- Государственные символы России — герб, флаг, гимн, их описание и значение
- Герб Российского государства
- Флаг России — описание и значение цветов
- Гимн России — текст, история написания
- Неофициальные символы России
- Зачем нужны символы государства
- Региональная символика: в поисках идеологии (part.1)
- СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
- ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
- ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ «ЗВЕРИНЕЦ»
Государственные символы России — герб, флаг, гимн, их описание и значение
Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют РФ внутри и за её пределами. Поскольку в гербе, флаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. Дети знакомятся с основными знаками ещё с начальной школы. В этой статье кратко рассказывается о главных символах. Информация нужна учащимся младших классов.
Герб Российского государства
Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе страны отражается её история и культура.
Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.
Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти.
Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.
Флаг России — описание и значение цветов
Хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор.
Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.
Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.
По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.
Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.
Гимн России — текст, история написания
Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.
В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.
По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.
Неофициальные символы России
Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Они изображаются на открытках, когда надо обозначить в общих чертах русскую природу.
Берёза – дерево, увидев которое, русский на чужбине сразу вспоминает о своей стране. Медведя, обитающего на просторах России, знает весь мир.
Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. На Руси пили чай из самовара по несколько раз в день, дети собирали и разбирали матрёшки, музыканты играли на балалайке, и всё это создавало национальный колорит, совершенно неповторимый.
Хохлома и гжель представляют собой роспись, в которой на картинках отражается целый культурный багаж русского народа, включая сказочных птиц, русские узоры и другие романтичные черты русского прикладного искусства. Эта традиция существует уже много веков.
Зачем нужны символы государства
Символы государства нужны для того, чтобы указывать на его суверенитет и представлять его во всех внутренних и внешних отношениях. Спортсмены чувствуют гордость, когда они побеждают на соревнованиях и в воздух взвивается флаг их страны, а на всём стадионе звучит гимн. Тогда весь мир обращается мыслями к этой стране, и люди вспоминают о том, что они слышали о Красной площади, русской зиме, великодушных русских людях и многом другом. В посольствах любой страны за рубежом невозможно обойтись без флага, который гордо реет над крышей здания и даёт понять, что с этой страной надо считаться.
Итак, государственные символы являются отличительной чертой страны. В них отражается история и культура всей нации. Поэтому к символам государства надо относиться уважительно.
Источник
Региональная символика: в поисках идеологии (part.1)
Символика 1 всегда занимает особое место в любом государстве, т.к. является подчас основным выражением государственной и национальной идеологии и культуры, является своеобразным «олицетворением» страны. Любое сообщество с богатой историей очень дорожит своими отличительными знаками, которые как и товарные знаки, являются своеобразным политическим и экономическим капиталом всего государства, всей нации. Политический символизм — неотъемлемая часть идеологии, политики и культуры любого общества [Д.А.Мисюров, Политическая символика, http://openweb.shpl.ru/politsymbol/article.htm].
Наиболее известными и значимыми символами являются, как правило, различные гербы, флаги и гимны, активно используемые не только как официальная символика того или иного территориального образования, но подчас выступают и как важный атрибут регионального самосознания.
В России система государственных и территориальных символов всегда была очень четкой и выражала официальную идеологию государства. В советское время гербы, флаги и гимны СССР и союзных республик, а также гербы и флаги АССР олицетворяли не просто «нерушимый союз народов», союз пролетариата и крестьянства, а символ победы над империализмом и капитализмом, как олицетворение советского образа жизни, мощи социалистической державы. Советская символика выступала как мощнейшее средство советской пропаганды. Во времена Российской империи государственная и региональная символика (герб и флаг России, гербы губернии и городов, а также дворянские гербы) выполняли ту же функцию, что и в советское время, но имперская символика работала на совершенно другую идеологию — на официальную идеологию Третьего Рима, огромной империи, несущей свет и просвещение другим народам, вся символика Российской империи четко вписывалась в схему «православие, самодержавие, народность». С падением только одного элемента этой схемы — самодержавия, вся имперская символика стала очень неудобоваримой, Временное Правительство в 1917 г. попыталось приспособить ее к новым условиям, лишив всех имперских регалий, но довольно неудачно. Не случайно, что, придя к власти, большевики отменили всю старую символику — они просто не могли использовать ее в своей пропагандисткой машине.
