Состав парламента зарубежных стран

Структура парламентов зарубежных странах

Структура парламента бывает однопалатной и двухпалатной. Двухпалатная структура парламента именуется бикамерализмом. Бикамерализм характерен для большинства современных парламентов (Великобритания, Италия, Испания, США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.). Однопалатные парламенты существуют лишь в немногих странах (Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Израиль и некоторые другие).

Нижние палаты формируются более демократично, поэтому именно им принадлежит, как правило, наиболее важная роль в осуществлении законодательных и контрольных полномочий парламентов, так они выражают в государственном механизме народные интересы. Верхние палаты, осуществляют представительство интересов территориальных единиц государства.

При этом реальная роль Верхней палаты может быть различной. Сильная Верхняя палата предполагает ее равноправие с Нижней палатой при осуществлении парламентских полномочий, прежде всего, законодательных (Италия, США). Это означает, что ни один закон не может быть принят без согласия обеих палат, включая Верхнюю. Система слабой Верхней палаты характеризуется превосходством Нижней палаты в законодательном процессе: при возникновении разногласий между ними относительно текста закона окончательное слово принадлежит Нижней палате, которая может преодолеть возражения Верхней палаты (ФРГ, Великобритания, Испания).

Как правило, чем демократичнее формируется Верхняя палата, тем она сильнее.

Если Нижние палаты формируются по общему правилу, путем прямых выборов, то Верхние в разных странах по-разному: как и нижние — непосредственно избирателями (США); путем назначения (ФРГ); косвенными выборами (Франция). При этом срок полномочий Верхних палат, как правило, больший, чем у Нижних палат, обновляются они.

Читайте также:  Структура конституций зарубежных стран первого поколения

Парламенты работают в сессионном порядке. Сессия — это период времени, когда парламент может проводить пленарные заседания и принимать решения.

В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы).

Фракции оказывают большое влияние на работу представительного органа — выработку повестки дня пленарных заседаний, направление прений, голосование, использование различных форм контроля за исполнительной властью. На уровне фракций ведутся переговоры об образовании правительства.

Крупные фракции могут делиться на группы, секции. Фракцией обычно руководит правление, комитет, в который входят лидеры партии, парламентские организаторы («кнуты»), секретари.

Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией).

Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями.

Важную роль в деятельности парламентов играют комитеты — вспомогательные органы, избираемые парламентом (палатой), состоящие из парламентариев и содействующие палатам в осуществлении их полномочий. Различают постоянные и временные комитеты: постоянные создаются на весь срок полномочий палаты или на время сессии — как правило, по отраслям и сферам управления, а временные — для выполнения определенной задачи, после чего распускаются (это, например, следственные комитеты). В полномочия комитетов входят права требовать информацию, вызывать на заседания и заслушивать должностных и иных лиц, организовывать парламентские слушания и т.п.

Наиболее распространенная среди последних согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу. Постоянные комиссии имеются во всех парламентах. Они предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты.

В ряде стран парламенты или палаты вправе создавать следственные и ревизионные комиссии, которые носят временный характер и призваны рассматривать конкретные дела. К созданию таких комиссий парламенты чаще всего прибегали в тех странах, в которых правительство не несет политической ответственности перед парламентом.

Комиссии вправе приглашать на свои заседания в качестве экспертов государственных чиновников и других лиц, в том числе представителей делового мира

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Тема 9: Парламент в зарубежных странах

Тема 9: Парламент в зарубежных странах

Парламент – это общегосударственный законодательный орган. Парламент в современном обществе является выразителем интересов различных политических сил в обществе. Термин «парламент» впервые появился в Англии, хотя корень слова французский «parle» (парле) – говорить.

История парламентаризма уходит вглубь веков. На рубеже первого тысячелетия появились и функционировали Народное собрание (экклезия) в Древней Греции, Сенат в Древнем Риме. Позднее появились собрания и сходы в Англии, Испании, вече в Древнем Новгороде. На этих собраниях граждан или «избранных» (старейшин, князей) обсуждались вопросы, которые считались актуальными для той или иной территории.

Все же принято считать, что первый парламент появился в Англии и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством.

