Система защиты государственных интересов страны

Концепция национальной безопасности России — это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

Национальными интересами России на этапе перехода к рыночным отношениям являются:

1.Предотвращение угроз по всему их спектру.

2.Территориальная целостность страны.
3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав.
4. Интересы России в политической и геополитической сфере.
5. Экономические интересы.
К основным объектам национальной безопасности относятся:
• личность, ее права и свободы;
• государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Источники угроз национальной безопасности
Существуют три основных источника угроз национальной безопасности России:
1) геополитические противники;
2) компрадорски ориентированная часть российской элиты;
3) организованная преступность.

Сегодня выделяют еще — коррупцию
Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для определенных сил за рубежом направлении:
• недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства;
• ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия;
• удушение индустрии, науки, сельского хозяйства;
• утечка капиталов;
• недопущение России на мировые рынки;
• перекачка ресурсов и др.

Направления национальной безопасности.
В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как:

— психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).

Система национальной безопасности России
Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности.
Система национальной безопасности — это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.
Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются:
• ее территориальная целостность;
• воспроизводство народонаселения;
• уровень государственно-экономического самосознания народа;
• экономическое и социальное благополучия;
• психическое и физическое здоровье;
• права, свободы и обязанности граждан.
Задачами системы национально-государственной безопасности являются:
• разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;
• формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;
• восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:  Страны полностью окруженные одной страной

Структура системы национально-государственной безопасности


Структуру названной выше системы составляют:

• органы и силы безопасности;

• государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;

• отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Органы и силы национально-государственной безопасности
К органам национальной безопасности относятся:
• органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
• органы внутренней безопасности: МВД — ведомство гражданской безопасности; ФСБ — ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
• органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
• органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора — Гостехнадзор, Госпожнадзор;
• органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
• органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомис-сия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
К силам национальной безопасности РФ относятся:
• внешние силы национальной безопасности
РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.
Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:
• государственной защите национальных интересов;
• национальной дипломатической политике;
• поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;
• быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;
• готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России
Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:
• мирного времени;
• повышенной готовности;
• чрезвычайного положения;
• военного времени.
Режим мирного времени — это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.
В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.
Режим военного времени — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Источник

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И МЕСТО В НЕМ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Организационную систему механизма обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Таким образом, для защиты национальных интересов страны в сфере экономики задействован копмлекс властных и общественных структур.

В основу этого механизма положен принцип обеспечения взаимосвязи, сбалансированности и интеграции со всеми элементами экономической политики государства и хозяйствующих субъектов. Это означает, что проблемы защиты национальных интересов страны в области экономики — органичная часть экономической политики государства и хозяйствующих субъектов.

И наконец, важно, что государственная деятельность, направленная на предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности России, осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем самым создается строгая вертикаль ответственности за экономическую безопасность страны.

Эти принципиальные основы, определяющие общероссийскую государственную систему экономической безопасности, можно раскрыть и конкретизировать в нижеследующих положениях.

Так, необходимо, чтобы система защиты национальных интересов России при различных видах государственной экономической деятельности базировалась на установлении и нормативно-правовом закреплении Правительством РФ обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности страны.

Важен перечень тех видов государственной экономической деятельности, в рамках которых осуществляются процедуры и меры по выявлению, локализации и предотвращению угроз национальным интересам страны. Это прежде всего разработка таких общегосударственных документов, как ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, стратегии и основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочный период, кратко- и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития России, бюджетное послание и проекты государственного бюджета, ос-новные направления денежно-кредитной политики. В рамках разработки именно этих документов формируется государственная социально-экономическая политика. Защита экономической безопасности страны должна стать неотъемлемой, органичной частью на всех стадиях и этапах разработки этих документов. Только так можно добиться, чтобы государственная социально- экономическая политика была одновременно и стратегией экономической безопасности России.

Необходимо встраивание мер по защите экономической безопасности России в разработку стратегии и основных направлений и прогнозов социально- экономического развития страны и государственных бюджетов (подробнее об этом см. в следующих главах).

Следующий вид экономической деятельности государства — подготовка законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам. Здесь также требуется учет национальных интересов страны в области экономики.

Функционирование механизма обеспечения экономической безопасности требует определенных критериев и инструментария оценки уровня безопасности страны в области экономики. Для этого необходимо, чтобы национальные интересы страны в области экономики приобрели количественную определенность.

Индикаторы, количественно характеризующие национальные интересы и угрозы экономической безопасности, могут иметь различное назначение и со-ответствующий назначению статус.

Вместе с тем функции механизма обеспечения экономической безопасности шире осуществления указанного мониторинга. В ходе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности необходимо определить не только происходящие изменения в экономике с позиции экономической безопасности в терминах «лучше», «хуже» и насколько, но, и это крайне важно, вышла ли страна из опасной экономической зоны, где угрозы вызывают резкие негативные последствия и приобретают системный характер в виде кризисов или, наоборот, страна вошла в эту зону и насколько глубоко. Для этого необходимо знать границу между этими зонами, т.е. знать, какое количественное значение того или иного индикатора экономической безопасности показывает, что страна вошла в опасную зону. Такими количественными значениями и являются пороговые значения, которые должны официально утверждаться.

Пороговые значения экономической безопасности — это предельные величины каких-либо финансово-экономических индикаторов, превышение которых лишает экономику возможности функционировать в нормальном режиме.

