- Снг отношение россии со странами бывшего ссср
- Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского Союза
- Особенности взаимоотношений России со странами-соседями, входившими до 1991 г. в состав Советского Союза. Конфликты и противоречия между ними. Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ. Экономические трудности. Межэтническая вражда.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Снг отношение россии со странами бывшего ссср
Суверенная Россия стала правопреемницей СССР на международной арене. Важнейшими направлениями российской внешней политики являются: 1. Отношения России со странами «ближнего зарубежья» После распада СССР в ДК 1991 страны, вышедшиё из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее др.вступила в СНГ Грузия. 15 МЙ 1992 страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 ЯН 1993 — Устав СНГ. Однако развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы. Отношения м.бывшими советскими республиками осложнились необходимостью урегулирования споров м.вошедшими в него государствами, в т.ч. в военной области. Все страны СНГ получили право на создание собственных вооружённых сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооружённых сил СНГ, Но затем начался раздел вооружённых сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии. Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994. В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Однако в России действуют и собственные космодромы (Плесецк и Свободный). Это ослабляет зависимость России от Казахстана в реализации космических программ (в связи с авариями российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура). Отношения м.Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ). В АВ 1992 он был выведен из состава Объединенных вооружённых сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В ИН 1995 президенты России и Украины, договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в МЙ 1997 Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 МЙ 1997 Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Т.н.м. и в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму. М.Россией и др.бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ «титульным нациям» в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приёме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации «неграждан». Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приёму в Североатлантический блок. Отношения м.Россией и Украиной осложняются спорами о статусе Севастополя. Многие российские политики, в частности Ю. М. Лужков, настаивают на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и потому юридически остался российским городом. На Украине претензии российских политиков на Севастополь вызывают крайне болезненную реакцию. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Антироссийские политические силы на Украине оказывают поддержку чеченским сепаратистам. Внешняя политика современной России В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, т.к. Украина в течение длительного времени нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причём таможенные правила постепенно ужесточаются. Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря. Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США. В 2000 российские войска окончательно покидают базы в Грузии. Одним из наиболее важных партнёров России в рамках СНГ является Казахстан. Эта страна входит в таможенный союз, включающий также Россию, Киргизию и Белоруссию. Однако и в Казахстане наблюдается давление на русскоязычное население. Особенно сложное положение сложилось в северных областях страны, населённых преимущественно русскими и украинцами. Здесь существуют влиятельные политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России. Они находят поддержку определённых политических сил и СМИ России. В Казахстане это воспринимается как посягательство на территориальную целостность страны. Наиболее близким партнёром России в Средней Азии является Киргизия. Узбекистан постепенно переориентируется на боле тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается растущей угрозой со стороны афганских талибов и потребностью в российской военной поддержке. В Таджикистане, раздираемом гражданской войной, влияние России весьма значительно. В 1997 при посредничестве России м.правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, т.к. в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с Казахстаном и др.