Содружество стран с казахстаном

Казахстан в составе СНГ

В Концепции внешней политики Казахстана приоритетное значение придается сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и развитию интеграционных связей с его участниками. Это вызвано тесными политическими, экономическими, культурными и другими связями, объединяющими все государства на постсоветском пространстве. С самого начала своего самостоятельного существования Республика Казахстан безоговорочно поддерживала идею сохранения особых взаимоотношений между всеми постсоветскими странами. Весьма знаменательно, что Декларация о создании Содружества Независимых Государств была подписана 21 декабря 1991 года в Алма-Ате.

Можно сказать, что СНГ было создано для уменьшения издержек в процедуре ликвидации СССР, раздела союзного наследства руководителями двенадцати бывших союзных республик (за исключением трех республик Прибалтики). Был заключен Договор о создании Экономического союза. Предполагалось создать Таможенный и Платежный союзы, ввести режим свободной торговли. Однако многие принципиальные решения в СНГ так и не были реализованы. Между новыми государствами были возведены административные, таможенные, налоговые, информационные и иные барьеры, возникли другие препятствия на пути продолжения традиционных и развития новых путей и форм взаимодействия и сотрудничества. Все это привело к резкому сокращению торгово-экономических связей, что сильно ударило по экономикам всех новых государств.

Между тем организационная структура сотрудничества с течением времени дополнилась Советом глав государств, Советом глав правительств, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Советом министров иностранных дел, межгосударственными советами руководителей различных отраслей экономики, Исполнительным Секретариатом СНГ, ДКБ и так далее.

Межгосударственные и межправительственные органы сотрудничества в СНГ были призваны сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов. Всего в рамках Содружества создано около 70-ти комитетов, советов, в том числе существование 9-ти из них определено Уставом СНГ. Межгосударственный экономический комитет осуществлял координацию деятельности более чем 50-ти из них.

Читайте также:  Тот служит мне лучше всех кто лучше всех служит своей стране

Следует особо отметить, что все достигнутые договоренности, и в особенности Договор о создании Экономического союза между одиннадцатью государствами СНГ (сентябрь 1993 года), положили начало переводу интеграционных процессов из плоскости переговоров в русло практических действий.

Документы, утвержденные главами государств и правительств, заложили в Содружестве правовую основу для унификации таможенных законодательств и организации таможенного дела, упрощения таможенных процедур.

Прошло более десяти лет, но интеграция в рамках СНГ остается слабо выраженной. И проблема не только в политической воле руководителей стран Содружества, хотя это и не последний фактор. Интеграцию определяют уровень развития производительных сил, ход экономических реформ, территориально-отраслевая структура государства и другие объективные факторы. Понадобился довольно длительный период времени, чтобы созрели предпосылки для продвижения реального сотрудничества не только в рамках двусторонних отношений, но и сотрудничества на более широкой основе. Теперь в свете глобальных политических и экономических сдвигов, обозначивших новое тысячелетие, приходит понимание того, что в интересах нации и государства следует не только создавать экономику отдельного, своего, государства, но и целенаправленно строить взаимоотношения со странами СНГ.

Интеграция в условиях бывших советских республик — это объективный процесс, однако для ее осуществления необходимы условия, которые в немалой степени формируются субъективными факторами, в частности политической волей руководства каждой отдельной страны.

Показательно, что интеграционные процессы в СНГ начали «затихать» в тот период, когда государства — участники Содружества вступили в стадию относительной политической и социально-экономической стабилизации, когда упрочилась национальная валюта, снизился уровень инфляции, значительно продвинулись реформы. На данном этапе различия в социально-политическом укладе жизни государств Содружества превращаются в существенные, также расходятся их интересы по вопросам установления внешнеполитических, торгово-экономических и финансово-кредитных связей.

Вместе с тем обострение проблем международного терроризма и религиозного экстремизма сыграло роль объединяющего фактора, выдвинув безопасность в качестве единственной области, в которой реально действуют интеграционные процессы СНГ. Именно ДКБ остается и по сей день самой эффективной структурой в рамках СНГ.

Большое значение для создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве имело подписание по инициативе Казахстана и России 15 января 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ) главами пяти стран СНГ. Государства — участники этого Договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.

Что касается места Казахстана в СНГ, то известная позиция Президента Н.А. Назарбаева неизменно выдвигала республику в число самых активных и инициативных членов Содружества. Казахстан и лично Президент Нурсултан Назарбаев демонстрируют чувство особой ответственности за судьбу СНГ. Установление и развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ всегда были одним из приоритетов внешней политики Казахстана.