Перечень этих пороговых значений, естественно, не может быть очень большим. Таким образом, возникает задача в рамках общего перечня анали-

тических индикаторов, предназначенных для мониторинга социально-эконо-мического состояния и развития страны, выделить достаточно ограниченный перечень показателей, по которым должны быть утверждены (установлены) количественные параметры пороговых значений.

Безусловно, перечень пороговых значений экономической безопасности должен быть значительно уже, чем перечень показателей, применяемых для мониторинга факторов, вызывающих угрозы возникновения кризисных ситуаций в экономике страны. Этот перечень должен быть необходимым и достаточным, чтобы отражать главные сферы экономики страны, выявлять наиболее серьезные угрозы ее экономической безопасности.

Прежде всего он должен включать набор показателей, который способен достаточно полно и всесторонне количественно характеризовать национальные интересы страны в какой-либо сфере, и такие показатели, которые позволили бы дать количественную оценку факторов, вызывающих угрозы национальным интересам в области экономики.

Как правило, национальные интересы в области экономики и факторы, им угрожающие, количественно могут характеризоваться одними и теми же показателями. Однако в некоторых случаях для количественной характеристики угроз экономической безопасности требуется привлечение некоторых специальных показателей.

Важное общее требование к перечню пороговых значений экономической безопасности — необходимость того, чтобы он отражал все главные сферы экономики. Факторы, создающие угрозы экономической безопасности страны, формируются, накапливаются и проявляются сначала в какой-либо одной сфере экономики, а затем переносятся на социально-экономическую ситуацию в целом и в другие сферы.

Примером этого может служить финансовый кризис 1998 г. Факторы, его вызвавшие, формировались, накапливались и сначала проявились в финансовой сфере, распространившись затем на производство и социальную сферу. Поэтому отслеживание формирования и накопления факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности страны, должно вестись по каждой сфере экономики присущими этой сфере показателями.

Отсюда вытекает и такое общее требование к перечню пороговых значений, как возможность использования показателей в федеральных органах исполнительной власти, ведающих определенными сферами экономики, а также в органах власти субъектов Федерации.

Следующее общее требование к перечню пороговых значений экономической безопасности, вытекающее из их определения, — возможность количественной оценки состояния той или иной сферы экономики. Это означает, что показатель, включаемый в перечень пороговых значений, должен поддаваться количественной оценке, соответствовать действующей в стране системе статистического учета, давать возможность межстрановых сопоставлений.

Важное общее требование к перечню пороговых значений экономической безопасности — необходимость их использования как для оценки состояния какой-либо сферы экономики, так и для ее развития. Это означает, что количественные параметры пороговых значений должны давать возможность оценки состояния экономики в динамике.

Особо важное общее требование к пороговым значениям экономической безопасности — они должны отражать сущностные, а не второстепенные чер-

ты национальных интересов страны и угроз экономической безопасности. Выше в качестве одного из общих требований к пороговым значениям называлась необходимость полного и всестороннего отражения важнейших черт национальных интересов в области экономики и факторов, им угрожающих. Но этого надо достигать не большим числом второстепенных показателей, а отбором таких, которые бы давали главную характеристику национального интереса.

Перечень пороговых значений отражает разные национальные интересы в сфере экономики, разные факторы, им угрожающие, и разные сферы экономики. Но этот перечень должен делиться на группы по определенным классификационным признакам, позволяющим обеспечить структурную целостность.

Исходя из определения понятия пороговых значений, они должны группироваться прежде всего по крупным блокам национальных интересов страны в области экономики и по ее отдельным сферам. Вместе с тем можно эти две группировки объединить в одну. Дело в том, что в Государственной стратегии экономической безопасности 1996 г. национальные интересы в области экономики сформированы и сгруппированы по следующим ее сферам:

производство и науки, в том числе оборонно-промышленные, инвестиции. В эту группу вошли пороговые значения, отражающие предельно допустимые уровни экономических показателей, определяющих способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства на высоком техническом уровне и обеспечивать обороноспособность страны;

социальная, которую описывают пороговые значения, количественно определяющие приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социальный мир и общественно-политическое спокойствие в стране;

финансы и денежное обращение, экономически безопасное состояние которых отражается пороговыми значениями, характеризующими устойчивость финансовой, банковской и платежно-расчетной систем, отлаженность бюджетных отношений, устойчивость национальной валюты, величину госдолга;

региональные экономические отношения, которые характеризуются предельно допустимыми различиями в экономическом развитии отдельных регионов, исключающими возникновение и развитие сепаратистских отношений;

внешнеэкономическая, пороговые значения в которой характеризуют зону экономической неуязвимости российской экономики от внешнего воздействия.

Рассмотренные выше общие требования к перечню пороговых значений экономической безопасности и их группировка по блокам национальных интересов страны в области экономики и по сферам экономики определяют необходимость включения в этот перечень достаточно большого числа показателей, что создает слишком громоздкую систему для практического использования.

Для того чтобы сделать этот перечень более удобным в использовании на различных уровнях государственной системы, было принято решение (науч-ный совет при Совете Безопасности Российской Федерации, секция экономической и социальной безопасности, 1999 г.) формировать не единый перечень пороговых значений экономической безопасности, а систему перечней, различающихся по объектам применения и уровням рассмотрения, утверждения и применения. Они приведены ниже.

Источник

Оцените статью