южными соседями слишком дорого. В последнее время в рамках СНГ стало складываться тесное сотрудничество Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Украины. В определённых случаях это невыгодно России, как, напр., в ситуации с поставками Украине туркменского газа. Наиболее тесно развивается сотрудничество м.Россией и Белоруссией. В АП 1996 подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 Сообщество стало Союза России и Белоруссии. 23 МЙ 1997 принят Устав Союза. Российско-белорусский союз постепенно тяготеет к превращению в конфедерацию. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система принципиально отличается от российской, т.к. в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна, что вызывает серьезные опасения у демократически настроенных российских политиков. Деятельность президента Белоруссии А. Г. Лукашенко встречает резкую критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, т.к. Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. В 2000 в Белоруссии неоднократно проходили митинги, требующие остановить процесс интеграции с Россией, который, по мнению оппозиции, обернется поглощением Белоруссии. В свою очередь, многие российские политики высказывают мнение, что объединение возможно лишь путем вхождения Белоруссии в состав России. Источник Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского СоюзаОсобенности взаимоотношений России со странами-соседями, входившими до 1991 г. в состав Советского Союза. Конфликты и противоречия между ними. Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ. Экономические трудности. Межэтническая вражда.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ «Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского Союза» Студент ГМУ 0331 Многие люди старшего и среднего поколений, проживающие в бывших республиках Советского Союза, а также в эмиграции, часто вспоминают советские времена, когда существовало единое государство — СССР. Это вполне объяснимо. В различных республиках жили их родные и друзья, они там бывали по работе, в гостях и на отдыхе. Другое дело — младшее поколение, те, кому сейчас до 25 лет. Они выросли после распада Советского Союза и воспринимают нынешнюю ситуацию как должную. Молодое поколение не удивляется, что на границах нужно предъявлять паспорт, а то и визы (Прибалтийские республики, Туркменистан, Грузия), менять деньги, что «новые иностранцы» должны регистрироваться в местных органах, что не все виды деятельности в «чужой» стране им разрешены и т.д., и т.п. После распада Советского Союза в 1991 г. появились 15 суверенных государств, членов ООН. Возникли также четыре самопровозглашенных, никем не признанных государственных образования. Примерно половина населения бывшего СССР сосредоточена в Российской Федерации. По количеству населения, экономическому потенциалу, а тем более, по площади, она во много раз превосходит все другие государства, возникшие на развалинах СССР. Лишь Украина по количеству населения, экономическому потенциалу может быть в какой-то мере сравнима с Россией. Между рядом республик бывшего СССР имеются противоречия, которые приводили к вооруженному противостоянию, напряженности, экономическим и политическим конфликтам. Рассмотрим отношения между республиками, конфликты и противоречия между ними. Основные причины противоречий состоят в следующем. *Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ. *Фактор влияния других стран. *Борьба за лидерство в регионе. Чем дальше мы отходим от 1991 г., времени распада Советского Союза, тем четче становятся существо и причины противоречий, тем в большей мере мы воспринимаем эти противоречия как обычное дело для отношений между странами и постепенно забываем, что совсем недавно это были «братские республики». Определенные проблемы между народами бывшего СССР существовали во все времена — до 1917 г. и после образования СССР в 1922 г. Разве депортация народов до войны и во время войны не является попыткой решить (своеобразно, конечно) эти проблемы или, во всяком случае, загнать их в подполье? Пока в Советском Союзе была сильна центральная власть и все стороны жизни контролировались партийными организациями и органами безопасности с их разветвленным аппаратом, пронизывающим все и вся, любые попытки противопоставить себя центру или соседям немедленно пресекались и не выходили на поверхность. О противостоянии и столкновениях речи вообще не было. Если кто-либо пытался поднять голову или если в центре казалось, что он к этому стремится, то голову ему немедленно рубили. Рассмотрим взаимоотношения между республиками бывшего СССР. Россия — Украина. Из республик бывшего СССР Украина — единственное государство, которое по населению и экономической мощи соизмеримо с Россией. Для Украины характерно резкое