Создание сообщества единой судьбы человечества
Сообщество единой судьбы человечества (кит. 人类命运共同体) — концепция внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики.
Предыдущие внешнеполитические теории
Предыдущей концепцией внешней политики, официально озвученной в Китае, стала «теория трех миров» Мао Цзэдуна, согласно которой мир во второй половине XX века разделялся на три части:
- Сверхдержавы, а именно США и СССР, обвиняемые в империализме
- Экономически развитые страны (Япония, Канада, ФРГ и прочие)
- Все остальные страны, включая КНР и страны Движения неприсоединения
Этой теорией Мао Цзэдун обосновывал, в частности, советско-китайский раскол.
Новая политика
Дэн Сяопин, придя на смену Мао Цзэдуну, начал проводить «политику реформ и открытости», значительно расширившие экономические связи КНР с внешним миром. Он значительно улучшил отношения КНР с США и Японией (но не с СССР). Теоретических обоснований под новую внешнюю политику Китая не подводилось, хотя Дэн Сяопин и не отрицал «теорию трех миров»; изменения во внешней политике были результатом нового экономического курса.
Понятие «единая судьба» впервые было употреблено председателем КНР и генеральным секретарем КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК. Его речь обращалась к соотечественникам в Тайване, которым Ху Цзиньтао напоминал, что у материковых и островных китайцев «единая судьба». В этой речи Ху Цзиньтао предложил комплекс мер, который должен был послужить сближению и примирению двух сторон (КНР и Тайваня), разделенных в результате гражданской войны в Китае. В той же речи Ху Цзиньтао упомянул, что будущее и судьба Китая теперь тесно связаны с судьбой всего мира. Выступая на следующем, XVIII съезде, Ху Цзиньтао, обсуждая проблемы глобализации, с которыми не может справиться ни одна отдельно взятая страна, упомянул, что и все человечество представляет собой «сообщество единой судьбы».
Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин, сменивший Ху Цзиньтао, очень часто употреблял этот термин, в первый раз — выступая в Московском государственном институте международных отношений в 2013 году. В своем выступлении на юбилейной (70-й) сессии Генеральной Ассамблеии ООН в 2015 году он сформулировал пять принципов построения «сообщества единой судьбы», предлагаемых КНР:
- установление партнерских отношений равенства, взаимопонимания, вступления на путь диалога, партнёрских отношений; но не политического союза
- создание модели безопасности, основанной на принципах справедливости, взаимодоверия, сотрудничества, защиты мира в азиатском регионе и во всем мире
- стремление к развитию, обеспечивающему открытость и взаимное предоставление льгот
- содействие межцивилизационным обменам, исходящим из поиска общего при понимании различий, уважения национальной специфики
- создание экосистемы на принципах уважения природы, гармоничного сосуществования человека и природы
Таким образом, концепцию можно рассматривать как направление политики экономической глобализации, которую Китай намерен проводить и далее. Это неизбежно вызовет увеличение взаимозависимости Китая и его партнеров и совместного решения возникающих при этом проблем.
Концепция «сообщества единой судьбы человечества» упоминается в некоторых резолюциях ООН. Так, она была включена странами-участницами Комиссии по социальному развитию ООН в проект резолюции «О социальном аспекте нового партнерства в интересах развития Африки», а также в резолюциях о предотвращении милитаризации космоса (предложенных китайской делегацией).
Критика
Концепция вызвала критику со стороны некоторых аналитиков (особенно западных, японских и индийских). Высказываются опасения, что сотрудничество с КНР приведет к увеличению экономической, а затем и к политической зависимости от Китая, а также подорвет основы существующего мирового порядка. Китай обвиняется в тайном намерении стать мировым гегемоном, диктующим свою волю другим странам в одностороннем порядке; принципы «взаимного уважения» и «равенства», указанные в концепции, иногда объявляются «пропагандой», а иногда подвергаются сомнению на том основании, что между так называемыми «демократическими» и «авторитарными» странами равенства быть не может.
Источник
Сообщество единой судьбы человечества страны
Доктор философских наук
На пути к сообществу единой судьбы человечества
В настоящее время Китай является общепризнанным лидером мирового экономического развития. Он обеспечивал в 2016 году «примерно 14,8% глобального ВВП и около 30% мирового роста» [1, с. 51]. Сегодня эти проценты еще больше. Именно экономическая мощь Китая и обусловила рождение в 2013 году китайского мегапроекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), который затем был дополнен проектом Морского Шелкового пути ХХI века, «и вместе они стали известны как инициатива «Один пояс и один путь»» [1, с. 50] .
