Технологическая карта экскурсии
Составление технологической карты экскурсии
Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом — сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, ёго протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель — указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.
Кроме того, технологическая карта экскурсии представляет собой основной документ, который требуется при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.
Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)
Участки (этапы) перемещения по маршруту | Места остановок | Объект показа | Продолжительность | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа. (Текст в технологической карте записывается без учета ее граф.) Во вступлении могут быть указаны ее варианты, использование которых зависит от состава экскурсионной группы.
В графе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе (реки, каналы – в экскурсии на теплоходе), по которым следуют экскурсанты. Здесь же называются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого называется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии.
При составлении методической разработки автобусной экскурсии не следует путать место посадки экскурсионной группы в автомашину (у предприятия, общежития, Дома культуры и т.д.) с местом, где должна начаться сама экскурсия. Расстояние между этими пунктами нередко составляет 10 и более километров. Независимо от этого вступительная часть экскурсии делается не на месте посадки экскурсантов, а обычно неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема. В таком случае экскурсовод, вошедший в автобус на месте посадки группы, представляется экскурсантам, знакомит их с водителем автобуса, сообщает тему предстоящей экскурсии и называет место, где она начинается. В пути к этому месту экскурсовод проводит путевую экскурсионную информацию, давая краткие справки о городе и тех достопримечательностях, мимo которых следуют экскурсанты.
Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает трех – пяти. Не следует вводить в подтему слишком разные по своему содержанию вопросы.
В графе «Организационные указания» экскурсовод должен получить рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасность экскурсантов на маршруте (при переходе улицы, шоссе, выходе к памятнику) и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, а также требований к экскурсантам по охране природы и противопожарной безопасности.
Важное место занимает ответ на вопрос, где и как поставить экскурсионную группу на открытом пространстве – на улице, площади, в сквере. В методических разработках городских обзорных и тематических экскурсий делается, например, такая запись: «Автобус поставить у здания вокзала так, чтобы экскурсантам была хорошо видна мемориальная доска», «Автобус поставить напротив дома № 108. С группой, соблюдая правила перехода улицы, подойти к дому».
В этой же графе приводится осенне-зимний вариант остановок с меньшей продолжительностью пребывания на открытом воздухе, в дождливые и морозные дни. Осенью и зимой рассказ, связанный с объектом, около которого остановился автобус, может быть начат до выхода группы из автобуса или закончен после ее возвращения в автобус.
В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о месте для санитарных остановок, рекомендации по правилам передвижения экскурсантов на остановках, особенно возле магистралей с оживленным движением, инструкцию администрации предприятия, где перечисляются обязательные правила для экскурсантов во время пребывания на заводе, фабрике, комбинате.
Последняя графа – «Методические указания» – определяет направление всего документа в целом. В эту графу включаются конкретные указания по методике проведения экскурсии. Здесь нельзя ограничиться лишь перечислением рекомендуемых методических приемов. Экскурсовод должен получить четкое представление о том, как использовать рекомендованный методический прием.
В этой графе излагаются также содержание логического перехода к следующей подтеме, варианты переходов в зависимости от аудитории, даются рекомендации по показу наглядных материалов «портфеля экскурсовода». Сюда же включаются советы об использовании движения экскурсантов около объектов в качестве методического приема.
В некоторых экскурсионных учреждениях установлен порядок, согласно которому к методической разработке прикладывается сдвоенный лист бумаги, где фотоспособом дано изображение основных объектов. Каждое изображение сопровождается небольшими пояснениями.
В этой графе даются такого рода указания: «Подготовить группу к восприятию зрительных объектов самостоятельно», «Объяснить архитектурные термины», «Дать советы по дальнейшему осмотру города», «Настроить группу на глубокое знакомство с архитектурой города».
Методическая разработка должна быть правильно оформлена.
