ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МИРА
Понятие правовой системы следует отличать от системы права, рассмотренной ранее. Если элементами системы права являются только правовые нормы, то правовая система включает все правовые явления.
Правовая система — это совокупность всех правовых явлений в определенном обществе (норм, источников, учреждений, правовой культуры и техники и др.).
Строго говоря, в каждой стране существует своя правовая система, однако чаще говорят о правовых системах (семьях) мира, объединяющих родственные в области права страны. Это объединение производится на основании таких критериев, как общность происхождения, источников права, метода регулирования, юридической техники (терминологии и др.) и других явлений. Основными правовыми системами (семьями) современного мира являются: 1) романо-германская; 2) англосаксонская;
3) исламо-иудейская; 4) социалистическая и 5) обычная.
1. Романо-германская правовая система (страны континентальной Европы, включая Россию, и Латинской Америки, Турция, Таиланд, Япония и ряд бывших колоний — Габон, Нигер и др.). Общность происхождения этой системы заключается в том, что до XIII в. в Европе господствовали национальные обычаи германских и славянских народов, затем же развитие рыночных отношений привело к рецепции (заимствованию) и возрождению развитого древнеримского частного права, что и дало название этой системе. Другой особенностью является господство нормативных правовых актов, что позволяет формулировать предельно общие нормы. Такие нормы легко поддаются кодификации, отчего многие отрасли права имеют кодифицированные законы (хотя, например, в Финляндии издают отдельные законы, и лишь в 1999 г. принята целостная Конституция). Стиль мышления юристов здесь носит дедуктивный характер — от общей нормы к отдельному случаю.
2. Англосаксонская правовая система (Великобритания, Ирландия, США, Канада, Австралия и ряд бывших колоний — Индия, Сингапур, страны Океании, Нигерия, Гана, Либерия и др.).
3. Исламо-иудейская правовая система (ряд исламских стран и Израиль). Это религиозная по своему происхождению система, и в силу большой общности ислама и иудаизма можно говорить о единой семье. Исторически здесь, в отличие, например, от христианских государств, не было деления права на светское и церковное (каноническое); все право считается религиозным. Все поступки подразделяются на обязательные, рекомендуемые, не рекомендуемые и запрещенные. Основным источником права является правовая доктрина, т. к. судебные дела решались не на основе священных текстов, а посредством юридических сочинений (правители не имели права на правотворчество). Хотя, конечно, Коран или Тора рассматриваются в качестве своего рода конституции; такова официальная позиция в Ливии или позиция религиозных партий в Израиле, не позволяющих принять конституцию страны.
4. Социалистическая правовая система (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос). Для этой системы, возникшей в советской России, характерны коммунистические идеи о постепенном отмирании права, в переходный же период его сохранения — почти полная замена частного права публичным, т.е. господство метода юридической централизации. Основным источником права, как и в романо-германской системе, является нормативный правовой акт, но без строгой иерархии законов и подзаконных актов. В странах этой системы наблюдается сращивание партийных органов с государственными.
5. Обычная правовая система (Мадагаскар, Папуа-Новая Гвинея). Для этой системы характерно продолжение господства правовых обычаев. Принимаемые законы повторяют нормы обычаев либо не работают из-за неприятия их традиционным правосознанием. Именно в двух названных странах применение обычаев наиболее легализовано, хотя они играют важную роль и в ряде иных стран.
В заключение этого вопроса следует отметить, что в современном мире правовые системы широко влияют друг на друга: в англосаксонской, исламо-иудейской и обычной системах растет число законов; в странах романо-германской системы усиливается роль материалов судебной практики; в социалистических странах становится все шире область частного права.
Источник
Система права и основные правовые системы стран мира
Учебная литература по теории государства и права советского периода проблему типологии правовых систем обходила молчанием; в то же время во многих изданиях 90-х годов это самостоятельная и достаточно объемная тема (см., например: Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С.Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М. Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1995. С.341-374; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд, перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.256-272). Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания — французский ученый Рене Давид, его труды неоднократно издавались и на русском языке. Среди отечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известен А.Х.Саидов (см. обзор специальной литературы по теме). Учитывая наличие достаточного количества источников, в настоящем издании не предлагается подробного анализа различных правовых систем. Указание на последние здесь выполняет сугубо служебную роль — демонстрирует существующие в настоящее время в разных государствах основные варианты соотношения источников права.