различие регионов страны, что объясняется историческими причинами. Тяжелая промышленность, машиностроение сосредоточены в Донбассе, Харькове и Приднепровье. В областях Востока, Северо-востока и Юга велика доля русского населения, которое занято, в основном, в промышленности. В крупных городах (Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Днепропетровск) разговорный язык русский. Здесь очень мало украинских школ. До недавнего времени обучение в вузах велось на русском языке. Официально государственным языком является украинский. Попытки объявить русский вторым государственным языком пока не увенчались успехом. Такое желание скорее объясняется политическими, а не деловыми соображениями. Языки очень близки, и всякий человек, живущий и учившийся в Украине, прекрасно их понимает. Опыт Белоруссии показывает, что придание русскому языку статуса государственного нанесет большой ущерб развитию и возрождению украинского языка. В Украине нет значительных источников нефти, газовые месторождения (Дашава, Шебелинка) выработаны, в основном, на союзные нужды и сейчас удовлетворяют лишь местные потребности. Ментальность населения различных районов резко отличается. Можно утверждать, что по психологии украинскому крестьянину Харьковской области ближе жители Белгородской или Курской областей России, чем крестьяне из Львовской области. Украина испытывает значительные экономические трудности, наблюдается демографический спад (население уменьшается из года в год). Украина зависит от России в отношении поставки нефти и газа. Цены на газ неоднократно становились предметом споров и разногласий. Таблица 1. Доля титульного и русского населения в странах — республиках бывшего СССР Численность населения стран о убывающей), млн. чел. Доля титульного населения Доля русского населения % Таблица 2. ВВП и уровень жизни населения стран — республик бывшего СССР ВВП на душу населения в год, тыс. долл. Рейтинг по уровню из 171 страны) На Украине борются два течения: ориентация на западные страны, в первую очередь, на США, и ориентация на Россию. Если Украина вступит в НАТО, это будет большим ударом по интересам России. Когда дело доходит до экономических интересов, такие соображения, как «братский народ», «братская республика», в расчет перестают приниматься. Всякая уступка в цене топлива при массовой поставке означает потерю миллиардов долларов. Потенциально территориальные споры между Россией и Украиной возможны. Повод для этого легко может быть найден. Но официально территориальные претензии не предъявлялись, хотя ретивые националисты в России с осуждением писали о передаче Крыма России, обвиняли в этом Хрущева, доказывали незаконность этого акта. Единственный нерешенный вопрос — статус Керченского пролива. В дальнейшем могут возникнуть взаимные территориальные претензии: со стороны России — Крым, со стороны Украины — вывод Российского Черноморского флота из Севастополя до 2017 г., т.е. до окончания срока аренды. У Украины есть другие поводы для территориальных претензий к России. Это, прежде всего, Кубань, населенная, в значительной мере, потомками запорожских казаков, сыгравших основную роль в ее завоевании и освоении. До 1934 г. делопроизводство на Кубани велось на украинском языке, были украинские школы. В 1934 г. всё это было ликвидировано. Есть также районы в Воронежской области, где преобладало украинское население. Было сделано многое для его русификации. На Украине происходит острый политический кризис. Казалось, что дело дойдет до вооруженных столкновений, но ситуация сейчас несколько разрядилась. Согласовано (Ющенко, Янукович, Мороз), что выборы в Верховную Раду состоятся 30 сентября. Россия — Белоруссия. Еще недавно речь шла об объединении России и Белоруссии в одно государство. Страны настолько различны по численности населения и объёму производства, что трудно говорить о союзе равных. Такое объединение привело бы к окончательному упадку белорусского языка. Сейчас вопрос о немедленном объединении остро не стоит, однако полностью не снят. Единственное разногласие — цена на газ. Ранее Россия поставляла газ Белоруссии по низкой цене. Это снижало производственные расходы и делало белорусскую продукцию более конкурентоспособной. Сейчас Белоруссии приходится приспосабливаться к реальным ценам. Россия — страны Прибалтики. Отношения России со странами Прибалтики — Литвой, Латвией и Эстонией — весьма сложные. Это объясняется многими причинами. После Первой мировой войны эти страны стали самостоятельными государствами. В 1940 г. они были присоединены к Советскому Союзу. Советские власти за год их пребывания в СССР, т.