Важная роль отводится титульному листу, где располагаются следующие данные: наименование республиканского, краевого, городского совета по туризму и экскурсиям; наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий; название экскурсии: вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная, производственная, музейная и т. д.); продолжительность экскурсии: городской в академических часах, загородной – ведение в академических часах, сопровождение в астрономических часах; состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия (взрослые, подростки, слушатели системы политического просвещения, отдыхающие в здравницах); фамилия и должность, специальность составителей методической разработки, дата утверждения экскурсии руководителем бюро путешествий и экскурсий. [1]
После составления методической разработки следует получить у специалистов заключение о ее качестве и утвердить ее приказом руководителя туристско-экскурсионного учреждения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЭКСКУРСИИ
Технологическая карта экскурсии – это ее основной документ, в котором излагаются цель, задачи и рекомендации по проведению мероприятия: последовательность и продолжительность демонстрации объектов и наглядных пособий; описание методических приемов показа и рассказа; указания по ведению экскурсии с учетом дифференцированного подхода к группам экскурсантов.
Цель составления технологической карты – обеспечить наиболее эффективное проведение экскурсии.
К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:
— обеспечение полного раскрытия темы;
— выбор наиболее эффективных методических приемов;
— четкость рекомендаций по организационным вопросам;
— дифференцированность подхода к обслуживанию экскурсантов;
— обязательное соблюдение структуры экскурсии (вступление, основная часть, заключение);
— рациональное соотношение общего и локального материала;
— отражение принципа построения маршрута.
В зависимости от продолжительности экскурсии, общей протяженности маршрута, количества экскурсионных объектов, сложности темы, цели и задач объем технологической карты составляет от 6 до 30 печатных страниц. Технологическую карту необходимо оформлять в альбомном формате
На титульном листе технологической карты указываются:
— наименование разработчика экскурсии – экскурсионного бюро, туристического предприятия, учебного заведения и др.;
— состав группы экскурсантов;
На втором (после титульного) листе обозначаются:
— общие методические указания (советы экскурсоводу об эффективном использовании методических приемов).
Следующий лист технологической карты – общепринятая схема (ГОСТ 28681.1-95), включающая семь граф. Это основная часть документа.
Схема технологической карты экскурсии: Вступление и заключение включаются в схему технологической карты экскурсии, но не распределяются по графам.
1) В графе «Участки (этапы) перемещения по маршруту» называются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается пункт (улица, площадь и др.), где целесообразно озвучить вступление. Следующим — отрезок маршрута, на котором освещается первая подтема экскурсии. Далее перечисляются по порядку участки между другими oбъектами показа. «Места остановок» – графа для обозначения точек (площадок) маршрута, где предусмотрены остановки у объекта, выходы группы из транспортного средства или осмотр объекта без выхода. «Объект показа» зрительная основа экскурсии. В графе указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты, которые являются предметом показа на остановке, во время проезда к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту. Обзорная (многоплановая) экскурсия предполагает показ от 15 до 20 объектов, тематическая – от 6 до 10. «Продолжительность осмотра» – графа для указания времени, необходимого для а) показа объекта и рассказа о нем, в) самостоятельного осмотра объекта экскурсантами, в) продвижения к следующей остановке экскурсии. Сумма времени, указанная в графе, равна общей продолжительности экскурсии.
2) «Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов» раскрывает суть каждой подтемы. Наименование подтем должно отражать смысл разделов экскурсии, в каждом из которых рассматривается определенное количество экскурсионных объектов. Основные вопросы определяют логичность и последовательность материала подтемы. Количество подтем зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов и от состава группы экскурсантов. В загородных экскурсиях, имеющих обзорный характер, количество подтем достигает 7-10. В тематических экскурсиях их может быть меньше. Следует стремиться к сокращению числа подтем, более тщательно продумывать основные вопросы каждой из них.
3) «Организационные указания» – записи графы носят рекомендательный характер:
— поведения экскурсантов в сооружениях культового назначения, местах поклонения и др.;
— выполнении санитарно-гигиенических требований;
— передвижении экскурсионной группы;
— обеспечении безопасности на маршруте;
— бережном отношении к природе, памятникам культуры.
4) «Методические указания» – конкретные методические приемы проведения экскурсии (показа, рассказа, особые приемы). Использование тех или иных приемов позволяет достичь цели экскурсии, выполнить ее задачи, раскрыть содержание темы. Методические приемы могут применяться в комплексе, поскольку они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой. Роль методических приемов изменяется в зависимости от темы, цели, содержания экскурсии. Основные и дополнительные приемы могут меняться местами.
В данной графе излагаются также логические переходы, значимые для построения основной части экскурсии, – средства объединения одной подтемы с другой и всех подтем в единое целое.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Технологическая карта экскурсии
Описание: Сегодня экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Дата добавления: 2015-11-10
Размер файла: 118.03 KB
Работу скачали: 211 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.
