагальницкой школы, Михаилу Шабанову, чьё имя носит наша школьная детская организация. Экспозиция вновь и вновь напоминает нам о войне, о гибели людей, о материнском, человеческом горе. 2. Организация «Боевое братство» является частыми нашими гостями. Из школьной летописи фотографии, И экспонаты в витринах разложены, Выпускников многих есть биографии, О медалистах есть всё, что положено. 2.Переходим к экспозиции: «История школы». Она открывается разделом «Как молоды мы были». И перед вами стенд с фотографиями выпускников нашей школы разных лет, информация об истории нашей школы. Среди экспонатов этой выставки можно увидеть школьную форму, символику пионерской и комсомольской организаций, 1. Наш музей ежегодно посещают ребята нашей школы и гости. Многие посетители остаются друзьями музея и помогают нам в сборе материалов, создании экспозиций 2. Ведет музей и издательскую деятельность. Мы выпускаем буклеты. Печатаем статьи о работе музея в районной газете. 1. Собирая вещи предков, Любим мы свой край сильней, Нету школы без музея Без истории своей! Да, музей создать не шутка – Нужно много сил и лет, Чтоб гордиться мог музеем Наша экскурсия подошла к концу. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Спасибо вам всем за внимание. 2. И в конце экскурсии по нашему музею мы обычно дарим на память о встрече нашим гостям буклеты о музее. Разрешите и вам подарить их. Источник «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея» |
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»
Сообщение на тему:
«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»
Подготовила: Косторная С.Ю.,
руководитель школьного музея на базе МОУ «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва»
«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день. Виртуальные экскурсии позволяют совершить увлекательные виртуальные экскурсии и создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия.
Уважаемые гости! Идея создания музея возникла сразу же после открытия самой школы, которая в 2005 году отмечала свой 10-летний юбилей. С первых месяцев работы школы по крупинкам собирались экспонаты для будущего музея, у которого тогда ещё не было своего помещения. Всё, что сейчас находится у нас в музее – это дело рук педагогов, родителей и учеников нашей школы. Большую помощь в создании музея приняли руководители и коллективы предприятий района.
Официальное открытие музея состоялось 26 декабря 2001 года. На нём присутствовали глава администрации Ракитянского района, деятели культуры, почётные граждане посёлка, ветераны войны и труда. С этого времени краеведческий музей «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва» — это место проведения школьных экскурсий, музейных уроков, встреч с выдающимися людьми родного края.
Школьный музей становился участником районных смотров-конкурсов. В 2002 году музей успешно прошёл паспортизацию, а в 2004-05 уч. году подтвердил звание школьного краеведческого музея.
На базе школьного музея работает краеведческий кружок. Его участники собирают и анализируют материалы об истории и современности Ракитянского района, оформляют стенды, создают альбомы и экспозиции, посвящённые важным событиям и достижениям родного края.
Основной целью создания музея является расширение кругозора; формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств; воспитание познавательных интересов и способностей.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования;
овладение учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности;
охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
проведение культурно-просветительской работы среди школьников.
Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Работа школьного краеведческого музея разнообразна и интересна. Весь год мы собираем всё, что связано с историей родного края: это предметы быта наших бабушек, их воспоминания о прошлом, устное народное творчество. Весь собранный материал тщательно изучается, документируется и выставляется для обозрения в школьном музее. На основе собранного материала мы разрабатываем проекты презентаций, экскурсий.
Постоянно действующими являются экспозиции, посвящённые истории нашей школы. Здесь собран материал о первом педагогическом коллективе, о деятельности школы, её традиционных мероприятиях и достижениях. Сюда же входят и альбомы, которые дарят на память школе её выпускники.
К постоянно действующим относятся и экспозиции, посвящённые устройству русской избы, русскому народному костюму, ремёслам, орудиям труда родного края.
Большую часть музея занимают стенды, посвящённые истории Великой Отечественной войны в Ракитянском районе, где собраны фотоматериалы и документы о ветеранах и Героях Советского Союза — ракитянцах, воспоминания участников и очевидцев войны, выставлены предметы той эпохи. Собран материал о Герое Советского Союза А. И. Цыбулёве.
Школьниками собран также уникальный материал о ракитянских учителях, ставший основой для проведения экскурсий и музейных уроков, посвящённых истории ракитянского учительства.
Разделы экспозиций с их кратким описанием
- История посёлка Ракитное (стенд с фотографиями о посёлке, посвящённый 350-ю посёлка Ракитное). Учащиеся собирают и анализируют материалы об истории и современности Ракитянского района, оформляют стенды, создают альбомы и экспозиции, посвящённые важным событиям и достижениям родного края.
- История «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва». 3 стенда (История создания школы; Это было впервые; Первый педагогический коллектив), где представлены фотоматериалы, документы, призы, альбомы выпускников, творческие работы учителей школы. Здесь собран материал о первом педагогическом коллективе, о деятельности школы, её традиционных мероприятиях и достижениях. Сюда же входят и альбомы, которые дарят на память школе её выпускники. История Ракитянского учительства (материалы, собранные учащимися об учителях и учительских династиях поселка Ракитное, включающие фотоматериалы, автобиографии, документы, альбомы, награды, личные вещи учителей)
- Ракитное в годы Великой Отечественной войны (3 стенда: Герои Советского Союза – ракитянцы; В грозном зареве войны; Ветераны рядом с нами, где представлены фотоматериалы, документы ветеранов, их награды, альбомы, созданные учащимися). Зал Героев Советского Союза – ракитянцев (находится в фойе школы и представлен в виде бюстов Героям)
- Экспозиция предметов народного быта (убранство русской избы, домашняя утварь, ткацкий станок, прялка, народные костюмы, вещи ручной работы — рушники, рубашки и салфетки).
Русская изба. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, соединявших крупные торговые и ремесленные города. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами.
Убранство русской избы. Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. В каждой избе непременно был так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божнИцу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полОтнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, тканными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол.
Русская печь. Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.
Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ). Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».
Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.
Женские и мужские углы (или «кут») — напротив печного чела.
Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.
В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка — это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено — это приспособление для прядения.
Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.
Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.
Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.
Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.
Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.
Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.
Самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.
Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.
Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.
Каждый год все ученики нашей школы выполняют коллективное творческое дело для музея (собирают материалы, оформляют альбомы и экспозиции). Эти задания стали одной из традиций «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва». Она способствует воспитанию настоящих патриотов Родины, ведь без знания истории родного края невозможно создание будущего родной страны.
Школьный историко-краеведческеий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотрудничество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества родного края, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, .
«Сказочные лабиринты игры» — это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игровая технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через.
Анализ работы школьного музея за 2015-2016 учебный год.
Обмен опытом работы с родителями.
Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея».
Источник