Система лесной сертификации скандинавских стран

Международные и национальные системы лесной сертификации

Для европейского рынка наиболее известными являются 3 с-мы лесной сертификации:

· PEFC (Пан-Европейская система лесной сертификации) – программа подтверждения схем сертификации лесов;

· «Лесной попечительский совет» (ЛПС) – на английском языке Forest Stewardship Council (FSC);Принцип 1. Соответствие законодательству и принципам ЛПС.

Принцип 2. Права и обязанности владельцев и пользователей.

Принцип 3. Права коренных народов.

Принцип 4. Отношения с местным населением и права работников.

Принцип 5. Использование леса.

Принцип 6. Воздействие на окружающую среду.

Принцип 7. План мероприятий по ведению хозяйства.

Принцип 8. Мониторинг и оценка.

Принцип 9. Сохранение лесов, имеющих высокое природоохранное значение.

Принцип 10. Лесные культуры.

· ISO – система международных стандартов.

Ключевыми принципами этой системы являются:

– улучшение управления окружающей средой;

– возможность применения системы стандартов всеми странами;

– содействие расширению широкого интереса общественности и пользователей стандартов;

– приемлемость по стоимости, гибкость в применении, доступность для использования без географических ограничений;

– наличие научной обоснованности;

– обладание свойствами практичности, полезности и применимости.

Всего в мире сертифицированно около 300 млн.га лесов, их них по европейской системе PEFC 130 млн.га лесов.

В РБ созд.нац.с-малесн.сертификации в соответствии с положениями и требованиями европ.советаPEFC. В 2000 году это было законодательно закреплено в ст.39 Лесного кодекса РБ. Нац.с-малесн.сертификации разработана в соответствии с меджународными стандартами и принципами, регулирующими защиту лесов и охрану окр.среды:

· Конвенция по сохранению дикой природы в Европе;

· Конвенция о биологическом разнообразии;

· Конвенция международной организации труда;

· Положения лесного кодекса РБ.

В 2003 году УП «Белгипролес» было аккредитовано в качестве органа по лесн.сертификации. Это предприятие заключает договора с лесхозами и проводит сертификацию лесов и лесн.продукции.

2004 – республиканская с-малесн.сертификации включила более 100 учреждений лесного х-ва республики.

2005 – Респ.ассоциация вступила в европ.советPEFC.

Сертификат подтверждения или соответствия с-мы управления лесами в соответствии с основным положением PEFC и нац.с-мы лесной сертификации выделяют 2 типа:

1. Сертификат на устойчивое управление лесами;

2. Сертификат на лесную продукцию по признаку происхождения (цепи поставок лесной продукции). Это означает, что лесная продукция должна поступать из сертифицированных лесов.

Эти 2 сертификата выдаются и подписываются госуд.комитетом по стандартизации РБ. Сертификат выдается на 5 лет. При получении лесхоз имеет право выполнять маркировку древесины товарным знаком, логотипом нац.с-мы лесной сертификации.

Общеевропейская с-ма лесной сертификации. Неправительственные организации Европы (11 стран) – Австрия, Финляндия, Швеция, Франция и т.д. в 1999 организовали европ.с-му лесной сертификации. Эта с-ма построена на основных положениях и рекомендациях Хельсинского процесса, а также резолюции европейских совещаний по защите лесов Европы.

PEFC отличается от FSC:

1. Уровень оперативности и функционировании с-мы – С-маPEFCсоздана, чтобы функционировать на национальном и местном уровне управления лесами. Она объединяет многих лесовладельцев для совершенствования решений управления лесами и эколого-экономических решений.

2. Степень участия лесовладельцев – евр.с-ма позволяет разрабатывать нац.с-му лесной сертификации с учетом местных особенностей, а с-маFSC является более жесткой системой и страна должна признавать принципы и критерии с-мы FSC.

3. Социальные критерии – стандарты и критерии евр.с-мы PEFC основаны на положениях Хельсинского процесса, в котором рассматривались и социальные ф-ции лесов.

4. Критерии и показатели являются понятными для лесоводов для устойчивого управления лесами.

5. Принятие решений и резолюций по управлению лесами – решения принемаются в евр.с-меPEFC на нац.уровне, т.е. в той стране, где проводилась сертификация лесов. С-маFSC является более жерсткой и решения принемаютсяна уровне управляющего советом этой с-мы, а не на национ.уровне.

