Музыка народов Прибалтики
Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря
Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата, превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.
А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь.
Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат.
Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли), дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный)
Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого детства. У каждого мальчика и девочки был какой-нибудь небольшой рожок или другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки, та же флейта поможет развить музыкальный слух, память и координацию мелких мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего, часто использовались и в качестве рабочего «оборудования». Например, для пастухов, которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент.
А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина, можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки, гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.
Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых — купальские, с припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня.
И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые – суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине. Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог).
Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго-востоке страны встречается многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла-вальс, полька, каэраян. Народные музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи рожки (духовые).
Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне. Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» , в которых участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч исполнителей и десятки тысяч слушателей.
Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные, пастушеские, рыбацкие)
Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог слова.
Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство композиторов Латвии училось в русских консерваториях.
— Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от мала до велика. На празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов слышны на несколько километров.
Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.
Р.Па́улс — советский и латышский композитор, дирижёр, пианист, политический деятель. Народный артист СССР. Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и «Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,Э. Пьеха, А. Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «Кукушечка Раймонд Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру.
Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора «Колыбельная песня».
(Если есть технические возможности, скачать «Колыбельную песню» , послушать и нарисовать к ней иллюстрацию).
Источник
ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО РЕСПУБЛИК ПРИБАЛТИКИ
Очень высок уровень хоровой культуры в республиках Прибалтики. Самобытное народно-певческое искусство Латвии, Литвы и Эстонии имело решающее значение для формирования национальных музыкальных культур их народов. В условиях жесточайшего террора немецких рыцарей-крестоносцев, польских магнатов и других иноземных поработителей, запрещавших национальные обряды и песни, насильственно насаждавших чуждую массам католическую, евангелическую и иную музыку, латышский, литовский и эстонский народы упорно хранили свою древнюю культуру, обычаи, языки, певческие традиции.
Основные жанры латышской народной музыки сложились к XIII веку. Наиболее древние песни — одноголосные. Среди хоровых песен, относящихся, примерно, к XVII веку, встречается уже немало двух- и трехголосных. Ранней формой многоголосного пения является бурдонное, присущее некоторым обрядовым жанрам. Для лирических песен характерно гармоническое двух- голосие. В восточных областях Латвии получило распространение хоровое трехголосие.
В 50-е годы XIX века, в период подъема национально-освободительного движения, в латвийских городах и деревнях возникло много любительских хоровых кружков, которые нередко становились центрами общественной жизни. Руководителями этих кружков были сельские учителя. Важную роль в подготовке народных учителей сыграла Волкская учительская семинария. Деятельность воспитанников этого учебного заведения способствовала интенсивному росту латышской хоровой культуры в 60-е годы XIX века.
В буржуазной Латвии музыкальная культура развивалась сложными путями. В народе продолжало распространяться демократическое хоровое искусство. Буржуазия же стремилась использовать массовое хоровое движение для утверждения и пропаганды своей идеологии. В период фашизации Латвии (конец 30-х годов) буржуазии удалось уничтожить демократические формы руководства певческим движением.
Подъем национальной культуры, начавшийся в Латвии после установления Советской власти, был прерван
войной. Однако Советское государство приняло все меры к тому, чтобы сохранить лучшие национальные певческие силы. В трудный для нашего народа 1942 год в городе Иваново организован был Латышский ансамбль. Руководителем его стал Я. А. Озолинь.
В 1944 году, после изгнания фашизма, в социалистической Латвии были приняты все меры к восстановлению и развитию национальной культуры. В настоящее время в Латвии действуют три профессиональных хоровых коллектива: Государственный хор Латвийской ССР, хор радио и хор оперного театра. Помимо этого, существует много высококвалифицированных самодеятельных хоров: Заслуженный коллектив республики — хор Дома культуры Центрального совета профсоюзов, хоры педагогического и медицинского институтов, хоры, учителей, хоры студентов, которые часто выступают совместно с профессиональными коллективами, успешно исполняя сложные вокально-инструментальные произведения. Всего в Латвии сейчас насчитывается около двух тысяч хоров. Широкое распространение получили мужские, женские и детские хоры.