Нечто подобное произошло спустя 70 лет и в современной России: советская символика перестала отражать особенности «демократической» России. Предпринятая попытка вернуться к имперской символике (так и неутвержденной Государственной Думой, предлагающей вернуться к советской символике) оказалась довольно неудачной. Если флаг в целом был принят российским обществом, т.к. он никогда не являлся олицетворением имперскости [Во времена Российской империи бело-сине-красный флаг выполнял в основном внешнеполитическую и торговую функции, а в качестве государственного флага империи использовался черно-желто-белый флаг, используемый теперь монархистами], активно использовался в августовских событиях 1991 г., став своеобразным символом возрождения страны, то двуглавый орел вызывает четкое неприятие у большинства населения России — многочисленные эпитеты типа «птичка», «курица» ярко свидетельствуют о необходимости поиска другого символа новой России. «Патриотическая песня» Глинки, принятая в качестве гимна страны, может быть, и смогла бы стать действительно гимном страны, но при отсутствии слов это просто невозможно: гимн должен иметь слова, чтобы он мог использоваться не только в межгосударственой практике да в ходе спортивных соревнований. Выходом из сложившейся ситуации, видимо, мог бы стать метод, опробованный в 1920-х гг. в Канаде, где кленовый лист был принят как официальный символ Канады в результате открытого обсуждения и референдума.
Неразбериха в государственной символике, когда часть страны считает символикой государства имперскую, а другая часть советскую символику говорит не просто о расколе внутри российского общества, но и об отсутствии единой для всей нации идеологии.
В таких условиях многие регионы страны вынуждены самостоятельно искать для себя искать такую символику, которая бы в наибольшей степени соответствовала той идеологии, которую продвигают внутри своего региона их региональные лидеры и элиты.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
Развитие современной региональной символики пришлось на время установления государственного суверенитета регионов страны — развития федеративных отношений в России. В советское время свою символику в РСФСР имели только национальные автономии (бывшие АССР), для русских регионов в условиях унитарного государства в своей символике не было вообще никакой необходимости. Но с увеличением в начале 1990-х гг. роли регионов внутри государства и с конституциональным установлением их равноправия получила развитие и региональная символика, которая стала выступать не просто как символика отдельных частей России, но как символика государственных образований, проводящих собственную политику.
Современная символика регионов страны не просто следствие развития федеративных отношений, но и следствие дезинтеграционных процессов на территории России. Поэтому не случайно, что лидерами в создании своей символики выступили республики, в которых поиск своей символики стал следствием развития национального самосознания титульных народов и националистического движения внутри них.
В некоторых республиках (например, в Чувашии) поиск своей национальной символики начался еще в 1990 г., а в 1992-1993 гг. в большинстве из них она была принята официально. Самыми первыми среди республик еще осенью 1991 г. утвердили свою символику те республики, где национальное движение настигло наибольшего размаха, что эти республики стали претендовать на независимость — т.е. Татарстан и Чечня, а уже в течение 1992 г. подтянулось большинство остальных. В 1994 гг. процесс формирования официальной символики республик был фактически завершен, несколько позднее остальных была принята символика в республиках с очень сложными межнациональными отношениями (Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия). Самой последней из республик свою символику приняла Мордовия, которая вплоть до 1995 г. пыталась сохранить старые советские флаг и герб.
Но вообще из всех регионов страны первой своя символика сразу же после августовских событий 1991 г. была принята в Санкт-Петербурге, когда вместе с восстановлением исторического названия города, был восстановлен и его исторический герб.
Русские регионы и автономные округа начали поиск своей символики только в 1993-1994 гг., когда получило размах движение за равноправие субъектов РФ — тогда своя символика появилась у Москвы (1993 г.), Хабаровского и Ставропольского краев, Владимирской и Кемеровской области (1994 г.). Большинство остальных русских регионов подтянулось в 1995-1998 гг., но по состоянию на конец 1999 г. так и не были приняты свои герб или флаг в 14 регионах страны — в Алтайском крае, Волгоградской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Тульской, Омской, Орловской, Тамбовской, Астраханской, Архангельской, Калининградской, Магаданской и Камчатской областях [не совсем ясна ситуация в некоторых автономных округах, информация по их символике отсутствует]. Это либо те регионы, которые не имеют исторической символики, либо относятся к «красным» регионам, либо совмещают и то, и другое. Как правило, в прокоммунистических регионах, в которых историческая символика, хотя официально и не была восстановлена, но тем не менее активно используется, в том числе и региональными властями, подчас если не противодействующими, но и не способствующими ее официальному восстановлению.
