Скандинавские страны инклюзивное образование
В скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Финляндия) с 60-х годов началась организация интегрированного обучения. Термином «инклюзивное (включенное) образование», в отличие от специального образования и интеграции, обозначают гибкую и индивидуализированную систему дополнительной психолого-педагогической поддержки детей и молодежи с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы обычного типа, ближайшей к месту их проживания. В практике образования скандинавских стран отделение ученика от окружения обычного класса (частично либо в исключительных случаях полностью) происходит только тогда, когда очевидно, что образование в обычном классе, сопровождающееся дополнительной поддержкой и обслуживанием, не удовлетворяет образовательные, эмоциональные и социальные нужды ученика: он не получает должного развития, ощущает дискомфорт, депривацию. Очевидным становится поиск другого пути образования. Т. Jonsson (1994) считает, что термины «специальное образование», «инклюзивное образование», «интеграция» наиболее полно характеризуют современное состояние помощи детям с особенностями психофизического развития в скандинавских странах [110].
Инклюзивное образование основывается на признании удовлетворения разнообразных детских нужд и способностей, включая различия в способах и темпах обучения. Эта цель достигается посредством индивидуализированных методов обучения, адаптированных учебных программ и индивидуально подобранных вспомогательных учебных материалов. Ребенок учится вместе со всеми, но усваивает доступное ему содержание в благоприятном для него темпе. За качество инклюзивного образования отвечает вся школа, коллектив педагогов и родители. Главная роль отводится обеспечению необходимыми средствами поддержки, которые должны быть разнообразными и динамичными.
Основному учителю в классе помогает другой учитель, который выступает в роли консультанта, советника. Он может обслуживать ряд школ, поэтому называется «мобильным учителем». В школе он не работает постоянно, а привлекается только в том случае, когда этого требуют нужды ученика. Считают, что инклюзивное образование требует наличия вспомогательных обучающих материалов, так как обычные дидактические средства не всегда могут удовлетворить потребности тех, кто испытывает трудности в обучении. Адаптированные учебники, дополнительные пособия помогают ученику осваивать программу. Большое внимание уделяется адаптации физического окружения к нуждам учеников с отклонениями в развитии. Создаются удобные подъездные пути, обеспечиваются удобная среда обитания в школе, физическая и социальная близость учеников с отклонениями в развитии и обычных школьников.
Источник
Все научные статьи, поступившие в редакцию журнала «FILO ARIADNE», подлежат обязательному рецензированию.
Ответственные редакторы журнала по научным направлениям определяют соответствие статьи требованиям к оформлению, оценивают плодотворность идей, высказанных автором, и направляют ее на рецензирование специалисту, доктору или кандидату наук, имеющему наиболее близкую к теме статьи научную специализацию, а также публикации по теме рецензируемой статьи.
Внешние рецензии на статьи авторов не принимаются и не учитываются.
Срок рецензирования в каждом отдельном случае определяется ответственными редакторами журнала с учетом создания условий для максимальной оперативной публикации статьи. Максимальный срок рецензирования — два месяца.
В рецензии, как правило, отражаются в соответствии с установленными требованиями:
- общий научный уровень работы;
- название и его соответствие содержанию статьи;
- актуальность темы;
- научная новизна, теоретическая и практическая значимость статьи;
- структура работы;
- наличие в работе дискуссионных и /или неверных положений;
- корректность терминологического аппарата;
- логичность изложения;
- владение научным стилем;
- корректность цитации и состояние научно-справочного аппарата;
- заключение рецензента о возможности публикации статьи.
Рецензирование проводится конфиденциально. Автору рецензируемой статьи предоставляется возможность ознакомиться с текстом рецензии. Нарушение конфиденциальности возможно только в случае заявления рецензента о недостоверности или фальсификации материалов, изложенных в статье.