Свою самобытную историю имеет |И хоровое пение в Эстонской ССР. Наиболее ранние образцы эстонских народных песен, как и латышских, имеют речитативный склад; более поздние — отличаются ‘яркой напевной мелодией и ритмическим разнообразием. По природному своему складу, эстонская народная музыка одноголосна. Лишь на грани XVIII—XIX веков в братских общинах начало распространятся многоголосное хоровое пение. Сохранились некоторые сведения огхорах начала XIX века, которыми руководили [пасторы. По мере постепенного роста народного образования и школ, важную роль в развитии хоровой культуры стали играть ,учителя — организаторы и руководители сельских ;хоров. К середине XIX века в Эстонии было уже немало смешанных и мужских любительских хоровых ансамблей; Пярнский, Пыльтсамаский и другие хоры отличались высокой певческой культурой. Большое значение приобрели певческие праздники, которые стали проводиться с конца 60-х годов. К участию в первых ,’праздниках песни допускались сначала только мужские хоры. Они исполняли духовные песни и произведения из репертуара лидерта-
фелей. В 90-е годы по настойчивому требованию народных масс в праздниках песни стали участвовать, наряду с мужскими, и смешанные хоры, а в репертуар были включены эстонские народные песни и произведения русских и западных классиков. Женские хоры вплоть до 40-х годов XX века были малочисленны и не отличались высокими достоинствами исполнения.
Большое влияние на развитие певческого движения в Эстонии оказала революция 1905—1907 годов. Появились рабочие хоры на предприятиях. Спевки этих хоров нередко использовались в политических, агитационных, организационных целях рабочего движения. Однако в руководстве хоровым делом все больше укреплялись буржуазные элементы. В 20-е и 30-е годы на праздниках песни исполнялся только эстонский репертуар. Игнорирование произведений мировой классики, хоровой музыки других стран и народов несло в себе явно буржуазно-националистическую тенденцию.
С момента установления в Эстонии Советской власти начался активный процесс демократизации певческого искусства. Репертуар хоров обогащался лучшими образцами хоровой музыки братских народов Советского Союза, установились творческие связи с хоровыми коллективами братских союзных республик. В годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство позаботились и о судьбах эстонской музыки. В Ярославле был организован эстонский художественный ансамбль. Группа певцов этого ансамбля в 1944 году стала ядром Государственного мужского хора Эстонской ССР. Значительную часть нового коллектива составили бывшие участники jXyдoжe- ственной самодеятельности. Серьезная учебная работа, занятия в студии хора, а также в училище и консерватории превратили этот ансамбль в высококвалифицированный профессиональный коллектив. В настоящее время Государственный мужской хор Эстонской ССР является одним из крупнейших хоровых коллективов Советского Союза. Художественный руководитель ансамбля Г. Г. Эрнесакс. Значительную работу по пропаганде хоровой музыки ведет хор Эстонского радио (руководитель Ю. Варисте).
Больших успехов достигла хоровая самодеятельность. Свое искусство самодеятельные и профессиональные хоры демонстрируют на регулярно проводимых массовых праздниках песни, для чего в Таллине, как и в Риге, сооружено превосходное певческое поле, вмещающее тридцать тысяч исполнителей. Из наиболее крупных любительских хоровых .коллективов Эстонии можно назвать мужской — хор таллинского Дома профсоюзов им. Томна, смешанный хор железнодорожников «Рау- дом», хор таллинского Политехнического института, хор Тартуского университета.
Литовская народная хоровая песня по своим жанрам, интонационной и ладовой структуре более родственна русским, белорусским, украинским, польским, но также и латышским песням. До середины XVIII века в ней преобладал монодический склад. В последующий период активно развивается и многоголосие. Наиболее ранний вид хорового двухголосия сохранился в старинных литовских песнях сутартине. Для них характерны^ секундные созвучия и сложный синкопированный ритм.
В XVI веке в Литве возникли церковные певческие школы. Известно, например, что уже в 1513 году |в Вильнюсе существовала певческая школа при костеле св. Иоанна. Самые ранние сведения о церковно-певче- ской школе Вильнюсского кафедрального собора относятся к 1522 году. При этом соборе существовали смешанный хор и хор дискантистов. Певческие школы имелись и при других соборах и монастырях. Позднее, в целях привлечения большего количества прихожан, некоторые храмы стали содержать не только хоры, но и инструментальные капеллы. Большой хор и инструментальный ансамбль имела Литовская духовная семинария, основанная в 1828 году. В конце XIX и начале XX века в Литве начали создаваться музыкальные общества, ставившие целью распространение светского хорового пения.
