Система денежно кредитного регулирования по странами

Система денежно-кредитного регулирования.

Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Как любая другая, система ДКР представляет собой совокупность элементов, её составляющих. К ним относятся:

— принципы организации денежно-кредитного регулирования;

— субъекты и объекты регулирования;

— методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчётности его органам законодательной власти. Это предполагает:

— институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики;

— материальную независимость – осуществление деятельности за счёт собственных доходов;

— личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.

2. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:

— деятельность всей системы управляется из единого центра – центрального банка;

— все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке ДКП для рассматриваемой системы, который должен учитывать:

— специфику экономики государства и особенности этапа развития;

— ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта;

4. Единство и взаимодополняемость ДКП другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5. Цели и задачи, а также действия центрального банка должны быть прозрачными и понятными обществу (иначе, принцип регулирования ожиданий субъектов экономики). Для этого необходимо:

— постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчётов и т.д.

— безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств, то есть:

— центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

— число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

— планируемые показатели должны быть реально выполнимыми.

— необходимо предусматривать пространство для манёвра на стадии утверждения целевых показателей (с учётом возможных прогнозируемых отклонений).

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц – владельцев денежных средств. В узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Это — центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере.

Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объём и структура денежной массы, денежная база, структура процентных ставок, объём и структура налично-денежного оборота, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.).

Методы и инструменты ДКР являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями, чем инструменты. Они представляют собой набор инструментов ДКР, объединённых каким-либо общим признаком (например, характер используемых инструментов: экономические и административные и т.д.)

Механизм ДКР как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов ДКР, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка).

Источник

71 Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

Денежно-кредитное регулирование это совокупность мероприятий, проводимых центральным банком, направленных на изменение параметров денежной массы, для достижения целей, поставленных перед денежно-кредитной политикой, при этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

Денежно-кредитное регулирование представляют как систему взаимосвязанных элементов, к которым следует отнести принципы, задачи, субъекты, объекты, методы и инструменты и механизм регулирования.

К принципам организации денежно-кредитного регулирования относятся:

1.принцип независимости центрального банка от исполнительной власти;

2.принцип прозрачности денежно-кредитной политики для субъектов рынка;

3.принцип безусловности денежно-кредитной политики;

4.принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования; 5.принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики;

6.единство и взаимодополняемость денежно-кредитной политики.

К задачам денежно-кредитного регулирования относят:

-поддержание устойчивости национальной валюты, сдерживание инфляции;

-обеспечение стабильности денежно-кредитной системы;

-координацию деятельности центрального банка с деятельностью других государственных органов и содействие решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством.

Следующим элементом денежно-кредитного регулирования являются субъекты, к которым в широком смысле относятся все владельцы денежных средств, в узком смысле субъектами являются лица, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, а именно, центральный банк, законодательные органы, государственные министерства и ведомства.

Объектами денежно-кредитного регулирования являются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно­шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений,определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь — нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

-процентные ставки по операциям центрального банка;

-операции на открытом рынке.

Инструменты процентной политики (или урегулирование уровня процентных ставок) — за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д.

Процентная политика призвана обеспечить устойчивость национальной денежной единицы. В этих целях центральным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Её изменение ведёт к затруднению или облегчению возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке, что в свою очередь влияет на ликвидность кредитных учреждений. А также изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление предоставления кредитов и депозитов коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях. Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Источник

Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

23.1. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

Основные цели денежно-кредитного регулирования

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

  1. поддержание стабильности цен;
  2. достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
  3. обеспечение экономического роста;
  4. обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
  5. поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
  6. обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабильности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

  • уменьшение макроэкономических рисков;
  • расширение внутреннего кредита;
  • концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

  • удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
  • защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
  • уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
  • создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;
  • формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
  • развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
  • расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
  • совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

  • спрос на деньги и предложение денег;
  • объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
  • скорость оборота денег;
  • объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
  • коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
  • объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
  • курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота. Более детальная их характеристика изложена в других главах учебника.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

  • создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
  • проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
  • достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.

Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.

Механизм реализации денежной программы

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:

  • стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
  • экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины их возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. При регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно, все остальные величины — относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

  • дальнейшим ростом экономики;
  • снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
  • ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т. е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый (основной) вид потребности в деньгах, т. е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты .

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.

Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

  1. денежной базой центрального банка;
  2. ставкой процента на денежном рынке;
  3. нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

  • розничный товарооборот;
  • поступления налогов и сборов от населения;
  • поступления по банковским вкладам;
  • поступления от реализации ценных бумаг;
  • золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
  • состояние сальдо платежного баланса страны;
  • состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

  • организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
  • проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
  • сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.

В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой инфраструктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегментах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денежного рынка.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррогатов, а также лимитируются проинфляционные возможности наличной денежной эмиссии.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

  • эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;
  • рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков;
  • операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

Источник

Читайте также:  Список стран по автомобильным дорогам
Оцените статью