Систематизированная таблица группировка стран мира по уровню развития машиностроения

Группировка стран по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением Страны, где машиностроение отсутствует

США Бразилия Монголия Саудовская Аравия

Канада Китай Иран Ливия

Германия Австралия Перу Мадагаскар

Россия Индия Куба Сомали

Франция Аргентина Албания Исландия

Швеция Мексика Индонезия Лаос

Италия ЮАР Алжир Ботсвана

Япония Корея Египет Конго

Великобритания Испания Чили Панама

Швейцария Португалия Ирак Коста-Рика

Австрия Ирландия Турция Гаити

Голландия Дания Заир Тунис

Бельгия Норвегия Нигерия Судан

Польша Финляндия Вьетнам Свазиленд

Румыния Греция Таиланд Непал

Распределение продукции машиностроения

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:

США Þ Западная Европа

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Источник

Машиностроение мира
методическая разработка (география, 10 класс) по теме

Разработка урока по географии для 10 класса.

Скачать:

Вложение Размер
mashinostroenie.doc 119 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Машиностроения мира

Тип урока: изучение нового материала

сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.

Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.

Совершенствование навыков совместного критического анализа.

Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.

Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.

Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.

Продолжить работу над формированием географической картины мира.

Совершенствование умений работать в группе.

Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.

Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.

Используемые технологии: информационный, проблемно-диалогический, личностно-ориентированный.

карты атласа «П олитическая карта мира», «Машиностроительный комплекс мира»

компьютерная и мультимедийная техника

учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира М.: изд-во «Просвещение»- 2007-2010г.

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение географии промышленности. Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)

И как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) Слайд 1

Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.

Запись темы в тетрадь.

Слайд 2. На уроке мы должны: выяснить, какое значение играет машиностроение в мире; из каких основных отраслей она состоит; какие факторы влияют на их размещение; определить лидеров основных отраслей и рассмотреть территориальную структуру машиностроения.

III. Актуализация знаний

Слайд 3. Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Но в наши дни машиностроение – главная отрасль мировой экономики. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.

Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе на примере России.

Слайд 4. С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли : общее машиностроение (специализирующиеся на выпуске производственного оборудования), среднее и тяжелое машиностроение и ряд других отраслей

IV. Изучение нового материала

Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.

Существуют различные классификации отраслей машиностроения.

— На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения по времени возникновения. (на старые, новые и новейшие). Слайд 5.

— Предлагаю открыть атласы на странице 19 и разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.

Старые отрасли Новые отрасли Новейшие

Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение

Станкостроение Энергетическое Электроника

Судостроение Автомобилестроение Электротехника

Слайд 6. — А теперь определите, какие факторы влияют на их размещение.

Сырьевой Трудовой Научный

— Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)

Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. А как вы думаете, почему? (Металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.)

Сегодня на нашем рынке есть изделия со всего света, и прежде чем дойти до потребителя, они прошли долгий и сложный путь.

— А теперь разделимся на группы по 2 человека и выполним небольшую практическую работу: Слайд 7.

работая по картам атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения. Каждая группа работает с одной отраслью, но по ходу отчета групп будем заполнять все отрасли. Ответы оформить в виде таблицы.

Страны – лидеры в производстве

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Лидерами в станкостроении являются развитые страны

Южная Корея, Тайвань, Китай

Бытовая техника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС.(новых индустриальных странах)

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Ведущие позиции занимают страны, нуждающиеся в больших количествах сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Также имеет значение и стоимость труда рабочих в развивающихся странах.

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах.

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок сосредоточена в развивающихся странах (Южная Корея, Китай, Бразилия, Мексика), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и стоимости труда рабочих.

Далее выступает каждая группа, а остальные заполняют их в тетрадях.

— Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Вывод : Отрасли машиностроения размещены неравномерно.

V. Здоровьесберегающая пауза . Слайд 8.

По уровню развития машиностроения, мир можно разделить на несколько групп.

На какие группы вы бы разделили их? (атлас стр.19)

Зафиксируем это в виде таблицы: Слайд 9.

Страны с высоким уровнем машиностроения

Страны со средним уровнем машиностроения

Страны с низким уровнем машиностроения

Страны. Где машиностроение отсутствуют или представлено мелкими предприятиями

США, ФРГ, Япония, Франция

ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия и.т.д.

Чили, Перу, Турция и т.д.

Непал, Бангладеш, Мали, Судан и т.д.

А теперь попробуем составить региональную классификацию стран по уровню машиностроения .

Слайд 10. По уровню машиностроения страны можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Латинская Америка и СНГ.

Теперь выполним следующее задание: Каждая группа дает характеристику одного региона , пользуясь планом на с.159, опираясь на записи в тетради, текст учебника и карты «Машиностроение мира».

Северная Америка — производятся все виды машиностроения, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.

Европа – Развиты практически все отрасли машиностроения, особенно автомобилестроение и массовое машиностроение.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Здесь лидирует Япония, сочетающая продукцию машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Также широко представлены судостроение, автомобилестроение.

СНГ – представлены практически все отрасли, но международная специализация – металлоемкое машиностроение.

Латинская Америка – представлены, в основном, судостроение и автомобилестроение. Лидерами являются – Бразилия и Аргентина.

VI. Закрепление знаний

Выполним небольшую тестовую работу на закрепление изученного. Слайд 11.

По числу занятых (более 80 млн. чел.) и по стоимости выпускаемой продукции занимает

первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны

Наиболее важными отраслями машиностроения являются станкостроение, морское судостроение, автомобилестроение и производство электронного оборудования.

При сохраняющемся лидерстве развитых стран происходит рост производства машин и оборудования в развивающихся странах.

В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах — сборочные «отверточные» производства.

— Над какой темой мы работали?

— Какие новые знания открыли?

— Какие задания наиболее интересные?

— Где могут пригодиться новые знания?

VIII. Домашнее задание: Слайд 12.

Параграф учебника страница

Творческие задания разного уровня:

Подготовить сообщение по одной из компаний отрасли машиностроения.

Источник

РЕФЕРАТ

по экономической географии

Тема: Машиностроение мира

Содержание

1. Определение отрасли, ее значение 3-4

2. Сырьевые ресурсы отрасли 4

3. Размещение отрасли 4

4. Мировое машиностроение в конце 80-х годов 4-10

5. Структура отрасли 10

6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов 10

7. Автомобилестроение мира 10-11

8. Железнодорожное машиностроение мира 11

9. Судостроение мира 11

10. Авиационная промышленность 11

11. Электротехническая промышленность 11

12. Станкостроение мира 12

13. Сельскохозяйственное машиностроение мира 12

14. Группировка стран по уровню развития машиностроения

15. Распределение продукции машиностроения 12-13

16. Использованная литература 14

1. Определение отрасли, ее значение

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

2. Сырьевые ресурсы отрасли

Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

3. Размещение отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

4. Мировое машиностроение в конце 80-х годов

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее различия между отдельными странами остаются еще очень большими, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, показывающие «кто есть кто» в мировом (зарубежном) машиностроение.

Из первой колонки таблицы вытекает, что лидируют в мировом машиностроении три страны – США, Япония и ФРГ. Они же имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кроме этих стран в состав «первой десятки» входят также Франция, Великобритания, Италия и Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и бесспорный лидер развивающегося мира в этой отрасли – Бразилия.

Производство машиностроительной продукции в мире в конце 80-х годов

Стоимость продукции, в млрд. дол.

Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, в %

Доля машиностроения в стоимости экспорта страны, в %

Источник

Читайте также:  Сколько всего стран с левосторонним движением
Оцените статью