Вывешенные у здания Совета Федерации в Москве флаги республик до сих пор вызывают споры у региональных лидеров, т.к. лидеры областей и краев неоднократно [Только один губернатор Сахалинской области И.Фархутдинов ставил в 1998 г. этот вопрос дважды] ставило вопрос о том, чтобы наравне с флагами республик были вывешены и флаги остальных субъектов Федерации, либо были сняты флаги республик, но решение по этому вопросу так и не было принято, т.к. всегда возникали какие-либо непреодолимые бюрократические препоны.
По состоянию на начало 2000 г. официально утвержденные (законом либо постановлением главы администрации) герб, флаг и гимн имеют 16 регионов, герб и флаг — 40 регионов, только герб — 11 регионов, герб и гимн — 2 региона (Челябинская и Нижегородская области), флаг — 2 региона (Чукотский и Ямало-Ненецкий АО). В тех регионах, где официальная символика до сих пор не принята, ее роль выполняет либо исторический дореволюционный герб, либо герб административного центра региона (как, например, в Новосибирской, Магаданской областях).
Поиск своей символики в регионах страны проходил по-разному. В одних просто сразу же была восстановлен исторический герб (как, например, в Москве), в других же проводился открытый конкурс по созданию региональных герба, флага и гимна (как, например, в Новосибирской, Иркутской, Челябинской областях), в третьих создавалась комиссия по созданию региональной символики, куда входили наиболее видные политические деятели и деятели культуры регионов, которые принимали участие в разработке проектов гербов, флагов и гимнов, а уже наилучший из предложенных вариантов потом выносился на утверждение (так было, например, в Коми, Чувашии, Хакасии и др. регионах). В том или ином виде конкурс по созданию символики проходил примерно в трети регионов страны.
Но в большинстве случаев результаты этих конкурсов не удовлетворяли региональные власти, т.к., во-первых, предложенные варианты региональной символики выполнялись непрофессионалами с многочисленными нарушениями правил геральдики, а во вторых в недостаточной степени отражали региональную специфику так, как этого хотелось региональным лидерам. В Волгоградской, Омской и Челябинской областях пришлось даже объявлять повторные конкурсы [либо проводить второй и третий туры конкурса, что по сути то же самое], а в Мурманской области результаты конкурса по созданию герба и флага области настолько в 1999 г. не удовлетворили региональные власти, что теперь вопрос о символике Мурманской области просто повис в воздухе. Кроме того после проведения конкурсов в ряде регионов возникают правовые коллизии, связанные с авторскими правами авторов региональной символики [наиболее ярко эта проблема проявилась в связи с принятием нового герба города Калининграда].
Проще всего с выбором своей символики было тем русским регионам, которые имели аналоги в административно-территориальном делении Российской империи: они в большинстве своем могли просто восстановить в той или иной степени историческую символику своего региона. Именно так поступили в большинстве областей и краев, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Сложнее тем регионам, которые появились уже только в советское время: это все республики, все автономные округа и автономная область, а также Амурская, Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская, Калининградская, Кемеровская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Свердловская, Челябинская области [Аналогом Челябинской области может рассматриваться существовавшая в XVIII в. Исетская провинция Тобольской губернии (эта провинция имела свой герб, основанный на гербе Челябинска)], Приморский и Алтайский края. Эти субъектам РФ приходится фактически создавать совершенно новую символику.
