Система образования тенденции развития различных стран

Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах

Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и мораль­ного прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку». И это понятно. Развитие че­ловека и общества – единый процесс. Интенсивное совершенство­вание производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостоя­ния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфор­та во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользо­ваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в боль­шинстве стран мира декларирована общедоступность обучения, во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется все­общее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразова­тельных и профессиональных школ, увеличивается количество уни­верситетов, различных институтов и колледжей, которые дают выс­шее образование.

В 1957 и 1961 гг. на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента д. Буша в 1990 г. была разработана программа «Стратегия в сфере образования для Америки 2000 года», в которой предусматривается, чтобы США были «первыми в мире» по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические про­блемы и задачи. Президент США Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: «. Нет ни одной сферы деятельности, знача­щей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования»[189].

Читайте также:  С какими странами открыто воздушное сообщение у россии

б) Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обес­печивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ явля­ются государственными[190]. Это открывает возможность получить необ­ходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Развитие сети государственных учеб­ных заведений характерно для большинства стран мира. В респуб­ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные заведения были государственными, общедоступными и бесплатными.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обуче­ние в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое обучение и содер­жание.

В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вто­рая же ступень средней школы частично платная, причем рост численности школ второй ступени наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, на тысячу с лишним школ обязательного обуче­ния приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60%, в Иокогаме и Осаке – около 40%. Во многих случаях это крупные учебные заведения насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обу­чение.

Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для опре­деленного неравенства в образовании, но они обеспечивают высо­кое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 12% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% – правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность[191].

Нас не могут не заставлять задуматься такие цифры. По данным за 1988 г., в СССР стоимость оборудования в школе на одного учени­ка составляла в среднем 60 руб., а в наиболее оборудованных шко­лах – до 300 руб. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 долл. США. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 руб., в лучших вузах типа Мос­ковского авиационного института – 10 000 руб.

е) Расширение принципа муниципального руководства школой. Феде­ральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют мест­ные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих со­ветов входят педагоги, юристы, представители производства и дру­гих профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные усло­вия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание мо­лодежи.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склон­ности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообраз­но. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находит­ся школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ раз­личных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу отно­сятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углублен­ную подготовку по математике и естественно-научным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, кото­рые на общеобразовательной основе дают основательное специаль­но-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.

В Австрии довольно широко распространены полные и непол­ные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессия­ми средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства.

Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственно­го воспитания. Как видим, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут полу­чать образование в соответствии со своими интересами и способ­ностями, а также местными требованиями. Сами же гимназии вклю­чают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее старшие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы – до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые различаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной Школы, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14-18 лет.

Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых Начальная школа охватывает детей 6-12 лет, неполно-средняя – 12-15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15-18 лет.

Третий тип школы также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6-10 лет, в неполно-средней – 10-14 и в средней – от 14 до 18 лет. I Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же не­мало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обу­чения.

з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изу­чаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX–XII классах в качестве обязательных являются два предмета – англий­ский язык и физическое воспитание. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:

— физическое воспитание, кроме общей физической подготов­ки, – аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;

— родной язык – факультативные курсы: мифология, научная фан­тастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;

— иностранные языки – французский, испанский, русский, немец­кий, итальянский, латинский, китайский;

— общественные науки – мировая история, Европа с 1450 г. до на­стоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общест­во, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;

— домоводство – продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.

Для того чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходи­мо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 – по английскому языку, 5 – по биологии, 5 – по физике, 15 – по общественным наукам, 10 – по математике, 5 – по музыке, изобразительному искусству и т.д.

В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обяза­тельными же считаются только два – английский язык и математи­ка. Понятно, что в частных школах количество обязательных пред­метов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащих­ся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе «Нью­тон Норе» учебные занятия в неделю составляют 22 часа (по суббо­там занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.

