Содержание экскурсии для детей дошкольного возраста

Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.

«Экскурсия, как форма обучения

детей дошкольного возраста»

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

  • Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  • Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
  • Литературные;
  • Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

  • Городские (обзорные и тематические);
  • Заочные (видеосюжеты);
  • Загородные (автобусные и пешеходные);
  • Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • — Учебные;
  • — Экскурсии – прогулки.

Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.

Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

  • Вводную беседу с напоминанием о её цели;
  • Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Сбор природоведческого материала;
  • Игры детей с собранным материалом;
  • Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

Подготовительный этап:

  • Изучение и подбор литературы;
  • Определение целей и задач;
  • Изучение экскурсионных объектов;
  • Отбор фото и видеоматериалов;
  • Составление маршрута экскурсий;
  • Подготовка текста экскурсии;
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.

Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.

Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.

Список литературы:

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.

6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.

Источник

Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста
материал

Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
perspektivnyy_plan.docx 34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»

Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста

Сорокина Л.Н. старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»

Экскурсия в школу №1 «День знаний»

Уточнить понятие: «Первое сентября — день знаний». Познакомить с ритуалом посвящения в первоклассники. Праздничная линейка в школе, первый звонок.

Целевая прогулка: «Правила дорожные знать каждому положено»

Обобщать представления о работе светофора, о работе городского транспорта, знать его назначение и применение. Знать и выполнять правила дорожного движения.

«Путешествие по городу»

Познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;

Познакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

«Музейно выставочный центр»

Познакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

Экскурсия в пожарную часть

Познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; закрепить правила пожарной безопасности.

Экскурсия на «Аллею шахтерской славы»

Расширить представления детей о профессии шахтеров, важности и значимости труда. Приобщать дошкольников к историческому и духовному наследию.

Экскурсия в березовую рощу

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных в разные периоды времен года (осень, зима, весна, лето) Самостоятельно устанавливать причинно — следственную связь между наблюдаемыми объектами.

«Путешествие по городу»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;

познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

Время проведения экскурсий

(подготовительная к школе группа)

Средняя школа № 37

Экскурсия на экологической тропе:

Уточнить понятие: «Первое сентября — день знаний». Познакомить с ритуалом посвящения в первоклассники. Праздничная линейка в школе, первый звонок.

Обогатить словарный запас: школа, класс, учитель, ученики, учебные принадлежности.

Вызвать желание учиться в школе, быть учениками.

Познакомить детей с лекарственными растениями:

шиповник, крапива, подорожник, чистотел, мята перечная. Дать знания о простейших способах использования лекарственных растений для лечения. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Уточнить и расширить представления детей о празднике первоклассников всей сраны: «Первый раз в первый класс». Уточнить представление о дне знаний, начале занятий в школе.

Принять участие в праздничной линейке школы № 37.

Формировать желание быть учениками, учиться в школе.

Обобщить и систематизировать знания и представления детей о различных видах лекарственных растений растущих на территории детского сада, способах их использования для лечения, правилах их сбора. Развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе, своему здоровью.

Экскурсия к перекрестку

«Наблюдение за светофором»

Экскурсия в рощу «Дубки»

Закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов. Познакомить с правилами дорожного движения.

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о растительном мире в «Дубках» и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились растения и животные в осенний период. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к флоре и фауне.

Обобщать представления о работе светофора, о работе городского транспорта, знать его назначение и применение. Знать и выполнять правила дорожного движения.

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных в осенний период в роще «Дубки».

Самостоятельно устанавливать причинно — следственную связь между наблюдаемыми объектами.

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах. Воспитывать любовь к природе, проявлять заботу о ней.

Экскурсия на экологическую тропу.

«Дорожные знаки на наших улицах»

Формировать обобщенное представление об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе, о состоянии растений осенью и его причинах. Об особенностях жизнедеятельности животных. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Переходить улицу по пешеходному переходу при разрешающем сигнале светофора, нельзя играть у дороги и на тротуаре, знать назначение и сигнала светофора. Вспомнить известные дорожные знаки. Указательные знаки: к телефону, к больнице, в столовую. Запрещающие знаки: «Движение запрещено», «Въезд запрещен». Предупреждающие знаки: «Крутой поворот», «Ремонтные работы», «Внимание, животные». Познакомить с новыми знаками: зебра, внимание « Осторожно дети».

Расширить словарный запас: «пешеходный переход», «зебра», «островок безопасности».

Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях осенних явлений в неживой природе, особенностях жизнедеятельности животных в этот период. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.

Закрепить знание правил дорожного движения, уметь читать обозначение знаков: «Осторожно дети», «Въезд запрещен». Упорядочить знания детей о запрещающих, предупреждающих, указательных знаках. Расширить знания о правилах поведения детей на улице. Люди ходят по тротуарам, переходят улицу по пешеходным переходам, при разрешающем сигнале светофора.

По дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенном месте опасно.

Все движение на улицах проходит по строгим правилам дорожного движения. Их контролирует

Источник

Читайте также:  Картины путешествие во времени
Оцените статью