В принципе некоторые из республик имели аналоги и в дореволюционное время (как Татарстан — Казанская губерния, Башкортостан — Уфимская губерния, Якутия — Якутская область, Дагестан — Дагестанская область, Карелия — Олонецкая губерния), но эти территориальные образования никак не соотносятся с тем статусом, который имеют республики в настоящее время. Кроме того, республики не могут восстановить «историческую» символику и по идеологическим соображениям, т.к. историческая символика была в свое время дарована им имперской властью, что теперь не согласуется с суверенитетом этих регионов. Например, для Татарстана принятие в качестве своего символа в виде змея (или дракона Зиланта, как теперь принято считать в Татарстане), который появился в качестве символа Казанского царства после взятия Казани в 1552 г., просто невозможно (хотя этот вариант и рассматривался) с учетом того, что 14 октября — день взятия Казани русскими войсками в современном Татарстане считается днем скорби. Подобная «фобия» на историческую имперскую символику характерна не только для самих национальных образований, но и для отдельных городов. Так, в 1999 г. исторический герб города Улан-Удэ был очень сильно модифицирован: в верхней части герба вместо герба Иркутской губернии (к которой Улан-Удэ относился в XVIII-XIX вв.) в виде бабра, несущего в зубах соболя, поместили бурятский знак соембо (символическое изображение солнца, луны и огня). Формально решение о создании нового герба муниципальные власти Улан-Удэ мотивировали тем, что современная столица Бурятии уже не входит в состав Иркутской области [это в принципе согласуется с правилами российской геральдики, по которым при переходе города из одной губернии в другую соответственно изменяется изображение и в верхней части герба города], но участники полемики в прессе высказывались прямолинейнее и резче: по их мнению бабр в гербе олицетворял русское господство, а соболь в его зубах был символом (тотемом) коренного населения — бурят [Березин С. Самостийность местного значения // НГ-Регионы. — 2000. — N1].
По несколько иным соображениям невозможно и для Калининградской области принятие в качестве современной символики герба и флага Восточной Пруссии, хотя такой вариант предлагается — это невозможно в силу послевоенных коллизий, т.к. Калининградская область не может рассматриваться в качестве правопреемника Восточной Пруссии.
Из всех республик только в Мордовии старая дореволюционная символика вошла в состав современного герба республики (в виде герба Саранска), в остальных республиках дореволюционная символика их административных центров вообще не используется.
Во многих регионах страны их историческая символика восстанавливалась в тех случаях, если она могла способствовать упрочнению позиций лидеров этих регионов и если она вписывалась в ту региональную идеологию, которую культивируют региональные власти в своих регионах.
В тех русских регионах, подчеркивающих свою историческую преемственность к дореволюционным территориальным образованиям, в регионах с богатой историей и большим уровнем регионального самосознания историческая символика была восстановлена практически без изменений — это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тверская и др. области и края. В Москве и Санкт-Петербурге, как двух наиболее значимых исторических и экономических центрах страны восстановление исторической символики произошло быстрее всего и без каких-либо эксцессов. В Тверской и Новгородской областях восстановление исторической символики стала логичным продолжением частично возрожденной в этих регионах идеологии соперничества с Москвой (переименование административного центра Новгородской области в Великий Новгород — прямое следствие такой региональной политики). В Оренбургской области фактически сложилась региональная идеология об области как об оплоте России на юго-восточных рубежах (т.е. проводятся исторические параллели с XVII-XVIII вв.) [Косач Г. Оренбург: региональная мифология как фактор взаимоотношений с соседями // Чего хотят регионы? — М: Гендальф, 1999. — Вып.1, с. 78-91], для такой идеологии восстановление исторического герба области с крестом и штандартами с изображением двуглавого орла было вполне органичным. В Ленинградской области опять заговорили об области как «окне в Европу» — для этого ничего лучше ключа и якоря на гербе придумать вряд ли было возможно. А для Ростовской области и Краснодарского края, как правопреемников области Войска Донского и Кубанской области, восстановление исторической символики с казацкими атрибутами также органично вписалось в проводимую в этих регионах политику.
