Система управление рисками зарубежных стран

Система управление рисками зарубежных стран

Риск-менеджмент – это процесс принятия и реализации управленческих решений, которые направлены на уменьшение вероятности возникновения негативного результата, а также минимизацию возможных потерь, вызванных осуществлением какого-либо проекта.

В 90-х годах прошлого столетия состоялся переход к новой системе риск-менеджмента, предусматривающей полное изучение рисков всех отделений и направлений деятельности компании. Первоначально в управлении рисками даже на очень успешных зарубежных компаниях было заметно стремление к обособленности. Управление финансовыми, страховыми, технологическими и экологическими рисками было автономным и концентрировалось в разных подразделениях. В итоге в компании отсутствовала координация в области риск-менеджмента, а новые риски выявлялись с задержкой.

Готовые работы на аналогичную тему

Сейчас большое количество компаний-лидеров приходит к новой системе управления рисками – риск-менеджменту в рамках всего производства. Также он называется «комплексным риск-менеджментом» или «риск-менеджментом предприятия».

Важность внедрения методики управления рисками в инфраструктуру компании обосновывают следующим образом: «Риск-менеджмент защищает компанию и помогает ее капитализации путем:

  • системного подхода, позволяющего осуществлять и планировать деятельность организации на длительный промежуток времени;
  • оптимизации процесса принятия решений и стратегического планирования способом создания понимания системы бизнес-процессов, которые происходят в окружающей среде;
  • вклада в процесс самого эффективного использования ресурсов и капитала компании;
  • уменьшения степени неизвестности не таких критических направлений деятельности компании;
  • защиты имущественных интересов предприятия и улучшения имиджа организации;
  • повышения квалификации работников и разработки организационной базы «знаний»;
  • оптимизации бизнес-процессов»

Построение системы риск-менеджмента

Система управления рисками имеет ряд особенностей, характеризующихся спецификой объекта. А это сказывается на основных принципах, являющихся основой управления риском.

Читайте также:  Проект страны третьего мира

Система управления риском — это часть процессов общего менеджмента компании, она совпадает со стратегией развития компании и институциональными особенностями ее функционирования.

Риск-менеджмент – это не просто инструмент для общественных и коммерческих предприятий. Изначально это руководство для действий как в долгосрочном и краткосрочном периоде жизни компании. Понятие «риск-менеджмент» состоит из оценки и анализа слабых и сильных сторон компании в самом широком аспекте с точки зрения сотрудничества со всеми доступными контрагентами. Система управления риском обязана быть частью общей системы управления и не противопоставляться ей. Так как цели компании и способы их достижения ставятся стратегией фирмы, то именно стратегия организации и ее место на рынке задают специфику системы риск-менеджмента. Единство системы риск-менеджмента и общего управления организацией происходит на этапе не столько согласования целей, но и связывания соответствующих процедур принятия решений.

Специфичность системы управления рисками отражается на ее задачах и целях, что делает довольно своеобразным специфику принятия решений в сфере системы риск-менеджмента. Задача риск-менеджмента – это определение рисков и управление ими. Основная цель – увеличение стоимости компании. Это подразумевает определение всех потенциальных положительных и негативных факторов, воздействующих на компанию. Иначе, основная цель системы управления рисками это создание условий для успешной работы компании в условиях риска и неопределенности. Что значит обеспечение компании возможности продолжать свои операции даже в случае возникновения экономического ущерба. Задачи риск-менеджмента определяют поставленные цели и связаны с особенностями риска и способами управления им.

При управлении риском нужно иметь в виду внутренние и внешние ограничения, это значит, что должно быть утверждение специальных действий с возможностями и условиями работы компании. На внешние ограничения менеджменты компании повлиять не может. Они бывают такими:

  • на уровне законодательства;
  • на уровне взаимных обязательств с контрагентами;
  • конъюнктурные ограничения.

Внутренние ограничения обусловлены особенностями работы компании и принятия управленческих решений:

  1. институциональные ограничения;
  2. бюджетные ограничения;
  3. информационные ограничения.

Единая система управления рисками строится в отношении всех рисков, для этого нужно комплексное и одновременное управление всеми рисками. Риск-менеджмент обязан быть встроен в общую культуру компании, согласован руководством, а потом донесен до каждого работника компании как общая программа развития с формированием конкретных локальных задач. Концепция ERM навязывает расширенный риск-менеджмент, где при генерировании решения нужно учитывать все возможности и риски. Это требование обязывает рассматривать риски на двух уровнях:

  1. по отдельности, что позволяет риск-менеджеру понимать особенности какой-либо рисковой ситуации или особенностей реализации этой ситуации. Этот подход позволяет избрать самые подходящие инструменты менеджмента для каждого риска;
  2. в целом, что помогает определить общее влияние рисков на компанию.

