Структура экскурсий
Экскурсия — это:
1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона — заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):
· протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);
· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.
Экскурсант — это:
1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;
2) субъект, участник экскурсии.
Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии — своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:
1. Предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
2. Непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.
Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.
Понятие включает в себя:
· общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
· частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Методика или приемы:
· анализ — мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
· синтез — мысленное соединение частей предмета в одно целое;
· ассоциация по времени;
· ассоциация по единству;
· словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
· наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.
В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.
Это следующие признаки:
по продолжительности:
· однодневные с ночевкой,
по содержанию:
по объему:
· на несколько близких тем,
· интегрированные или комплексные;
по заданию:
по логическому построению:
по составу участников:
· для местного населения,
· для приезжих туристов,
· прочее с учётом особенностей восприятия
В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.
В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
По содержанию экскурсии подразделяются на:
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
1. Исторические — делятся на:
· историко-краеведческие (например, «История возникновения города N»);
2. Производственные – делятся на:
· производственно-ориентационные (для учащихся).
3. Природоведческие
4. Искусствоведческие – подразделяются на:
· театральные (например, «Минск театральный»);
· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);
5. Литературные
· историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);
· литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
· архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.
По составу участников экскурсии делятся на:
· взрослую аудиторию и детей;
· местное население и приезжих туристов;
· городское и сельское население;
· организованные группы и индивидуалов.
По месту проведения экскурсии делятся на:
По способу передвижения:
экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).
По форме проведения:
· экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
· экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
· экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.
Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:
Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.
Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии — совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.
Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий — совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.
Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе.
Педагогические задачи экскурсии:
· построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;
· стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;
· вооружить навыками самостоятельного наблюдения;
· стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.
Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, «душой» которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.
Источник
Структура, организация и проведение экскурсии в природу
ирина мочалова
Структура, организация и проведение экскурсии в природу
Структура, организация и проведение экскурсии в природу.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Структура экскурсии включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения зависит от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами — это сравнение, вопросы разного характера, обследование с помощью разных анализаторов, поисковые действия, опыт, и. д. Так например экскурсия в зимний парк дети сравнивают красоту зимних деревьев с красотой осенних деревьев Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, «Как называется это дерево» «какое оно было осенью», вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки.
Стихотворение «Деревья зимой»
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут….сдают? Не сдаются!
Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, с природным материалом
Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.
Конспект экскурсии в природу «По лесным дорожкам, в гости к деревьям» для детей средней группы Цель: формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,сбор природного материала для поделок, улучшения настроения.
Конспект занятия «Организация и проведение прогулки» «Организация и проведение прогулки в группе № 6, № 9» Введение «День, проведённый без прогулки – потерян для малыша» А. А. Кисель Каждый.
Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.
Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.
Организация и проведение родительского собрания в ДОУ Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Родительское, собрание –.
Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Татьяна Бахметьева Опубликовано 06.05.2017года Время 16.40 I Утренняя гимнастика включается.
Организация и проведение подкормки зимующих птиц Покормите птиц зимой-они отплатят тебе летом «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота» Покормите птиц зимой – они отплатят.
Выступление на РМО «Организация и проведение утренней гимнастики» Организация и проведение утренней гимнастики Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически.
Источник