Во многих регионах своя региональная символика была необходима прежде всего региональным лидерам, играющим заметную роль не только на уровне своих регионов, но и во всей российской политике. Для них важно, чтобы за ними стоял их регион с четко узнаваемой символикой, которая фактически бы являлась и символикой этих региональных лидеров. Для губернаторов Самарской, Свердловской, Пермской и др. областей гербы этих регионов — непременный атрибут их собственного политического имиджа. Региональную символику они стараются использовать во время любых встреч, выступлений, заводят специальные штандарты губернатора либо знаки губернатора с непременным изображением на них герба региона [Яркими примерами таких символов региональной власти могут служить знак губернатора и штандарт губернатора Пермской области. Например, знак губернатора Пермской области, используемый губернатором во время официальных встреч, который представляет собой герб Пермской области, выполненный из серебра, золота, уральского камня авантюрина и горного хрусталя.]. В некоторых прокоммунистических регионах восстановление исторической символики происходит именно благодаря губернаторам, которые видят в ней символ собственной губернаторской власти (как это произошло, например, в Курской области, где практически сразу же после победы на губернаторских выборах А.Руцкой одним из первых подписал закон о гербе и флаге Курской области). Герб Орловской губернии (двуглавый орел над белой крепостью), который пока еще не был утвержден как официальный герб Орловской области, тем не менее уже вовсю используется губернатором Е.Строевым (для которого двуглавый орел в гербе области — т.е. герб России, в определенной степени может олицетворять и должность спикера Совета Федерации).
В ряде регионов историческая символика подверглась ряду изменений, важных с идеологической точки зрения. В некоторых преимущественно прокоммунистических регионах постарались исключить из исторической символики многие имперские регалии или заменить их на соответствующие советские. Секвестру, в первую очередь, подверглись императорские короны, которые были напрочь исключены из гербов Пензенской, Курганской, Брянской, Ульяновской и др. областей. Более того, в гербе Ульяновской области корону исключили не только из обрамления, но из самого щита (на гербе области с исторического герба Симбирска осталась только белая колонна [исторический герб Симбирска представлял собой белую колонну с золотой короной в синем поле]), а корону над щитом герба заменили на колосья, шестеренку и чайку, означающие соответственно сельское хозяйство, машиностроение и принадлежность области к бассейну реки Волги; а в гербе Брянской области, подвергшемся очень значительным изменениям по сравнению с историческим, корону заменили на серп и молот. Кроме того в ряде регионов в обрамлении гербов андреевские и александровские ленты, связывавшие дубовые листья, заменили на ленты ордена Ленина — это произошло в тех регионах, которые в свое время были награждены этим орденом — в Смоленской, Пензенской, Брянской [в гербе Брянской области кроме того еще используется и лента медали «Партизан Великой Отечественной войны»] областях, либо просто красной лентой (как в гербе Курской области), а в гербе Ставропольского края используется лента цветов российского флага. В ряде регионов в обрамлении щитов герба дубовые ветви были заменены на ветви других растений, которые, по мнению составителей современных региональных гербов, более соответствуют специфике регионов: в гербах Красноярского края и Иркутской области используется кедр, Ставропольского края — пшеничные колосья, Ивановской области — лен и хлопчатник, Смоленской области — лен. Подчас в композиции одного и того же герба могут сочетаться как элементы советской, так и имперской символики — наиболее яркий пример герб Ростовской области, в которой древки флагов области на гербе области перевиты лентой ордена Ленина (и это еще в сочетании с бобылевым хвостом, перначем и насекой, также используемых в композиции герба [Закон Ростовской области «О гербе Ростовской области», статья 2, в редакции от 05.12.1997 г.: «Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого — серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя выше; в оконечности — золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева — серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель -возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющей на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных накрест флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина». В изначальном варианте кроме флагов Ростовской области в композиции герба использовались также флаги России.]).
Существенные изменения в исторические гербы были кроме Брянской (главным элементом герба стала ель, кроме того в нижней части герба добавлены три расходящиеся линии, символизирующие единство трех братских славянских народов — русских, белорусов и украинцев) и Ульяновской областей также внесены в исторические гербы Хабаровского (измененный исторический герб Хабаровска размещен на груди медведя), Ставропольского краев (в нижней части герба добавлен контур (абрис) края) и Читинской области (в исторический герб Забайкальской области добавлен одноглавый орел [Орел выступает как древний символ Сибири, а лук со стрелой в когтях орла символизирует мощь и неприкосновенность восточных рубежей России]).