к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и не­прерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техни­ки, коренные усовершенствования технологии и компьютериза­ции производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми науч­ными достижениями и непрерывного повышения своей профес­сиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира при­нимаются меры к укреплению преемственных связей между раз­личными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалифи­кации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподго­товки специалистов.

Поскольку требования общества к повышению уровня образова­ния и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в даль­нейшем расширяться и совершенствоваться.

Литература для самостоятельной работы

Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. – 1990. – № 8.

Андреев В.И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993.

Вулъфсон Б.Л., Малъкова З.А. Сравнительная педагогика. – М.-Воронеж, 1996.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1997.

Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США // Сов. педагогика. – 1989. – № 9.

Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке // Педаго­гика. – 1992. – № 3-4.

Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. – 1989. – № 6.

Коган О. А. Школа ФРГ и требования ее реформы // Сов. педагогика. – 1959. – № 10.

Малъкова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., – 1983.

Миртов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.

Судзуки С. Реформа образования в Японии // Педагогика. – 1992. – № 3-4.

Федеральный закон «Об образовании». – М., 1996.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Современные тенденции развития образования в мире

Современные тенденции развития образования в мире

Современные тенденции развития образования в мире

Санкт-Петербург
2018

Содержание

1. Введение ……………………………………… 3
2. Основные тенденции развития образования…. 5
3. Фундаментализация образования ……………….6
4. Технологизация образования……………………9
5. Демократизация образования …………………..11
6. Информатизация и компьютеризация образования.………13
7. Глобализация образования .………14
8. Заключение……………………………………………………19
9. Список литературы……………………………………………19

Введение:
В последнее время всю прогрессивную общественность волнуют вопросы организации образования, его модернизации, формирования новых жизненных установок личности. Процесс обучения должен обеспечить возможность получения надежных, необходимых и прочных знаний, являющихся фундаментом компетентной личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу страны.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Первая тенденция — гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (ориентированной) над образованием, ориентированной на «знания по предмету»; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, свободы, гармонии отношений с окружающим миром.

