Состав транспортной работы страны

Состав транспортной системы страны

Территория Российской Федерации составляет около 17,1 млн км 2 , население более 143,6 млн человек (на 01.01.2014). Протяженность страны с севера на юг более 4 ООО км, с запада на восток — пример­но 10 ООО км. Границы протяженностью 60 933 км, из них 38 808 км морские. В РФ 1 029 городов, из них 14 городов с населением более 1 млн человек. По числу городов-миллионеров Россия делит с Бра­зилией 3 — 4 место в мире. Также имеются более 2 000 поселков, сел, слобод, хуторов. Территории городов обслуживаются разнообразны­ми видами транспорта, а поселки и другие поселения обслуживают­ся обычно автомобильным транспортом, прежде всего автобусами разной вместимости.

Разнообразие видов транспорта обусловлено большой террито­рией страны, наличием большого количества естественных водных путей, наличием регионов с особенностями климата (до 60 % терри­тории России с вечной мерзлотой), разнообразием ландшафта, раз­личной плотностью проживания населения и т. п.

• магистральный — работающий на значительных территориях;

• городской, как совокупность различных видов транспорта, об­служивающих городские территории, на которых проживает населе­ние страны;

• промышленный, являющийся совокупностью специализирован­ных видов транспорта, в том числе для обслуживания конкретных предприятий различных отраслей промышленного производства.

К магистральному относятся железнодорожный транспорт; во­дный (морской и речной транспорт); автомобильный транспорт; тру­бопроводный транспорт; космический транспорт; транспорт энергии и информации.

К городскому относятся железнодорожный городской и пригород­ный транспорт; метрополитен; скоростной трамвай; трамвай; трол­лейбус; автомобильный транспорт: автобус, маршрутное такси, так­си; монорельс; фуникулер; канатные дороги; движущийся тротуар; вертолет; велосипед, сигвэй.

К промышленному относятся железнодорожный транспорт, ра­ботающий внутри предприятия; автомобильный транспорт, специа­лизированный для данного предприятия; трубопроводный для об­работки груза внутри предприятия; речной транспорт; конвейеры; канатно-подвесные дороги; монорельсовые промышленные дороги; пневмо-и гидротранспорт.

Читайте также:  Дуалистическая монархия это страны

Железнодорожный транспорт наиболее развитой и технически оснащенный, что связано с его конструктивными особенностями, историей развития и ролью в экономике. Железнодорожный транс­порт перевозит преимущественно массовые дешевые грузы на сред­ние и дальние расстояния, что особенно важно для экономики на­шей страны, являющейся по определению сырьевой. Пассажиры перевозятся в пригородной зоне и на средние расстояния. На сред­них и дальних расстояниях железная дорога конкурирует с более ско­ростным воздушным транспортом, а в летний период на коротких и средних расстояниях — с речным. Используется для туризма.

В рыночных условиях железная дорога в разных странах мира, осо­бенно в США, одно время утратила свои позиции из-за невысоких скоростей. Но экологические преимущества железных дорог, работа­ющих на электротяге, научные достижения в повышении скоростей до 500 км/ч и более, а также возможность перехода с одной ширины колеи на другую без остановки возвращают былую роль железнодо­рожному транспорту. Себестоимость [2] относительно невысокая.

Автомобильный транспорт — постоянно развивающийся вид транспорта особенно при рыночных отношениях в экономике. Ши­роко используется в перевозках разнообразной номенклатуры грузов на короткие расстояния, характерные для города и пригорода, и сред­ние расстояния (пригород и межгород). Если раньше эффективным расстоянием для автомобильного транспорта считалось предельно 200 км, а при перевозке в контейнерах до 400 км, то в рыночных условиях расстояние увеличилось до 400 км и более. Эффективность достигается увеличением грузоподъемности автомобиля, наличием обратной загрузки, применением более совершенных технологий перевозки (контейнеризация, пакетирование, интермодальность). Увеличение грузоподъемности требует усовершенствованных авто­мобильных дорог.

Самая широкая сфера деятельности используется в городе, при­городе, регионах, в межрегиональном, междугородном и междуна­родном сообщениях как самостоятельный, а в мультимодальных си­стемах как подвозящий (вывозящий). В сельскохозяйственных ре­гионах практически единственный вид транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Широко используется для туризма и экскурси­онного обслуживания как самостоятельный и как обслуживающий другие виды транспорта.

Себестоимость высокая, экологически грязный транспорт.

Внутренний водный, или речной, транспорт наиболее ранний в истории развития человечества. В России более 2,5 млн рек, но в большинстве зимой ледостав, и более 2 млн озер. Появление более прогрессивных видов транспорта и определенные недостатки речного уменьшили его значение. Однако в некоторых регионах нашей стра­ны, а именно в Сибири (реки Обь, Иртыш, Лена и др.) и на Дальнем Востоке (река Амур), где практически нет других видов транспорта, он широко используется в навигацию [3] территориями, расположенны­ми вдоль бассейна рек. По волжской речной системе осуществляется 2/3 внутренних водных перевозок Российской Федерации. По рекам перевозят массовые дешевые грузы, а пассажиров перевозят на сред­ние и дальние расстояния в отдельных регионах. Широко использу­ется как круизный на больших и малых реках и озерах.

В международном сообщении задействовано 500 портов стран Ев­ропы, Африки и Азии. Российская Федерация имеет широкие связи со Скандинавскими странами, Голландией, Германией и др., чему способствует широкая сеть каналов, построенная частично еще до революции.

Себестоимость внутреннего водного транспорта при перевозке отдельных грузов немного ниже, чем на железнодорожном транс­порте.

Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Большее значение имеет в межконтинентальном сообщении. В Рос­сии 14 морей, основная часть которых расположена на севере стра­ны в районе Северного Ледовитого океана. Береговая линия состав­ляет 37 653 км. Используется в регионах, прилегающих к морям. Применяется для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе экспортно-импортных, и прежде всего сырья, продаваемого нашей страной. Себестоимость перевозок низкая.

Особое значение имеет морской транспорт в обслуживании се­верных территорий России, прилегающих к Северному морскому пути в связи с отсутствием в данном регионе других видов транспорта.

В пассажирских перевозках используется в основном как круиз­ный.

Воздушный транспорт используется главным образом как пас­сажирский на средние и дальние расстояния. Его применение в гру­зовых перевозках ограничено, прежде всего, из-за высокой стоимо­сти. Пассажиры имеют право выбора — могут использовать более дешевый вид транспорта, но менее скоростной. Отличается от осталь­ных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности (см. подразд. 2.6).

Себестоимость перевозок высокая.

Трубопроводный транспорт осуществляет перекачку жидких и газообразных грузов на любые расстояния. Перевозка твердых гру­зов в настоящее время ограничена.

Себестоимость транспортировки грузов самая низкая.

Транспорт энергии и информации (электроволновой) обеспе­чивает потребности жизнедеятельности общества и создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Электроэнергия поступает из определенных регионов страны, где построены гидро­электростанции, тепловые и атомные станции, по специальным пу­тям на всю территорию страны и за рубеж. Количество передаваемой энергии неустанно растет.

Передача информации способствует связи отраслей экономики, эффективности транспортного процесса и обеспечивает обороно­способность страны.

Космический транспорт в настоящее время представляет собой отдельную отрасль по перевозке грузов и пассажиров на околозем­ную орбиту. Широко используется в научных целях, на станциях про­водятся различные эксперименты. Космические аппараты применя­ются также для передачи информации. Применяемая в настоящее время телематика [4] дает оперативную информацию о погрузке-раз­грузке транспортного средства, о месте нахождения груза, о взаимо­действии видов транспорта и др. посредством разнообразных систем и в первую очередь системы ГЛОНАСС [5] .

Городской транспорт — это комплекс видов транспорта, обслу­живающий трудовые, деловые и культурно-социальные поездки жи­телей населенных пунктов, а также перевозку грузов, необходимых для жизнедеятельности людей.

Промышленный транспорт обслуживает конкретное предпри­ятие и находится на его балансе. Разнообразие видов промышлен­ного транспорта, применяемых на конкретном предприятии, зависит от выпускаемой продукции, размеров территории, разбросанности цехов по территории и др. Перевозки осуществляются со склада в цех, из цеха в цех, из цеха на склад, к магистральному железнодо­рожному транспорту, на котором ввозится сырье или полуфабрика­ты и вывозится готовая продукция или полуфабрикаты.

Себестоимость зависит от работы обслуживаемой отрасли.

Источник

Транспортный комплекс России

В состав транспортного комплекса входят: Сухопутные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный; Водные виды транспорта: речной и морской; Воздушный транспорт.

Основными задачами транспортного комплекса являются: Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и регионами страны; Своевременное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; Повышение экономической эффективности работы транспорта.

Все виды транспорта образуют транспортную систему.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами.

Транспортный узел — пункт, в котором пересекаются несколько видов транспортных путей.

Крупнейшим транспортным узлом России является Москва.

Рисунок 31. Структура пассажиро- и грузооборота транспорта России

Основными структурными показателями развития транспорта являются структура пассажиро- и грузооборота.

В пассажирообороте безраздельно господствуют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в грузообороте — трубопроводный и железнодорожный (см. рис. 31).

Важными показателями работы транспорта являются также объём перевозок, их дальность и себестоимость.

По общей массе перевозимых грузов и пассажиров безраздельно господствует автомобильный транспорт. Наиболее дальние перевозки осуществляет морской транспорт, а наиболее короткие — автомобильный. Самым дешёвым видом транспорта является трубопроводный, а самым

дорогим — авиационный. Самый скоростной вид транспорта — воздушный, а самый медленный — трубопроводный (см. таблицу 31).

Источник

Состав и структура транспортной отрасли

Транспорт является самостоятельной отраслью, в задачи которой входит полное и качественное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения в перемещении грузов и пассажиров во времени и пространстве, предоставление сервисных, ремонтных, логистических услуг.

По месту и роли в народно хозяйстве, транспорт является отраслью инфраструктуры. Транспорт активно участвует в формировании стоимости товаров и услуг конечного потребления.

Транспортная отрасль включает в себя:

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. Железнодорожный транспорт играет значительную роль и в перевозке пассажиров, причем до 90% приходится на пригородное сообщение.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок на дальние расстояния автотранспорт используется в регионах, где отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах) и при доставке особо ценных и скоропортящихся грузов.

Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км.

Главные недостатки речного транспорта — сезонность, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.

Трубопроводный транспорт — узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы. Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности

Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж — перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.

Воздушный транспорт является преимущественно пассажирским. Пассажирские перевозки составляют 80% работы этого вида транспорта, остальное — перевозки грузов и почты, причем им перевозятся грузы, быстрая доставка которых имеет большое народно-хозяйственное значение. При дальних перевозках (свыше 1000 км) авиационный транспорт имеет преимущество перед железнодорожным. Воздушные перевозки преобладают там, где протяженность железнодорожных маршрутов значительно больше (например, Москва–Хабаровск).

Источник

Оцените статью