Но если большинство русских регионов имело историческую символику, в той или иной степени восстановленную в настоящее время, то примерно 40 регионов, как уже отмечалось выше, исторической символики фактически не имели и были вынуждены создавать ее подчас на совершенно пустом месте.
Из республик только Карелия и Тува при создании собственной символики могли опереться на существовавшие ранее региональные символы: в Туве современные герб и флаг основаны на символике Танну-Тувинской Народной Республики, вошедшей в состав СССР в 1944 г., а в Карелии в основу герба лег герб независимой Ухтинской республики, существовавшей на территории современной Карелии в годы гражданской войны, а в основе флага — цветовая гамма флага Карело-Финской ССР. Кроме того за флаг Адыгеи был принят флаг, который в середине XIX в. был создан в Великобритании для независимой Черкесии (во время Кавказской войны).
Остальные республики использовали в основном элементы народных эпосов либо какие-либо другие особые атрибуты, подчеркивающие национальные особенности коренного населения этих республик, например, элементы национальных орнаментов (как в Мордовии и Марий Эл — гербы этих двух республик выполнены в стиле гербов советского времени). Народные эпосы и мифология в той или иной степени легли в основу региональной символики Адыгеи, Алтая, Дагестана, Чувашии, Коми, Татарстана, Чечни, Удмуртии и др. (в т.ч. многих автономных округов). Древние наскальные рисунки были использованы при составлении гербов Хакасии и Якутии, религиозные буддистские символы — Калмыкии и Бурятии, образ национального героя Салавата Юлаева — в Башкирии, элементы окружающей природной среды, особенно горы — в гербах республик Северного Кавказа и т.д. Во всех республиках их символика в той или иной степени олицетворяет возрождение национального самосознания титульных народов, возрождение этих республик — для подчеркивания этого, например, полет всадника на коне в гербе Адыгеи символизирует «полет молодой республики в будущее, к прогрессу» [Сапрыков В. Новые символы Адыгеи // Наука и жизнь. — 1994. — №6], а памятник С.Юлаеву на гербе Башкирии размещен в лучах восходящего солнца…
Если национальные образования (республики и автономные округа) основывали свою региональную символику на каких-либо своих национальных особенностях, то русские регионы, не имевшие исторической символики, в большинстве случаев создавали свою символику на основе других существовавших в дореволюционное время гербах или их элементах. Ряд областей взяли за основу своих региональных гербов гербы своих административных центров (т.е. пошли по тому же пути, что и в XVIII-XIX вв., когда гербы большинства губерний повторяли с некоторыми добавлениями гербы тех городов, по которым они получали свое название) — так были созданы гербы Белгородской, Ивановской [современный герб Ивановской области основан на советском (а не современном) гербе города Иваново], Амурской областей, Приморского края, сюда же можно отнести гербы Курганской (создан на основе гербов городов Кургана и Щадринска) и Кемеровской области (за герб области взят исторический герб города Кузнецка). Видимо, также в ближайшее время поступит и Новосибирская область, региональные власти которой выбирают между двумя вариантами, один из которых основан на современном гербе города Новосибирска, выполненного под старину. В Сахалинской области для создания герба области использовали герб Приморской области, в состав которой Сахалин входил в дореволюционное время.
В других же регионах посчитали, что исторические гербы их административных центров не подходит для создания региональной символики, поэтому в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях были созданы совершенно новые геральдические композиции (герб Екатеринбурга с плавильной печью и рудокопной шахтой, дощатик (корабль) на гербе Тюмени и верблюд на гербе Челябинска не приглянулись региональным властям, т.к. не соответствовали их политическим и идеологическим целям, не могли быть использованы для пропаганды и политической рекламы). Если в Свердловской области с сильным и известным губернатором Э.Росселем утверждение новой символики прошло довольно легко, то в Челябинской области отказ от верблюда породил настоящую полемику в региональной прессе, которая стала результатом многолетнего обсуждения сначала проведения конкурса по созданию герба области, а потом и по обсуждению его результатов, которые дважды не удовлетворяли региональные власти (т.к. большинство предложенных вариантов вертелось вокруг все того же пресловутого верблюда) [в декабре 1999 г. Законодательное Собрание Челябинской области утвердило в качестве герба области образ летящей собаки — Симаргла, но окончательное решение о гербе области должен еще принять губернатор области П.Сумин].
