Системы архивных учреждений страны
Общественные слушания,
проводимые Общественной палатой Российской Федерации
совместно с Федеральным архивным агентством, на тему
«Современные проблемы состояния сохранности, комплектования
и использования Архивного фонда Российской Федерации»
(2 октября 2006 г., Москва)
Об общественных слушаниях
Фоторепортаж
Рекомендации
Д О К Л А Д
Руководителя Федерального архивного агентства В.П. Козлова
на общественных слушаниях,
проводимых Общественной палатой Российской Федерации
совместно с Федеральным архивным агентством, на тему
«Современные проблемы состояния сохранности, комплектования
и использования Архивного фонда Российской Федерации»
1. Современная система архивных учреждений Российской Федерации
Современная система архивных учреждений Российской Федерации соответствует конституционному устройству страны и состоит из трех уровней — федерального, субъектов Российской Федерации, муниципального. Ее дополняют так называемые ведомственные архивные учреждения, то есть архивы государственных и муниципальных организаций и негосударственные архивы (Слайд 1) .
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела — Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. При нем действует Совет по архивному делу. Росархиву непосредственно подчиняются 14 федеральных архивов, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и обслуживающие организации (Объединение по эксплуатации и техническому обслуживанию федеральных архивов и Дирекция по строительству зданий и сооружений федеральных архивов).
В перечень федеральных архивных учреждений, подведомственных Росархиву (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 5-р) входят:
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва),
Российский государственный архив древних актов (РГАДА, г. Москва),
Российский государственный исторический архив (РГИА, г. Санкт-Петербург),
Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА, г. Москва),
Российский государственный архив экономики (РГАЭ, г. Москва),
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ, г. Москва),
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ, г. Москва),
Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ, г. Санкт-Петербург),
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ, г. Москва),
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД, г. Москва),
филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре,
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД, Московская обл., г. Красногорск),
Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД, г. Москва),
Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА, г. Владивосток),
Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ, Тюменская обл., г. Ялуторовск).
Указами Президента Российской Федерации 6 федеральных архивов (ГАРФ, РГИА, РГАДА, РГВИА, РГАЛИ, РГАКФД) включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации действуют органы управления архивным делом (в большинстве — это самостоятельные архивные органы) и подведомственные им учреждения Слайд 2. Сеть архивных учреждений субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывает 170 государственных архивов с 23 филиалами и 34 архива документов по личному составу. В целях координации своей работы архивные учреждения субъектов Российской Федерации в пределах федеральных округов образуют научно-методические советы (НМС). Базовыми органами научно-методических советов являются уполномоченные органы исполнительной власти в области архивного дела Москвы (НМС архивных учреждений Центрального федерального округа), Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (НМС архивных учреждений Северо-Западного федерального округа), Ростовской обл. (НМС архивных учреждений Южного федерального округа), Свердловской обл., (НМС архивных учреждений Уральского федерального округа), Новосибирской обл. (НМС архивных учреждений Сибирского федерального округа), Самарской обл. (НМС архивных учреждений Приволжского федерального округа), а также РГИА ДВ ((НМС архивных учреждений Дальневосточного федерального округа).
Наиболее многочисленное звено архивных учреждений — муниципальные архивы. В настоящее время действует 2421 муниципальный архив, в том числе 191 — муниципальный архив документов по личному составу. Указанные архивы в соответствии с федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» представляют собой структурные подразделения органов местного самоуправления муниципального района и городского округа, или же муниципальные учреждения, которые, осуществляют постоянное хранение документов различных государственных и муниципальных организаций.
Особое место в структуре архивных органов России занимают, так называемые «ведомственные» архивы государственных и муниципальных организаций, которые после установленных законом сроков ведомственного хранения передают свои документы на постоянное хранение в соответствующие федеральные и региональные архивы. В настоящее время насчитывается свыше 125,6 тыс. таких организаций.
Ряд федеральных государственных органов и организаций имеют архивы, по сути своей являющиеся отраслевыми центрами хранения архивной документации, которые осуществляют депозитарное хранение документов, созданных в результате деятельности соответствующих министерств и ведомств, а также их территориальных органов. К их числу относятся архивные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Агентства по атомной энергии, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Российской академии наук.
Существует также ряд самостоятельных ведомственных архивохранилищ, которые осуществляют хранение документов узко специального характера. Таковыми являются ВНИИ гидрометеорологической информации — Мировой центр данных, Росгеофонд, Роскартография, Госфильмофонд, Гостелерадиофонд, Центральный государственный фонд стандартов и технических условий.
Особняком от федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных архивных учреждений стоят негосударственные архивы, которые хранят документы частных предприятий и компаний, политических партий, религиозных и общественных объединений, личные документы граждан. Прежде всего, это Центр документации «Народный архив», архивы общественного движения «Мемориал», Русской православной церкви, Российского фонда культуры, «Горбачев-фонда», фонда «Русское зарубежье». Количество подобных архивов постоянно меняется, т.к. одни из них передают документы на хранение в государственные архивы и прекращают свою деятельность, другие, наоборот, вновь создаются и начинают интенсивно комплектоваться профильными документальными материалами.
Отношения государственных архивов с негосударственными строятся на договорной основе: между ними заключаются договоры о сотрудничестве, определяющие порядок и сроки передачи документов в госархивы, условия их хранения и использования.
2. Сохранение документов Архивного фонда Российской Федерации
Наиболее ценная часть документов Архивного фонда Российской Федерации объемом свыше 41,0 млн.ед.хр. сконцентрирована в 14 федеральных архивах. Свыше 174,0 млн.ед.хр. Архивного фонда Российской Федерации хранится в государственных архивах субъектов Российской Федерации и муниципальных архивах.
