Система конституционного строя зарубежных стран

Понятие и элементы конституционного строя в зарубежных странах.

Под конституционным строем обычно понимают систему общественных отношений, соответствующих принципам правового государства. Это строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права человека и гражданина, строй, при котором государственный механизм (система органов государства) действует в соответствии с принципом разделения властей, строй, при котором наряду с государством функционирует гражданское общество, включающее в себя общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, органы местного самоуправления и т. д.

Государство, в котором отсутствуют указанные признаки, не имеет конституционного строя, даже несмотря на наличие в нем законодательного акта под наименованием «конституция», и наоборот, в странах с неписаной конституцией или конституцией в материальном смысле, несмотря на отсутствие акта, именуемого конституцией, конституционный строй существует при наличии упомянутых признаков. Яркий пример того — страна с неписаной конституцией Великобритания, где впервые в мире были признаны права человека (Великая хартия вольностей 1215 г.), выделилась сильная и независимая судебная власть, образован первый в мире парламент, что привело к практическому разделению властей, и т. д. Несмотря на отсутствие писаной конституции, конституционный строй в Великобритании существует.

Основы конституционного строя, кроме России, установлены в первом разделе Конституции Республики Беларусь, в первых главах конституций других стран СНГ: Армении, Таджикистана, Туркменистана. В конституциях других стран СНГ соответствующие главы или разделы конституции называются по-иному: общие положения — в конституциях Грузии, Казахстана, Украины; общие принципы в конституциях Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана. В Конституции (Основном законе) Эстонской Республики имеется глава 1 «Общие положения», а в Конституции Латвийской республики — раздел 1 «Общие постановления».

Подобные разделы установлены в конституциях стран Восточной Европы — бывших странах «социалистического лагеря»: глава 1 «Основные начала» Конституции Республики Болгария; глава 1 «Общие положения» Конституции Венгерской Республики; часть первая «Общие принципы» Конституции Румынии; раздел 1 главы 1 Конституции Словацкой Республики; глава 1 Конституции Чешской Республики и раздел 1 Конституции Союзной Республики Югославии называются «Основные положения».

Читайте также:  Прибыль гражданина от ресурсов страны

В конституциях стран Западной Европы основы конституционного строя установлены в вводном разделе Конституции Испании, в разделах об основных принципах конституций Италии и Португалии, в первом разделе «Общие положения. Европейский союз (подраздел «А») федерального конституционного закона 1920 г. Австрийской Республики. В других конституциях основы конституционного строя отдельно не выделяются, но их можно вычленить из текста этих конституций.

Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, обычно начинаются с конституционных характеристик государства, в которых определяются форма правления (монархия или республика), форма государственного устройства (унитарное государство или федерация), политический режим (демократия), иные важные характеристики: правовой, социальный характер государства и т. п.

В ст. 1 австрийского федерального конституционного закона 1920 г. установлено, что «Австрия является демократической республикой», т. е. указан демократический политический режим и форма правления — республика, а в ст. 2 этого же Закона установлено, что «Австрия является федеративным государством», т. е. указана форма государственного устройства — федерация. Статья 1 Конституции Бельгии устанавливает форму государственного устройства:«Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов» . В ст. 1 Конституции Греции сказано, что «государственный строй (с точки зрения юридической науки будет вернее — форма правления) Греции — парламентская республика». Статья 5 Конституции Ирландии, бывшей колонии Англии, подчеркивает независимость и суверенитет Ирландии: «Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством».

Обращают на себя внимание конституционные характеристики зарубежных стран, в которых в прошлом существовали фашистские диктатуры. В конституциях таких стран устанавливается правовой, социальный характер государства, подчеркивается отсутствовавший прежде политический плюрализм, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 1 Конституции Испании сказано, что «Испания конституируется как правое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» . В ст. 1 Конституции Португальской Республики установлено, что«Португалия — суверенная республика, основывающаяся на уважении человеческой личности и на народном волеизъявлении и ставящая своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества». В ст. 2 этой же конституции указано, что «Португальская Республика — демократическое правовое государство, основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических мнений и демократического политического плюрализма, на уважении и гарантиях осуществления основных прав и свобод и имеющее целью претворение демократических принципов в экономической, социальной и культурной жизни и углубление демократии».