За прошедшее время этот мегапроект приобрел реальное практическое воплощение, начиная от создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ); Фонда шелкового пути и реализации конкретных инфраструктурных проектов, как на территории Китая, так и в других странах (расширение глубоководного порта в пакистанском Гвадаре, технопарк «Великий камень» в Белоруссии, трансконтинентальное скоростное шоссе Западный Китай – Западная Европа, новые железные дороги в Казахстане, железная дорога Момбаса-Найроби в Кении, порт Пирей в Греции, портовая зона Сиануквиль в Камбодже, технопарк «Хофушань» в Мексике, объекты ЭПШП в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Таиланде, Шри-Ланки, миллиардные вложения Фонда шелкового пути в строительство газопроводов и нефтепроводов в России «Ямал – СПГ», СИБУР).
В мае 2017 года по инициативе Председателя КНР и Генерального секретаря Коммунистической партии Китая в Пекине был проведен Форум по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках мегапроекта «Один пояс и один путь». Во встрече участвовали лидеры 29 стран и полномочные представители более 100 государств. Число стран, подписавших различные документы об участии в «поясе и пути», достигло 68.
НА Форуме было объявлено, что Китай дополнительно выделит на проекты ЭПШП 70 млрд. долларов. Кроме того, около 9 млрд. долларов будет предоставлено в течение пяти лет международным организациям вдоль «пояса и пути».
Поступательному развитию китайского мегапроекта ЭПШП пытаются всячески противодействовать ряд западных стран во главе с США и их лжеэксперты в незападных странах.
Например, профессор Центра политических исследований в Нью-Дели и одновременно сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине Брахма Челлани, оправдывая недовольство США китайским проектом «Один пояс и один путь», пытается поставить знак равенства между империалистической политикой западных стран и китайской инициативой «Один пояс и один путь» [2] , не понимая принципиального различия между западным империализмом, разделявшим мир на якобы цивилизованный Запад и варварский Восток и тем самым оправдывавшим свою грабительскую политику в отношении незападных стран (как это, к примеру, делала Англия в Индии) и китайским мегапроектом, направленным на построение Сообщества единой судьбы человечества в интересах всех стран и всех народов нашей планеты.
Западные эксперты особенно усердствуют в распространении провокационных комментариев на тему конкуренции Китая и России в Центральной Азии. Западные средства массовой информации хотят убедить общественное мнение в странах вдоль ЭПШП в несовместимости интересов Китая и других государств, в частности, Китая и России. На что китайские эксперты справедливо отвечают, что подобные провокационные суждения ничего общего не имеют с реальной действительностью.
Ведь маршруты ЭПШП идут по территории России, железнодорожные линии Китай-Европа также идут через Россию. Все это принесет реальную выгоду России. К тому же экономическое развитие в странах Центральной Азии содействует экономическому развитию соответствующих регионов самой России. Вот почему для России вхождение Китая в Центральную Азию, как инициатора ЭПШП, в интересах обоих государств. Тем более, что реализация мегапроекта ЭПШП предполагает тесное взаимодействие с проектом по строительству Евразийского экономического союза, инициатором которого как раз является Россия.
Понимание общности китайско-российских интересов нашло свое отражение в подписании 9 мая 2015 года в Москве совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП). «Россия четко заявила о поддержке строительства ЭПШП, а Китай, в свою очередь, ясно выразил поддержку Евразийского экономического союза. После этого Китай и Россия начали совместное продвижение проектов экономического строительства» [3, с. 42].
В этом контексте важно отметить и то обстоятельство, которое в настоящее время способствует укреплению всестороннего стратегического партнерства Китая и России. Эта развязанная США торговая война с Китаем и антироссийские санкции США и Евросоюза.
Антироссийская политика США и Евросоюза, а также торговая война США против Китая объективно усиливают китайско-российское взаимодействие в современном мире. Можно утверждать, что сегодня Россия и Китай как никогда раньше нуждаются в поддержке друг друга, если бы не было бы китайской опоры во внешнеполитической стратегии России, то Россию Западу действительно удалось бы изолировать и ослабить на международной арене.
Точно так же без поддержки России Китаю гораздо сложнее было бы продвигать свой мегапроект ЭПШП и противостоять антикитайской политике США.
Особенно актуализировалась тематика китайско-российского союза строительства Сообщества единой судьбы человечества в условиях пандемии коронавируса, которую страны Запада пытались использовать против Китая.