В целях обеспечения законодательного регулирования архивной деятельности за последние годы осуществлен ряд серьезных мер. Главная из них — принятие Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Дальнейшее развитие отечественная теория и практика архивного дела получила в «Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН» (утверждены приказом Минкультуры России № 268 от 19 июня 2006 г.), которые в настоящее время находятся на регистрации в Минюсте России.
В целях улучшения условий хранения и безопасности Архивного фонда Российской Федерации осуществляются работы по строительству архивных объектов, повышению их технической укрепленности, пожарной безопасности, рациональному использованию имеющихся площадей и т.д.
Принят в эксплуатацию новый комплекс зданий для РГИА в Санкт-Петербурге (Слайд 3). Близится к завершению беспрецедентная по масштабам и сложности работа по перемещению его более 7,3 млн.ед.хр. В текущем году будет завершено строительство нового здания для РГАВМФ в Санкт-Петербурге. (Слайд 4). Ведется строительство архивохранилища для РГАЭ в поселке Вороново Московской области. В регионах России в последние годы введены в эксплуатацию здания Череповецкого центра хранения документации (Слайд 5), государственных архивов Пермской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Агинского Бурятского автономного округа, Коми-Пермяцкого автономного округа, Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе. Ведется строительство и реконструкция зданий для государственных архивов Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола), Республики Ингушетия (г. Магас), Удмуртской Республики (г. Ижевск), Кировской, Московской, Томской областей, г.Москвы.
Организованы работы по технической и противопожарной укрепленности архивных объектов. За последние годы в трех федеральных архивах полностью модернизирована охранно-пожарная сигнализация. Оснащены системами видеонаблюдения читальные залы всех федеральных архивов. В РГАЛИ, РГАДА, в двух корпусах ГА РФ полностью заменены или до конца 2006 г. будут заменены электросети и электропроводка.
Аналогичные работы ведутся в государственных архивах субъектов Российской Федерации и муниципальных архивах.
С 2000 г. возобновлено страховое копирование уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации. Улучшению качества его проведения способствовало обновление парка оборудования лабораторий отдельных архивов. Близится к завершению техническое переоснащение лаборатории РГАНТД, выполняющей функции отраслевой лаборатории федеральных архивов.
Осуществлена реставрация ряда уникальных документов, в том числе Екатерининского списка «Слова о полку Игореве», дневников Николая II, рисунков С.Эйзенштейна, рукописей К.Э.Циолковского и др.
В соответствии с нормативными требованиями ведется плановая проверка наличия и состояния дел. За последние 5 лет только в федеральных архивах проверено более 7,4 млн. дел или почти 20% от их объема, из них около 1,0 млн.ед.хр. — полистно.
Организована разработка современных технологий по учету документов и контролю за движением фондов и дел, базирующихся на использовании компьютерной техники.
Специальному учету и обеспечению гарантированной сохранности уникальных документов подчинена работа по созданию Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, перспектива развития которого также связана с внедрением современных информационных технологий.
Однако, несмотря на проводимые мероприятия, положение с учетом, хранением и безопасностью документов Архивного фонда Российской Федерации продолжает оставаться крайне тяжелым.
Наиболее остро это проявилось в случаях краж архивных документов. За период с 2000 г. в федеральных архивах выявлено 10 таких случаев.
Одна из их главных причин — несоблюдение в архивах требований правил и инструкций, что в значительной мере обусловлено не только субъективными (недисциплинированность и безответственность сотрудников), но и объективными обстоятельствами.
Первая — некоторые сотрудники федеральных архивов перестали бояться потерять свое рабочее место. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность работников федеральных архивов являются причинами постоянного недокомплекта кадров федеральных архивов, их частой сменяемости. Недостаточная кадровая обеспеченность вынуждает директоров принимать на работу случайных людей, что создает условия для возможных хищений.
Вторая причина связана с первой. Чтобы компенсировать низкую заработную плату, директора архивов вынуждены расширять те направления использования, которые связаны с зарабатыванием внебюджетных средств. В первую очередь, это выставочные проекты и подготовка сборников архивных документов. Активизация работ в сфере использования (в 2,5 раза вырос объем выдачи в этих целях документов) неизбежно сказывается на всей работе по обеспечению сохранности архивных документов, что становится еще одной питательной средой для архивных краж.
Третья причина связана с административно-экономическими преобразованиями современности, в результате которых архивы были вынуждены осуществить срочный прием больших массивов документов на хранение. В 90-е годы штатная численность работников федеральных архивов была сокращена на четверть. Архивы оказались в условиях не только дефицита кадров, но и дефицита штатной численности работников архивных учреждений. Возросшая ненормативная нагрузка на работающих архивистов также не способствует соблюдению правил работы архивов.
Указанные процессы происходят на фоне обострения криминогенной обстановки в стране и активного формирования антикварно-букинистического рынка.
Положение осложняется и тем, что в подавляющем большинстве случаев архивные кражи остаются безнаказанными. Правоохранительные органы не проявляют должной настойчивости в их расследовании. Несмотря на то, что по всем фактам краж документов поданы соответствующие исковые заявления в правоохранительные органы, до суда доведено лишь одно дело. Отсутствие неотвратимости наказания отрицательно сказывается на предотвращении хищения архивных документов.
Копившаяся десятилетиями слабость материально-технической базы, значительный физический и моральный износ технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов не позволяют в полной мере гарантировать безопасность документов Архивного фонда Российской Федерации.
