Сохранение истории нашей страны

Эссе «Почему важно сохранить историческую память?»

Эссе к 75-летию Победы, написано на документальном материале об участниках Великой Отечественной войны.

Скачать:

Вложение Размер
esse_zaytseva_elizaveta.docx 15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Почему важно сохранить историческую память?

Почему важно сохранить историческую память? Над этим вопросом стоит задуматься. В этом году 9 мая мы праздновали 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Она оставила неизгладимый след в жизни каждой семьи, унесла миллионы жизней, забрала из семей отцов, мужей, сыновей. Эта война была самой кровопролитной, принесла столько потерь, что невозможно сдержать слезы, думая об этом. Война — страшное событие, но это часть нашей истории. Ее нельзя просто вычеркнуть, забыть. Нужно помнить о ней, чтобы она больше никогда не повторилась.

Я думаю, что сейчас, как никогда, важно рассказывать детям о Великой Отечественной войне. Ветеранов, которые прошли всю войну, остается все меньше и меньше. Они очевидцы войны, ее участники, герои. У нас еще есть возможность услышать рассказ о войне и всех ее ужасах из первых уст. Но у наших детей, к сожалению, такой возможности уже не будет. Важно знать историю своей Родины, знать как о ее светлых временах, так и о тяжелых. Низкий поклон всем, кто сложил голову на поле боя, и тем, кто остался жив. Все те, кто не вернулся с фронта, отдали свою жизнь за нашу с вами. Если бы не их героизм, их подвиг и самопожертвование, то нас могло бы просто не быть на этом свете а,возможно, наша страна была бы захвачена немецкими войсками и была ими порабощена. Наши соотечественники воевали за свободу, справедливость и мирное небо над головой. Мужчин призывали на фронт, многие шли добровольцами. Были те, кто приписывал себе несколько лет к возрасту, чтобы пойти на войну. Миллионы солдат Красной армии сражались, не жалея себя, ради общей цели — победы над фашистской Германией. Люди работали в тылу, обеспечивали солдат всем необходимым. Врачи, не покладая рук, спасали жизнь раненым бойцам, порой проводили сложнейшие операции в полевых условиях. Медсестры вытаскивали с поля боя раненых, оказывали первую помощь даже во время обстрелов. Партизанами были практически дети, они жертвовали жизнью ради нашего светлого будущего, ради победы. Это были наши родные, прабабушки и прадедушки.

Три моих прадеда — настоящие герои войны. Вот их имена: Зайцев Василий Матвеевич, Захарьев Андрей Алексеевич, Захаров Сергей Васильевич. Все они были награждены орденами и медалями за свой героизм и отвагу. Я горжусь своими предками, их подвигами. О моих прадедах в связи с празднованием Дня Победы даже было написано в городской газете «Волжские Вести». В нашей семье хранят память о них.

В нашей стране не найдешь семьи, в которой нет хотя бы одного участника Великой Отечественной войны. Как мы можем забыть обо всем этом? Это наши родные, наша память, гордость и одновременно скорбь.

Историческую память важно сохранять, чтобы такое страшное событие истории, как Великая Отечественная война, никогда больше не повторилось. Мы, молодые, просто обязаны чтить память погибших, знать историю войны и знать историю своей семьи.

Источник

Сохранение истории: в чем значимость «градостроительных поправок»

За историческим обликом городов России теперь будут следить еще тщательнее. Даже изменят градостроительный кодекс, чтобы рядом с отреставрированными барельефами не оказались небоскреб из стекла и бетона или сарай из гнилых досок. Есть вещи, которые ранят коренного москвича сильнее, чем пресловутая плитка. Шагая по Страстному бульвару, координатор движения «Архнадзор» показывает коллекцию испорченных видов. Вот стеклянно-бетонный каркас на фоне усадьбы 18 века. Рядом с ним – дом философа и писателя Александра Сухово-Кобылина, которого на самом деле нет…

«Он был подчистую снесен. Для того, чтобы на территории усадьбы мог появиться вот этот новый архитектурный офисный комплекс. Архитектурный, конечно, в кавычках. Потом на месте особняка выстроили его приблизительную копию», – рассказал координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов.