Подобные конституционные характеристики установлены и конституциями всех бывших советских республик. Статья 6 Конституции Азербайджанской Республики гласит: «Азербайджанское государство — демократическая, светская (т. е. нерелигиозная), унитарная республика»; ст. 1 Конституции Республики Армения:«Республика Армения — суверенное, демократическое, социальное, правовое государство» ; ст. 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство», а в ст. 2 говорится, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»; ст. 1 Конституции Грузии: «Грузия — независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства грузинского государства является демократическая республика»; ст. 1 Конституции Республики Казахстан: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики — «Кыргызская республика (Кыргызстан) — суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства» ; ст. 1 Конституции Республики Молдова: «Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое государство (ч. 1), форма государственного правления — республика (ч. 2). Республика Молдова — демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются государством (ч. 3)»; ст. 1 Конституции Республики Таджикистан: «Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ч. 1), Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 2); ст. 1 Конституции Туркменистана: «Туркменистан — демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики», а ст. 3 этой же конституции — «В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек»; ст. 1 Конституции Республики Узбекистан: «Узбекистан — суверенная демократическая республика»; ст. 1 Конституции Украины: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное и правовое государство», ст. 2 — «Украина является унитарным государством», ст. 3 — «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»; ст. 1 Конституции Латвийской Республики: «Латвия есть независимая и демократическая республика» ; ст. 1 Конституции Литовской Республики: «Литовское государство является независимой демократической республикой» и ст. 1 Конституции (Основного закона) Эстонской Республики: «Эстония — самостоятельная и независимая демократическая республика…»

Другие основы конституционного строя в конституциях зарубежных стран выражаются в закреплении равноправия граждан. Например, ст. 10 Конституции Бельгии устанавливает, что «в государстве не существует никаких сословных различий»; ст. 3 Основного закона ФРГ — что «все люди равны перед законом, мужчины и женщины равноправны». Часто в конституциях указывается на принцип приоритета международного права. Например, ст. 29 Конституции Ирландии гласит, что«Ирландия подтверждает свою преданность идеалам мира и дружеского сотрудничества между народами, основывающиеся на международной справедливости и морали»; ст. 4 Конституции Республики Молдова — что «при наличии несоответствия между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы».

В многонациональных зарубежных странах, в странах, где имеются исторические области, в конституциях закрепляются некоторые принципы государственного (территориального) устройства, статус языков. В ст. 2 Конституции Испании сказано, что «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними» . Статья 2 «Формы правления» Швеции (глава 1 «Основы государственного строя») устанавливает, что «будет поощряться право этнических и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь». Эта конституционная норма, в частности, воплощается в экстерриториальной (т. е. вне зависимости от территории проживания) автономии народа саами, имеющего собственный представительный орган. Статья 10 Конституции Республики Молдова признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. На основании этой статьи в Молдове принят и действует Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

Статус государственных и других языков закреплен в конституциях многонациональных государств. В Бельгии на основе языковой принадлежности образованы лингвистические регионы — составные части бельгийской федерации: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель — столица, и регион немецкого языка. В соответствии со ст. 3 Конституции Испании «кастильский язык является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их статутам. Богатство языков и разнообразие диалектов Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой».

В конституциях стран СНГ наряду с государственными языками отмечается и особый статус русского языка. По ст. 17 Конституции Республики Беларусь:«Государственным языком в Республики Беларусь является белорусский язык. Русский язык имеет равный статус с белорусским». В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Казахстан: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Согласно ст. 5 Конституции Кыргызской Республики «Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык. Кыргызская Республика гарантирует сохранение, сохранение, равноправное и свободное развитие и функционирование русского и всех других языков, которыми пользуется население республики. Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания или невладения государственным языком». По ст. 13 Конституции Молдовы: «Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики. Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны.» Статья 10 Конституции Украины устанавливает, что «государственным языком в Украине является украинский язык. В Украине гарантируется всестороннее развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Статья 2 Конституции Республики Таджикистан, устанавливая, что государственным языком является таджикский, провозглашает русский язык языком межнационального общения.

В некоторых зарубежных странах устанавливаются два государственных языка (двуязычие): в Финляндии — финский и шведский (ст. 14 «Формы правления» Финляндии); либо два официальных языка: так, в Ирландии ирландский язык является государственным и первым официальным языком, а английский язык — вторым официальным языком (ст. 8 Конституции Ирландии); официальными языками Канады являются английский и французский — они имеют одинаковый статус и равные права и привилегии в том, что касается их использования в парламентских и правительственных органах Канады (ст. 16 Конституционного акта 1882 г.).

В конституциях многих стран СНГ установлены принципы политического и идеологического плюрализма (разнообразия). Наиболее ярко принцип политического плюрализма выражен в ст. 5 Конституции Республики Молдова: «Демократия в Республике Молдова осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом».

Конституции некоторых зарубежных стран в качестве основы конституционного строя провозглашают постоянный нейтралитет, т. е. отказ от участия в войнах, кроме нападения на собственную страну, неучастие в военных блоках и т. п. Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» является составной частью Конституции Австрии. Среди стран СНГ нейтралитет провозглашен в Конституции Республики Молдова. Статья 11 этой Конституции называется «Республика Молдова — нейтральное государство» и устанавливает, что Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и что она не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.

Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, являются теми принципами, на основе которых строится все последующее содержание конституции. Никакие иные нормы конституции не могут противоречить основам конституционного строя и могут истолковываться только в соответствии с ними.

Источник

Понятие и принципы конституционного строя современных зарубежных государств.