Вторая тенденция — гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой. На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образования.
. Третья тенденция — национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.
. Четвертая тенденция — открытость системы образования. Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образования.
. Пятая тенденция — перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой. Действие личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личности как продукт развития. Деятельностный подход позволяет «превратить» педагогические задачи в»личностный смысл» деятельности личности
. Шестая тенденция — переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и. Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельности
Седьмая тенденция — создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.
Восьмая тенденция — преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, динамики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между ними.
. Девятая тенденция — творческая направленность образовательного процесса. Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность ученику пережить радости от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возможностей.
. Десятая тенденция — переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.
Одиннадцатая тенденция — оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения
. Двенадцатая тенденция — непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.
. Тринадцатая тенденция — нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.
Образование должно быть переориентировано с интересов общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся и означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Основными характерными чертами такого обучения являются:
•приоритет развития над обучением;
•субъект-субъектные отношения;
•знания, умения и навыки как средство развития личности;
• использование активных методов обучения ;
• включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
Гуманистическое образование должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности:
•культуры жизненного и профессионального самоопределения;
•интеллектуальной культуры;
•нравственной культуры;
•технологической культуры;
•информационной культуры;
•гражданской культуры;
•экологической культуры.
Гуманизация современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям учащихся.
Фундаментализация образования.
Фундаментализация образования – это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант.
Необходимость фундаментализации образования обусловлена лавинообразным нарастанием объёма информации. Научных, технологических, исторических, социологических и иных фактов становится всё больше и больше, и преподать их все за небеспредельный период обучения невозможно. Да и запомнить все факты, которые имеют существенное значение, невозможно. Но можно и нужно научить работать с информацией: научить её поиску, систематизации, анализу. Иными словами, выход только один: нужно переходить от фактологической формы обучения к методологической. Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.
В условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации.
Условиями обеспечения фундаментализации образования являются:
1 Сокращение ядра содержания образования.
2 Обучение учащихся и студентов базисным квалификация
3 Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
4 Усиление научного потенциала учебных заведений .
Зарубежные образовательные системы к этому достаточно приспособлены, так как они традиционно многоуровневые и более разнообразные в плане образовательных программ, приближённых к реальным потребностям в профессионалах соответствующего уровня подготовки.
В России же образовательная система остаётся унифицированной, какою она была в СССР. Поэтому она лишена гибкости, оторвана от жизненых реалий, перегружена хотя и важной в плане общего уровня развития информацией, но поглощающей ресурс времени. И хотя система реформируется, она всё ещё остаётся в плену устаревших стандартов. Но это ни что иное, как консервативные мыслительно — поведенческие стереотипы «управленцев в науке и образовании», грудью защищающих «всё лучшее» под красивым флагом сохранения традиций русской научной школы и образовательной системы, благодаря которым выпускники нашей высшей школы по уровню образования «на голову выше всех».
Да, это так, и высокой образованностью можно гордиться. Но в жизни, когда новоиспечённый сверхобразованный специалист приходит на производство или в какую-то фирму, ему говорят: «А теперь забудь всё, чему тебя учили, и постигай то, что ты должен делать». Но при этом ни на производстве, ни в фирме, нет внутренней системы «переучивания» молодого специалиста, и он начинает это делать путём проб и ошибок. Как говориться, начинает «набивать шишки на лбу».
Тут возникает другой вопрос: «Тогда почему наших сверхобразованных специалистов, если они так далеки от деловых потребностей, переманивают на запад? Почему продолжается «утечка мозгов»?
Потому и продолжается, что за рубежом выгоднее для повседевных нужд производства и бизнеса готовить по своей системе (поменьше общей эрудиции — побольше конкретных знаний и опыта), а для развития производства и бизнеса, да и науки в целом, выгоднее почти даром заполучить наших «талантливых и продвинутых эрудитов», создать им в соответствии с тем, чего от них ждут, условия для работы на перспективу.
Таким образом получается, что мы готовим перспективные для научного творчества кадры для запада, а у себя используем такие же кадры неэффективно и затратно, так как их в нашей системе надо сначала усердно учиться, а потом столь же усердно переучиваться.
Ситуация абсолютно абсурдная, а по существу это причинение ущерба нашей стране. Если неумышленное, то ещё простительно. Но неужели нашим «генералам образования и науки» это не понятно? Не пора ли задать им некоторые вопросы по существу результатов их «реформаторской деятельности»?
Проблематика фундаментализации образования не сводится только лишь к «уплотнению» обучающих программ путём сокращения фактологической информации. Это не так уж сложно. И такое «уплотнение» осуществлялось всегда. Например, если мы обратимся к стихам А.С. Пушкина, то встретим в них множество упоминаний об античных богах. О чём это говорит? А о том, что в те времена практически все образованные люди знали этих богов, знали, кто из них за что «отвечает», и легко улавливали ход мысли поэта и смысл его поэтических строк. Теперь же нам требуются соответствующие комментарии, потому что кроме имён этих богов, да и то не всех, мы уже ничего не знаем. То же можно сказать и о глубоком знании мифологии и античной литературы в те времена, и поверхностном знании — в наше время. А иностранные языки? Я уж не говорю про латынь и греческий.
Да, устаревающая фактология и ранее уплотнялась и заменялась новой фактологией. Но мало менялась методология. Вот в чём главная проблема! И связана она прежде всего с тем, что новейшая фактология не просто «накатывает» и «подминает» нас — она «обрушивается» на нас лавиной, и её приходится постоянно «разгребать»! Но как и чем?
Уж простите за сравнение, но, поскольку мы, как принято теперь говорить, во многом «совки», то и «разгребаем мы «совковой лопатой». А уже давно пора это делать «ковшом экскаватора»! Но где он? Его нет. Его надо делать!
Что для этого нужно? Нужно понять принцип работы «экскаватора». Переходя от образа к педагогике как таковой, прежде всего нужно иметь современное представление о педагогике. Для этого нужно знать основные моменты истории педагогики. Нужно знать историю появления и развития университетов. Нужно постигать опыт зарубежного университетского образования. Нужно понимать разницу между академической и университетской наукой. Нужно понимать, как должны сочетаться процессы преподавания и научных исследований, глядя на это как на основу выбора пути учёного в науке и практике. Надо знать традиционные и современные, актуальные, новаторские методы обучения. Надо, наконец, обратить внимание на тьюторство, осознать его эффективность, основанную на индивидуальном подходе к обучаемому, на стремлении к тому, чтобы учитель и ученик имели равноправные отношения, на стремлении заменить привычную для российского менталитета назидательность на авторитет учителя. Только в связке «учитель — ученик» возможна продуктивная преемственность. Надо понимать, что переход от фактологии к методологии возможен лишь на основе глубоких современных знаний механизмов мышления, насущных психологических и социальных проблем.