Все это определило особое место Казахстана на пространстве Содружества. С одной стороны, со всеми государствами СНГ у Астаны сложились хорошие, доверительные отношения, с другой — Астана выдвинулась в качестве регионального лидера из числа других центральноазиатских республик. Не будет преувеличением сказать, что именно Казахстан выступает «мотором интеграции» на пространствах СНГ и ЦА.

Вероятно, в рамках более узкой организации четырех (которая со временем, наверняка, будет расширяться за счет новых членов) окажется более реальным и практически воплотимым конструктивное согласование своих национальных интересов с интересами партнеров и обозначение иерархии интеграционных задач. Между тем появление новой структуры — Региональной экономической организации вовсе не означает «конец СНГ». Недавно состоявшаяся в мае 2002 года десятая сессия Совета коллективной безопасности, в которой приняли участие президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, приняла решение о преобразовании действующих механизмов и структур сотрудничества государств — участников ДКБ. В результате появилась международная региональная Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В ОДКБ есть сугубо военная структура — Коллективные силы быстрого развертывания. Их численность в Центральноазиатском регионе составляет более 1500 человек, однако она должна быть увеличена почти в 2,5 раза. В планах также усиление военной составляющей ОДКБ за счет создания сил специального назначения.

В торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время происходит ряд существенных изменений, которые в целом приближают ее к действующим нормам и правилам международной практики. Во-первых, резко сократились масштабы государственных внешнеторговых операций; во-вторых, возросла роль косвенного государственного регулирования внешней торговли через механизмы налогового, валютного и таможенного контроля; в-третьих, в основном завершено создание внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, протекционизма. Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени созрели экономические предпосылки для окончательного перехода в СНГ к режиму свободной торговли.

Континентальная интеграция — это путь к мировой интеграции. Только осознание глобальной взаимозависимости этих процессов поможет человечеству решить многие мировые и региональные проблемы. Поэтому новые этапы интеграционных процессов, обозначившиеся в рамках СНГ (Евразийский союз, затем Евро-Азиатское экономическое сообщество), проецируются в общемировой интеграционный поток.

Появление на постсоветском пространстве новой структуры в немалой степени обусловлено опасностью международного терроризма. Теперь на первом месте в тексте ДКБ оказываются не механизмы сотрудничества, а пункт 4, в котором говорится примерно то же, что и в 5-м пункте НАТО: «В случае, если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Как и в предыдущие годы, Астана продолжает активно участвовать в работе СНГ.

В конце сентября 2001 года в Москве состоялась встреча глав правительств стран — участниц Содружества. Были обсуждены вопросы борьбы с терроризмом, определены задачи деятельности антитеррористического центра СНГ.

В начале марта 2002 года в Алматы состоялась очередная неформальная встреча президентов стран СНГ, из которых присутствовали одиннадцать. Основное место на саммите заняли вопросы выработки совместной позиции Содружества в условиях изменившейся геополитической ситуации. В целом в течение каждого года имеют место несколько (2—3) неформальных встреч глав государств СНГ.

На Ялтинском саммите СНГ в сентябре 2003 года был принят пакет документов, подтвердивших приоритетность экономического сотрудничества и определивших конкретные задачи в этой сфере на среднесрочную перспективу. Страны СНГ вплотную приблизились к завершению формирования полномасштабной зоны свободной торговли на своем пространстве.

На саммите СНГ в Астане в сентябре 2004 года лидеры стран-участниц обсудили вопросы противодействия угрозам безопасности и стабильности и приняли ряд соответствующих документов. Так, были подписаны Концепция сотрудничества в противодействии незаконной миграции, Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2005—2007 годы. Также лидерами СНГ подписана Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров на 2005—2007 годы.

Среди самых перспективных направлений сотрудничества в рамках СНГ можно выделить использование новых транспортных коридоров, формирование транснациональных компаний и корпораций, объединение в единые производственно-технологические и финансово-ресурсные цепи предприятий государств-партнеров, синхронизацию модернизационных реформ в экономике, объединение усилий при вступлении в ВТО и другие.

В числе главных задач, стоящих перед участниками СНГ, имеют место следующие: создание условий для стабилизации и устойчивого роста национальных экономик, обеспечение реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, гармонизация налогового законодательства в области межгосударственной торговли, улучшение инвестиционного климата, решение вопросов свободы транзита, основание транспортных коридоров на взаимовыгодной и равноправной основе, формирование общего аграрного рынка и другие.

В целом Содружество продолжает находиться в стадии определения своих перспектив, и в ближайшее время должны проясниться роль и значение СНГ в межгосударственных отношениях и на международной арене.

Но, несмотря на это, Содружество независимых государств представляет собой крупную региональной организацию, основанную на историческом и географическом единстве и сходстве интересов в целом ряде сфер сотрудничества.

Источник

Страны СНГ

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

Богатейшими странами являются Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 18 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2021, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2021 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

Источник

Оцените статью