В некоторых регионах принятие символики вызвало разногласия как между законодательной и исполнительной властями, так и внутри них. Как правило, прокоммунистически настроенные органы власти препятствуют возрождению исторической символики регионов (типичный пример — Рязанская область, где уже был готов к принятию закон о гербе области, но первый состав облдумы не успел его принять, а следующий, гораздо более «красный», отклонил законопроект и отправил его на доработку), либо стремятся придать ему какие-либо советские атрибуты (убрать корону, добавить шестеренку, серп и молот и т.д.). В ряде регионов собственная символика была утверждена постановлениями главы администрации, а законодательного утверждения ее так и не последовало — подобная ситуация сохраняется с гербом Кемеровской области с 1994 г. [ситуация осложняется тем, что герб Кемеровской области был утвержден еще предыдущим губернатором М.Кислюком, а нынешний губернатор А.Тулеев, назначенный в 1997 г., который фактически не проявил никакого интереса к этому гербу] В других случаях уже глава региональной администрации блокирует утверждение символики региона — такая ситуация несколько лет сохраняется в Тамбовской области, где герб области был утвержден областной думой (исторический герб попытались совместить с советской символикой — серпом, молотом и колосьями), но затем был «завернут» губернатором.
В ряде случаев при обсуждении региональной символики доходило фактически до смешного: при внесении изменений в герб Бурятии в 1999 г. одному из депутатов Народного Хурала в гербе республики не хватало снега («не показано, что зима есть» [Шевцова З. День третий: как зимовать будем? / Бурятия — 1998. — 27 авг. 1999 г.]), а в Омске в композиции герба области, победившем в открытом конкурсе, один из депутатов Законодательного Собрания области усмотрел масонские символы [Спиридонов И. Омские коммунисты против /Коммерсант Daily — 23 янв. 1998 г.].
Как правило, после официального принятия региональной символики коренных изменений (кроме сделанных по настоянию герольдии при Президенте РФ) не делалось. Единственным исключением из этого стал Коми-Пермяцкий АО, полностью изменивший флаг через год после принятия первого варианта.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Практически вся существующая символика России есть напластование пяти совершенно различных этапов развития геральдики в нашей стране.
Наиболее древние существующие символы, легшие в основу современной региональной официальной символики, в России сложились в еще в XIII-XVII вв. Это в первую очередь главный элемент гербов Москвы и Московской области — Георгий Победоносец, поражающий змея — он в течение XIV-XVI в. служил официальным символом Московского государства, пока его не заменил в этой роли двуглавый византийский орел. К древнейшим символам относятся также главные элементы современных гербов Новгородской и Псковской областей (относятся еще к XV в.), Кировской и Астраханской областей (XVI в.), Владимирской, Пермской, Смоленской, Ярославской, Тверской и Рязанской областей (не моложе XVII в.). Это официальная символика, обозначавшая либо древнерусские великие княжества, либо царства (кроме Астраханского это также Казанское и Сибирское, элементы последнего (два соболя) в настоящее время используются в гербах Тюменской и Кемеровской областей) и земли, присоединенные к России. Эта символика есть результат развития русской государственности, каждая из них имеет свою богатую историю, установить точное время возникновения и первоначальное значение которой уже практически невозможно.
Вторая группа гербов восходит к началу XVIII в. к знаменам русских полков, которые во времена Петра I были размещены в конкретных городах, от которых получили сове название. Эти знамена потом стали основой гербов тех городов, к которым были приписаны, а уже от этих городов перешли на гербы губерний, центрами которых являлись. Главные элементы этих гербов [элементы этих гербов в большинстве своем были подражанием европейским гербам и были взяты из голландской книги «Символы и емблемата. «, привезенной из Голландии Петром I] были придуманы либо лично Петром I, либо его сподвижниками в течение первой трети XVIII в. Это гербы Архангельска, Белгорода, Брянска, Вологды, Воронежа, Курска, Орла, Пензы, Самары, Симбирска, Тамбова, Царицына, Санкт-Петербурга, Тулы и Саратова. К этому же времени относится и первое изображение главного элемента герба Иркутска, который по своему генезису скорее восходит к более древним гербам.
