Система управления страной 1725 1762 конспект

План — конспект урока по истории России в 7 классе «Внутренняя политика в 1725 — 1762 гг»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Цели:- познакомить учащихся с внутренней политикой России в эпоху дворцовых переворотов;

— выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позиций дворянства и закрепощение крестьян;

— уметь высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания;

Скачать:

Вложение Размер
vnutrennya_politika_1725_-_1762.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по теме: «Внутренняя политика России в 1725 – 1762 годах»

Цели:- познакомить учащихся с внутренней политикой России в эпоху дворцовых переворотов;

— выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позиций дворянства и закрепощение крестьян;

— уметь высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания;

1. Перемены в системе центрального управления.

2. Укрепление позиций дворянства.

3. Политика в отношении крестьянства.

4. Изменения в системе городского управления.

1. Орг. начало урока.

Учитель читает стихи «Мать Россия моя».

Мать – Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить…

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Итак, 18 век-эпоха париков, карет, менуетов, треуголок; эпоха книг с очень длинными названиями «марсельзы» и «гильотины»; это век когда был основан Санкт- Петербург и выиграна Полтавская битва. Это век, когда Россия становится империей и значительно повышается культурный уровень населения. Как часто мы мечтаем очутиться в этом веке! Так давайте ребята мысленно перенесемся в этот замечательный век и полной грудью вдохнем воздух перемен. Давайте представим, что мы с вами дети 21 века на корабле, который может передвигаться сквозь время, отправимся в 18 век. Но запомните ребята, на обратном пути домой, мы можем захватить только хорошие манеры из этой эпохи. Они уж точно нам не помешают и в наши дни. Однако чтобы попасть на корабль, вы должны отгадать период, куда мы вместе и отправимся. Я приготовила для вас подсказки.

1. Эту эпоху называли «Коронные перемены»

2. За 37 лет на престоле сменилось шестеро правителей.

3. В эти годы главную роль играла гвардия.

Правильно ребята, молодцы! Это действительно эпоха дворцовых переворотов. На прошлом уроке вы начали знакомство с этой темой, поэтому, сегодня мы будем говорить о внутренней политике эпохи дворцовых переворотов.

Посмотрите отрывок из видеофильма и попробуйте ответить на вопрос: «Что послужило главной причиной дворцовых переворотов?». (отрывок из фильма Петр 1)

Итак, мы очутились на берегах великой Невы. Хотелось бы вспомнить слова Алексея Толстого:

Тут кротко или строго царило много лиц.

Царей не очень много

Бирон царил при Анне

Он сущий был жандарм

Сидели мы как в ванне

Поет и веселиться

Порядка только нет.

1)Вы все умеете играть в крестики – нолики. Вот мы с вами и поиграем по теме «Дворцовые перевороты». Если вы согласны с утверждением учеников 7 класса нашей школы ставите Х, если нет- О.

1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра 1.

2. Петр 2- сын Петра 1.

3. Елизавета Петровна дочь Петра 1.

4. Анна Иоанновна жена Петра 1.

5. Меншиков был фаворитом Екатерины 1.

6. Екатерина 2 – племянница Петра 1

7. Петр 3 имеет отчество Федорович.

8. Петр 2 имеет отчество Иванович

9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины 2.

(На двух оборотах доски потом сравнить)

Ответьте на вопрос, что такое «дворцовые перевороты», почему период с 1725 по 1762 г называется эпохой дворцовых переворотов? Кто был той силой, которая возводила и свергала правителей?

2. объяснение нового материала

— Как вы знаете в 1726- был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица. Но какого-либо участия в его работа она не принимала, доверив управление А. Д. Меньшикову.

— Давайте вспомним, для чего его утвердил Пётр I? (определяли основные направления внутренней или внешней политики)

— Понимала ли женщина-императрица в данных вопросах? (нет)

Значит Екатерина ! сама не могла определять основные направления внешней и внутренней политики.

Посмотрите п. 1 п. 22 и ответьте какие новые государственные органы были созданы

-Хорошо с заданием справились, молодцы,

А теперь давайте составим логическую цепочку и вспомним очередность правлений после Петра 1

Петр 1 _____, ________, __________, _________, _______, Петр 111

После переворота, приведшего к власти Екатерину I позиции дворянского сословия окрепли.

Откройте п. 2 п 22, поработав с ним заполните таблицу

Привелегии которые получили дворяне

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

Вы надеюсь не устали?

Физзарядка будет впрок

Продолжаем наш урок

— Тихонечко садимся, и продолжаем, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Скажите имена каких правителей не вошли в нашу таблицу( Петр 2 и Иван 6) как вы считаете почему?

(Иван 6 (1740 -1764 гг.) – российский император, сын Антона Ульрих Брауншвйг-Бреверн-Люнебургского и Анны Леопольдовны, правнук Ивана 5.

Иван 6 стал императором согласно завещанию Анны Иоановны , которая не имела детей и отдавала престол отпрыскам своей племянницы, боясь, что страной станут управлять будущие потомки Петра 1 . Младенец стал императором в возрасте 2 месяцев, поэтому ему был назначен регент – герцог Бирон. Однако всего спустя два месяца Бирон был арестован и регентом нового царя стала его собственная мать.

