- Стихотворение дня
- Николай Гумилёв
- Канцона
- Самофракийская Победа
- Заблудившийся трамвай
- Словно ветер страны счастливой (Гумилёв)
- Другие редакции и варианты
- «Новый журнал для всех»
- Об Адонисе с лунной красотой (Гумилёв)
- Вариант
- Автограф в архиве М. Л. Лозинского
- АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ
- Навигация по сайту
- Новое на сайте
- Объявления
- Реклама
- Стихотворения Гумилева Н. С. «Слова на музыку Давыдова», «Словно ветер страны счастливой», «Слово», «Слонёнок»
- Николай Гумилев «Слова на музыку Давыдова»
- Николай Гумилев «Словно ветер страны счастливой»
- Николай Гумилев «Слово»
- Николай Гумилев «Слонёнок»
- Гумилев читает «Словно ветер страны счастливой…»
Стихотворение дня
Николай Гумилёв
15 апреля 1886 года в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв. Расстрелян 26 августа 1921 года под Петроградом вместе с 56 осужденными по делу «Боевой организации Таганцева».
Фото из следственного дела, август 1921
«Словно ветер страны счастливой». Читает автор, 11 февраля 1920.
Канцона
Словно ветер страны счастливой,
Носятся жалобы влюбленных.
Как колосья созревшей нивы,
Клонятся головы непреклонных.
Запевает араб в пустыне —
«Душу мне вырвали из тела».
Стонет грек над пучиной синей —
«Чайкою в сердце ты мне влетела».
Красота ли им не покорна!
Теплит гречанка в ночь лампадки,
А подруга араба зерна
Благовонные жжет в палатке.
Зов один от края до края,
Шире, все шире и чудесней,
Угадали ли вы, дорогая,
В этой бессвязной и бедной песне?
Дорогая с улыбкой летней,
С узкими, слабыми руками
И, как мед двухтысячелетний,
Душными, черными волосами.
Самофракийская Победа
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами —
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
Спугнув безмолвие ночное,
Рождает головокруженье
Твое крылатое, слепое,
Неудержимое стремленье.
В твоем безумно-светлом взгляде
Смеется что-то, пламенея,
И наши тени мчатся сзади,
Поспеть за нами не умея.
Заблудившийся трамвай
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет.
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
29-30 декабря 1919
Для комментирования вам надо войти в свой аккаунт.
Источник
Словно ветер страны счастливой (Гумилёв)
← «Я не прожил, я протомился…» | 1. Словно ветер страны счастливой… автор Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) | «Об Адонисе с лунной красотой…» → |
См. Стихотворения 1915 . Из цикла « Канцоны », сб. « Колчан ». Опубл.: «Новый журнал для всех». 1915, № 5. под загл. «Жалобы влюблённых». Источник: Н. Гумилев. Колчан. — Пг.: Гиперборей, 1916. — С. 39—40. • Карандашный автограф (без загл., с посвящ. «Татьяне Адамович») на обороте титульного листа и шмуцтитуле в экземпляре Кирпичникова. |
Словно ветер страны счастливой,
Носятся жалобы влюблённых.
Как колосья созревшей нивы,
Клонятся головы непреклонных.
Запевает араб в пустыне —
«Душу мне вырвали из тела».
Стонет грек над пучиной синей —
«Чайкою в сердце ты мне влетела».
Красота ли им не покорна!
Теплит гречанка в ночь лампадки,
А подруга араба зёрна
Благовонные жжёт в палатке.
Зов один от края до края,
Шире, всё шире и чудесней,
Угадали ли вы, дорогая,
В этой бессвязной и бедной песне?
Дорогая с улыбкой летней,
С узкими, слабыми руками
И, как мёд двухтысячелетний,
Душными, чёрными волосами.
Другие редакции и варианты
«Новый журнал для всех»
между стр. 2 и 3 Ах, любовь — искуснейший регент,
Кто ещё может петь такие
О печали, о жадной неге
Празднично-шумные литургии?!
Источник
Об Адонисе с лунной красотой (Гумилёв)
← «Словно ветер страны счастливой…» | 2. Об Адонисе с лунной красотой… автор Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) | Ода д’Аннунцио («Опять волчица на столбе…») → |
См. Стихотворения 1915 . Из цикла « Канцоны », сб. « Колчан ». Опубл.: «Вершины». 1915, № 31/32. Источник: Н. Гумилев. Колчан. — Пг.: Гиперборей, 1916. — С. 40—41. • Колчан. Беловой автограф, без загл., с вар., с датой. |
Об Адонисе с лунной красотой,
О Гиацинте тонком, о Нарциссе,
И о Данае, туче золотой,
Ещё грустят Аттические выси.