В сравнительном правоведении существуют различные подходы к типологии правовых систем — в зависимости от собственно юридических особенностей (значение каждого источника права, правовая культура, правовые традиции, основные понятия и категории и т.д.) выделяют разное количество классификационных групп, называя данные группы или “правовыми семьями”, или “правовыми кругами”, или “правовыми системами”. В самом общем плане представляется возможным рассмотреть три модели соотношения источников права, которые свойственны романо-германской правовой семье, или системе континентального права; англо-американской правовой семье, или системе «общего права»; семье религиозно-традиционного права.
Романо-германская правовая семья, или система континентального права (государства континентальной Европы). Основное внимание здесь было уделено нормативному регулированию общественных отношений, созданию как можно более совершенного законодательства. Правоприменительной, и прежде всего — судебной практике отводилась как правило пассивная роль, ее основная задача — найти, правильно истолковать и применить предписания, содержащиеся в нормативных актах. Основным источником права в системе континентально права считается нормативный акт. Здесь существует четкая иерархия нормативных актов (конституции, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть более-менее четкое деление права на отрасли, право носит кодифицированный характер, т.е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные акты. В большинстве стран приняты гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и некоторые другие кодексы. Все остальные источники права рассматриваются обычно лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное, вспомогательное значение. Такое значение, например, судебной практики, обычного права, может закрепляться или не закрепляться законодательно.
Англо-американская правовая семья, или система “общего права” (Англия, США, государства — члены Британского содружества). Здесь главное для юриспруденции — не закрепить предписание в официальном документе, сделать нормативные акты более совершенными по форме и содержанию с тем, чтобы они могли адекватно регулировать отношения в будущем, а разрешить конкретную ситуацию. В романо-германской правовой семье право понимается как совокупность норм, которыми регламентированы определенные конкретные ситуации. В англо-американской правовой семье право как бы заранее не предустановлено, оно для каждого конкретного дела формируется в процессе его судебного рассмотрения; право — это прежде всего то, к чему приведет рассмотрение дела, право существует, если оно обеспечено судебной защитой. Нормы права в англо-американской правовой семье менее абстрактны, более конкретны и казуистичны, они направлены не в будущее, а в настоящее.
Здесь иная концепция источников права. Основное значение имеет судебный прецедент — однажды вынесенное судебное решение, обязательное (при концепции “жесткого прецедента”) для судей при рассмотрении аналогичных дел. В настоящее время в Англии приняты следующие правила: 1) решения высшей инстанции — палаты лордов — обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают (см. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.264-265). В качестве источника признано и писаное право, более того, существует достаточно развитое законодательство (английский парламент ежегодно принимает около 80 законов, а всего им было издано более 40 тысяч актов), принимаются и подзаконные нормативные акты. Писаное право в основном не кодифицировано. Соотношение судебной практики и нормативных актов как источников права неоднозначно. С одной стороны, существует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. Однако для того, чтобы предписания, содержащиеся в нормативных актах, начали эффективно действовать, должна сначала сложиться более-менее устойчивая практика их применения. К тому же суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях, так называемыми “прецедентами толкования”. Нередки примеры “поглощения” писаного права правом прецедентным. В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную). В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых — уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). Здесь нет концепции “жесткого прецедента” (впрочем, отход от нее наметился и в Англии).
Несмотря на то, что в романо-германской и англо-американской правовых семьях различны структура права, принципы построения правовой системы, иной юридический язык, иные основные понятия и категории, в плане концепции источников права отмечаются тенденции к их сближению. В романо-германской правовой семье признается увеличение значения судебной практики, а в англо-американской — писаного права.
