Система социального обеспечения других стран
§ 30.2. Понятие, принципы и структурные особенности систем социальной защиты зарубежных стран
Понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение» родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека. Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.
Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т.е. переводимые со счетов государственного бюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и соответственно от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Основная часть государственных расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа. Для реализации данных целей в 1977 г. в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт: государство, независимые страховые компании, местные органы.
Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них. В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая «народная» пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования.
Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантированном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 г., Великобритания — в 1948 г., ФРГ — в 1961 г., Голландия — в 1963 г., Бельгия — в 1974 г., Ирландия — в 1977 г., Швеция — в 1982 г., Люксембург — в 1986 г., Франция — в 1988 г. В соответствии с международными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительного характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жилье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендовать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксембурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.
Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.
В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.
В зарубежных странах социальное обеспечение, как правило, представлено тремя системами: социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой «универсального» обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система социального обеспечения состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.
«Универсальная» система, в основном в сфере пенсионного обеспечения, функционирует в Скандинавских странах (Норвегия, Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия, которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60 — 64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии, выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.
Структура социального обеспечения носит комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты.
Источник
Системы социального обеспечения на Западе и в России
Рис. 17.2. Модель формирования интегрированного показателя качества жизни
Модель достаточно наглядно представляет важнейшие параметры жизне-деятельности, характеризующие различный уровень благосостояния. При этом различия между мировым, действующим социальным нормативом и социально гарантированным уровнем определяют направления развития социальной политики. В настоящее время в связи с довольно четко проявившейся необходимостью ориентации на социальные факторы не только в национальной, но и глобальной экономике Организацией Объединенных Наций начал рассчитываться обобщающий показатель — индекс человеческого развития, включающий социальные доминанты. Он представляет среднюю из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, предполагаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к наиболее высокому достигнутому в мире уровню. В 1990 г. по индексу человеческого развития первое место заняла Канада (индекс 0,982), второе — Япония (индекс 0,981), США — шестое (индекс 0,976), Велико-британия — десятое (индекс 0,962), СССР — 33-е место (индекс 0,875) и др. В России в условиях экономического кризиса произошло значительное снижение уровня жизни, что нашло отражение в обобщающем показателе «индексе человеческого развития». В 1998 г. он составил 0,771,в1999г. произошел небольшой рост — 0,775.
Источник
Система социального обеспечения других стран
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пенсионное обеспечение в Великобритании и Франции
Социальное обеспечение – это область, которая очень активно развивается в различных странах мира. В основном, речь идет о пенсионном обеспечении, поскольку оно считается более структурированным, поэтому заслуживает отдельного внимания. В Великобритании пенсионная система – одна из самых сбалансированных в мире, связано это с тем, что состоит она из трех уровней:
- Основная пенсия, которая выплачивается государством по достижению гражданином пенсионного возраста;
- Пенсия со стороны государства, которая выплачивается им по выслуге лет или за определенные заслуги перед обществом и страной в целом;
- Негосударственная индивидуальная пенсия.
Первый уровень пенсий является гарантией со стороны государства, и выплачивается, соответственно, тоже им. Государственную пенсию получают все жители Великобритании после того, как выходят на пенсию. Размер пенсионной выплаты закреплен в законодательстве и не зависит от трудовых достижений гражданина, его трудового стажа или иных факторов. В этом заключается одно из основных различий пенсионной системы в Великобритании от пенсионной системы, закрепленной сегодня в Российской Федерации.
Готовые работы на аналогичную тему
Что касается государственной пенсии по выслуге лет, то она превосходит в финансовом плане государственную пенсию. Это всевозможные надбавки и начисления, которые устанавливаются государством в добавок к базовой государственной пенсии, в зависимости от трудового стажа и размера заработной платы пенсионера.
Во Франции пенсионное обеспечение также состоит из нескольких уровней:
- Первый уровень – это схема, которая основывается на принципе распределения ресурсов и денежных поступлений. Она финансируется за счет тех финансовых взносов, которые осуществляются работников и работодателем. Такие пенсии, как правило, финансируются из общих налогов.
- Второй уровень – это профессиональные и добровольные схемы. Они могут начисляться по принципу накопления и зависят от того, к какой профессиональной группе относятся работники той или иной организации.
- Третий уровень – это индивидуальные, добровольные пенсионные выплаты.
Все это составляет одну из сложнейших пенсионных систем в Европе, с учетом того, что уровень жизни французов гораздо выше, чем в иных европейских странах. Отсюда специалисты делают вывод об эффективности такой системы, а в связи с тем, что Пенсионные фонды во Франции появились гораздо раньше, чем в России, то также можно сделать вывод о более совершенной форме пенсионного обеспечения граждан в Европе, нежели в нашей стране.
Социальное обеспечение в Швеции и Финляндии
Скандинавская модель социальной защиты и социального обеспечения привлекает сегодня особое внимание со стороны исследователей. К ней относятся системы таких стран, как Швеция, Норвегия и Финляндия. В этих странах преобладает государственная модель организации социальной защиты и обеспечения граждан, и на сегодняшний день в Швеции вся система социальной защиты регулируется благодаря Закону о всеобщем страховании, который был принят еще в 1962 году и предусматривает сразу несколько основных типов страхования:
- Система социального страхования в случае наступления болезни или инвалидности, а также страхование родителей;
- Система народных пенсионных выплат;
- Система дополнительных пенсионных выплат, которые осуществляются при условии соблюдения некоторых принципов.
Все лица, которые постоянно проживают на территории Швеции в возрасте от 16 лет, являются зарегистрированными в одной из контор и получают право на социальное страхование. Что касается социального страхования родителей, а также страхования в связи с болезнью, то тут следует учесть, что оно также достаточно структурировано и включает в себя следующие формы: обязательное медицинское страхование, стоматологическое страхование, пособия, выплачиваемые родителям, а также пособия, которые выплачиваются в связи с врожденными и приобретенными заболеваниями. Структура компенсаций сегодня претерпела некоторые изменения. Теперь на государстве лежит ответственность за субсидирование расходов поликлиник, причем учитывается не число посещений, а скорее пропорция к числу жителей региона.
Социальное обеспечение в Финляндии также в большей степени ориентировано на скандинавскую модель. Основные расходы на социальные нужды осуществляет государство, и к таким услугам следует отнести медицинское обеспечение, сферу образования. Все это чаще всего организовывается муниципалитетами, которые уполномочены в осуществлении этой деятельности.
При условии, что гражданин проживает на территории Финляндии на законных основаниях, государство гарантирует ему социальное обеспечение сразу по нескольким основным направлениям: семейные пособия, страхование лиц, которые достигли пенсионного возраста, страхование здоровья и жизни граждан. Также это пособия по реабилитации граждан, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, прожиточные пенсии и субсидии на рынках труда.
Все эти и многие другие направления позволяют поддерживать высокий уровень жизни граждан, и уровень бедности в этих странах гораздо ниже, чем в других европейских государствах.
Касаемо финской системы здравоохранения, то она по праву считается не только одной из лучших в мире, но еще и одной из самых доступных. Качество обслуживания пациентов, подход с применением новейших технологий – это позволяет контролировать уровень социального здоровья, регулировать рождаемость и смертность. Предусматриваются разнообразные формы лечения граждан, которые согласовываются с ним, больной имеет право просматривать и менять данные, а также быть полностью осведомленным в том, каково его состояние на определенный момент времени. Государство берет на себя расходы за лечение, восстановление. Граждане, проживающие в благоприятных условиях, не стремятся к изменениям, поскольку вполне удовлетворены сложившимися социальными условиями.
Источник