е. до начала войны, депортировали из Прибалтийских республик в восточные районы СССР десятки тысяч жителей. Это были предприниматели, политические деятели, чины полиции и др., что, конечно, вызывало недовольство. Известно, что в приобретении врагов у Советского Союза был большой опыт. Во время Отечественной войны немало жителей прибалтийских республик служили в немецких формированиях (войска СС и др.). Воевали жители Прибалтики и в национальных и других формированиях Красной Армии. Недовольных в этих республиках предостаточно. В республики Прибалтики был значительный приток русского населения, особенно в Латвию и Эстонию. Объясняется это, в основном, потребностью в рабочей силе в связи с развитием многих отраслей промышленности. Здесь перед распадом Советского Союза русское население составляло до 50 % в Латвии и 30 % в Эстонии. В Риге латышское население уменьшилось до 36 %. В Литве русское население в 1991 г. составляло до 10 %. После обретения независимости в Латвии и в Эстонии начали ограничивать права приезжих. Всячески затрудняли получение ими гражданства. В Литве гражданство получили все жители. Основное противоречие этих стран с Россией: «нарушение прав русского меньшинства». В отличие от русского населения Средней (Центральной) Азии, значительная часть которого покинула эти республики и переехала в Россию, русское население Прибалтики такого стремления не проявляет. Это неудивительно. Здесь совсем другая среда, другие условия жизни. Здесь не Азия, а Европа. Наиболее значительным в недавнее время был конфликт России с Эстонией, возникший в связи с переносом «бронзового солдата» из центра города на военное кладбище на окраине. Здесь есть две стороны. Формально никто не может указывать суверенному государству, как ему поступать с имуществом, находящимся на его территории. С другой стороны, эстонские власти должны были предвидеть, какую реакцию это вызовет в Москве и у местного русского населения. Нужно отметить, что у жителей Прибалтики далеко не однозначное отношение ко всему, что связано с Отечественной войной, с пребыванием в составе СССР. Достаточно сказать, что в Вермахте и войсках СС служили 150 тыс. латышей, 90 тыс. эстонцев, 50 тыс. литовцев. А в Отечественной войне в составе Красной Армии воевали 150-200 тыс. жителей Прибалтики. Сопоставьте эти цифры. Эстонию в конфликте с Россией в связи с переносом Памятника советским воинам поддержали Польша, Литва, Грузия, ЕС (Европейский Союз). Россия — Украина — Молдова- Приднестровье. Этот узел противоречий возник после провозглашения т.н. Приднестровской Молдавской Республики. Эта «республика» представляет собой узкую полосу земли шириной от 15 до 40 км, протянувшуюся вдоль реки Днестр. Население -700 тыс. Национальный состав: примерно по 30 % молдаван, украинцев, русских. Приднестровье составляет 1/6 часть Молдовы. В экономическом отношении это была наиболее развитая часть Молдавской ССР. Так называемая Приднестровская республика была провозглашена в 1991 г. В нее вошли районы бывшей Молдавской АССР, входившей в Украину, а также был «прихвачен» г. Бендеры на правом берегу Днестра, в Бесарабии. Возникновение т.н. Приднестровской республики объясняется нежеланием местной элиты подчиняться Кишиневу и опасение части населения, что, будучи частью Молдовы, они могут оказаться в составе Румынии, которая здесь пользуется определенной репутацией. Между войсками Молдовы и Приднестровья в 1992 г. происходили военные столкновения, но 14-я армия России под командованием генерала Лебедя остановила эту войну. Мне пришлось побывать в Приднестровье в 1995 г. во время летнего отпуска. У меня было удостоверение корреспондента Ростовской областной газеты. Это дало возможность встретиться и поговорить с рядом местных деятелей, в том числе с одним из идеологов сепаратизма, ректором Тираспольского университета, профессором, доктором исторических наук Н.А. Яковлевым. Статья, опубликованная в Ростовской газете, называлась «Заповедник застоя». Действительно, после советских времен здесь ничего не изменилось. То же «снабжение» и т.д. Местное казначейство выпускало свои деньги — т.н. «суворики» (на них изображен А.В.