Понятие и структура конституционного строя

В науке конституционного права понятие «конституционный строй» определяют как «систему господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Конституционный строй — это прежде всего система конституционных отношений как предмет конституционного регулирования. Конституционный строй — это и конституционные нормы, и конституционные принципы, регулирующие отдельные виды общественных отношений существующего социального строя.

Конституционный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны конституционного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на конституционный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Эта деятельность исходит из определенным образом понятых общественных потребностей. Таким образом, форма конституционного строя во многом определяется государством, следовательно субъективным фактором. Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования конституционного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран продемонстрировали, насколько опасно для соответствующего народа и даже для всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в конституционном строе этих стран.

Структура конституционного строя складывается из четырех основных элементов, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества.

Такими элементами являются:

а) экономические отношения;

б) социальные отношения;

в) узком смысле слова;

в) духовно-культурные отношения;

г) политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих отношениях, отнесенных к другим группам.

Элементы конституционного строя между собой тесно взаимодействуют, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного элемента на другой. Взаимодействие элементов в значительной части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

Государство воздействует на конституционный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений — установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократическом организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на конституционный строй — исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое| издаются конституции, законы, и другие нормативные акты, однако содержание их — нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

Тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение, прежде всего в том, что конституции стали регулировать основы конституционного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенным ко всем четырем вышеуказанным элементам конституционного строя. Эти нормы в большинстве случаев не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права в их взаимных отношениях ( не требующих зачастую государственного вмешательства ), сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностных лиц действовать в этих сферах определенным образом.

В большинстве государств нормы, регулирующие основы конституционного строя, рассредоточены по разным главам и разделам конституций и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства(вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие конституционный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части 1 «Права и обязанности граждан», главы которые именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения». В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики. Так ст.35 гласит: «Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях. Она заботится о подготовки и профессиональном росте трудящихся. Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права. Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

Сходным в принципе образом регулируются основы конституционного строя Конституции Испании 1978 года.

Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон конституционного строя и воздействия на него государственной политики в частях 1 и 2, посвященных соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям, она содержит часть 7 «Экономический и финансовый строй» и часть 8 «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой части 8 регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

Но сколько бы подробно ни было конституционно — правовой регулирование отношений, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь основы конституционного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом политические общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

Принципы конституционного строя.

На наш взгляд, необходимо выделить несколько основных принципов на которых базируется конституционный строй современных зарубежных демократических государств. Все они нашли своё отражение в конституциях этих государств — в большинстве своём в начале текста. Так, в Конституции Французской Республики 1958 г. они изложены в преамбуле, в Конституции Италии 1947 г. в разделе именуемом «Основные принципы», в Конституции ФРГ 1949 г. в основном во II разделе «Федерация и земли» (ст.20), в Конституции Италии 1978 г. в разделе «Общие положения», в Конституции Греции 1975 г. они нашли отражение как в разделе «А» части I «Форма политического режима», так и в части III разделе «А» «Устройство государства».

Какие же это принципы?

Прежде всего это «Государственный суверенитет«. Под данным принципом необходимо понимать свойство государственной власти быть верховной и юридически независимой от любой иной социальной власти. Государственный суверенитет реализуется прежде всего через деятельность внешних органов государства. В нынешних условиях суверенитет государства есть проявление его подлинной государственности, его верховенства и независимости.

Следующий принцип — приоритет прав и свобод человека. Не человек ради власти, а власть ради человека — вот что означает этот принцип. «Уважение и охрана человеческой личности составляют первостепенную обязанность государства».

«Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой политического порядка и социального мира».

«Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире».

Принцип верховенство права предполагает связанность государства, его органов правам как в сфере правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности.

Принцип «Разделения властей». Названный принцип является краеугольным из перечисленных принципов конституционного строя, так как позволяет избежать узурпации, что неизбежно может привести к началу антидемократических процессов в государстве. Это в свою очередь, прежде всего, отразится на перечисленных выше основных принципах конституционного строя. Рассматриваемый принцип означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти. Эффективный парламент — эффективный президент — эффективная и независимая судебная власть — это незыблемость конституционного строя.

Политический плюрализм. Ни одно государство, считающее себя демократическим, не может нормально функционировать без политического многообразия, основу которой составляет политический плюрализм.

Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Многопартийность порождает политическую оппозицию, цель которой взятие власти. Конституционный строй признает только конституционную оппозицию.

«Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться».

«Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

Разрешая многопартийность, государство одновременно устанавливает запрет для тех партий, деятельность которых имеет цель насильственного изменения существующего политического строя.

Такова, вкратце, характеристика основных принципов конституционного строя современных зарубежных демократических государств.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Понятие и принципы конституционного строя современных зарубежных государств.

Понятие и принципы конституционного строя современных зарубежных государств.

Понятие и принципы конституционного строя современных зарубежных государств.

Источник

Оцените статью