Если в рецензии содержатся рекомендации по исправлению и доработке статьи, сотрудники научно-методического отдела направляют автору текст рецензии по электронной почте с предложением учесть замечания при подготовке нового варианта статьи или аргументированно их опровергнуть. Доработанная (переработанная) автором статья повторно направляется на рецензирование и рассматривается в течение месяца.
Статья, не рекомендованная рецензентом к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Текст отрицательной рецензии направляется автору по электронной почте, факсом или обычной почтой.
Наличие положительной рецензии не является достаточным основанием для публикации статьи, окончательное решение о целесообразности публикации принимается редколлегией журнала.
После принятия редколлегией журнала решения о допуске статьи к публикации редакционная коллегия информируют об этом автора, и указывает сроки публикации. Текст положительной рецензии может быть направлен по электронной почте, факсом или обычным почтовым отправлением автору в случае его желания ознакомиться с отзывом.
Источник
Развитие специального образования в Скандинавских странах.
В статье сравнивается развитие специального образования для детей в Скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания) с начала становления до конца 20 в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shvetsiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие специального образования в Скандинавских странах.
Скандинавские страны имеют много общего как в языке, культуре, истории, так и в развитии образования. В этих странах развита система раннего выявления, диагностики и ранней комплексной помощи детям с теми или иными отклонениями в развитии. Эта система позволяет ребёнку в дальнейшем учиться в массовой школе, в условиях интеграции.
Специальное образование начинается в 1809г. Открывается ин-т для глухонемых и слепых . Ин-т открывается в Стокгольме при финансовой поддержке короля.
В Швеции в течение 50 лет это было единственное специальное образовательное учреждение.
А с 1859 по 1884г. В стране возникло 15 специальных учреждений для глухих детей. С 1889г. вводится обязательное 8-летнее обучение глухих.
В 1888г. неподалеку от Стокгольма открывается первая школа для незрячих детей. С 1896г. вводится обязательное десятилетнее образование для слепых.
Швеция одна из первых стран начинает обучение слепоглухих .
В 1886г. При приюте для слепых в г. Венерсборге создаётся отделение для слепоглухих детей.
Пройдя в этом отделении определённый курс обучения, дети остались в нём на всю жизнь, работая по мере возможности в ремесленных мастерских. В 1922г. этот приют преобразовывается в Институт для детей со множественными нарушениями. В 1965г. отделение этого ин-та переводится в г. Оребру и получает название «Школа для слепых со множественными нарушениями». В 1972г. при школе открывается общежитие для взрослых слепоглухих.
Помощь людям с нарушениями речи.
Первоначально осуществлялась в учреждениях для глухих.
В 1908г. в Гётеборге по инициативе муниципального управления открываются первые самостоятельные классы для детей с нарушениями речи.
В 30-е гг. открываются фониатрические клиники, начинается подготовка врачей-фониаторов. Логопедов начинают готовить лишь в 60-е годы 20 в.
К концу 20в. логопедическая помощь существует в двух основных формах: государственной и муниципальной.
Государственная — это 7 региональных больниц, где логопеды под руководством фониаторов и логотерапевтов ведут коррекционную работу с детьми и взрослыми. Существуют ещё логопункты, где нет фониаторов, и помощь оказывают только логопеды и логотерапевты. Эти формы логопедической помощи подчиняются социальным службам. Муниципальная форма помощи встроена в школьную систему. Это «школьные речевые клиники», в которых логопеды, являющиеся одновременно и учителями-дефектологами ведут индивидуальные занятия с детьми школьного возраста. Каждый школьный логопед обслуживает несколько «школьных речевых клиник».
Обучение детей с умственной отсталостью.
Первоначально эти дети находились в приютах, первый приют открыт в 1866г. В 1899г. открылись первые классы для приходящих детей этой категории.
С1944г. вводится обязательное обучение для умственно отсталых, а с 1967г. – всеобщее обязательное обучение.
С 1979г., под влиянием опыта Дании, распространяется практика тренировки молодёжи и взрослых умственно отсталых к освоению несложных профессий.
