Содержание структура экскурсий разного вида

Структура экскурсий

Экскурсия — это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона — заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

· протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);

· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант — это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии — своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. Предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. Непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.

Понятие включает в себя:

· общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

· частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

· анализ — мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

· синтез — мысленное соединение частей предмета в одно целое;

· ассоциация по времени;

· ассоциация по единству;

· словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

· наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

по продолжительности:

· однодневные с ночевкой,

по содержанию:

по объему:

· на несколько близких тем,

· интегрированные или комплексные;

по заданию:

по логическому построению:

по составу участников:

· для местного населения,

· для приезжих туристов,

· прочее с учётом особенностей восприятия

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. Исторические — делятся на:

· историко-краеведческие (например, «История возникновения города N»);

2. Производственные – делятся на:

· производственно-ориентационные (для учащихся).

3. Природоведческие

4. Искусствоведческие – подразделяются на:

· театральные (например, «Минск театральный»);

· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. Литературные

· историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

· литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

· архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

· взрослую аудиторию и детей;

· местное население и приезжих туристов;

· городское и сельское население;

· организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

По способу передвижения:

экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

· экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

· экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

· экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии — совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий — совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе.

Педагогические задачи экскурсии:

· построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

· стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

· вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

· стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, «душой» которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.

Источник

Структура, организация и проведение экскурсии в природу

ирина мочалова
Структура, организация и проведение экскурсии в природу

Структура, организация и проведение экскурсии в природу.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Структура экскурсии включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения зависит от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами — это сравнение, вопросы разного характера, обследование с помощью разных анализаторов, поисковые действия, опыт, и. д. Так например экскурсия в зимний парк дети сравнивают красоту зимних деревьев с красотой осенних деревьев Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, «Как называется это дерево» «какое оно было осенью», вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки.

Стихотворение «Деревья зимой»

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут….сдают? Не сдаются!

Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, с природным материалом

Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Конспект экскурсии в природу «По лесным дорожкам, в гости к деревьям» для детей средней группы Цель: формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,сбор природного материала для поделок, улучшения настроения.

Конспект занятия «Организация и проведение прогулки» «Организация и проведение прогулки в группе № 6, № 9» Введение «День, проведённый без прогулки – потерян для малыша» А. А. Кисель Каждый.

Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Организация и проведение родительского собрания в ДОУ Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Родительское, собрание –.

Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ Татьяна Бахметьева Опубликовано 06.05.2017года Время 16.40 I Утренняя гимнастика включается.

Организация и проведение подкормки зимующих птиц Покормите птиц зимой-они отплатят тебе летом «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота» Покормите птиц зимой – они отплатят.

Выступление на РМО «Организация и проведение утренней гимнастики» Организация и проведение утренней гимнастики Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности нового орлеана сша
Оцените статью