Только в 2006 г. в рамках программы «Культура России (2006-2010 годы)» начата плановая реставрация находящегося в неудовлетворительном состоянии Лефортовского дворца, в котором расположены два федеральных архива — РГВИА и РГАФД.
Ни разу капитально не ремонтировались здание РГАДА постройки 1886 г., являющееся памятником истории и культуры, а также здания ГА РФ, РГАЭ, построенные в 30-е годы прошлого века.
В более чем половине архивов состояние инженерно-технических коммуникаций оценивается как неудовлетворительное. В течение 2000-2005 гг. по причине неисправности систем отопления, водопровода, канализации, протечек кровли в федеральных архивах в той или иной мере пострадало свыше 400,0 тыс.ед.хр. Реставрация только одного из поврежденных документов — гравюры начала XVIII в. — оценивается в 300,0 тыс. рублей.
Грубо нарушается режим хранения документов в РГИА ДВ, часть документов которого ввиду нехватки площадей размещена в аптекарских складах. При этом в здании РГИА ДВ, являющемся федеральной собственностью, хранятся также на условиях аренды документы Приморского краевого государственного архива. Несмотря на окончание срока действия договора, администрация Приморского края не решает вопрос о выделении крайгосархиву необходимых помещений.
Не соответствует современным требованиям значительная часть охранной и пожарной сигнализаций федеральных архивов. На площадях, не оснащенных средствами защиты, соответствующими современным нормативам, хранится почти 25,0 млн. дел или более 60% от общего объема фондов федеральных архивов.
Все федеральные архивы являются охраняемыми объектами. Охрану, как правило, осуществляют органы вневедомственной охраны МВД России. Однако ввиду высокой стоимости ее содержания архивы вынуждены сокращать число постов, что не может не сказаться на качестве охраны.
Серьезное положение складывается в области пожарной безопасности. Половина федеральных архивов не оснащена автоматическими системами пожаротушения. Имеющееся оборудование в РГАНТД находится в нерабочем состоянии. В 9 архивах (56%) в неудовлетворительном состоянии находится электропроводка, изношенность которой в ряде случаев достигает 70-90%.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» Росархивом подготовлена ведомственная целевая программа «Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов» общей стоимостью 321,0 млн. рублей. Однако, несмотря на поддержку Минкультуры России, в ее финансировании отказано.
В ряде архивохранилищ имеют место отклонения температурно-влажностного режима, что приводит к ухудшению физического состояния основы и текста документов. Только в федеральных архивах нуждаются в срочной реставрации различной степени сложности 1,5 млн. дел. Однако ограниченность финансирования сдерживает темпы реставрационных работ. По той же причине на 60% уникальных и особо ценных документов не создан страховой фонд.
Недостаточно активно развертываются работы по оцифровке архивных документов, тормозится внедрение информационных архивных технологий в сфере хранения и учета. Сведения только о 45,3% фондов (включая фонды, хранящиеся в государственных архивах субъектов Российской Федерации и муниципальных архивах), включены в систему автоматизированного централизованного государственного учета.
Серьезной проблемой является отсутствие свободных площадей для приема документов. Общая потребность в них составляет около 180,0 тыс.кв. м (из них под архивохранилища — около 120,0 тыс.кв. м), в т.ч. на федеральном уровне — 42,6 тыс.кв.м (из них под архивохранилища — 28,4 тыс.кв.м). Не решен вопрос о хранилище для федерального архива документов по личному составу.
Слайд 6показывает темпы ввода в эксплуатацию новых площадей для федеральных архивов. Они не соответствуют реальным потребностям.
Непростая ситуация складывается и в субъектах Российской Федерации Слайд 7, строительство архивных объектов в которых с долевым участием федерального бюджета не включено в программные мероприятия, несмотря на предложения Росархива. Государственные архивы более 50% регионов России загружены на 90%-100%. Исчерпали резервы площадей государственные архивы республик Башкортостан, Карачаево-Черкесской, Северной Осетии-Алании, Саха (Якутия), Алтайского, Приморского краев, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Ростовской, Тверской, Ульяновской областей, Таймырского, Чукотского, Эвенкийского автономных округов. Более чем на 90% загружены государственные архивы республик Адыгея, Карелия, Красноярского, Хабаровского краев, Амурской, Владимирской, Воронежской, Псковской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Читинской областей. Отсутствуют резервы площадей для комплектования Национального архива Республики Калмыкия, на 96% загружен госархив Ставропольского края. Огромный дефицит площадей испытывает госархив Самарской области. В Нижегородской области резервы комплектования государственных архивов составляют 130,0-140,0 тыс. дел, а в ближайшие 10 лет должно быть принято на хранение свыше 700,0 тыс. дел.
Положение осложняется и тем, что в ряде субъектов Российской Феде-рации государственные архивы не только перегружены, но и условия хранения документов в них далеки от нормативных. В аварийном здании постройки XIX в. размещен Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Наиболее ценные фонды Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания, который не комплектуется с 1989 г., хранятся в непригодных для этих целей сырых подвальных помещениях. Не отапливается одно из хранилищ госархива Оренбургской области. В церковном здании расположен Государственный архив Ульяновской области.
Особенно серьезное положение сложилось в Смоленской и Калужской областях. Свыше 1,1 млн. дел госархива Смоленской области (Слайд 8) хранится в разрушающихся неотапливаемых культовых зданиях, признанных аварийными. В таком же состоянии находится основное здание государственного архива Калужской области (Слайд 9), эксплуатация которого запрещена инспекцией по труду. Правительство Калужской области передало Управлению по делам архивов для размещения документов два бывших производственных объекта площадью 10,0 тыс.кв.м, однако из-за отсутствия финансовых средств их реконструкция затягивается на неопределенное время. По этой же причине приостановлено строительство нового архивохранилища госархива Саратовской области.