В Швеции попытки интеграционного обучения начались в 60-е гг. 20в., а в 80-е гг. они закрепляются законодательно. В1980г. принимается новый учебный план основной школы, который предусматривает интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями. Неуспешность или затруднение в обучении отдельного ученика рассматриваются как результат неудачного содержания образования и недостаточной деятельности школы и педагогов.
В соответствии с новым учебным планом каждая школа должна состоять из рабочих объединений, в каждое из которых может входить от 2 до 4 классов. Каждое объединение из 4 классов обеспечивается командой специалистов, отвечающих за учебный процесс. В команду входят: учителя, учителя-дефектологи, психологи (детский и специальный).
Дети объединяются в разные по количеству, но однородные по своим возможностям группы, например: группа с трудностями в усвоении математики, группа детей с речевыми нарушениями (в том числе и слабослышащие).
По мере преодоления трудностей ребёнок может переходить в группу более высокого уровня и, наоборот, при возникновении трудностей перейти на более щадящий режим обучения.
Данная организация учебного процесса позволяет работать с детьми в маленьких группах и индивидуально, самостоятельно под руководством учителя или с родителями; предлагать по разным предметам разные уровни обучения: от небольшого объёма основных знаний до программ повышенного уровня. Командой специалистов создаются индивидуальные программы развития и обучения для каждого ученика. Индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями ориентированы не на школьный стандарт, а на реальные возможности ученика, поэтому отдельные предметы могут исключаться из программы или заменяться другими, специальными занятиями (для детей с нарушением слуха это могут быть занятия по развитию слухового восприятия), также школьные предметы могут заменяться занятиями вне школы (например, в муниципальном центре детской абилитации). Консультирование родителей и учителей школ обеспечивает центр детской абилитации и Шведское агентство специального образования. Агентство выделяет советника, который осуществляет консультирование семьи и школы по поводу конкретного ребёнка. Логопедическая помощь оказывается как в школе (логопедические занятия), так и вне школы (в клиниках и абилитационных центрах). Несмотря на распространённость инклюзивного образования, в Швеции сохраняются и специальные школы , куда направляют с тяжёлыми формами нарушения тех, кто не смог адаптироваться к условиям интегрированного обучения, также при массовых школах есть классы для детей с тяжёлыми формами нарушения развития.
В Дании специальные образовательные учреждения начинают существовать с 1807г. В Копенгагене открывается Королевский институт для глухонемых. В 1811г. – Королевский институт для слепых.
На уровне государства в 1814г. принят закон, обязывающий коммуны (местное самоуправление) обеспечить школьное образование всех детей.
В 1855г. при поддержке государства начинает функционировать первая школа для умственно отсталых детей , а в 1874г. открывается первая школа для детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата .
С 1898г. в Королевском институте для глухонемых начинают оказывать логопедическую помощь заикающимся и детям с различными нарушениями звукопроизношения. С 1916г. в Дании существует самостоятельный Институт речевой патологии. При школах открываются классы для детей с нарушениями речи. Ещё один институт речевой патологии открывается в 1954г., а затем создаются региональные отделения этих двух институтов.
С 1980г. логопедическую помощь курирует министерство образования.
Обучение слепоглухих в Дании начинается с 1965г., после того как один из учителей Государственной школы для глухих в г. Ольборге прошёл специальный курс подготовки в Перкинсоновской школе в США. В 1871г. вводится обязательное обучение для глухих детей, а в 1926г. – для слепых, а для умственно отсталых лишь в 1959г., в связи с реализацией концепции «нормализации».