Строгие архитектурные правила – то, чего так не хватало центру Москвы на рубеже девяностых-двухтысячных. Но новые районы могут спасти. Вместе с замминситра строительства пытаемся разобраться во всех тонкостях «Градостроительных поправок». К ним сейчас большой интерес. Но касаются они только «неисторических поселений». То есть власти городов смогут решать, делать ли у себя новые улицы в одном стиле. Прописать в правилах габариты здания, высоту его первых этажей, процент остекления фасада, его цвет и многое другое. Вплоть до «максимального выступа консольных элементов».

«Если в правилах будут установлены требования и они в проекте, который будет создан (реконструкции или строительства здания), не будут выполнены, то это будет основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство», – пояснил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.

Для «исторических поселений» правила уже действуют. И давно. Городские власти могут определять стиль новых зданий в центре. В Петербурге приняли закон, который защищает от застройщиков классические панорамы. Четко определили, что строить можно, что нельзя.

«Если от Биржевого моста или от комплекса «Юбилейный» не видим этих зданий, то они могут там строиться, но если они вылезают за угловую высоту зданий исторических, то в этом случае это уже запрещено», – прокомментировал археолог, общественный и политический деятель Алексей Ковалев.

Но в большинстве городов страны свой уникальный архитектурный стиль годами определяли на глаз. Отсюда, например, спорные формы «лужковского периода» Москвы. Незабываемый «дом-яйцо». Или тот, что появился на месте знаменитого Военторга. Сотни строений неорганично, но прочно вписаны в столичный ландшафт.

Фасады исторических зданий в центре Москвы практически всегда отреставрированы, выкрашены, выглядят прекрасно. Но был период в истории города, когда коммерческие интересы были выше правил архитектурной эстетики. Особняк, где, говорят, бывал Чехов, не снесли. Но заняли все пространство вокруг. И со столицы берут пример регионы. Дом Ивановой-Плотникова в Архангельске отдали на съедение торговому центру. А в Воронеже другой бетонный монстр проглотил дом купца Балашова. Местные краеведы заставили себя привыкнуть.

«Могут войти в учебник по истории реставрации, реконструкции архитектуры в России. Удачный или неудачный. Но это уже наш воронежский опыт. Тоже интересный», – сказал кандидат исторических наук, краевед Павел Попов.

Эти районы уже не спасти. Да и слишком многое в облике городов диссонирует с исторической застройкой. Тот же козырек над входом в здание Минстроя, например. Но поправки дают возможность городам позаботиться о своем внешнем виде. Впрочем, не настаивают. Решать, надо ли им это или нет, будут муниципальные власти.

Источник

Сохраним нашу историческую родину! Россия в памятниках и достопримечательностях

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Эта традиция зародилась в 1984 году, когда Ассамблея по вопросам охраны достопримечательностей при ЮНЕСКО призвала разные страны мира позаботиться о культурном наследии. Девизом праздника стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Памятники правителям, гражданам и поэтам

В нашей стране насчитывается более ста тысяч исторических объектов, имеющих федеральное и региональное значение. Впервые забота о сохранении таких мест стала официальной задачей государства в годы правления Петра Великого. В 1722 году император приказал охранять памятники старины. Любопытно, что первый гражданский монумент был посвящен именно Петру I – это «Медный всадник», возведенный по приказу Екатерины II. Изначально планировалось, что в роли скульптора выступит Карло Растрелли, но его проект не пришелся по душе императрице, и творение итальянского мастера заняло место у Михайловского замка. Что касается памятника на Сенатской площади, то его авторство принадлежит Этьену Фальконе, идеи которого государыня восприняла с большим энтузиазмом. «Медный всадник» был установлен в Петербурге в 1782 году, на постаменте виднеется символическая надпись: «Петру Первому – Екатерина Вторая», указывающая на преемственность власти и незыблемость связей между двумя великими правителями. Это было особенно важно для императрицы, старавшейся доказать легитимность пребывания на троне, несмотря на совершенный ею дворцовый переворот.

Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Источник: Оксана Баринова

В Первопрестольной первый памятник появился несколькими десятилетиями позднее: им стал монумент Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, воздвигнутый в 1818 году. Установить его планировалось к двухсотлетнему юбилею изгнания из России польских интервентов, но из-за Отечественной войны 1812 года планы пришлось скорректировать. Памятник Минину и Пожарскому создавался на народные деньги: сбор средств на увековечение героев второго ополчения начался в 1808 году в Нижнем Новгороде, на малой родине Кузьмы Минина. В конкурсе проектов победил скульптор Иван Мартос, но памятник он намеревался поставить в Москве и даже вступил в спор с Александром I по этому вопросу. К тому же император хотел разместить памятник спиной к Кремлю, а Мартос уверял его, что героев необходимо повернуть лицом. Царь считал, что ополченцы заслоняли бы собой сердце России, а по идее скульптора – Минин указывал Пожарскому на занятый врагами Кремль, призывая к его освобождению. Надпись тоже предлагалась другая: «Вам монумент – святой Руси существованье». Впоследствии ее заменят на существующую поныне: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Работа над памятником продолжалась на протяжении Наполеоновских войн и Отечественной войны, что добавляло идее его создания дополнительный патриотический смысл. В одном из описаний труда Ивана Мартоса встречается фраза: «Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох». Отливка скульптурной группы высотой в четыре с половиной метра по выплавляемой восковой модели стала в то время уникальной не только для России, но и для всей Европы. Памятник торжественно открывали как символ двух побед – далекой, спасшей страну в семнадцатом столетии, и совсем недавней – над армией «двунадесяти языков». На открытие собрался, без преувеличения, весь город: деревья, крыши и даже кремлевские башни были усыпаны народом, когда под барабанную дробь с монумента сняли покрывало. С этого дня церемонии открытия новых памятников в двух столицах будут неизменно сопровождаться пышными торжествами и большим интересом жителей. Следующее не меньшее по масштабу событие Москве довелось пережить в 1880 году, когда на Тверском бульваре установили памятник А.С. Пушкину работы Александра Опекушина. При жизни поэта не было создано ни одной, даже самой скромной скульптуры – так пожелал сам Пушкин. Со свойственной ему самоиронией он писал супруге: «Арапское мое безобразие будет предано бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». Место возведения монумента выбрали неслучайно: в начале бульвара, напротив Страстного монастыря (по преданию, его колокола первыми зазвонили после того, как войска Наполеона покинули город), поэт любил гулять. После Октябрьской революции, когда из детей Пушкина осталась в живых лишь его дочь Мария, она часто приходила к монументу и подолгу сидела возле него, вспоминая былые годы. Редкий прохожий тогда узнавал в скромной старушке родственницу главного русского поэта.

Памятник Минину и Пожарскому.

Помнить и помогать

В наши дни важнейшей задачей является сохранение памятников разных эпох, прежде всего, связанных с ключевыми событиями отечественной истории. В 2016 году Российским военно-историческим обществом был создан проект «Место памяти» для объединения усилий в сохранении памятников, мемориалов, вечных огней и мест захоронений солдат Великой Отечественной войны – в том числе и братских. На интерактивную карту России каждый желающий может внести необходимую информацию о памятнике, прикрепить фотографии или видео, чтобы единомышленники знали, в каком состоянии мемориал находится в данный момент. Эта информационная площадка помогает проводить мероприятия по благоустройству территорий, торжественные церемонии возложения цветов, организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Портал «Местопамяти.рф» действует, чтобы сохранить первоначальный исторический вид памятников через сопоставление фотографий «до» и «после». «Место памяти» помогает регулярно заботиться о мемориалах и следить за их сохранностью в любой день, а не только в ходе подготовки к празднованию 9 Мая. Однако помимо организационного аспекта платформа выполняет едва ли не самую важную задачу – сохранение памяти о невосполнимых потерях, которые приносят войны, и призыв к тому, чтобы подобные трагедии никогда более не повторялись.

Памятник воину-ополченцу Фрунзенской дивизии.