Построение риск-менеджмента по международным стандартам

Глобальный стандарт ISO 31000:2009 и сопутствующие документы ISO 31010:2009 и ISO/IEC 73:2009 описывают логический и систематический процесс построения риск-менеджмента достаточно детально.

Для продвижения риск-менеджмента в своей системе управления предписывается сделать пять «простых» шагов:

  1. изменение понятий менеджмента риска и для,
  2. усвоение «процесса управления риском»,
  3. согласование «системы управления рисками»,
  4. аудит качества системы риск-менеджмента
  5. создание плана для активации и работы системы риск-менеджмента.

Источник

Система управление рисками зарубежных стран

Международный опыт применения системы управления рисками

Соединенные Штаты Америки

В Соединенных Штатах Америки внедрен уровневый подход к оценке безопасности системы поставок.

Бюро таможенного и пограничного контроля Соединенных Штатов (БТПК) приняло основанный на риске уровневый подход для обеспечения безопасности поставок. Методология имеет развитую за несколько лет, всеобъемлющую стратегию, которая увеличивает уровень безопасности по всем потенциальным направлениям транзита, которая более эффективна и экономически выгодна, чем альтернативные подходы, которые сосредотачиваются исключительно на единственном уровне защиты. Используя такую технологию работа БТПК направлена на обнаружение, предотвращение или сдерживание угроз в отношении поставок, применяя, когда это необходимо, дополнительные уровни системы безопасности воздушного, наземного сообщения и морских путей. Некоторые из этих дополнительных уровней включают:

• продвинутое электронное информирование в режиме 24-часов, дополненное требованиями о необходимости регистрации безопасности импортера;

• проверка всей информации об отгрузке посредствам автоматизированной системы целевого отбора (АСЦО) и национального аналитического центра;

• сотрудничество авторизированных экономических операторов с промышленностью и частным сектором, такое как C-TPAT;

• сотрудничество с иностранными структурами, такими как инициатива безопасности контейнерных перевозок, и инициатива безопасности грузовых перевозок;

• сотрудничество с другими американскими правительственными учреждениями, такими как Служба безопасности грузовых авиаперевозок;

• использование неинтрузивных технологий контроля и обязательного таможенного досмотра для всех рискованных поставок.

Цель такого многоуровневого подхода состоит в том, чтобы объединить эти меры в единый процесс, и таким образом позволить БТПК своевременно получать, обрабатывать и использовать коммерческую и конфиденциальную информацию. Такой систематизированный подход позволяет эффективнее производить отбор поставок с высокой степенью риска, не препятствуя перемещению товаров в американских портах. Отдельные уровни обеспечивают тщательную защиту различным сегментам системы поставок, гарантируя, что товар и вся информация о товаре регулярно оцениваются, для того что бы обеспечить безопасность в полном объеме.

Чтобы контролировать внешнеторговые операции в Аргентине было создано Главное управление таможенного контроля в Главном таможенном управлении.

Аргентинская таможня, согласно предписанию АФИП № 36/06 от 18 января 2006, включена в организационную структуру Управления рисками, которая подчиняется Главному управлению таможенного контроля.

Для выполнения задач, возложенных на Главное таможенное управление и для осуществления контроля над международным движением товаров, были распределены полномочия по различным направлениям деятельности, что способствовало централизации стратегической информации и децентрализации операций по контролю.

Учитывая новые способы ведения международной торговли, угрозы национальной безопасности, такие как контрабанда, мошенничество, подделку товарных знаков, международный терроризм и нелегальный оборот наркотиков, схема таможенного контроля была пересмотрена таким образом, что при проведении таможенного контроля используется стратегическая информация и данные разведки путем формирования профилей риска в отношении различных иностранных экономических агентов.

Методы, используемые при управлении рисками в Аргентине, применимы для борьбы с перемещением контрафактной продукции, а также для защиты и облегчения обмена информацией о товарах.

Процесс анализа степени рисков, использование электронных систем, позволяющих проводить анализ большого объема информации, и использование унифицированных критериев оценки товаров и экономических агентов, являются основой эффективного контроля, который не затрудняет международную торговлю и обеспечивает сокращение рисков для граждан.

Основная задача Главного управления рисками состоит в формировании стратегической политики таможенного контроля, сборе и анализе информации для определения профилей риска и координации действий во взаимной деятельности Главного таможенного управления с другими организациями.

Управление состоит из двух основных отделов: отдел отбора и отдел стратегического управления оценками. В их задачи входит:

— разработка критериев для определения профилей рисков в отношении операций, мест назначения, экономических агентов и вспомогательных средств внешней торговли, а также оценка их результатов;

— формирование аналитических критериев для оценки товаров. Указанные критерии будут использоваться для проведения процедуры целевого отбора.