Не способная к управлению страной Анна Леопольдовна допустила приход к власти сторонников Петра 1. Всего через год после формального начала царствования Ивана 6 произошел государственный переворот, в результате которого император и его приближенные были арестованы. К власти пришла дочь Петра 1 – Елизавета Петровна .

Годы правления Ивана 6 Антоновича – 1740 – 1741 гг.

Ссылка и заключение

Елизавета хотела избавиться от бывшего императора, поэтому в 1742 году он и его мать были отправлены в ссылку в Ригу, затем в Ораниенбаум, и уже после в Сибирь. В результате постоянных гонений и плохих условий содержания мать Ивана 6 скончалась в 1746 году.

После смерти матери царь Иван 6 Антонович был заключен в тюрьму крепости Шлиссельбург под Петербургом (ныне «Орешек»). Екатерина опасалась, что мальчик может прийти к власти при помощи сторонников умершей Анны Иоанновны, поэтому царя изолировали от всего мира, посадили в одиночную камеру, запретили прогулки и свидания.

Несмотря на многочисленные попытки освободить бывшего царя, крепость была непреступна, и Иван 6 рос в заключении.

В 1764 году царь Иван 6 Антонович погиб. Он был застрелен собственными тюремщиками, которые узнали о заговоре против Екатерины и очередной попытке освободить царя.)

(Император Петр II прожил короткую и мятежную жизнь. С рождения опутанный сетью дворцовых интриг, он практически не влиял на судьбу страны и в возрасте четырнадцати лет скончался от оспы…

Умирает Екатерина I, и 11-летний мальчик становится императором. «Он один из самых прекрасных принцев, каких можно встретить; он обладает чрезвычайной миловидностью, необыкновенной живостью», — пишет о Петре французский дипломат Лави.

К 1929 году характер Петра: «маленького принца» заметно меняется, он сделался вспыльчивым, капризным и раздражительным. Более всего он полюбил охоту, с пышной свитой выезжал в леса и неделями гонялся за добычей. А государством «рулил» клан Долгоруких, и под их «чутким руководством» дела в стране шли хуже и хуже.

В декабре 1729 года царь серьёзно заболел, Елизавета пришла навестить племянника. 14-летний мальчик грустил, говорил, что жизнь ему опостылела, и он скоро умрёт. Слова оказались пророческими: 19 января 1730 г. Пётр II скончался от оспы.)

Ребята скажите правильно ли поступил Петр 3 с Иваном Антоновичем? Почему?

Как изменился характер Петра 2 с младенческих лет до зрелого возраста?

Хорошо ли быть таким человеком? Что нужно делать чтобы не стать таким вспыльчивым, как Петр 2?

Поэтому никаких решений в отношении дворянства они не применяли, давайте тогда посмотрим что же сделали другие императоры для укрепления позиций дворянства?

Посмотрите на свои таблицы и сформулируйте основные выводы какие привелегии получили дворяне.

Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. « Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.

3.Работа с документом. «Из Манифеста о вольности дворянства 18 февраля 1762г».

Как называется документ? (Манифест – торжественное оповещение о важных событиях или мероприятиях)

Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые 18 февраля 1762г.?

Какой была политика государства по отношению к крестьянам?

Повторить основные даты закрепощения крестьян,

Что такое оброк, барщина.

Почему барщина тяжелее оброка

Работа с фрагментом документа ( найти документ)

Каким было отношение к крепостным крестьянам?

Как изменяется их положение?

Вот мы сегодня с вами рассмотрели положение 2 слоев общества в эпоху дворцовых переворотов, дворян и крестьян, давайте составим по каждому из них синквейн

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, раскрывающая суть явления

5 строка-существительное выступающее как итог. (синоним)

Д/З § 22. Подготовить ответы на вопросы, данные на с. 163 и составить кроссворд по теме «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская ги.

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск.

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: .

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия.

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е.

Презентация и план-конспект урок по истории на тему: «Экономическое развитие России в 17 веке» для учащихся 7 класса.

Цель урока: — описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор.

Источник

Конспект урока по Истории России на тему «Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг. » 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Истории России на тему «Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг. » 8 класс»

Внутренняя политика и экономика в период дворцовых переворотов

1. Дайте определения понятиям:

— бироновщина – — верховный тайный совет –- дворцовый переворот –- кондиции –

ворцовые перевороты начались после смерти Петра 1.

Петр 2- сын Петра 1.

Елизавета Петровна дочь Петра 1.

Анна Иоанновна жена Петра 1.

Меншиков был фаворитом Екатерины 1.

Екатерина 2 – племянница Петра 1

Петр 3 имеет отчество Федорович.

Петр 2 имеет отчество Иванович

Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины 2.

1.Перемены в системе центрального управления.

— Как вы знаете в 1726- был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица. Но какого-либо участия в его работа она не принимала, доверив управление А. Д. Меньшикову.