От Руси до России

Российское военно-историческое общество стремится не только сохранять уже существующие памятники и достопримечательности, но и приветствует создание новых. 12 ноября 2017 года в Калуге был торжественно открыт памятник московскому князю и собирателю русских земель Ивану III. Автором идеи при поддержке РВИО выступил Андрей Кончаловский, а работу выполнили скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. Место выбрано неслучайно – именно на Калужской земле в 1480 году закончилась двухсотлетняя история зависимости Руси от Золотой Орды. После стояния на Угре начался новый этап развития Государства Российского, связанный с деятельностью потомков Ивана III. Немногим ранее Российское военно-историческое общество реализовало другой интересный проект, связанный с памятниками правителям. Недалеко от Музея военной формы, в Петроверигском переулке, открылась «Аллея правителей», где представлены стелы с бюстами всех исторических личностей, возглавлявших государство, – начиная с варяжского князя Рюрика. Первую экскурсию по «Аллее правителей» провел научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков, в день открытия русский народный ансамбль «Россия» исполнил песню «Славься!» композитора М.И. Глинки. Из столицы «Аллея правителей» готовится к переезду в Пензу, а пока увидеть монументы можно во время прогулки по скверу недалеко от усадьбы Тургеневых-Боткиных.

Источник

Сохранение памяти и исторической правды о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях
статья

Статья преподавателя Самковой Юлии Викторовны об опыте работе в области дополнительного образования с целью повышения патриотического и нравственного воспитания обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_pamyati_i_istoricheskoy_pravdy_o_velikoy_otechestvennoy_voyne_cherez_priobshchenie_uchashchihsya_k_uchastiyu_v_kulturno-tvorcheskih_meropriyatiyah.doc 204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самкова Юлия Викторовна,

МБУ ДО г.о. Самара «ДШИ № 21»

СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Неуважение к предкам

есть первый признак безнравственности.

«С чего начинается Родина?» Родина начинается с тех этических ценностей, которые в тебя «вросли» с детства: с уважения к людям, к своей стране, с осознания ценности окружающего тебя мира и окружающих тебя людей, чувства долга и желания защищать этот мир.

С чего начинается патриотизм? – с любви и уважения к Родине, без которых не будет сильной ни одна из стран мира.

Одной из проблем современной России на сегодняшний день, на которую стоит обратить особое внимание, является состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. С годами изменилась система ценностей российского общества, их содержание и формы проявления. Поэтому сегодня для современного школьного исторического образования так важно сохранить «классические» ценности, которые важны для воспитания граждан, уважающих свою страну.

В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью».

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя ( особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям ) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Окружающие нас информационные источники предоставляют разноплановую, иногда диаметрально противоположную информацию, которая откладывает отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.

Историческая память народа – непреложная основа его самосознания. История Отечества несет в себе огромный идейный и нравственный заряд, пробуждающий чувство гордости за наш народ, который в дни тяжелых испытаний отстоял свободу и независимость нашей Родины. Память о народных героях всех войн хранится в коллективном сознании общества, давая возможность учитывать уроки прошлого и опираться на его героические примеры.

« У нас не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма », – подчеркнул недавно Президент Российской Федерации В.В. Путин . Память о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является краеугольным камнем нашего общественного сознания и объединяющим фактором для людей независимо от их национальной принадлежности или политических воззрений. Поэтому и неслучайны сейчас попытки «переосмыслить» историю Второй мировой войны таким образом, чтобы выставить нашу страну виновником войны.

«Содействие изучению российской военной истории и противодействие попыткам ее искажения» – одна из Уставных целей и приоритетных линий деятельности Российского военно-исторического общества.

Противодействие фальсификации истории и искажению событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. осуществляется Российским военно-историческим обществом на просветительском, научном и воспитательном уровне.

Для того, чтобы лучше понять насколько в современном мире важно сохранять правдивую и честную историческую память, хочу привести для примера статью интернет-портала «Вести. Экономика»:

«Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. При этом среди «союзников» с годами заметно меняется восприятие крупнейшего военного конфликта в современной истории человечества.
На примере опросов агентства IFOP, проведенных в различные годы после завершения войны, видно резкое изменение отношения к тому, кто, по их мнению, внес наибольший вклад в победу над фашистской Германией. В мае 1945 г., когда пожар войны еще не остыл, мнения были однозначными: главной силой в борьбе с гитлеровской Германией был, по мнению французов, СССР.

