Система образования странах третьего мира

Доступ к образованию в странах третьего мира

Политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы. Проблема неграмотности и получения начального образования. Организация образовательного процесса для детей беженцев. Изучение проблематики гендерного неравенства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 30.03.2016
Размер файла 17,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доступ к образованию в странах третьего мира

Гарага Анастасия Валерьевна

магистрант 1 курса

кафедра мировой политики СПбГУ

Не секрет, что в разных регионах мирах доступ к образованию обеспечен не всем слоям населения. Всеобщее образование, к сожалению, по сей день не имеет всеобъемлющего распространения по всему миру. Несомненно, за последнее десятилетие ситуация улучшилась, но все еще есть страны, где почти половина детей не получают даже элементарного образования. Не имея возможности получить такие базовые навыки для обучения, как умение писать и читать, невозможно и полноценное школьное обучение. Одной из причины такого положение вещей в колониальном прошлом, а политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы, до сих пор не полностью изменила такое положение. К тому же существует проблема непропорционального развития высшего образования по сравнению с начальной и средней школой.

Читайте также:  Различие стран по ресурсообеспеченности

Попытки сконцентрировать усилия на развитие образования в сельской местности имели ограниченный успех вследствие нехватки достаточных ресурсов и финансирования. Поэтому на западных странах лежит ответственность в плане оказания помощи странам третьего мира для более эффективного преодоления этой проблемы.

В апреле 2000 года проходил Международный Образовательный Форум в Дакаре, Сенегал. Этот форум положил начало проведению радикальных мер по изменению ситуации в области распространения образования в мире. Разработанный в Дакаре план действий был принят 1100 участниками, которые также подтвердили намерение достигнуть реализации стратегии «Образование Для Всех» к 2015 году.

Эта цель была вновь подтверждена мировыми лидерами в Декларации тысячелетия. «Цели Развития Тысячелетия» ООН представляют собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни. Программа была принята в 2000 г. 147 главами государств и представителями 189 стран на Саммите Тысячелетия [2, c. 2]. Цели развития тысячелетия должны были быть достигнуты к 2015 году. Одной из приоритетных целей программы являлось обеспечение всеобщего начального образования.

Проблема неграмотности и получения начального образования тесно связана с другой мировой проблемой, а именно, бедностью. Данные исследований, которые прошли в 40 странах, показывают, что в 32-х из них посещаемость выше в городских кварталах, чем в сельских. Из обзоров, проведенных в странах Африки к югу от Сахары выясняется, что дети из беднейших семей будут посещать школу с наименьшей вероятностью вне зависимости от того, в каком квартале они проживают — сельском или городском.

Другим фактором, влияющим на доступ к образованию, является войны. Войны разрушили образовательную инфраструктуру в Ираке, Либерии, Косово и Тиморе-Лешти. Мало того, что разрушается образовательная инфраструктура, проблемным становится и организация образовательного процесса для детей беженцев.

«Согласно Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, больше чем 1,5 миллионов детей беженцев школьного возраста проживают в развивающихся странах, большинство из них проживает в городской черте или лагерях. Данные из 114 лагерей беженцев в 27 странах показывают, что полный охват начальным образованием был осуществлен только в 6 из 10 лагерей, и что минимум 1 ребенок из 5-х детей беженцев не охвачен формальной системой образования» [7].

Не менее важное знание по сравнению с охватом образования имеет и его качество. Это значит, что все дети в равной степени должны регулярно изучать школьные предметы, охватывать полный объем программы и вовремя заканчивать обучение. В странах Африки к югу от Сахары, например, довольно значительное число детей возраста средней школы посещают начальную, но не среднюю школу. Однако, есть тенденция к улучшению, доля детей в странах третьего мира, вовремя получивших законченное начальное образование, возросла с 79 процентов в 1999 году до 85 процентов в 2006.

По-прежнему существует проблема гендерного неравенства в доступе к получению образования. На всей территории Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока многие девочки не посещают школу по причине обычаев и предрассудков, серьезным препятствием для посещения школ девочками является сексуальное насилие в них, плохие условия, антисанитария также не способствует увеличению посещаемости. В Афганистане школы часто являются объектами нападениям, и многие боятся посещать их.

В рамках программы цели развития тысячелетия поддержку и финансирование оказывали развитие страны. «Самый большой рост в абсолютном выражении наблюдался в бюджетных статьях на иностранную помощь Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Испании, Германии, Японии и Канады. Наряду с этим, существенный рост наблюдался в Австралии, Бельгии, Греции, Новой Зеландии и Португалии» [6]. В число стран с самыми крупными программами помощи в 2008 году вошли Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство, Франция и Япония.

Израиль, Российская Федерация и страны-члены Европейского союза, не являющиеся членами Комитета содействия развитию (КСР), вошли в число стран, которые оказывают обширную и растущую помощь в целях развития развивающимся странам. Среди самих развивающихся стран ряд стран уже продолжительное время выступает в качестве важного источника помощи другим развивающимся странам. За последние пару лет к ним присоединились со своими программами помощи такие страны, как Бразилия, Китай, Южная Африка и Таиланд. Кроме того, большинство развивающихся стран вносят собственный вклад в финансирование развития, предоставляемое по каналам международных учреждений.

В странах третьего мира, где десятилетия существовали серьезные проблемы, связанные как с доступом к образованию, так и с его качеством, все больше детей получают возможность получить качественное и всестороннее образование. Однако несмотря на внушительные успехи, по-прежнему сохраняется ряд проблем, страны третьего мира все больше вкладывают собственных ресурсов, но им еще требуется помощь передовых стран.