О серьезных проблемах в развитии архивного дела и их причинах Росархив докладывал Правительству Российской Федерации. Эти вопросы рассматривались Межведомственной комиссией по информационной безопасности Совета безопасности Российской Федерации, обсуждались на парламентских слушаниях.
Решением коллегии Минкультуры России от 22.08.2006 «О мерах по улучшению условий учета, хранения и охраны Музейного, Архивного, библиотечных фондов, телерадио — и кинофондов Российской Федерации» положение с сохранностью предметов и документов музейных и архивных фондов Российской Федерации оценено как неудовлетворительное и отмечено, что без дополнительной государственной поддержки не может быть устранена угроза гибели и утраты, входящих в их состав предметов и документов.
3. Комплектование архивов
Архивы постоянно пополняются документами, отражающими материальную и духовную жизнь общества. Комплектование архивов выходит на первый план в период исторических катаклизмов.
Наглядным примером этому служит период распада СССР и становления и развития новой России, который внес существенные коррективы в организацию процесса комплектования государственных и муниципальных архивов. На первый план в это время вышла задача спасения документального наследия бывшего СССР, хранящегося вне государственных архивов и которое представляло собой совокупность архивных документов, образовавшихся в деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, ликвидированных в результате распада СССР, местных органов власти и управления, а также в деятельности партийных органов и организаций.
Одним из первых Указов Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, вышедших после известных событий августа 1991 г. явился Указ «О партийных архивах», в соответствии, с которым в целях предотвращения незаконного уничтожения в РСФСР документов партийных архивов Центральный партийный архив Института теории и истории социализма ЦК КПСС, текущий архив Общего отдела ЦК КПСС, партийные архивы обкомов и крайкомов КПСС, Московского и Ленинградского горкомов КПСС подлежали передаче в ведение архивных органов РСФСР вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда.
В ходе реализации этого Указа удалось сохранить архивное наследие КПСС (около 47,0 млн. дел) и осуществить интеграцию в систему архивных учреждений Российской Федерации бывших партийных архивов, пополнив тем самым Архивный фонд Российской Федерации ценнейшим комплексом архивных документов.
В целях предотвращения уничтожения в РСФСР документов архивов Комитета государственной безопасности СССР, создания условий по использованию их для нужд науки и культуры народов РСФСР Президентом Б.Н. Ельциным был издан Указ от 24.08.1991 № 82, в соответствии, с которым архивы центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР и его управлений в республиках в составе РСФСР, краях, областях, городах Москве и Ленинграде должны были быть переданы в ведение архивных органов РСФСР вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда. В результате в государственные архивы были переданы документы, в объеме около 2,0 млн. дел, преимущественно судебно-следственного и фильтрационно-проверочного характера.
В ходе известных событий октября 1993 г. под угрозу была поставлена сохранность документов высшего органа законодательной власти государства — Верховного Совета Российской Федерации, имеющих важнейшее историческое и политическое значение. Росархив в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. № 1446 организовал вывоз документов из обгоревших помещений Верховного Совета Российской Федерации. В результате в ГАРФ поступило 48 тонн документов текущего делопроизводства аппарата Верховного Совета Российской Федерации в россыпи, а также порядка 45 тыс. архивных дел. В настоящее время весь этот комплекс приведен в порядок, описан и доступен пользователям.
Большую работу выполнили архивные учреждения по приему документов ликвидированных и упраздненных в ходе неоднократных административных преобразований министерств и ведомств СССР, РСФСР. В течение 15 лет только в федеральные архивы принято около 2,0 млн. дел постоянного хранения. По всей же России за эти годы принято порядка 6,5 млн. дел постоянного хранения.
Помимо приема документов Архивного фонда Российской Федерации, то есть подлежащих вечному сохранению, государственные и муниципальные архивы были вынуждены заниматься спасением документов по личному составу ликвидированных органов и организаций, в том числе и в результате банкротства. Такие документы необходимы для обеспечения конституционных прав граждан России. В период с 1992 г. по 2005 г. в федеральные, государственные и муниципальные архивы принято на хранение более 15 млн. дел по личному составу. Тем самым архивная служба взяла на себя помимо своих прямых функций еще социальные обязанности, которые требуют больших финансовых, кадровых и хозяйственных затрат. На сегодняшний день только в организациях-источниках комплектования государственных архивов находится свыше 100 млн. дел по личному составу. Динамику и объем приема документов, в том числе научно-технической и аудиовизуальной документации за 1998-2005 гг. показывают Слайды 10, 11, 12.
Перегруженность архивохранилищ федеральных архивов, значительной части региональных и многих муниципальных архивов, превалирование «аврального» приема документов от ликвидированных структур над плановым приемом привели к росту дел, хранящихся в организациях РФ сверх установленного срока. По сравнению с 1992 г. он возрос на 32 % и составил по последним данным 4,6 млн. ед. хр.
Из-за отсутствия возможностей для приема документов от ликвидированных организаций, недостатков законодательства, безответственности руководителей организаций увеличились объемы утрат документов. Это негативно сказалось и сказывается на общем информационном потенциале страны и защите конституционных прав граждан.
Сегодня особенно остро встала проблема обеспечения сохранности документов по личному составу. Росархив, местные архивные органы с помощью администраций субъектов Российской Федерации пытаются ее решить. В ряде субъектов Российской Федерации создана сеть архивов по личному составу уже доказавшая свою эффективность. Однако, несмотря на все усилия Росархива до сих пор не решена проблема создания федерального архива для хранения документов по личному составу общесоюзных, общероссийских и федеральных структур. Необходимо законодательно-правовое решение о праве архивистов на экспертизу ценности документов по личному составу ликвидированных организаций в условиях проводимой в стране пенсионной реформы.