Спустя десятки лет это восприятие изменилось: главную роль, по мнению жителей западных стран, в войне сыграли США.
Большинство опрошенных американцев, британцев, французов, и других европейцев, чьи страны участвовали во Второй мировой войне, в опросе компании YouGov в 2015 г. заявили о том, что главный вклад в победу над гитлеровской Германией внесли США. При этом, по оценкам британцев, победу во Второй мировой войне в первую очередь помогла принести Британия.

Почему произошли подобные изменения в оценках? Помимо постепенного ухода из жизни людей, напрямую столкнувшихся с ужасами войны, ключевую роль сыграли недружественное отношение к СССР в ходе «холодной войны» и сопутствовавшая этому пропаганда.
Тем не менее никакое количество книг, фильмов, игр и прочих фантазий об истории Второй мировой войны, которые, очевидно, уже поменяли восприятие войны на Западе, не могут изменить фактов: наибольшие военные потери фашистская Германия понесла именно в попытке захватить СССР. По различным оценкам, на долю восточного фронта пришлось от 70% до 75% от общих потерь фашистских войск в годы войны.
Портал «Вести.Экономика» ранее отмечал , что героизм русских, белорусов, украинцев и других народов всех бывших союзных республик, ставший одним из главных факторов победы в Великой Отечественной войне, в первые годы войны признал президент США Франклин Рузвельт. В письме генералу Макартуру в мае 1942 г. президент США признает:

СССР понес наибольшие человеческие потери в войне: общие безвозвратные людские потери страны, по последним данным, оцениваются в 26,6 млн человек. Советский Союз также понес огромные потери в инфраструктуре промышленности – потери, которые страна восстанавливала в одиночку, уже в состоянии новой «холодной войны» с вчерашними «союзниками». Численность населения СССР вернулась к довоенным уровням только спустя 30 лет. Полностью или частично разрушено свыше 1700 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, почти 32 тыс. заводов и фабрик.

Оценки европейцев, подавляющая часть которых была захвачена в первые месяцы Второй мировой войны и фактически перешла на сторону фашистской Германии, обеспечивая Гитлера дополнительными мощностями по производству оружия, техники, остаются на их совести.
У них нет исторической памяти таких потерь и таких сражений. Главные победы войны – Курская битва, Сталинград – были добыты в сражениях на восточном фронте. Именно СССР остановил «военную машину» Гитлера, которая за считанные месяцы перемолола всю Европу. СССР выстоял в войне и уничтожил больше военной силы, чем остальные союзники, вместе взятые.
Поэтому в городах СССР, а впоследствии в России и других бывших республиках, которые еще сохраняют историческую память, 9 мая проводятся парады Победы. Именно поэтому люди, которым небезразличен тот вклад, который внесли их предки в победу, участвуют в акции «Бессмертный полк».

Эти победы были добыты именно народами СССР, именно русским оружием. Целое поколение советских людей погибло в войне. Сколько «стоят» жизни погибших и каков их вклад в победу над фашизмом – судить не британцам, не американцам, не в Брюсселе или в Париже. Важно помнить нам самим.

Память о подвиге советского народа – это дань уважения миллионам людей, которые хотели мирной жизни, но, подвергнувшись нападению, не сдались, выстояли и показали (в очередной раз в русской истории), КАК надо воевать – не на словах, а на деле.

Потомки русских, белорусов, украинцев, армян, грузин, казахов – всех национальностей, входивших в СССР и в войне, ставшей Великой Отечественной, должны хранить эту память.»

Сегодня интерес к истории Великой Отечественной войны значительно вырос. В современных условиях, на фоне кризисных явлений, переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.
Великая Отечественная война — одно из наиболее масштабных и трагических событий в истории ХХ века. Это прошлое нашей страны, это боль, гордость и достояние народа, и сохранение его в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.

В 2020 году Россия и весь мир будут праздновать 75-летие со дня Победы в борьбе с фашизмом — Победы в Великой Отечественной войне. А что общество XXI века знает о войне, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения? К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие.

Поэтому поиск решения подобных вопросов является актуальным для современного общества. Память — это то, что человек может пронести через годы. Двигаясь в будущее, он сохраняет воспоминания о прошедшем. Воспоминания о родных, о друзьях, об отчем доме, о школе, в которой учился, о радостных событиях и горестных днях.

Но каждый человек — ещё и частица своего народа. Поэтому у нас есть и общая память — это незабываемая народная память, историческая память.