+ национальная с-ма лесной сертификации

Источник

Система лесной сертификации Норвегии

В Норвегии лесопокрытая площадь составляет около 12 млн. га. Основные лесообразующие породы – ель, сосна и береза. Приблизительно 80% лесов в стране принадлежат 120 тыс. семейных лесовладельцев, большинство из которых являются фермерами. Средняя площадь семейных лесовладений составляет около 50 га.

В 1988 г. было принято 23 основных стандарта по устойчивому управлению лесами Норвегии (Living Forest Standarts for Sustainable Forest Management in Norway). Рабочая группа, включающая представителей практически всех заинтересованных организаций и обществ, в процессе выработки руководящих нормативных материалов приняла во внимание экономические, экологические и социальные аспекты, подлежащие учету и отражению в основополагающих документах FSC, PEFC, ISO, EMAS и др. При этом в число важнейших проблем были включены: – вопросы, связанные с ведением лесного хозяйства частными лесовладельцами; – вопросы, касающиеся методов и технологий заготовки древесины; – строительство лесных дорог; – проблемы лесовозобновления и лесоводства; – строго ограниченное применение гербицидов; – стремление избежать осуществления мелиоративных мероприятий; – планирование и создание новых лесонасаждений и смена пород в существующих лесах могут быть осуществлены только по строго соблюдаемым рекомендациям; – специфические аспекты окружающей среды.

В 1997 г. по согласованию руководства проекта Living Forests с Неправительственной организацией по охране окружающей среды был создан Комитет по сертификации. Он определил несколько альтернативных путей организации групповой сертификации и описал, каким образом разработанные стандарты могут быть использованы при сертификации, независимо от выбираемой системы. Комитет определил лесную сертификацию как рыночный инструмент. Таким образом, в стране создалась гибкая система лесной сертификации, учитывающая особенности принятых в международной практике информационных и сертификационных систем.

Источник

Шведская система лесной сертификации

В Швеции насчитывается около 240 тыс. лесовладельцев, являющихся в основном собственниками семейных лесов, ориентировочная средняя площадь которых находится в пределах 50 га. По стране в целом около 50% ежегодно вырубаемых лесных площадей и 60% полученного объема заготовленной древесины приходятся на семейные лесные хозяйства. Они объединены в Шведскую Ассоциацию Лесовладельцев (SSR) через 7 соответствующих региональных ассоциаций, которые регулируют взаимоотношения между собственниками лесов и защищают их интересы на государственном и международном уровнях. Остальная часть лесов в Швеции (около половины) принадлежит нескольким крупным компаниям и государству.

Процесс лесной сертификации в Швеции начался в 1995 г., когда специально созданная рабочая группа по разработке и внедрению стандартов по лесной сертификации приступила к созданию системы стандартов, ориентирующихся на соответствие принципам FSC. Однако рабочая комиссия FSC не согласилась признать систему разработанных шведских стандартов полностью соответствующей принципам FSC из-за разногласий в вопросах, касающихся интересов мелких владельцев леса. Поэтому в 1997 г. организаторы и разработчики Шведской системы лесной сертификации решили отступить от глобальной системы лесной сертификации FSC, в целом ориентирующейся, в первую очередь, на упорядочение естественных лесов крупнейших стран-лесовладельцев Азии, Африки, Южной и Северной Америки, и присоединиться к вновь созданной Пан-Европейской системе лесной сертификации (PEFC), критерии, организация и процедуры которой более полно удовлетворяют потребностям Европейских стран, в том числе и Швеции.

К началу 2000-х гг. потребность в реализации на международных рынках большого объема древесины и продуктов переработки лесного сырья привела к параллельному существованию в Швеции обеих систем сертификации – PEFC и FSC. Лесовладельцы, производители лесной продукции и реализующие ее торговые фирмы заинтересованы во взаимопризнании названных двух систем, что обеспечило бы свободное перемещение лесопродукции из зоны влияния FSC в область действия системы PEFC и наоборот. Однако есть серьезные препятствия решению этой важной для дальнейшего развития лесной отрасли Швеции задачи, которые возникают в двух аспектах: трудности, связанные с различиями в организационных структурах двух систем, и барьеры, исходящие из несоответствий в текстах нормативных документов (стандартов).