Кроме того, требуется правовое урегулирование взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела с расположенными на их территориях федеральными органами и организациями по вопросам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», который четко разделил полномочия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области архивного дела, в т.ч. в сфере комплектования.
4. Использование документов Архивного фонда Российской Федерации
Важнейшей функцией государственных и муниципальных архивов является информационное обеспечение граждан, органов власти и местного самоуправления. Документы Архивного Фонда Российской Федерации способствуют решению различных проблем, возникающих в процессе функционирования государства, становления и развития демократического общества в стране. С начала 90- х годов архивные документы были востребованы в целях подтверждения прав Российской Федерации на недвижимое имущество за рубежом, использовались при демилитации и демаркации границ Российской Федерации, в работе уполномоченных органов по реабилитации жертв политических репрессий, способствовали установлению судеб военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах, увековечению памяти россиян, погибших за пределами России, проведению работы по канонизации церковников и мирян, пострадавших в годы гонений на церковь, для решения имущественных споров хозяйствующих субъектов, закрепления прав собственности граждан и организаций на землю и строения, восстановления и реставрации исторических и культовых зданий и т. д.
С использованием архивных документов о славных страницах отечественной истории, о гражданах, своими трудами и воинскими подвигами прославивших Отчизну, проводятся многие мероприятия в стране по патриотическому воспитанию.
Популяризации архивных документов способствует выставочная деятельность архивов. С 2000 года создан и функционирует Выставочный зал федеральных государственных архивов. Ежегодно в его стенах, в основном за счет средств, выделяемых в рамках ФЦП «Культура России», проводится — 5-6 историко-документальных выставок, приуроченных к памятным датам российской и мировой истории, с широким использованием экспонатов крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В отличие от других выставочных площадок архивные выставки всегда в какой-то степени сенсационны — своей тематикой, нетрадиционным подходом к подаче материала, предоставлением в экспозиции ранее недоступных пользователям архивных документов. Достаточно назвать такие выставки как «Мы победим?!», приуроченную к началу Великой Отечественной войны», «1953 год. Между прошлым и будущим», «ХХ съезд КПСС. Преодоление», проведение которых имело широкий общественный резонанс.
Архивные учреждения в содружестве с научными институтами РАН, зарубежными партнерами осуществляют публикационную работу, которая значительно активизировалась с начала 90- х годов в связи с масштабным рассекречиванием архивных документов. Только в 2001-2005гг. в Российской Федерации опубликовано свыше 400 документальных сборников. В их числе такие фундаментальные издания как серийная публикация «Политические партии России» (35 томов), «История сталинского ГУЛАГА» в 7 томах, серия сборников по истории Коминтерна, «Трагедия советской деревни», «История создания и развития оборонно- промышленного комплекса России и СССР», «Культура и власть. От Сталина до Горбачева» и др.
Документы Архивного фонда Российской Федерации предоставляются российским и зарубежным пользователям в читальных залах государственных и муниципальных архивов для проведения научных исследований, генеалогических изысканий, поиска правоустанавливающих документов для оформления земельных участков и строений и т.д. Так, в 2004 -2005 гг. в читальных залах федеральных архивов работало около 23 тыс. пользователей, которые сделали 119908 посещений. В читальные залы по их запросам было выдано более полумиллиона дел, изготовлено 1 млн.300 тыс. копий документов на различных носителях.
Правовые и методические основы работы по исполнению запросов социально-правового характера нашли отражение в новых «Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (М., 2006г.). В Правилах определены также и сроки исполнения запросов. Это представляется важным в связи с тем, что в Федеральном Законе от 2 мая 2006 г. № 58-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки исполнения обращений граждан распространяются лишь на государственные органы и органы местного самоуправления, но не на организации (т.е. архивы).
Исполнение запросов социально-правового характера в Российской Федерации осуществляют 8 федеральных государственных архивов, 177 государственных архивов субъектов федерации и 2156 муниципальных архивов.
Всего в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2006 г. на этом участке занято 4 190 человек, в том числе: 64 специалиста в федеральных государственных архивах, 878 — в государственных архивах субъектов федерации и 3 248 чел. — в муниципальных архивах.
Все последние годы наблюдается повсеместно стабильный рост исполняемых в государственных и муниципальных архивах запросов социально-правового характера, о чем свидетельствует Слайд 13. Она же показывает выдающуюся роль муниципальных архивов в обеспечении социальной защиты граждан
Увеличение количества исполненных запросов связано с двумя основными факторами:
а) стабильный рост объемов документов по личному составу, принимаемых в государственные и муниципальные архивы;
б) принятие нормативных правовых актов, связанных с обеспечением социально-правовых интересов граждан. Так, например, увеличилось количество запросов в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Можно прогнозировать и в дальнейшем рост запросов социально-правового характера т.к. рост приема документов по личному составу будет продолжаться. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» впервые в архивном законодательстве предусмотрен прием документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы от ликвидированных негосударственных организаций, в т.ч. не состоящих на учете архивов. Ранее «Положение об Архивном фонде Российской Федерации» (1994 г.) допускало прием документов по личному составу только от ликвидированных государственных структур.