Историю парламентаризма можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап. Для него характерно становление института парламентаризма. Т.е. происходит становление парламента как органа государства. Парламент искал свое место и роль, боролся за первенство, отрабатывались способы его формирования (XIV-XIX вв.).

Второй этап. Его называют «золотым временем» парламента. В этот период парламенты формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы одного класса третьего сословия, зарождавшейся буржуазии.

Третий этап. Условно можно назвать кризисом парламентаризма. В начале ХХ века ситуация в большинстве стран изменилась, др. социальные слои также потребовали участия в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. На первое место вышла исполнительная власть. «Кризис парламентаризма» просуществовал долго.

Четвертый этап. 70-90-е годы ХХ века – возрождение парламентаризма. Парламенты возродились как очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах парламенты не только формируют правительства и сильно влияют на них. Появились международные парламенты, такой как Европарламент.

Слово парламент универсально, применяется и понимается в любой стране мира. Однако в разных странах имеет различные названия: в США – Конгресс, Национальное собрание – Португалия, Франция, Риксдаг – Швеция, Дания – Фолькепгинг, Израиль – Кнессет, в Иране – Меджлис и т.д.

Место и роль парламента закрепляется в Конституции. Например, ст.41 Конституции Японии 1947г. гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. А Конституция США 1787 г. закрепляет, что законнодательной властью наделен Конгресс США.

по структуре парламенты бывают:

Финляндия, Дания, Швеция большинство

по объему компетенции делятся на три группы:

а) с неограниченными полномочиями: для этих парламентов юридически не определены полномочия – Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия;

б) с ограниченными полномочиями: Конституцией или законом установлен точный перечень полномочий – США, Франция;

в) относительно ограниченной компетенции – Германия, Индия, Малайзия.

по порядку формирования:

порядок формирования зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он избирается обычно прямыми выборами гражданами. Если двухпалатный – то нижняя палата избирается прямыми выборами гражданами, а верхняя палата формируется разными способами:

— формируется посредством прямых выборов (Сенат, США);

— посредством непрямых многоступенчатых выборов или косвенных выборов (Сенат, Франция);

— посредством назначения (Иордания, Канада);

— по наследственному принципу (в Великобритании до 1999 г.);

— смешанный способ (половина назначается, половина избирается, Малайзия).

— в законодательной сфере (главная) принадлежит исключительное право принимать законы;

— в финансово сфере – принимать бюджет и устанавливать налоги;

— в сфере международных отношений – ратификация и денонсация международных договоров;

— в сфере формирования государственных органов и учреждений – назначает президентов, принимает участие в формировании правительства;

— осуществление парламентского контроля;

— в сфере обороны и безопасности – объявлять войну и заключать мир;

— судебные полномочия – амнистии и помилование, осуществление процедуры импичмента.

Парламент функционирует в рамках определенного порядка – процедуры, установленной в Конституции, законах и регламенте парламента или регламентах палат парламента. Процедуры бывают общими или специальными. Общими процедурами являются: созыв и проведение сессии, совместные заседания, организация парламентских слушаний. Специальные процедуры – законодательный процесс (состоит из множества стадий):

1) внесение законопроекта могут в Италии – 50 тыс., Швейцарии – 100 тыс., Австрии – 200 тыс., Испании – 500 тыс., США – от 3 до 5 % от общего числа жителей штата. В США и Великобритании проект может быть внесен одним депутатом, в ФРГ – 15 депутатами, Испании – 50, Японии – 20, а также правительством.

2) обсуждение законопроекта обычно проходит в 3-х чтениях: в ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон, второе чтение – обсуждение проекта в деталях, в третьем чтении окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах. Если парламент 2-х палатный, то закон должен быть одобрен второй палатой.

Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона осуществляется главой государства в установленные сроки.

Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа: соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого.

Правовой статус парламентария включает:

— свободный мандат (т.е. он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы – не может быть отозван избирателями);

— ряд привилегий и иммунитетов (нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте);

— права и обязанности по участию в деятельности парламента;

— определенное материальное содержание – индемнитет.

Источник

Парламент: структура, виды по объему компетенции, полномочия

Разновидности парламентов

Имеются две варианта палат:

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на голосование, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество голосов списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть голосов в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США). После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных голосов парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра. До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение голосования (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Источник

Оцените статью