Массовое хоровое движение и профессиональное хоровое искусство стали широко развиваться после установления в Литве Советской власти.
В декабре 1940 года была открыта Литовская филармония. В ее состав, наряду с другими профессиональными коллективами, вошел ‘Народный ансамбль песни и танца под управлением И. Швядаса и хор. В годы Великой Отечественной войны в городе Переяславль-За- лесский Ярославской области создан был Государственный художественный ансамбль Литовской ССР в количестве двухсот человек. Художественным (руководителем был назначен Ю. Банайтис. В сентябре 1944 года артисты ансамбля возвратились в освобожденный Вильнюс и принялись за работу по восстановлению певческих и инструментальных, коллективов филармонии. В июле 1945 года состоялся первый концерт Государственного хора Литовской ССР. В настоящее время — это крупнейший художественный коллектив.
Широкую деятельность по пропаганде народного музыкального творчества осуществляет Государственный ансамбль песни и танца Литовской ССР. Основу репертуара этого коллектива составляют литовские народные песни и танцы, игры, народно-инструментальные пьесы.
Успешно развивается певческая самодеятельность советской Литвы. В 1946 году 1на первом празднике песни в Вильнюсе выступило сто восемьдесят девять хоров, в них участвовало более двенадцати тысяч певцов. В jl950 году на празднике песни, посвященном десятилетию Литовской ССР, участвовало двадцать пять тысяч человек. В 1959 году в районных и городских праздниках песни приняло участие уже сто двадцать тысяч певцов и танцоров! В 1960 году в республике насчитывалось всего две тысячи семьсот постоянно работающих самодеятельных хоров и более семидесяти тысяч любителей-певцов. В настоящее же время число хоров еще значительно возросло.
Многие самодеятельные хоровые ансамбли Литовской ССР — хор Вильнюсского университета, Народные ансамбли песни и танца Каунасского политехнического института, Профсоюза медицинских работников, Вильнюсского педагогического института — пользуются популярностью далеко за пределами республики.
народном хоровом пении господствовало одноголосие. Многоголосное пение стало развиваться сравнительно поздно.
Заметный сдвиг в музыкальной жизни Молдавии произошел в 60-е годы XIX века, когда там возникли первые профессионально-музыкальные организации. В 80-х годах в Кишиневе открылось общество любителей музыки, в 1899 году — отделение Русского музыкального общества (P.M.О.), а несколько позже—музыкальное училище.
С установлением в Молдавии Советской власти там стало интенсивно развиваться профессиональное национальное искусство, создано было много любительских хоровых и драматических кружков, народных инструментальных ансамблей. В .настоящее время некоторые самодеятельные коллективы по своей квалификации приближаются к профессиональным.
Большую музыкально-просветительскую деятельность в Молдавии проводил В. А. Булычев. В 1919 году он создал в Кишиневе хоровую капеллу, которая развернула активную концертную деятельность. Основу репертуара |капеллы составила русская и зарубежная классика, а также произведения молдавских композиторов.
В 1930 году была организована Молдавская государственная капелла «Дойна». Она начала свое существование ,как хоровая студия, укомплектованная преимущественно участниками колхозной самодеятельности. Первым руководителем капеллы был К. К. Пигров. Он тщательно изучил и отобрал наиболее интересные образцы народных молдавских песен, а одесские композиторы сделали обработки этих произведений для состава капеллы. В |связи с тем, что большинство .певцов не имело музыкальной подготовки, коллектив был на один год направлен в Одессу для прохождения учебного курса в Музыкально-драматическом ‘институте. В |1932 году «Дойна» блистательно выступила на Всесоюзной олимпиаде в Москве, и с этого времени началась большая и чрезвычайно плодотворная концертная деятельность капеллы. Кроме национального народно-песенного репертуара, «Дойна» превосходно исполняет русские, украинские народные песни, классические произведения прошлого, сочинения советских композиторов. Художественный руководитель «Дойны» — А. Гарштя.
Источник