Суворов). Их нигде, кроме Приднестровья, не принимали, не меняли и даже в руки не хотели брать. В то время как в Молдове письменность молдавского языка перевели, вернее, вернули на латиницу, что неудивительно для языка латинского корня, в Приднестровье в молдавских школах продолжают писать по-молдавски на кириллице. Этим создаются дополнительные сложности для выпускников, продолжающих образование в Молдове. Долгое время с перерывами идут переговоры о признании Молдовой Приднестровья в качестве автономии. Молдова начала проводить экономическую блокаду Приднестровья. Поступающие и вывозимые оттуда товары должны быть оформлены в молдавской таможне. Не безвозмездно, конечно. Это привело к ощутимым экономическим потерям Приднестровья. Интересно, что в результате выборов в Молдове президентом стал коммунист Воронин, который хочет объединить Приднестровье с Молдовой. Перспектив самостоятельного существования Приднестровья нет. Рано или поздно Приднестровье снова войдет в состав Молдовы, вопрос лишь в том, на каких основах. Россия-Грузия. После распада СССР ситуация в Грузии была очень неустойчива (Гамсахурдиа был смещен и заменен Шеварднадзе, затем сместили Шеварднадзе и пришел к власти Саакашвили). Воспользовавшись этим, местные сепаратисты Абхазии и Южной Осетии объявили самостоятельность. В Абхазии, по переписи 1989 г., грузины составляли 49 % населения, абхазы — 18 %. Почему так получилось? Известно, что после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. часть абхазов (не менее половины) выселилась в Турцию. Освободившиеся земли были заняты переселенцами из России, армянами-беженцами из Турции, есть даже эстонские села. Переселялись сюда и грузины из малоземельных районов. В Абхазии преобладали грузины, а абхазское население, в основном, жило лишь в некоторых районах. Во время событий 1991-92 гг. абхазов поддержали расположенные там российские войска и отряды горских народов. Небезызвестный Басаев начинал там свою военную карьеру. В итоге грузинские войска покинули Абхазию, вместе с ними вынуждена была уйти значительная часть грузинского населения (до 300 тыс. чел.). Грузины остались лишь в Галльском районе. Примерно то же происходило в Южной Осетии. Кстати, если посмотреть на карту, видно, что Южная Осетия, расположенная за Кавказским хребтом, как бы вдается в территорию Грузии. Мне приходилось бывать в этих краях. Отношения между осетинами и грузинами здесь оставляли желать лучшего. Люди старшего поколения еще помнили восстание в Южной Осетии во время Гражданской войны, подавленное грузинскими войсками. Показывали разрушенные башни в горных селениях. Такие же тенденции были в Аджарии, руководимой Абашидзе. При Саакашвили, без внешней поддержки, сепаратисты успеха не имели. Абашидзе пришлось покинуть Грузию. На границах Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии находятся миротворцы — российские войска, введенные туда с согласия сторон и ООН. Постоянно происходят столкновения, обстрелы и пр. Грузия с помощью США укрепила свою армию. Пока на границах с сепаратистами находятся российские миротворцы, решение вопроса военным путем невозможно. Руководство Абхазии и Южной Осетии и слышать не хочет о восстановлении суверенитета Грузии и вхождении их в Грузию на основе автономии. Руководство Абхазии препятствует возвращению грузин-беженцев, хотя прошло 8 лет со времени их изгнания. На т.н. границе Грузии с сепаратистскими образованиями беспрерывно происходят конфликты. Грузинские власти создали в частях Абхазии и Южной Осетии, которые они контролируют, т.н. «параллельные правительства» в противовес существующим правительствам этих республик. Всё это, конечно, обостряет обстановку. Происходящее отражается на взаимоотношениях Грузии и России. Формально Россия признает Абхазию и Южную Осетию частями Грузии. Это общая линия на неизменность границ, которая проводится, в частности, в Косово. С другой стороны, значительная часть жителей Абхазии и Южной Осетии получила российские паспорта. Недавно отношения России с Грузией обострились. Было прекращено авиасообщение. Из городов России высылали работавших там нелегальных иммигрантов-гастарбайтеров. Происходили «проверки» различных заведений, принадлежащих грузинам. Всё началось из-за задержания в Грузии пяти российских офицеров, обвиненных в разведывательной деятельности. Вскоре российские власти почувствовали, что «перегнули», и дали отбой. Не в интересах России ухудшение отношений с Грузией. России, в конечном итоге, ничего не даст поддержка сепаратистов и даже признание в качестве суверенных государств Абхазии и Южной Осетии. Возможно, при лучших отношениях с Россией Грузия не стремилась бы в НАТО. Трудно было ожидать, что между государствами, входившими в Советский Союз, созданный «великими специалистами по национальному вопросу», могут быть противоречия, приводящие к военным конфликтам, вооруженным столкновениям, минированию границ. Одна из основных причин этого — произвольное установление границ между республиками с игнорированием этнического фактора. Вражда, накопившаяся в течение столетий, прорвалась наружу и привела к тяжелым последствиям. Другая, не менее важная причина, — волюнтаристская попытка объединить в одну страну народы, совершенно различные по религии, языку, менталитету и прочим характерным показателям. В результате, как говорится, «имеем то, что имеем». Всё это, к сожалению, находится в разительном контрасте с положением в странах Западной Европы. В Шенгенской зоне, в которую входит большинство стран Западной Европы, поезда и автомобили пересекают границы, не останавливаясь, багаж пассажиров не подвергается таможенному контролю и т.