Источник

Лекция 3. Пан-Европейская система лесной сертификации PEFC

В 1998 г. лесовладельцы и лесопромышленные организации в ряде европейских стран подготовили структуру Общеевропейской лесной сертификации. Участвующие организации провозгласили начало внедрения ими устойчивого лесного управления и использования древесины и других основных лесопродуктов, как не вредящее окружающей среде и обновляющее материалы, посредством развития Общеевропейской лесной сертификационной системы, для того, чтобы она служила общей структурой действия на национальном уровне.

Таким образом, Европейские страны в противовес глобальности и масштабности системы FSC выступили с инициативой создания системы лесной сертификации, которая, не отрицая основополагающие принципы FSC, учитывала бы особенности региональных и национальных схем, а также интересы маломасштабных лесовладельческих предприятий, количество которых в Европейских странах огромно. Инициаторами создания PEFC выступили лесовладельцы Финляндии, Германии, Норвегии, Австрии и Швеции. Первое пленарное (учредительное) заседание Генеральной ассамблеи Совета PEFC (сокращенно PEFCC) состоялось в 1999 г. в Париже. Совет PEFC учрежден как международное некоммерческое юридическое лицо, в своей структуре представляющее ассоциацию различных юридических лиц, заинтересованных в устойчивом управлении лесами на национальном и региональном уровнях. Деятельность PEFCC осуществляется в соответствии с утвержденным уставом. Главной целью системы PEFC является создание надежных международных рамок для национальных и региональных систем лесной сертификации.

Цели PEFC: добровольная инициатива в сертификации; предлагается общеевропейская структура для установления сравнимой национальной сертификационной системы и их взаимного признания; усиление позитивных представлений о лесе, лесной промышленности и древесине, как возобновляемом сырье; экономически, экологически и социально полезное лесное управление; уверенность потребителей, что леса, сертифицированные по этой программе, устойчиво управляются; аудит третьей независимой стороной; основана на региональных сертификационных уровнях и открыта для других вариантов, если они будут приемлемы.

PEFC проводится для того, чтобы: – установить комплекс общих принципов для добровольной сертификации устойчивого лесного управления; – обеспечить общую структуру для разработки сертификационных критериев на национальном уровне. Они основываются на шести общеевропейских критериях для устойчивого лесного управления. В разработке национальных и региональных сертификационных критериев обязательно принимаются во внимание Общеевропейские критерии и директивы на операционном уровне; – обеспечить коллективную торговую марку и логотип; – установить механизмы для взаимного признания сертификационных систем, участвующих в PEFC.

Ведущие принципы PEFC: устойчивое лесное управление, как цель; достоверность; не обманчивость; открытый доступ и отсутствие дискриминации; стоимостная эффективность; прозрачность и подконтрольность; добровольность; привлечение всех заинтересованных сторон.

Организационное устройство PEFC включает два уровня:

– Общеевропейский уровень. Функционирование программы PEFC на данном уровне и координация с национальными управляющими организациями обеспечивается Общеевропейским лесным сертификационным советом (PEFCC).

– Национальный уровень. Лесовладельческие организации приглашают национальные организации, представляющие все соответствующие заинтересованные стороны для того, чтобы учредить национальную управляющую организацию, которая будет являться членом Общеевропейского лесного сертификационного совета.

Совет PEFC координирует разработку и реализацию деятельности PEFC на международном уровне и работает в тесном сотрудничестве с независимыми национальными органами PEFC. Национальные органы PEFC являются членами Совета PEFC и, таким образом, могут назначать делегатов, обладающих правом голоса, для участия в Генеральной ассамблее. Генеральная ассамблея является высшим органом Совета PEFC и собирается ежегодно. Совет PEFC управляется Советом директоров и Генеральным секретарем.

В учреждении системы PEFC главную инициативу проявили владельцы частных лесов, в собственности которых находится более 100 млн. га европейских лесов с общим годовым объемом заготовки древесины около 280 млн. м 3 . Система сертификации дает потребителям лесопродукции гарантии того, что покупаемая ими древесина поступает из сертифицированных лесов, уход за которыми ведется на основе общеевропейских критериев неистощительного лесопользования. Эти критерии были определены и приняты на конференциях по охране европейских лесов, проведенных в 1993 г. в Хельсинки и в 1998 г. в Лиссабоне.

В системе PEFC 6 критериев, каждый из которых детализируется в виде нескольких концепционных областей.