Эти действия проводятся в рамках рекомендации Всемирной таможенной организации, которая устанавливает правила для системы анализа рисков, состоящие в том, что таможенные органы должны применять автоматизированную систему для анализа рисков и идентификации товаров, которые могут иметь высокий риск.

Таможенные органы Аргентины также принимают во внимание положения Стандарта ISO 31000:2009 для успешного управления рисками, который помогает общественным и частным организациям в развитии, применении и улучшении структуры управления рисками как фундаментальной части их системы управления.

В Турецкой Республике при применении системы управления рисками существует четыре уровня таможенного контроля:

— красный коридор (красная линия): перемещение по такому коридору включает в себя документальный и физический контроль (досмотр) в отношении товаров. Возможен полный или частичный контроль, а также изъятие товаров для проведения экспертиз в таможенной лаборатории;

— желтый коридор (желтая линия): перемещение по желтому коридору представляет собой проведение документального контроля в отношении товаров, а именно таможенной декларации с полным пакетом прилагаемых документов;

— синий коридор (синяя линия): правом перемещения товаров по синему коридору обладают фирмы (экспортеры или импортеры), обладающие статусом «подтвержденного» лица. Перемещение по данному коридору сопровождается различными преференциями, например завершение таможенного контроля без представления отдельных документов, а также незамедлительное получение товара после уплаты причитающихся таможенных платежей, с последующим таможенным контролем на складах указанных организаций и на основании представленных бухгалтерских документов;

— зеленый коридор (зеленая линия): в отношении товаров, перемещаемых по данному коридору, физический и документальный контроль не осуществляется. По зеленому коридору перемещаются товары, наименее подверженные таможенному контролю. Правом перемещения по такому коридору обладают министерства и ведомства, дипломатические учреждения, фирмы, обладающие статусом «подтвержденного» лица.

СУР интегрирована в многоступенчатую систему электронной передачи информации таможенных органов Турецкой Республики, которой автоматически определяются критерии применения СУР и выбор коридора определяется автоматически в соответствии с профилем рисков, на основании данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

Согласно имеющейся информации в Турецкой Республике доля товарных партий подвергнутых в 2016 году таможенному досмотру от общего количества товарных партий, составила 15%, что более чем в пять раз выше аналогичного показателя в Российской Федерации.

Таможенная служба Турецкой Республики по результатам проводимого анализа также устанавливает критерии и алгоритмы расчета показателей СУР, вместе с тем указанная информация ограничена к распространению.

В Кореи система управления рисками носит интегрированный характер. Управление рисками основано на информационно-коммуникационных технологиях. Таможенная служба Кореи (ТСК) отбирает и проводит проверки в отношении пассажиров, товаров и транспорта с высокой степенью риска по результатам анализа. ТСК традиционно проводила анализ степени риска при постконтроле в отношении незаконных сделок и в случаях уклонения от уплаты налогов, а также сформировала в 2002 году Таможенную базу данных (ТБД).

В ТБД собраны данные не только от подразделений таможенной службы, но и от других правительственных структур, таких как Министерство юстиции, Государственная налоговая служба, Министерство иностранных дел и торговли, Министерство земельных ресурсов, транспорта и морских дел.

С 2008 ТСК начинает формирование Интегрированной системы управления рисками (ИСУР) со следующими функциями:

— автоматическая интеграция и сегментация данных;

— представление определенной информации (высокого, среднего и начального уровня);

— распространение информации и критерии отбора;

— формирование факторов риска, используя комплекс индикаторов целевого отбора.

Интегрированная система управления рисками состоит в необходимости осуществления следующих последовательных четырех шагов:

— шаг 1: первоначальный отбор предварительных данных и отчетов;

— шаг 2: анализ с использованием автоматической фильтрации и мониторинга;

— шаг 3: отбор при помощи моделирования и многоуровневых факторов;

— шаг 4: оценка результатов обработки риска.

Развитие ИСУР продолжается, основываясь на интеграции процесса получения ин-формации. Учитывая успешный опыт формирования ИСУР, ТСК планирует создание «Национального Совета по Планированию (предварительное название, НСП)» для более эффективного и действенного управления рисками. Эффективное управление рисками требует тесного сотрудничества взаимосвязанных структур, включая службы на границе и в других государствах. Объединение усилий НСП и высокотехнологичного управления информацией улучшит возможности целевого отбора, приводя к увеличению сбора таможенных платежей.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF    
  • браузеры: Mozilla , Chrome

Источник

Оцените статью