Третья группа гербов относится ко второй половине XVIII-XIX вв., когда была создана основная масса всех гербов городов и губерний страны. Эти гербы большей частью придумывались в Петербурге, а затем жаловались городам и губерниям специальными императорскими указами. Так появились в XVIII в. гербы Томска, Оренбурга, Костромы, Калуги, Липецка, Кургана, Омска, в XIX в. — Красноярска, Кузнецка, Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Новочеркасска, Ставрополя, Хабаровска, Читы, Кубанской и Камчатской областей. Многие городские гербы в течение XIX в., когда они ложились в основу гербов губерний [как правило, гербы губерний тогда в целом совпадали с гербами их административных центров, но были и исключения — Оренбургская губерния, Кубанская область], подверглись значительной модификации: так, стульчик с короной на гербе Твери заменил на гербе губернии уже трон с шапкой Мономаха, одноглавый орел из герба города Орла превратился в двуглавого орла на гербе Орловской губернии, конь из герба Томска на гербе губернии вздыбился и т.д. В большинстве своем именно эти модифицированные гербы и восстановили в настоящее время регионы. Гербы этого времени в основном отражают специализацию регионов в то время, либо подчеркивают какие-либо другие особенности своих административных центров и окружающих их территорий.
Четвертая группа гербов относится к советскому времени — из современных гербов это гербы Тувы, в определенной степени Карелии и Ивановской области. В большинстве своем советские гербы уже прекратили свое существование, хотя время от времени в том или ином месте призывают к их восстановлению [особенно показательна в этом отношении ситуация в Омской области, где результаты конкурса по созданию герба области не удовлетворили омских парламентариев во многом потому, что им в композиции герба не хватало стандартного набора герба советского времени — шестеренки да колбы с нефтью, которые были на гербе Омска, утвержденном в 1973 г.].
Пятая группа — это гербы примерно четырех десятков регионов страны, появившиеся с начала 1990-х гг., в которых можно найти элементы как советского, так и дореволюционного времени.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ «ЗВЕРИНЕЦ»
Наиболее часто используемыми в региональной символике стали различные животные, которые присутствуют на большинстве гербов и флагов регионов страны. Именно животные стали тем символом, который наиболее «удобоварим» в современных условиях. Причем на все регионы животных уже не хватает и некоторые из них используются одновременно 3 и более регионами. Наиболее популярным в российской региональной символике стал орел, который в том или ином виде используется на гербах трех северокавказских республик — Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, а также на гербах Читинской и Белгородской областей, а двуглавый орел (как символ императорской власти, оставшийся со времен Российской империи, а теперь как герб России [присутствие герба России на гербе региона, по мнению составителей региональных гербов, означает нахождение этих регионов в составе РФ]) присутствует на гербах Оренбургской и Ростовской [на гербе Ростовской области по сравнению с дореволюционным гербом Войска Донского орел вышел за пределы собственно щита на место, которое раньше занимала древняя царская корона, и теперь орел как бы распростер крылья над всем гербом области (еще одно изменение герба в том, что императорские штандарты с изображением двуглавого орла теперь заменены на флаги Ростовской области)] областей, Краснодарского и Ставропольского краев (герб России используется вместо короны), на историческом гербе Орловской губернии. По популярности от орла не отстает и другой символ России — медведь, который в том или ином виде присутствует на гербах Карелии, Коми-Пермяцкого АО (медведь — древний дохристианский символ финно-угорских народов [изображение медведя в 1993 г. предлагалось взять за основу герба и Республики Коми (но там посчитали позу медведя в предложенном варианте герба жертвенной). Медведь, лежащий в берлоге, используется в гербе столицы Республики Коми — города Сыктывкара, медведь изображен и в гербе города Кудымкара]), Ярославской области (медведь с секирой [с гербом Ярославля связана целая легенда, которая теперь активно опять культи вируется региональными властями: будто город Ярославль был основан на том месте, где киевский князь Ярослав Мудрый зарубил набросившуюся на него медведицу, в память чего князь повелел построить деревянную церковь, вокруг которой и вырос будущий центр Ярославщины]), Пермской области (белый медведь,
Источник