Какая только ложь не сочинялась и не распространялась по всему миру западными СМИ. «Китаю злорадно предрекали миллионы жертв и экономический крах. Рассказывались сказки о разногласиях в правящих кругах страны и предсказывалась отставка Председателя КНР Си Цзиньпина. «Больной человек Азии», — такой издевательский заголовок разместило ведущее издание США «Уолл-стрит Джорнэл». Оно использовало тот самый уничижительный термин, которым западные колонизаторы XIX – начала XX века характеризовали расчленяемый и разграбляемый Китай» [4] .
Но, как справедливо отмечает Дмитрий Новиков, «вопреки клеветническим атакам Китай с честью справился с испытанием. Победу над вирусом уверено, прямо и непосредственно обеспечил существующий в стране строй. Столь ненавистные глобальному капиталу курс на построение социализма и руководящая роль Коммунистической партии стали необходимым условием этой победы» [4] .
Таким образом, есть все основания предполагать о формировании китайско-российского стратегического союза, способного осуществить трансформацию всей системы глобального управления.
Как отмечают ведущие российские и китайские эксперты, «китайско-российские отношения в настоящее время находятся на историческом пике. Нам надо придерживаться принципов «совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования» в рамках «пояса и пути», расширить региональные и географические преимущества Центральной Азии и России в объединении всей Евразии, что принесет реальное благополучие народам региона» [1, с. 43] .
На II Международном форуме «Один пояс-один путь», который состоялся 26-27 апреля 2019 года в Пекине лидеры Китая и Росси в очередной раз подчеркнули актуальность и фундаментальность стратегического сотрудничества между обеими странами. В частности, в интервью китайской газете «Жэньминь Жибао» Владимир Путин сказал:
Наглядным примером углубляющегося российско-китайского сотрудничества являются постоянные совместные морские учения. Такие учения под названием «Морское взаимодействие» — 2019 проводились с 29 апреля по 4 мая. Их цель – дальнейшее укрепление и развитие отношений стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами, углубление дружбы и взаимодействия между вооруженными силами Китая и России, а также повышение способности двух стран по совместному реагированию на угрозы безопасности на море.
На пути к Сообществу единой судьбы человечества
Открытая, инклюзивная, ориентированная на весь мир инициатива сотрудничества в рамках «пояса и пути» открывает новые горизонты всему человечеству. Роль идет о превращении «китайской мечты» в мечту всего человечества. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин на ХIХ съезде КПК в октябре 2017 года сформулировал как для своей страны, так и для мирового сообщества социально-философскую концепцию развития современного мира. Эта концепция называется «создание сообщества единой судьбы человечеств».
Вот как китайский лидер охарактеризовал деятельность КНР по продвижению к Сообществу единой судьбы человечества.
Важно подчеркнуть, что в условиях пандемии коронавируса, Китай первым среди всех государств справился с этой бедой, подтвердив тем самым, что только социализм способен эффективно бороться с болезнями и защитить жизнь человека. Подтверждение этой мысли можно наблюдать на примере США, которые несмотря на свою хваленную рыночную капиталистическую систему, не только не могут справиться с эпидемией коронавируса, но стоят на пороге саморазрушения всей системы олигархического государственного устройства.
Оказывается, что вся «налаженная рыночная система, обещавшая выдержать любой кризис, вдруг оказалась неспособна обеспечить страну не только лекарствами, но и туалетной бумагой» [6] . Так депутат Палаты представителей Конгресса США от одного из округов Нью-Йорка Александрия Окасио-Кортес прямо говорит, что «считает саму систему, где есть миллионеры, безнравственной», колесит по всей стране, агитируя за близких к себе по взглядам кандидатов, и дает понять, «а будущее за социализмом, и это будущее уже нельзя отменить» [6] .
В современном мире есть только один народ, в котором гармонично сочетаются традиции и новации, прошлое и настоящее, культура и политика, старшее поколение и молодежь. Жизнеспособность китайской нации уникальна. Имея мало земли, китаец обратил свои взоры к небу. Он назвал свою страну Поднебесной; расширяя тем самым свою родину до вселенских пределов.
Если кого-то сегодня и можно назвать гражданином планеты, то только китайца. Тем самым подчеркивается всемирный характер китайского народа, его планетарная роль в судьбе человечества.
Источники
1.Тавровский, Юрий. Первый юбилей / Юрий Тавровский // Китай. – 2018. — № 9. – C. 50-51.
3. Сю Вэньхун. Пятилетка «пояса и пути» / Сю Вэньхун // Китай. – 2018. — № 9. – C. 42-43.
Источник