Важной гуманитарной задачей, составной частью обеспечения социально-правовых интересов граждан, является исполнение запросов лиц, пострадавших от нацистских преследований. Существенное значение для нормативного и организационного обеспечения этой работы имело заключенное в 1993г. четырехстороннее Соглашение между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины и ФРГ, а также создание в ноябре 1993 г. при Правительстве Российской Федерации Фонда взаимопонимания и примирения, целью которого являлась организация работы по выплате денежных компенсаций данной категории граждан.
Поэтому с 1993 г. возрастало количество запросов о подтверждении фактов пребывания граждан бывшего СССР в фашистских концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, привлечения их к принудительному труду, как на территории Германии, так и на территориях оккупированных ею стран. Всего за период 1993-2005г.г. ГАРФ, РГВА и государственные архивы 24 субъектов Российской Федерации исполнено 560,0 тыс. запросов граждан, пострадавших от нацистских преследований, что позволило им получить денежные компенсации от правительств Германии и Австрии.
Практически все последнее десятилетие велась и продолжается до сих пор работа архивных учреждений по исполнению запросов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», других нормативных правовых актов по этому вопросу.
За 2003 — 2005 гг. государственными и муниципальными архивами Российской Федерации было исполнено 65,8 тыс. социально-правовых запросов поступивших из-за рубежа, в т.ч. 16,8 тыс. — федеральными архивами.
Структура запросов социально-правового характера, исполненных в архивах всех уровней в 2003 — 2005 гг. представлена в Слайд 14.
Она показывает различия между архивами разных уровней в объемах запросов о трудовом стаже, заработной плате, прочими запросами. К прочим (иным) относятся запросы о награждениях, о репрессиях, пребывании в плену, о гражданском состоянии, об имущественных правах и т.д. Именно эти категории запросов являются ориентиром для создания современных поисковых средств, в т.ч. в электронной форме.
Значительную роль в работе по исполнению запросов играет работа приемных архивов, обеспечивающих личный прием граждан. Показанные в диаграмме невысокие проценты непрофильных запросов в государственных и муниципальных архивах субъектов федерации во многом объясняются тем, что в эти архивы более 70% заявлений поступают от граждан при личном обращении (в федеральные архивы — только 13%), когда имеется возможность дать заявителям необходимые разъяснения, оказать консультативную помощь.
В государственных и муниципальных архивах социально-правовые запросы исполняются, в основном, при осуществлении поиска документов — до 30 дней, при наведении справок по данным научно-справочного аппарата — 7-10 дней. Срочные запросы, а также пересылка непрофильных запросов, исполняются, как правило, в течение 3-5 дней.
Таким образом, отвечая на общественные потребности, в целом, архивы всех уровней успешно справляются с возрастающим объемом справочной работы. Усиливается социальная роль и ответственность архивов перед обществом и государством, их вклад в дело социальной защиты граждан.
Вместе с тем, в этой работе все более и более обостряются годами копившиеся проблемы. С начала 90-х годов Росархив не привлекался к разработке и согласованию нормативных правовых актов, связанных с социальной защитой граждан, документальным подтверждением получения ими льгот и компенсаций. Так, в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60 — летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», было установлено, что поступление в государственные архивы от органов Пенсионного фонда Российской Федерации значительного числа запросов не вызвано объективной необходимостью. Во многих случаях органы Пенсионного фонда Российской Федерации, уже имея необходимые сведения на граждан, тем не менее, требуют от государственных архивов новые архивные справки о пребывании этих граждан в концлагерях, тюрьмах, гетто и т.д. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации не признают архивные справки, выданные компетентными органами Украины и Белоруссии, предлагая подтвердить содержащуюся в таких справках информацию сведениями из государственных архивов России, которыми российские архивы не располагают.
В целях нормализации этой проблемы и более эффективного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363, Росархив и Фонд взаимопонимания и примирения дважды обращались к Председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации (сентябрь 2005 г. и апрель 2006 г.). Ответа до сих пор не получено.
Совершенствование работы по исполнению запросов социально-правового характера во многом зависит от применения государственными и муниципальными архивами электронных средств поиска информации. Однако сегодня еще не все архивные учреждения располагают базами данных о местах хранения документов по личному составу, каталогами и справочниками в электронной форме, которые способствуют оперативному и результативному поиску запрашиваемых сведений.
Представляется актуальным вопрос о создании на федеральном уровне единого электронного банка данных о местах хранения документов по личному составу, а также о видах и группах таких документов. В настоящее время Росархивом подготовлен проект Концепции такого банка данных. Однако разработка его потребует соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Не отвечают современным требованиям правовые основы и организация работы по исполнению запросов социально-правового характера, поступающих из-за рубежа от российских, иностранных граждан и лиц без гражданства. До сих пор эта работа регламентируется инструкцией, утвержденной Главархивом СССР, МИД СССР и КГБ СССР в 1981 г.
Росархив планирует в 2007г. разработать совместно с заинтересованными федеральными ведомствами специальный регламент по исполнению таких запросов. В дальнейшем, необходима разработка стандарта (национального стандарта) на такую государственную услугу, как «Обеспечение граждан информацией, связанной с их социальной защитой».
Возрастающее количество поступающих запросов, при недостаточной численности работников, исполняющих запросы, нередко приводит к длительным срокам их исполнения, что вызывает справедливые нарекания граждан. Так, в 2005 г. федеральные архивы 27% всех запросов исполнили с нарушением сроков. В связи с этим, в федеральных архивах и в архивах 66 субъектов федерации к исполнению социально-правовых запросов привлекались сотрудники других подразделений государственных архивов, а также, через центры занятости населения — лица, временно не работающие.