— Давайте вспомним, для чего его утвердил Пётр I? (определяли основные направления внутренней или внешней политики)

— Понимала ли женщина-императрица в данных вопросах? ( нет)

— Одновременно лишился своих функций Сенат: вместо «правительствующего» он стал « высоким». Его действия могли быть обжалованы в Верховном тайном совете.

Пётр II вообще старался свести на нет все реформы своего деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в Москву. Участие « верховников» в попытках ограничить власть самодержавца в 1730 г. вызвало у Анны указ о роспуске Верховного тайного совета

Взамен него был учреждён — Кабинет министров (3 человека), которых назначала сама императрица. В результате самодержавие ещё более усилилось

В 1735 г. указ, согласно которому подпись императрицы могла быть заменена 3-мя подписями министров.

В 1731 г. была создана Канцелярия тайных розыскных дел

С приходом к власти Елизаветы Петровны Кабинет министров был упразднён, и в полном

Восстановлены полномочия Правительствующего сената, из его ведения были выведены лишь иностранные, военные и морские дела.

Восстановлена деятельность Коллегии

Но во второй половине 50-х годов при Елизавете Петровне возникла Конференция при высочайшем дворе, которая стала выше Сената

После смерти императрицы Конференция перестала собираться.

2. Укрепление позиций дворянства.

После переворота, приведшего к власти Екатерину I позиции дворянского сословия окрепли.

Несмотря на то, что главой Верховного тайного совета была императрица, фактически всеми делами управлял Меншиков и другие его сподвижники.

Екатерина отблагодарила за поддержку гвардейцев, которые поддержали её кандидатуру императрицы ( деньгами, землями, крепостными крестьянами)

Самым тяжёлым периодом для дворянства стало правление Петра II

Делал ставку на старую боярскую аристократию

Фактически страной управлял Верховный тайный совет

Выражал пренебрежение к реформам Петра I

Дворянами было разработано около 20 проектов, представленных императрице. В них предлагалось обеспечить участие дворян в управлении государством через выборные дворянские органы при сохранении самодержавной власти монарха.

Анна Иоановна, так же как и Екатерина I, не могла не отблагодарить дворян за участие в нём.

Сократила срок службы дворян до 25 лет, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье.

Отменила Петра I о единонаследии (дворянам было предоставлено право по своему усмотрению завещать поместья)Для обучения дворянских детей создала Шляхетские корпуса, выпускники которого становились офицерами

Разрешено записывать дворянских детей в полки с младенчества, это приводило к тому, что уже к 35 – 45 годам дворяне, прежде служившие в армии, теперь могли заниматься хозяйством.

(Новых привилегий дворянство достигло в годы правления Елизаветы Петровны)

Все участники переворота, не имевшие дворянского звания, получили его вместе с денежным и земельным пожалованиями.

Была подтверждена привилегия дворян на владения землями, населёнными крепостными крестьянами.Дворянство было освобождено от унизительных наказаний розгами и кнутом.

Помещики получали право без суда и следствия ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь (каждый сосланный засчитывался вместо рекрута в армию)

Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. « Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.

3. Политика в отношении крестьянства.

1) Государство поручило помещикам сбор подушной подати с крестьян

2) В 1747 г. получили право продавать крестьян в рекруты

3) В 1731 г. крестьяне были лишены права брать откупы и подряды

4) В 1734 г. запрещалось заводить суконные фабрики

5) Помещики получило право расширять свои земли за счёт крестьянских наделов

6) Рост повинностей крестьян в пользу помещика

Вслед за « контрреформами» в центральных учреждениях империи началась перестройка органов местного управления.

1) 1727 г. была ликвидирована система местного управления как слишком дорогостоящая

2) был значительно сокращён аппарат управления

3) выросло число городов, управляемых не магистратами, в воеводами.

4) Главный магистрат был упразднён, а местные- подчинены воеводам

5) власть воевод стала единоличной, они получили право утверждать смертные приговоры.

6) чиновничий аппарат на местах стал получать государственное жалование и перешёл на взятки и подношения населения.

4. Политика в отношении казачества.

— Прочитайте самостоятельно материал на стр. 160 и ответьте на вопрос:

« Какие изменения произошли в государстве по отношению к казакам?».

5. Политика в области мануфактурного производства.

По мере ужесточения крепостного режима сокращалось число свободных людей, труд которых мог быть использован на мануфактурах. Прикрепление крепостных к мануфактурам практиковалось ещё в годы правления Петра I, но официально было закреплено указом Анны Иоановны в 1736 г.

В годы правления Анны Иоановны:

Запретила крестьянам заниматься предпринимательством

Издала указ о насильственной передаче бродяг и нищих на казённые мануфактуры

— Второй раз указ был издан Елизаветой Петровной. У предпринимателя оставалось 2 источника пополнения рабочей силы — покупка крестьян и массовая приписка к заводам государственных крестьян.

— Важное значение имело принятие в ноябре 1741 г. « Работных регулов», содержащих правила работы на мануфактурах.

— Рост мануфактурного производства способствовал отмене внутренних таможен и учреждение Елизаветой первых государственных заёмных банков- Дворянского и Купеческого.

Источник

Читайте также:  Все страны с найрой
Оцените статью