Главное — исходить из целей экскурсии, отделив это понятие от близких, но отличных от него, таких как экспедиция и путешествие.
Сегодня экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Сущность экскурсии заключается в том, что это — одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.
Лично я решил написать экскурсию по Александровскому саду и по прилежащим памятникам, потому что не был там ни разу, и конечно, выбрал, с той целью, что бы перед написанием этой работы съездить и увидеть всё своими глазами.
Текст авторской экскурсии
Здравствуйте дорогие друзья, вас приветствует туристская фирма «Экскурсовед Санк-Петербурга», и ваш сегодня гид на этот час Новиков Дмитрий Михайлович. Сегодня мы за небольшое время познакомимся Александровским садом и с другими объектами, в частности с памятниками на этой обзорной экскурсии, которая будет проходить в пешем порядке. Наш маршрут будет таким: Дворцовая набережная (остановка), то есть где мы и сейчас находимся Бюст Жуковского Бюст Лермонтова Бюст Глинки Бюст Горчакова Бюст Гоголя Памятник Петру I «Медный Всадник» − Адмиралтейский проспект, остановка Исаковский Собор, откуда вы на автобусе поедете до гостиницы, где и проживаете, не беспокойтесь, я провожу вас и посажу в автобус в тот который именно вам нужен.
Перед тем как мы отправимся, хочется не много остановиться на правилах безопасности:
— Следовать за мной;
— Фотографироваться с объектами только как вам будет дано время, а это не больше трем минут;
— Если возникают вопросы задавать после выданного материала по объекту.
А сейчас я вас посчитаю, все ли здесь,
На этом пока всё, отправляемся в Александровский сад, во время движения, я буду предоставлять вам информацию, так что далеко не отходите.
Текст на одну из остановок
Памятник Петру Великому «Медный Всадник»
Сейчас перед вами, как большинство уже наверно догадалось, или успело прочитать памятник Петру I «Медный всадник». Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 17681770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен. В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника. Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшим об этой глыбе и имевшим намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшим для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоем, сохранившийся до настоящего времени — Петровский пруд. Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам.
Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.
Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Несмотря на все принятые меры, за всё время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию, за которым с интересом следила общественность всей Европы. Тем не менее, руководители работ всегда находили выход из положения. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Эта перевозка действительно была уникальна и уникальна до сих пор: это перемещение самого большого монолита (самого большого не только в первоначальном виде, но даже и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком, причем монолиты хотя бы сравнимой массы перемещались лишь в древности.
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782
Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…». Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству:
«Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно отливки статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…»
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.
Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.
На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века одной из самых популярных тем в русской поэзии.
Легенда о майоре Батурине. Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, говорит ему Петр Великий, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина.
Это был последний объект нашего знакомства с Александровским садом на сегодня. Сейчас мы отправляемся на Адмиралтейский проспект, на остановку Исаковский Собор. Так же, кто заинтересован нашей фирмой и ее услугами, мы предоставляем экскурсии по минимальной цене на такие темы: «Обзорная экскурсия на колесах», «Петроград величие империи», «Самые знаменитые памятники Санкт-Петербурга» и другие. Хочется добавить, что наша фирма существует не только здесь, но и в большинстве других городов Российской Федерации. Заинтересованных, прошу подойти ко мне, и получить визитные карточки нашей компании. Спасибо вам, что работаете с фирмой «Экскурсовед Санкт-петербурга», мы вам очень за это благодарны. Теперь и пора нам расставаться, автобус уже ждет, пойдемте я вас посажу.
Технологическая карта пешеходной экскурсии
«Прогулка по Александровскому саду»
Тема экскурсии: » Обозрение исторических фактов, связанных с созданием Александровского сада и прилежащих к нему культурных ценностей»
Продолжительность : 1 час 5 мин.
Автор — разработчик: Новиков Дмитрий Михайлович.
Содержание экскурсии: знакомство с Александровским садом.
Маршрут экскурсии: Дворцовая набережная (остановка) Бюст Жуковского Бюст Лермонтова Бюст Глинки Бюст Горчакова Бюст Гоголя Памятник Петру I «Медный Всадник» − Адмиралтейский проспект, остановка Исаковский Собор.
Категория: 15-30 лет.
Участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Источник