Грустят валы ямбических морей,
И журавлей кочующие стаи,
И пальма, о которой Одиссей
Рассказывал смущённой Навзикае.
Печальный мир не очаруют вновь
Ни кудри душные, ни взор призывный,
Ни лепестки горячих губ, ни кровь,
Стучавшая торжественно и дивно.
Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь
И ты, о нежная, чьё имя — пенье,
Чьё тело — музыка, и ты идёшь
На беспощадное исчезновенье.
Но, мне, увы, неведомы слова —
Землетрясенья, громы, водопады,
Чтоб и по смерти ты была жива,
Как юноши и девушки Эллады.
Вариант
Автограф в архиве М. Л. Лозинского
ст. 1—2 Об Антиное с лунной красотой,
О Гиацинте и об Адонисе,
Теперь лишь ямб магических озёр,
Звенящий ветр, волшебник бездорожий
стр. 3 (приписана в конце, после подписи и даты)
ст. 15—16 Чьё тело — музыка, и ты живёшь идёшь Для На беспощадного беспощадное уничтоженья уничтоженье.
Источник
АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ
Навигация по сайту
Новое на сайте
Объявления
Реклама
Стихотворения Гумилева Н. С.
«Слова на музыку Давыдова»,
«Словно ветер страны счастливой»,
«Слово», «Слонёнок»
Николай Гумилев «Слова на музыку Давыдова»
Я — танцовщица с древнего Нила,
Мне — плясать на песке раскаленном,
О, зачем я тебя полюбила,
А тебя не видела влюбленным.
Вечер близок, свивается парус;
В пряном запахе мирры и нарда
Я вплела в мои косы стеклярус
И склонилась на мех леопарда.
Но, как волны безмолвного Нила,
Всё ты бродишь холодным и сонным.
О, зачем я тебя полюбила,
А тебя не видала влюбленным.
Николай Гумилев
«Словно ветер страны счастливой»
Словно ветер страны счастливой,
Носятся жалобы влюбленных.
Как колосья созревшей нивы,
Клонятся головы непреклонных.
Запевает араб в пустыне —
«Душу мне вырвали из тела».
Стонет грек над пучиной синей —
«Чайкою в сердце ты мне влетела».
Красота ли им не покорна!
Теплит гречанка в ночь лампадки,
А подруга араба зерна
Благовонные жжет в палатке.
Зов один от края до края,
Шире, все шире и чудесней,
Угадали ли вы, дорогая,
В этой бессвязной и бедной песне?
Дорогая с улыбкой летней,
С узкими, слабыми руками
И, как мед двухтысячелетний,
Душными, черными волосами.
Николай Гумилев «Слово»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Николай Гумилев «Слонёнок»
Моя любовь к тебе сейчас — слонёнок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных,
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету.
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под хохот мидинеток.
Не думай, милая, что день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
Источник
Гумилев читает «Словно ветер страны счастливой…»
Николай Гумилев. «Словно ветер страны счастливой…» (из цикла «Канцоны»). Запись 1920 года © imwerden.de
С записей авторского чтения Николая Гумилева, сделанных в феврале 1920 года, началась история самой представительной довоенной коллекции литературных записей в России. Голоса Блока, Есенина, Мандельштама, Волошина, Маяковского, Ходасевича и многих других поэтов первой четверти ХХ века сегодня можно услышать благодаря записавшему их в 1920-е молодому лингвисту Сергею Бернштейну, который вспоминал:
«В разных районах Петрограда, в вузах, где я работал, в университете, в Институте живого слова, в Институте истории искусств, в литературных организациях, в Доме литераторов и Доме искусств, наконец, у меня на квартире — были расставлены фонографы-капканы, которые улавливали голоса петроградских и приезжавших в Петроград из Москвы поэтов».
Работа по записи голосов поэтов на валики фонографа, которую Бернштейн начал в упомянутом им Институте живого слова (Николай Гумилев также был его сотрудником, поэтому Бернштейн и обратился первым делом к нему), продолжалась в течение десяти лет. Эти записи стали основным материалом для исследований звучащего стиха. Но они же стали помехой при попытках напечатать эти исследования в 1930-х и позднее: стихи многих авторов, чтение которых разбирали в своих работах Бернштейн и ученики, попали под запрет и не могли быть процитированы в печати. Текст стихотворения Гумилева можно прочитать здесь.
Источник