Из-за отсутствия свободных площадей в государственных и муниципальных архивах значительные объемы документов по личному составу ликвидированных организаций оказались на хранении в иных организациях. В результате, до передачи таких документов в государственные и муниципальные архивы, они не могут использоваться в социально-правовых интересах граждан, т.к. в соответствии с действующим законодательством, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не принимают к рассмотрению архивные справки, исполненные по документам ликвидированных организаций другими организациями, не являющимися их правопреемниками. Такая ситуация порождает недовольство и жалобы граждан.
5. Рассекречивание архивных документов: итоги и проблемы
Слайд 15 дает представление о динамике рассекречивания архивных документов в целом по стране в 1992-2005 гг.
Одним из знаковых явлений перестройки, действенным завоеванием молодой российской демократии в послеавгустовский период было преодоление всеобъемлющего культа секретности в государстве и обществе, снятие цензурных ограничений и открытие, прежде всего партийных тайн, тщательно сохраняемых в ранее практически недоступных партийных архивах.
Только в 1992 г. в государственных и муниципальных архивах было рассекречено 2 млн. 600 тыс. дел. Всего за период 1992 — 2005 гг. рассекречено около 10 млн. дел, хранящихся в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. В последующие годы после принятия Закона «О государственной тайне» вырабатывался механизм рассекречивания архивных документов, созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников, в первую очередь документов партийных органов, и документов, созданных в деятельности высших органов государственной власти и государственного управления СССР и РСФСР. С 1998 года в 68 субъектах Российской Федерации в целях организации рассекречивания документов, созданных КПСС, были сформированы межведомственные экспертные комиссии. Благодаря их деятельности в эти годы были сняты с секретного хранения значительные объемы архивных документов, что позволило обществу адекватно оценить масштабы и последствия массовых репрессий в СССР, трагическую цену, которую заплатил народ за ускоренные темпы социалистических преобразований в сельском хозяйстве и промышленности страны и др. Поле исторических исследований было, наконец, заполнено личностями, сведения о которых длительное время или скрывались или тенденциозно освещались.
Расширение источниковой базы позволило в эти годы обеспечить значительное приращение исторических знаний. В эти годы архивные документы активно использовались в научных работах по отечественной и мировой истории ХХ века. Изучение и публикация значительных по объему комплексов ранее закрытых документов по новейшей истории позволяют отечественным и зарубежным исследователям во многом пересмотреть прежние, устаревшие оценки прошлого, аргументированно, с опорой на конкретные источники развенчать несостоятельность ряда положений и тезисов в освещении актуальных исторических проблем, сформулированных отдельными российскими и зарубежными историками в начале 90-годов. На смену идеологическим мифам, а иногда и прямым фальсификациям, приходит историческое знание, которое во многом опирается на подлинный архивный документ. Молодое поколение россиян получает возможность изучать и узнавать явления и факты прошлого, что ранее было недоступно для их отцов и дедов.
Дальнейший прогресс в изучении малоисследованных тем российскими учеными во многом зависит от того, как скоро будут рассекречены архивные документы по конкретным проблемам, темам. Вместе с тем, темпы и масштабы рассекречивания, прежде всего документов, созданных в деятельности центральных органов КПСС, СМ СССР, Госплана, министерств и ведомств СССР, не могут в полной мере удовлетворять пользователей архивов. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, в функции которой в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и п. 4 Положения о МВК по защите государственной тайны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1286, входит рассекречивание архивных документов, ежегодно рассекречивает около 5,8 тысяч архивных дел и документов, хранящихся в федеральных государственных архивах. Технологии рассекречивания, применяемые в работе экспертных групп, проблемы их формирования, а также интенсивность работы не освобожденных от основной работы ведомственных экспертов, не позволяют организовать масштабное рассекречивание документов, засекреченных в другое время, в условиях другой политической системы и с иными, нежели сейчас, принципами отнесения сведений к государственной тайне, самими понятиями о предмете государственной тайны. Так, например, в 2005 г. МВК по защите государственной тайны рассекретила в плановом порядке только 15 дел и 3616 документов ГАРФ, РГАСПИ и РГАНИ. Таким образом, при сохранении существующей практики проведения работ по рассекречиванию архивных документов в федеральных архивах для снятия с секретного хранения только документов, хранящихся в РГАНИ, созданных по 1991 г., потребуется от 90 до 120 лет.
Не случайно, что после 15 лет работы по рассекречиванию архивных документов, хранящихся в бывшем архиве Секретариата ЦК КПСС (ныне РГАНИ), на секретном хранении продолжают находиться более 60% архивных дел, в том числе и созданные в 50-60-е годы. Комплектование федеральных государственных архивов секретными документами, в том числе созданными в деятельности ликвидированных организаций, продолжается. Так, только в 2003 году более 6 тысяч секретных дел поступило на хранение в Государственный архив Российской Федерации из Правительственного архива. Кардинальное изменение ситуации видится как в интенсификации работы экспертов, выделяемых руководителями органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, так и в изменении механизма рассекречивания архивных документов, засекреченных партийными органами в советский период.
6. Финансирование расходов Федерального архивного агентства и подведомственных ему федеральных архивных учреждений (2000-2006 гг.)
Слайд 16 показывает динамику финансирования расходов Росархива за 2000-2006 гг.
В анализируемом периоде из средств федерального бюджета Федеральному архивному агентству было выделено 5 млрд. 236,7 млн. руб. на текущее содержание и федеральные целевые программы, в том числе ФЦП «Культура России», в рамках, которых осуществлены и расходы инвестиционного характера в объеме 808,5 млн. руб. Рост финансовых средств, выделяемых на содержание федеральных архивов в этот период составил 747,6 %, что позволило решить многие проблемы федеральных архивных учреждений.