Тенденция включения учащихся с особыми образовательными потребностями в структуру массовой школы существовала в Дании с начала 20 в. Первыми в структуре массовой школы открылись классы для детей умственно отсталых (1900г.), затем для детей с нарушением слуха (1916г.), с нарушением зрения (1922г), с речевыми нарушениями (1935г.) и в 1961г. – с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 1969г. правительство Дании приняло решение сделать основой системы образования интеграцию, т. е. возможность широкого выбора условий обучения и воспитания. Ведущая концепция школьного образования стала концепция «Школа для всех». Каждая школа должна иметь либо собственный, соответствующий потребностям учащихся реабилитационный центр, либо такая структура должна находиться вблизи школы. Здесь ученики могут заниматься с дефектологами различной специализации, психологами. В этих центрах консультируют и учителей, работающих с особыми детьми. Тем не менее, при всеобщей направленности на интеграцию, в Дании остались и специальные образовательные учреждения.
В Норвегии специальное образование начинается с открытия в г. Торндхайме школы для глухих в 1824г.
В 1861г. открывается школа для слепых , в 1875г – школа для умственно отсталых . В 1841г. создаётся «Приют спасения» для детей и подростков с отклоняющимся поведением. В 1881г. в Норвегии принимается закон об обязательном обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Логопедическая помощь заикающимся оказывается с 1874г., интенсивное развитие логопедия получает с 1919г., когда открывается «Гранхауг» — открытая школа для детей и подростков с нарушениями языка и речи». В 1931г. появляются первые профессионально подготовленные логопеды, а с 1946г. открывается собственная подготовка таких специалистов.
В 1955г. в массовой школе в обязательном порядке вводится специальное обучение. В 1969г. принят закон о школе, в нём прописывается, что коммуны (региональные органы самоуправления), отвечают как за обеспечение массового, так и специального образования.
Но, несмотря на образовательную интеграцию, продолжается совершенствование специальной помощи отдельным категориям детей
( в 50-е годы открыты две новые школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в 1967г. в Осло открывается Институт логопедии и логотерапии «Бредвет-Центр»).
В 1981г. недалеко от г. Осло открыт Центр для слепоглухой молодёжи.
В 1976г. принят закон о совершенствовании специальных образовательных услуг в сфере профессионального образования.
В 1985г. правительство Норвегии принимает Меморандум о специальном образовании, в котором подчёркивается мысль о том, что что любая форма специального образования должна соответствовать как общим, так и специальным образовательным потребностям каждого ребёнка, особенно в системе массового образования. В Меморандуме утверждается, что люди с ограниченными возможностями обязательно должны иметь шанс на получение образования в массовой подсистеме. Но, вместе с этим в Меморандуме разъясняется, что специальные образовательные учреждения также востребованы, так как некоторые дети нуждаются в специфической помощи. Указаны необходимые виды специальных школ:
- для детей с нарушением слуха,
- для детей с нарушением зрения,
- для слепоглухих,
- для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями,
- с тяжёлыми нарушениями речи,
- для детей с нарушением поведения.
Эти школы должны находиться в введении государства.
Меморандум придавал большое значение диагностике, планированию, разработке и применению необходимых стратегий специальной педагогической помощи и специальных образовательных программ, а также созданию специальной образовательной среды (школьные помещения, квалифицированные педагоги – дефектологи, психологи, наличие специальных средств обучения).
В Норвегии созданы психолого – педагогические бюро, которые обеспечивают помощью всех специалистов, работающих с детьми. Эти бюро предоставляют услуги диагностики, консультирования, разработку и реализацию индивидуальных программ развития ребёнка от рождения до 19 лет.
Деятельность бюро строится на основе взаимодействия с другими консультативными, диагностическими учреждениями, с социальными службами и др. структурами.
Тест подразумевает ответы: Да, Нет.
- Наиболее передовая страна в плане появления и развития специального образования – это Норвегия. ( Дания ).
- В Швеции в школах существуют «рабочие объединения».
- Психолого – педагогическое бюро – структура, существующая в Швеции. ( Норвегия ).
- Концепция «Школа для всех» принята в Норвегии. ( Дания )
- Первыми специальными учреждениями в этих странах были школы для глухих.
- Швеция переняла опыт обучения профессиональным навыкам людей с умственной отсталостью
у Норвегии. (Дании).
- Первоначально помощь детям с речевыми нарушениями оказывалась в учреждениях
Источник