Семья религиозно-традиционного права (мусульманское право, индусское право, обычное (традиционное) право стран Африки) характеризуется дуализмом источников права. Вообще право как система норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, как особые процедуры разрешения конфликтов — продукт европейской цивилизации. В африканских и азиатских государствах до знакомства с европейской культурой те отношения, которые в Европе регулировались правом (политические, имущественные, наследственные, земельные и т.д.), были упорядочены при помощи обычаев и религии. После знакомства с европейцами, результатом которого была как правило колонизация, колониальные власти внедряли в право, действующее в метрополиях (прежде всего — в публично-правовой сфере, нередко оставляя регулирование частноправовых отношений — имущественных, наследственных, земельных, семейных — обычному или религиозному праву). Совершенствование государственного управления и правового регулирования, восприятие источников права европейского происхождения обусловило также социально-экономическое развитие человеческого общества в ХIХ — ХХ вв. С середины ХIХ века начался процесс модернизации мусульманского права, выразившийся в издании государством нормативных актов. Таким образом, в семье религиозно-традиционного права существует дуализм источников права — основным источником права на протяжении длительного времени являлись религиозные догмы или обычное, традиционное право; в настоящее время их роль также велика, однако усиливается значение писаного права и судебной практики.
ТЕМА: НОРМОТВОРЧЕСТВО. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.
Понятие и виды нормотворчества: нормотворчество государственных органов, санкционированное, делегированное нормотворчество, непосредственное нормотворчество народа (референдум). Принципы нормотворчества: демократизм, законность, научная обоснованность, всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности, учет интересов всех социальных групп и слоев общества, сочетание общегосударственных и региональных интересов и др. Стадии нормотворческого процесса: принятие решения о подготовке проекта акта, подготовка (разработка) проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта и введение его в действие..
Понятие и виды форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные писания, юридические доктрины.
Нормативные правовые акты, их виды: законы и подзаконные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты органов внутренних дел. Систематизация нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация, консолидация. Пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.
1. Нормативные акты, в которых содержатся нормы права, создаются в определенном порядке. Принятие нормативных актов не происходит стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа.
Правотворчество — это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.
Виды правотворчества. Основная классификация проводится в зависимости от субъектовправотворчества и здесь обычно различают следующие виды правотворчества.
Правотворческая деятельность компетентных государственных органов. Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид правотворчества. По своему определению правотворчество — деятельность именно государственных органов. В пределах своей компетенции нормативные акты издают практически все государственные органы.
Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума. В соответствии с ч.3 ст.3 Конституции РФ “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (см. также ч.2 ст.32, п. в ст.84 Конституции РФ). В Республике Беларусь на конституционном уровне проведение референдума регулируется более подробно (см. гл.2 “Референдум (народное голосование)”, ст.73-78 Конституции РБ). Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в правотворческой деятельности, им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов. Принятие решений на референдуме — достаточно специфический вид правотворческой деятельности, в связи с которым возникает немало интересных проблем, к примеру, — определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на народное голосование, особенности их формулирования, необходимость учета мнения меньшинства и т.п.
Две следующих разновидности правотворчества существовали на протяжении десятилетий в бывшем СССР, поэтому их не стоит обходить молчанием. Речь идет о правотворчестве общественных организаций и о совместном правотворчестве государственных органов и общественных организаций.
Правотворческая деятельность общественных организаций. Здесь обычно говорят о санкционированном и делегированном правотворчестве. Санкционированное правотворчество — это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями; в ряде случаев закон предусматривал такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций; впрочем, далеко не все авторы признавали за подобными процедурами значение правотворчества. Делегированное правотворчество — это осуществение правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов. Во времена существования СССР делегированное правотворчество связывалось с передачей общественным организациям отдельных функций государственных органов. Например, профсоюзы имели право издавать нормативные акты в области охраны труда, управления социальным страхованием. (Подробнее о данном виде правотворчества см., например: Правотворчество в СССР. М. 1974. С.112-117. Правотворчество общественных организаций не следует путать с их деятельностью по регулированию своих внутриорганизационных отношений, в процессе которой издаются не правовые, а корпоративные нормы.)
До конца 80-х годов была широко распространена также совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. Особое значение имели, например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, см.: Совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июня 1983 года «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда». Издание подобных документов было призвано в то время придать содержащимися там нормам двоякую поддержку — со стороны государства и со стороны общественных организаций.
Источник