Народная память – это Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение, Битва за Москву и Сталинградская битва, Битва на Курской дуге, где произошли сражения за Землю Русскую. А в нашем случае — это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.

Хочется привести слова ветеранов, живых свидетелей страшных событий тех лет:

— Нужно рассказывать молодежи о героях войны, — рассуждает ветеран Великой Отечественной войны Людмила Ивановна Кузмичева. — Например, о подвиге защитников Брестской крепости, которые первыми приняли тяжелейший удар врага. Они сопротивлялись очень долго. Когда погиб последний защитник, командир немецкой дивизии приказал похоронить этого героя с почестями. Это был единственный случай, когда немцы с почестями похоронили нашего солдата. Нужно рассказывать и о подвигах медиков во время Великой Отечественной войны. Вот, например, в начале войны Верхне-Волжское пароходство отдало семь кораблей под военно-санитарные суда. История этих пароходов нигде не отражена. Один из них был укомплектован 7 июля 1941 года работниками инфекционной больницы № 2 Горького. Они в 1941 году возили раненых из Подмосковья и города Калинина. Приходилось под покровом ночи подходить к берегу, чтобы немцы не заметили и не стали стрелять. Они вывозили раненых на Бор. В 1942 году эти же пароходы отправлялись за ранеными вниз по Волге в Сталинград. Перевозка происходила в тяжелейших условиях, когда шел обстрел, а река горела не в переносном, а в прямом смысле.

— Мы одержали великую, тяжелую победу, — говорит ветеран войны Иван Васильевич Воронин. — Из всех войн это была самая тяжелая, столько людей погибло! Сколько жертв, тягот, сколько потерь! Но и сколько мужества, сколько героизма! Мы были воспитаны так, что защищали свою страну до последней капли крови. Во время войны у нас был девиз — «Победа или смерть!». Это не пустые слова, а это действительно было так. Я был комсоргом разведроты, ходил в разведку пять раз. Приходилось дважды идти в штыковую атаку. Мы не боялись отдать жизнь за свою великую страну. И нынешнюю молодежь надо воспитывать так, чтобы они все встали как один и пошли защищать свою землю, как когда-то их деды и прадеды, если наступит грозный час.

Гражданам нашей страны помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно — нравственный подъём в массах, нерушимое единство фронта и тыла, которые основывались на чувстве истинного патриотизма, искренней любви к Отчизне, убеждённости в правоте и справедливости нашей борьбы, вере в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами.

Победа далась нашей стране дорогой ценой — более 27 миллионов жизней наших соотечественников. Многие ветераны самоотверженно сражались против фашистских захватчиков на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в тылу врага, на суше, на море, в воздухе. Они заслужили вечную славу.

Беспримерная самоотверженность народов России в годы Великой Отечественной войны навсегда должна остаться в памяти людей. И нынешнее поколение, и грядущие должны помнить об этом и в уважении склонять голову перед бессмертием подвигов Героев.

В 2020 году исполнится 79 лет от начала Великой Отечественной войны в 1941 году и 75 лет Победы советских граждан над фашизмом.

Великая Отечественная война — единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза. Именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян.

Поддержание памяти о Великой Отечественной войне должно отличаться многообразными подходами. Это в первую очередь изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших.

Стараясь сохранить память о беззаветном подвиге нашего народа, на занятиях мы рассматриваем не только ключевые моменты Великой Отечественной войны, но и ценность жизней простых советских граждан в тылу, их трудовой подвиг и судьбы, раскрытие значения Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в формировании исторической памяти народа и морально-нравственных основ общества, в гражданско-патриотическом воспитании современной молодёжи, воспитание патриотизма, нравственности, гуманизма.

В нашей школе постоянно ведется работа по поддержанию памяти о великом подвиге нашего народа: проводятся мероприятия, посвященные темам войны и Победы: концерты, общешкольные классные часы. На отделении изобразительных искусств учащиеся создают рисунки, посвященные темам снятию блокады Ленинграда, легендарных битв и отдыха бойцов, Победы и возвращению военнослужащих домой и т.д., также каждый год проводятся выставки работ учащихся, посвященные войне. В работе с учащимися важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Работа над рисунками позволяет детям проникнуть в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.

Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Отдельные занятия посвящаются просмотру документальных фильмов о музеях военной истории, фотографий военной поры, рисунков детей и картин художников, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной Войне.

Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.

По словам Федора Дроздова (ответственного секретаря нижегородской областной молодежной общественной поисковой Организации «Курган»), лучше всего война познается через историю своей семьи. Через судьбы своих прабабушек и прадедушек, дедов и отцов можно узнавать историю страны, подробности крупных исторических событий.

— Когда беседуешь с детьми, то часть ребят рассказывают о своих героических прадедушках и прабабушках, но многие молчат. Значит, они об этом просто не знают. Родовая память не донесла до них эту информацию, — говорит Федор Дроздов. — А ведь это очень важно — показать детям фотографии прабабушек и прадедушек, рассказать о том, как они пережили войну — воевали, работали, голодали, спасались от бомбежек и т. д. Это произведет на детей большое впечатление, запомнится гораздо глубже и ярче, чем любая информация из учебника. К тому же теперь возможно получить информацию о каждом, кто воевал, в Интернете. Существует несколько специальных сайтов, на которые можно обратиться за информацией. Установление судеб воевавших родственников — это большая научно-исследовательская работа.

Одна из основных проблем утраты и искажения исторической памяти – она становится абстрактной. Современные школьники не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны», «во время войны», «после войны». Ветераны, свидетели тех страшных событий, с годами «уходят».

Поэтому так важно визуализировать подвиг нашего народа, трагедии миллионов людей и объяснить гордость от Победы наших дедов и прадедов.

На занятиях мы с учащимися просматривали документальные фильмы о музеях военной техники 1941-1945 гг. И детям было интересно! Мальчики сами узнавали тот или иной танк или самолет еще до того, как приводилось его название.

Мы смотрели фильмы для того, чтобы дети могли лучше понимать, как выглядит Т-34, а как «Катюша». Чтобы могли нарисовать военную технику на своих работах, чтобы при прослушивании песен о войне у детей возникали правильные и конкретные образы. Подобные просмотры подготавливают учащихся к конкретизации образов и помогает поддерживать «жизнеспособность» памяти о событиях тех тяжелых военных лет.
Также мной была сделана подборка картин советских художников и сведена в презентацию. Использовались картины таких замечательных художников, прошедших военный путь, как Кривоногов Пётр Александрович, Александр Александрович Дейнека, Иван Васильевич Евстигнеев, Марат Иванович Самсонов и других. Художественные образы лучше визуализируют историческую действительность и дают представление о трагических событиях, которые пережил советский народ в годы войны: художественные образы сильнее врезаются в память!

Мною были подобраны картины на темы крупных битв и сражений, блокады Ленинграда, подвига защитников Брестской крепости, о трудностях жизни граждан в тылу, о боли прощания с близкими и радости от весточки о том, что родной человек жив. О счастье и гордости Победы!

С помощью этих художественных образов дети могут лучше прочувствовать и понять боль миллионов людей, переживших те страшные годы, смогут сопереживать героям картин и смогут лучше осознать, почему «этот День Победы со слезами на глазах»… Ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

На фоне явного угасания памяти о войне в западных странах, сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами для России приобретает все большее значение. Нельзя растить «Иванов, не помнящих родства»: граждане нашей страны должны с детства знать историю и культуру своей страны, своих предков. Только так мы сможем создать сильное и уважаемое государство.

В наступающем 2020 году мы планируем особенно торжественно и ярко провести наше общешкольное мероприятие, посвященное 75-летию Победы, в котором вместе с нашим художественным отделением будут участвовать учащиеся всех отделений школы: инструментального, вокального и театрального. Учащиеся уже готовят выступления, будут показаны кадры кинохроники военных лет с использованием интерактивной доски, подготовлена выставка рисунков учащихся художественного отделения.
Закончить данную работу я хотела бы словами президента нашей страны Владимира Путина: «Подвиг наших дедов и отцов всегда будет служить для нас ярким примером доблести, духовно-нравственного величия, фронтового братства, великой ответственности перед будущими поколениями. Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю».

Источник

Читайте также:  Экономические сообщения между странами
Оцените статью