Технологизация образования. Становление и развитие информационно-технологической цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. Технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.
Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся. Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.
В более широком смысле образовательная технология состоит из: — проектирования и представления планируемых результатов обучения; — создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:
— набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;
— критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения; — широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы. Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития. Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций. Признаками технологичности образовательного процесса являются:
— детальное описание образовательных целей;
— поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;
— системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
— системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
— гарантированность достигаемых результатов;
— воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;
— оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.
Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора.

Демократизация образования.
Демократизация – это одно из ведущих направлений развития современного образования. Демократизация образования строится на следующих принципах:
•самоорганизация учебной деятельности учащихся и студентов;
•сотрудничество педагогов и обучаемых;
•открытость образовательных учреждений;
•многообразие образовательных систем;
•регионализация образования;
•равные возможности в получении образования;
•общественно-государственноеуправление.
Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Интеграция образования. В мире всё большее распространение получает интегрированное обучение.
Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.
Кроме внутренней, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства. Интеграцию обучения сегодня внедряют прежде всего на его первой ступени – в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.
По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития Стандартизация образования. Важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.
ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти формируются образовательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
С переходом человечества к новому типу высокотехнологичной цивилизации, в эпоху глобализации и информатизации общества, уровень образованности и культуры всего населения, приобретает решающее значение. Особенно значимую положительную роль в повышении качества образования и управления учебными заведениями, играют такие мероприятия в русле процессов глобализации: усиление демократизации управления учебными заведениями, в первую очередь посредством распространения децентрализации; содействие развитию творчества и инициативы педагогических коллективов; подготовка компетентных управленцев учреждениями образования и учреждений сферы образования; создание и развитие открытых университетов и др.
Все эти меры уже эффективно реализуются, подчеркивая потребность в продолжении и усилении соответствующих тенденций. В частности к демократизации образовательной деятельности следует отнести разработку новой законодательной базы отрасли, внедрения непрерывного многоуровневого образования, обновление содержания и форм образования.
«Тенденция демократизации проявляет себя в нескольких направлениях: децентрализация управления учебными заведениями; развитие университетского самоуправления; повышение общественного статуса профессорско-преподавательского состава; расширение студенческого самоуправления; усиление влияния общественности на высшую школу». Децентрализация управления учебными заведениями является одним из направлений демократизации в сфере образования. Это отражается в распространении прав ВУЗов и углублении университетской автономии. Эта проблема является особенно актуальной для стран с высоким уровнем централизации (Франция, Швеция, Япония и т.д.). Однако в таких странах вводится и эффективно функционирует процесс стандартизации образования, который одновременно выступает и способом преодоления чрезмерной децентрализации и вариативности.
Развитие вузовского самоуправления (расширение права университетов определять все стороны научной, учебной и коммерческой деятельности, формировать новые структурные подразделения, и т.д.) является неотъемлемым сопутствующим фактором демократизации образования. Канадские университеты уже определились с границей внутренней демократии, тогда как французские и шведские университеты делают первые шаги в этом направлении.
Так, во Франции внутреннее самоуправление имеют только классические университеты и Сорбонна с ее особым статусом. В нашей стране управление ВУЗа, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется на основе принципов автономии и самоуправления, которые предусматривают самостоятельное определение формы обучения и организации учебного процесса, собственную разработку и внедрение научной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, создания согласно законодательству страны структурных подразделений и др.

