Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.
«Экскурсия, как форма обучения
детей дошкольного возраста»
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.
По содержанию экскурсии делятся на:
- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- Литературные;
- Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
- Городские (обзорные и тематические);
- Заочные (видеосюжеты);
- Загородные (автобусные и пешеходные);
- Музейные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- — Учебные;
- — Экскурсии – прогулки.
Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.
Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.
Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.
При разработке экскурсии решаются задачи:
- воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
- образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
- развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.
Структура экскурсии включает в себя:
- Вводную беседу с напоминанием о её цели;
- Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
- Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- Сбор природоведческого материала;
- Игры детей с собранным материалом;
- Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Этапы виртуальной экскурсии:
Подготовительный этап:
- Изучение и подбор литературы;
- Определение целей и задач;
- Изучение экскурсионных объектов;
- Отбор фото и видеоматериалов;
- Составление маршрута экскурсий;
- Подготовка текста экскурсии;
- Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
Основной этап.
Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).
Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.
Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.
Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.
Список литературы:
1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty
2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.
4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.
6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.
7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.
9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.
Источник
Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста
материал
Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»
Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста
Сорокина Л.Н. старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»
Экскурсия в школу №1 «День знаний»
Уточнить понятие: «Первое сентября — день знаний». Познакомить с ритуалом посвящения в первоклассники. Праздничная линейка в школе, первый звонок.
Целевая прогулка: «Правила дорожные знать каждому положено»
Обобщать представления о работе светофора, о работе городского транспорта, знать его назначение и применение. Знать и выполнять правила дорожного движения.
«Путешествие по городу»
Познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;
Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;
Познакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
«Музейно выставочный центр»
Познакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
Экскурсия в пожарную часть
Познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; закрепить правила пожарной безопасности.
Экскурсия на «Аллею шахтерской славы»
Расширить представления детей о профессии шахтеров, важности и значимости труда. Приобщать дошкольников к историческому и духовному наследию.
Экскурсия в березовую рощу
Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных в разные периоды времен года (осень, зима, весна, лето) Самостоятельно устанавливать причинно — следственную связь между наблюдаемыми объектами.
«Путешествие по городу»
познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;
Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;
познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
Время проведения экскурсий
(подготовительная к школе группа)
Средняя школа № 37
Экскурсия на экологической тропе:
Уточнить понятие: «Первое сентября — день знаний». Познакомить с ритуалом посвящения в первоклассники. Праздничная линейка в школе, первый звонок.
Обогатить словарный запас: школа, класс, учитель, ученики, учебные принадлежности.
Вызвать желание учиться в школе, быть учениками.
Познакомить детей с лекарственными растениями:
шиповник, крапива, подорожник, чистотел, мята перечная. Дать знания о простейших способах использования лекарственных растений для лечения. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Уточнить и расширить представления детей о празднике первоклассников всей сраны: «Первый раз в первый класс». Уточнить представление о дне знаний, начале занятий в школе.
Принять участие в праздничной линейке школы № 37.
Формировать желание быть учениками, учиться в школе.
Обобщить и систематизировать знания и представления детей о различных видах лекарственных растений растущих на территории детского сада, способах их использования для лечения, правилах их сбора. Развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе, своему здоровью.
Экскурсия к перекрестку
«Наблюдение за светофором»
Экскурсия в рощу «Дубки»
Закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов. Познакомить с правилами дорожного движения.
Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о растительном мире в «Дубках» и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились растения и животные в осенний период. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к флоре и фауне.
Обобщать представления о работе светофора, о работе городского транспорта, знать его назначение и применение. Знать и выполнять правила дорожного движения.
Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных в осенний период в роще «Дубки».
Самостоятельно устанавливать причинно — следственную связь между наблюдаемыми объектами.
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах. Воспитывать любовь к природе, проявлять заботу о ней.
Экскурсия на экологическую тропу.
«Дорожные знаки на наших улицах»
Формировать обобщенное представление об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе, о состоянии растений осенью и его причинах. Об особенностях жизнедеятельности животных. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Переходить улицу по пешеходному переходу при разрешающем сигнале светофора, нельзя играть у дороги и на тротуаре, знать назначение и сигнала светофора. Вспомнить известные дорожные знаки. Указательные знаки: к телефону, к больнице, в столовую. Запрещающие знаки: «Движение запрещено», «Въезд запрещен». Предупреждающие знаки: «Крутой поворот», «Ремонтные работы», «Внимание, животные». Познакомить с новыми знаками: зебра, внимание « Осторожно дети».
Расширить словарный запас: «пешеходный переход», «зебра», «островок безопасности».
Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях осенних явлений в неживой природе, особенностях жизнедеятельности животных в этот период. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.
Закрепить знание правил дорожного движения, уметь читать обозначение знаков: «Осторожно дети», «Въезд запрещен». Упорядочить знания детей о запрещающих, предупреждающих, указательных знаках. Расширить знания о правилах поведения детей на улице. Люди ходят по тротуарам, переходят улицу по пешеходным переходам, при разрешающем сигнале светофора.
По дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенном месте опасно.
Все движение на улицах проходит по строгим правилам дорожного движения. Их контролирует
Источник