д. А ведь это суверенные страны. Некоторые из них еще несколько десятилетий тому назад были злейшими врагами, воевали друг с другом. Хотелось бы надеяться, что противоречия между государствами, республиками бывшего Советского Союза, отойдут в прошлое и между ними будут мир и дружба. советский союз территориальный межэтнический 1. http://www.arba.ru/n С. Гамова. Содружество раздирают серьезные двусторонние взаимные претензии. Независимая газета. 18.06.2007 2. http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=11С.Лузинян. Центрально-азиатский конфликтный «срез»: киргизско-узбекская и таджикско-узбекская модели отношений. 3. http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_24_5 Состояние и перспективы межгосударственных отношений в Центрально-Азиатском регионе. 4. http://www.svobodnaya-gruzia.com/supplement/?p Интервью с редактором газеты «Свободная Грузия» Т. Ласхишвили. 5. http://www.armtown.com/news/ru/azg/20070326/200 2007 Грузия и Армения играют в братские отношения, от чего страдает народ Джавахка. 6. http://wgeo.ru/table/shtmal?id=29&page=1 ВВП на душу населения стран мира. 7. http://demoscope.ru/weekly/2006/0235/ar Этнический состав населения России изменился не сильно. 8. http://www.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/n Всеукрапнський перепис населения. 2001. 9. http://basni.narod.ru/strannik Белоруссия. 10. http://wwwkrugosvet.ru/articles/63/1006347/10063 Узбекистан. Население. 11. http://www.easttime/ru/countries.topics/1/ География Киргизстана. Население. 12. http://www.easttime/ru/countries.topics/1/ География Туркменистана. Население. 13. http://www.panasia/ru/main/azer Население Азербайджана. 14. http://www.nukri.org/index.php?name=FAO& GEORGIA ГРУЗИЯ 15. http://www.sarinfo.org/ar Союз армян России. 16. http://www.morin-tour.ru/country.pl Страна Молдова. 17. http://www.rivieraclub.ru/show.php?act=country Информация о стране. Литва. 18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8 Латвия — Википедия. %B8 Эстония — Википедия. Размещено на Allbest.ru Подобные документыИсторические, экономические и организационно-правовые предпосылки взаимодействия России с бывшими советскими республиками. Структура и объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного Союза. Решение проблем взаимодействия и перспективы его развития. курсовая работа [6,1 M], добавлен 26.11.2014 Процесс развития взаимоотношений России и Европейского Союза до 2007 года. Нынешняя ситуация в отношениях Мжду РФ и странами ЕС: политико-экономическое, стратегическое партнерство, взаимодействие с международными организациями—ОБСЕ, ЕС, СЕ и др. реферат [33,8 K], добавлен 19.11.2007 Основные отрасли экономики постсоветских государств. Особенности отношений России и стран Союза Независимых Государств. Приоритетные вопросы экономического сотрудничества России и Украины со странами Содружества. Евразийское экономическое сообщество. курсовая работа [35,0 K], добавлен 24.10.2013 Распад Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств. Разрыв важнейших экономических связей со странами бывшего СССР. Национальные интересы России в экономической, социальной, международной и военной сферах современного мира. доклад [14,7 K], добавлен 01.02.2015 Расширение Европейского Союза: причины, последствия. Отношения Беларуси и России в постсоветский период. Особенности внешнеторговых отношений между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в связи с его расширением. ЕС и экономические интересы России. курсовая работа [48,8 K], добавлен 23.09.2010 Последствия распада Советского Союза; демографические, социальные, культурные и психологические факторы, связывающие бывшие советские республики; геополитические потери. Проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Узбекистана. реферат [31,9 K], добавлен 01.08.2010 Образование Североатлантического союза, его задачи и стратегия. Стремление США консолидировать усилия Запада по сдерживанию Советского Союза. Действия НАТО после распада СССР. Превращение НАТО в закрытую структуру. Политика России в отношении НАТО. реферат [36,3 K], добавлен 13.05.2011 Источник |