Критерии PEFC:

1. Внедрение и соответствующее расширение лесных ресурсов и их вклад в глобальный углеродный цикл.

– общие возможности; – использование земли и лесные площади; – подрастающие запасы; – углеродный баланс.

2. Внедрение лесных экосистем по здоровью и жизнеспособности.

3. Внедрение и поддержка продуктивной функции лесов (древесной и не древесной).

– производство древесины; – недревесные ресурсы.

4. Внедрение и соответствующее расширение биологического разнообразия в лесных экосистемах.

– общие условия; – представительские, редкие и уязвимые лесные экосистемы; – обрабатываемые виды; – биологическое разнообразие в продуктивных лесах.

5. Внедрение и соответствующее расширение защитных функций лесного управления (в особенности воды и почвы).

– общая защита; – эрозия почвы; – сохранение воды в лесах.

6. Внедрение других социо-экономических функций и условий.

– значение лесного сектора; – услуги для отдыха; – обеспечение занятости; – научные исследования и профессиональное образование; – общественное сознание; – участие общественности; – культурное значение.

Принципы решения насущных проблем лесной сертификации в системе PEFC были разработаны удобными для практического применения, и в результате они привлекли многих лесовладельцев. За 5 лет деятельности PEFC (с 2000 по 2006 г.) площадь сертифицированных лесов по этой системе возросла почти в 5 раз (рис. 2) и в 2006 г. превысила 191 млн. га.

Рис. 2. Площадь сертифицированных лесов по системе PEFC

PEFC является международной организацией, в которой принимают участие национальные системы, нашедшие поддержку 149 правительств стран, владеющих 85% лесных площадей мира. 35 независимых национальных систем лесной сертификации (в том числе и Белорусская ассоциация лесной сертификации), которые контролируют около 200 млн. га сертифицированных лесов, производящих миллионы тонн сертифицированной древесины на мировой рынок являются членами PEFC, и в целом представляют наикрупнейшую мировую систему лесной сертификации.

Схема последовательности действий при организации лесной сертификации по системе PEFC приведена на рис. 3.

Рис. 3. Схема взаимодействия структурных подразделений, участвующих

в осуществлении лесной сертификации по системе PEFC

Таким образом, сертификация и маркировка логотипом по системе PEFC включают следующие основные этапы работы:

– разработку и утверждение ТНПА национальной системы лесной сертификации с обеспечением прозрачности процесса выполнения;

– официальное одобрение организованной национальной системы сертификации Советом PEFC;

– сертификацию лесоуправления по одобренной системе независимой третьей стороной;

– идентификацию происхождения лесной продукции;

– маркировку лесной продукции логотипом PEFC.

Основу деятельности Совета PEFC составляют:

– разработка и установление основных (рамочных) требований по минимуму для разработки национальных систем лесной сертификации, заслуживающих признания соответствующим системе PEFC Советом PEFC;

– изучение, оценка и осуществление процедуры признания представленных для рассмотрения национальных систем лесной сертификации;

– управление и регулирование отношений в области предоставления права использования логотипа PEFC и контроля за его осуществлением;

– содействие широкому распространению системы PEFC, стимулирующей потребление древесины как экологичного и возобновляемого сырья.

Сертификационные организации должны быть аккредитованы национальными аккредитационными организациями или привлекать аккредитованные сертификационные организации других стран.

Урегулирование споров в системе PEFC. Сертификационная организация должна: вести учет всех заявлений, жалоб и споров, относящихся к сертификации; предпринимать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия и их документировать.

Национальная управляющая организация учреждает независимый совет по урегулированию споров, рассматривающий все жалобы, которые не были разрешены между сертификационными организациями и заявителем.

Логотип PEFC может быть использован на лесопродуктах, упаковочных материалах или рекламных публикациях и торговых документах, сопровождающих сертифицированные лесные продукты.

В PEFC различаются:– индивидуальная сертификация (процедура лесной сертификации, в которой в качестве заявителя на получение сертификата соответствия участвует одно юридическое лицо); – групповая сертификация (в качестве заявителя участвует группа юридических лиц); – региональная сертификация (в качестве заявителя участвует группа юридических лиц, объединенных по региональному принципу).

В настоящее время система Общеевропейского совета лесной сертификации преобразована в международную организацию «Программы по утверждению схем по лесной сертификации».

Источник

Читайте также:  Страны поставщики природных ресурсов
Оцените статью