Информатизация и компьютеризация образования.
Становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.
Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.
Глобализация образования. Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации всех сфер жизни мирового сообщества и нашей страны. В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация
– современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации – консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий».
На сегодня существует большое количество разнообразных мнений по основным проблемам глобализации, но в основном преобладают два подхода к этому процессу. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
Процессы глобализации затрагивают практически все стороны жизни нашего общества, включая образование.
В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом .Трактовка и понимание термина «глобализация» еще не успели оформиться в строгое определение, и в таком случае любые исследования на этот счет требуют дополнительных разъяснений. Роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной.
Роль образования, которую оно продемонстрировало в прошлом, позволяет надеяться, что в новом глобальном мире оно сумеет сохранить за собой роль ведущего центра. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности может стать даже более важной.
Уже сегодня он должен взаимодействовать с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Ее смысл состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.
Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования.
Наиболее крупными проектами, определяющими вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:
1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основные направления деятельности в сфере образования: «Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека…». Нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью. Укрепление инфраструктур на национальном уровне. Обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: политика, планирование, администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%), программа УНИТВИН, призванная навести мосты между местными и национальными партнерами, а также между странами, проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать «утечке умов» из развивающихся стран в плане повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества Север — Юг и др.
2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation — CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской). Изучение проблем среднего школьного образования, подготовки молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. Поощрение школьных связей и обменов, создание сетей обмена информацией и партнерских связей между странами, исследования и практические рекомендации для учителей и для тех, кто принимает решения. Сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Ответы на информационные запросы министерств и других учреждений государств — членов СЕ, а в пределах возможностей на индивидуальные запросы. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: «Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ к университетским учебным заведениям» (1959), «Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения» (1956), «Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций» (1959). Темы проектов 1995-1997 гг.: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность, сотрудничество университетов Европы, программа реформы законодательства о высшем образовании, изучение языков и европейское гражданство и др. Проекты 1998-2000 гг.: пять крупных проектов по школьному образованию, четыре по организации высшего образования и педагогических исследований. «Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе», «Высшее образование для демократического общества» и др. Международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами различных стран), FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество меду университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка).
3. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: «доступ», «прием», «оценка», «высшее образование», «период обучения» и др.) Определены различия между терминами «доступ» и «прием», квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию, термин «признание» определен как вид оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны и др.
4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран). Подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей «гармонизации» европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней. Создание общего «европейского пространства высшего образования». Установление европейской зоны высшего образования, активизация европейской системы образования в мировом масштабе. К конкретным пректам относятся: содействие трудоустройству европейских граждан на основе более удобной системы уровней обучения. Повышение конкурентоспособности европейского образования в мире. Создание системы зачетных единиц. Устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам. Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др.
Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию «реального значения» международного уровня в образовании. В то время как реальная мобильность продолжает иметь большое значение, она начинает рассматриваться как один из элементов интернационализации. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. Многие стараются преуменьшить основные трудности развития обучения в системе «он-лайн». Для большей части планеты подключение к системе современного дистанционного образования возможно только после привлечения огромных инвестиций в инфраструктуру современных средств связи. Интернет обладает несоизмеримым потенциалом и огромной силой, однако нельзя позволить, чтобы он стал новым источником мирового неравенства.
По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Венчурный капитал способствовал развитию дистанционного образования, которое стало большим бизнесом (огромные суммы тратятся на организацию «слияния» образования и Интернета, наряду с электронной коммерцией). Распространение инноваций «подталкивает» рынок, частично из-за того количества средств, которые вложены в информационные технологии. Ритм изменений становится все более быстрым.
Однако специалисты по маркетингу систем о

Источник

Оцените статью