В течение этого периода времени заработная плата сотрудников федеральных архивов возросла в среднем на 629,2 %, т.е. более чем в шесть раз, но реальная средняя заработная плата сотрудников федеральных архивных учреждений в настоящий момент около 4500 руб., что значительно ниже величины прожиточного минимума по г. Москве (в 1 кв. 2006 г. прожиточный минимум трудоспособного населения по г. Москве составлял 5752 руб.
За период 2000-2006 гг. на проведение мероприятий в рамках ФЦП «Культура России (2001-2005 гг.) (2006 -2010 гг.)» выделено бюджетных средств 1 млрд.043 млн. руб. В пределах этих средств осуществлены мероприятия по усилению безопасности и сохранности фондов федеральных архивов, оснащению оборудованием и оргтехникой, осуществлению строительства и введению новых площадей. В пределах выделенных средств, предусмотрены также мероприятия по поддержке архивных служб в субъектах Российской Федерации (около 90 млн. руб.)
В анализируемом периоде времени дополнительным источником финансирования федеральных архивов являлись средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Объем заработанных платными услугами средств составляет 847,2 млн. руб. Значительная часть этих средств в настоящее время расходуется на так называемый социальный пакет сотрудникам федеральных архивов: выплата материальной помощи и поощрений, оплата лечения, проезда. Ввиду недостаточного финансирования отдельных статей расходов из средств федерального бюджета федеральные архивы используют заработанные внебюджетные средства на приобретение оргтехники и расходных материалов, оплату услуг по использованию программного обеспечения деятельности архивов.
Как и многие бюджетники, не «вписавшиеся» в рыночную экономику с ее коммерческими принципами взаимоотношений, архивисты резко отстали в социальной защищенности от работников небюджетной сферы. В течение полутора десятков лет мы являемся свидетелями нарастания негативных тенденций в кадровом составе архивных учреждений: старение коллективов, «вымывание» из архивов специалистов наиболее активных и энергичных возрастных групп, снижение доли работников с профильным историко-архивным образованием, низкий приток молодых специалистов.
В субъектах Российской Федерации кадровая ситуация несколько иная и в целом очень разнородная. Кое-где картина вполне приемлемая, например, в архивах крупных «богатых» городов — Москве, С.-Петербурге, которые поддерживают своих архивистов установлением высоких должностных окладов или дополнительными выплатами к заработной плате. Где-то (например, в Белгородской, Брянской обл.) невысокий уровень заработной платы архивистов, сопоставимый с зарплатой в других отраслях, часто компенсируется социальными льготами. В некоторых регионах работники государственных архивов отнесены к числу государственных служащих, приравнены к ним по условиям оплаты труда, или приравнены по условиям оплаты труда к работникам федеральных архивов. Во многих субъектах Российской Федерации такие системы оплаты смотрятся вполне достойно.
В муниципальных архивах, где численность работающих зачастую составляет 1-2 чел., архивисты в подавляющем большинстве являются муниципальными служащими, т.е. имеют сравнительно неплохую оплату труда, социальную защищенность, стабильность занятости, что особенно важно в условиях ограниченного рынка труда в регионах. Кроме того, в соответствии с действующим архивным законодательством муниципальные архивы стали архивами постоянного хранения, т.е. с точки зрения органов местного самоуправления они приобрели статус накопителей и хранителей местной истории. В результате в муниципальных архивах растет число работников с высшим образованием, правда, среди них очень мало профессиональных историков-архивистов. Укомплектованность кадрами там высокая, колеблется от 97 до 100 %, а доля пенсионеров в 2 раза ниже, чем в федеральных архивах.
В федеральных государственных архивах негативные процессы наиболее сильны.
Причина этого низкий уровень оплаты труда. Большинство федеральных архивов расположено в Москве и Санкт-Петербурге, где высока дороговизна жизни, рынок труда обширен и многочисленные коммерческие организации «переманивают» к себе наиболее квалифицированных, перспективных работников из федеральных государственных архивов.
Анализ показывает, что за период с 1992 по 2005 год укомплектованность федеральных государственных архивов профессиональными кадрами упала с 96 до 77 %, т.е. сегодня почти четверть рабочих мест архивистов в федеральных архивах пустует.
Происходит катастрофическое старение коллективов — доля работников пенсионного возраста в федеральных архивах за это время возросла с 13 до 30 %, иначе говоря, ныне почти каждый третий федеральный архивист — пенсионер.
Низок приток молодых специалистов. Если в 1992 году почти четверть (23%) архивистов были моложе 30 лет, то теперь их только 17 %. Из выпускников Историко-архивного института РГГУ, готовящего профильных специалистов, в федеральные архивы приходят единицы. В результате этого, в трудовых коллективах снижается доля специалистов с высшим историко-архивным образованием (с 54 до 40 %).
Картина кадрового потенциала федеральных архивов показывает, к какой опасной черте мы подходим. Отсутствие профессиональной преемственности, высокая текучесть кадров — основа снижения профессионализма. Кадровая проблема в федеральных архивах — реальная угроза информационной безопасности Российской Федерации: случайных людей здесь становится все больше, и надо заметить, что кражи совершаются, в том числе и «архивными кротами» — штатными работниками архивов.
Главным выходом из сложившейся ситуации, который позволил бы укомплектовать архивные учреждения грамотными, высококвалифицированными кадрами с нормальным соотношением возрастных групп, поддержать преемственность поколений, сохранить профессиональные традиции в коллективах, явилась бы достойная оплата труда. Необходимо кардинальное увеличение заработной платы — не менее чем в 2 раза.
Источник