неграмотность беженец гендерный

1. Всемирный Форум по Образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 Апреля 2000), План действий, разработанный в Дакаре. [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147r.pdf (Дата обращение 6.03.2016).

2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН 8 сентября 2000 г. // Сайт ООН. [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата обращение 5.03.2016).

3. Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций: образование для всех: принята Резолюцией 56/116 Генеральной Ассамблеей ООН 18 января 2002// Сайт ООН. [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/481/41/PDF/N0148141.pdf?O. (Дата обращение 7.03.2016).

4. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы, Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, 2015 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002322/232205R.pdf. (Дата обращение 6.03.2016).

5. ООН Цели развития тысячелетия: доклад за 2013 год// Доклад ООН. [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL:http://www.un.org/ru/millenniumgoals/pdf/Russian2013.pdf. (Дата обращение 6.03.2016).

6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Помощь в целях развития в 2008 году достигла рекордно высокого уровня». [Электронный ресурс] / Режим доступа. URL:http://www.oecd.org/development/developmentaidatitshighestleveleverin200. (Дата обращение 7.03.2016).

7. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития. Доклад Целевой группы по оценки прогресса в достижении ЦРТ за 2015 год. Нью-Йорк, 2015.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблемы развития образования в России, пути их преодоления и принципы государственной политики в этой области. Федеральная программа развития образования, социальные гарантии обучающимся. Мероприятия программы реформирования системы образования.

курсовая работа [84,6 K], добавлен 16.01.2009

Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.

реферат [22,0 K], добавлен 18.07.2015

Гуманитарное и естественнонаучное образование. Проблемы образования в современной России и социального неравенства. Тенденции изменения неравенства. Стремительное нарастание неравенства в российском обществе как результат рыночных реформ 90-х годов.

курсовая работа [33,4 K], добавлен 11.06.2009

Показатели статистики образования — отрасли статистики, изучающей деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Исследование развития рынка услуг образования.

курсовая работа [380,0 K], добавлен 07.05.2012

Проблема изменения социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ. Причины гендерного неравенства, механизмы его преодоления. Социальная дискриминация женщин. Развитие женского предпринимательства в России, доля женщин-директоров.

реферат [33,6 K], добавлен 08.01.2011

История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 30.11.2010

Роль планирования образовательной карьеры. Проблема платности высшего образования. Связь ресурсной обеспеченности домохозяйств с возможностью получения перспективной профессии. Роль единого государственного экзамена в доступности высшего образования.

контрольная работа [142,1 K], добавлен 15.07.2011

Источник

Образование и грамотность в странах “третьего мира”

В 1986 г. было подсчитано, что 30% населения развивающихся стран неграмотно. Только в Индии, согласно оценкам правительства, более 250 миллионов человек не умело читать и писать. Даже если распространение начального образования будет соответствовать темпам роста народонаселения, неграмотность сохранится еще на многие годы, т. к. значительная доля неграмотных приходится на взрослых людей. Общее количество тех, кто не умеет читать и писать, в действительности растет.

Во многих странах учреждены программы по борьбе с неграмотностью, но по большей части это лишь малый вклад в решение огромной проблемы. Телевидение, радио и другие электронные средства массовой информации могли бы быть использованы, где это возможно, для передачи образования прямо неграмотным людям, без того, чтобы эти люди проходили через трудоемкий процесс обучения чтению. Однако образовательные программы куда менее популярны, чем коммерческие развлекательные.

Во времена колониального правления власти смотрели на образование с некоторой подозрительностью. До XX века туземное население считалось в основном слишком примитивным, чтобы пользоваться плодами просвещения, хотя образование стали рассматривать как один из путей формирования местной элиты, чутко воспринимавшей интересы европейцев и их образ жизни.

Системы образования, введенные колонизаторами, были обычно европеизированными и не очень подходящими для самих колоний. Африканцы были вынуждены, например, учить язык своей европейской метрополии, изучать европейскую историю и культуру. Образованные африканцы в британских колониях знали о королях и королевах Англии, читали Шекспира, Мильтона и английских поэтов, но почти ничего не знали о своей собственной истории или культуре. Политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы, до сих пор не полностью изменила такое положение.

Колониальная система образования оставила после себя еще одно наследие: во многих странах “третьего мира” образовательная система смещена в сторону высшей школы. Высшее образование непропорционально развито в сравнении с начальной и средней школой.

Рис.14. Число неграмотных в мире по оценкам ЮНЕСКО, 1970, 1980 и (ожидаемый уровень) 1990.

Источник: Philip H. Coombs. The World Crisis in Education: The View from the Eighties. New York, 1985

Как результат, имеется образованная элита, некоторые представители которой после колледжа или университета не могут найти себе работу по специальности. При низком уровне промышленного развития большинство хорошо оплачиваемых должностей сосредоточены в органах власти и их на всех не хватает.

Многие страны “третьего мира” пытались в последние годы перенаправить свои усилия в области образования на сельскую бедноту, признавая недостатки колониального наследия.

Коммуникация и средства массовой информации

Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдаленными друг от друга. Если бы не коммуникации 414 через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно. В традиционных культурах — как в том примере, которым мы начали эту главу — знания в основном были тем, что антрополог Клиффорд Гиртц называл локальными званиями. Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали все большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живем в “едином мире”, который совершенно невозможно было представить для Жан-Поля Дидье или кого-то еще, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Источник

Оцените статью