Составить план экскурсии по православному храму 4 класс

Урок-экскурсия в храм
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок по предмету ОРКиСЭ. Урок-экскурсия в храм, где мы рассматриваем внешнее строение храма, внутреннее убранство и говорим немного о истории храма.

Скачать:

Вложение Размер
Урок ОРКиСэ, модуль ОПК, урок «Храм» 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл

«Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

в храм во имя иконы Божией Матери«Смоленская»

Подготовила и провела:

учитель ОРКСЭ (учитель начальных классов)

Любимова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя : Любимова Наталья Николаевна

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики

Цель: рассмотреть устройство храма.

Образовательные: ознакомить детей с устройством и назначением храма, определением слов: икона, алтарь, Царские врата, иконостас, вспомнить ранее изученные понятия.

Развивающие: развивать внимание, память, любознательность обучающихся.

Воспитательная: формировать духовную основу личности, показав, что существует система запретов, помогающих расти внутреннему миру человека, научиться правилам поведения в храме.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: сформировать у обучающихся понятия «икона», «алтарь», «Царские врата», «иконостас».

Коммуникативные УУД: строить высказывания в соответствии с поставленными вопросами, опираясь на жизненный опыт.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Основная мысль урока: православные христиане в храме молятся Христу, ангелам и святым.

Основные понятия: икона, алтарь, Царские врата, иконостас, благословение.

Межпредметные связи: окружающий мир

Форма проведения: у рок – экскурсия в Смоленский Собор г.Козьмодемьянска

Основные: Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ — М.: Просвещение, 2012.

Рябинской К.С. «Город Козьмодемьянск Казанской губернии», изд-во г.Казани, 1890г (перепечатанный вариант с подлинника)

Мы с вами сегодня проводим урок немного необычный, он выходит за рамки нашей школы. Мы идём с вами в храм. Напоминаю о правилах поведения в храме. В храме, даже если нет службы, не следует громко разговаривать. Девочки в храме должны быть в платочке, а мальчики без головного убора.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия. Наш храм называется Собор во имя иконы Божией Матери «Смоленская», более просто Смоленский Собор.

Давайте остановимся у храма и посмотрим на его внешний вид.

А) Внешний вид храма.

По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве. Основной объем собора — четырехгранник (крест). Собор венчают пять глав, символизирующие Христа и четырёх его учеников. На колокольне было семь звонких колоколов, четыре из них имели надписи . Колокольня восстановлена в 2006 – 2007гг. А для чего звонили и звонят в колокола? (Ответы детей)

Собор Смоленской иконы Божией Матери — храм-памятник царю освободителю Александру II. Это один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при жизни царя. 4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Покушение террористу не удалось. И вот в память «чудеснейшего спасения драгоценнейшей жизни государя — императора 4 апреля 1866 года при покушении на него», как записано в «Известиях при Казанской епархии», издаваемых при Казанской духовной академии, «козьмодемьянцы закладывают этот собор». Собор был заложен в 1867 году на средства прихожан Вознесенской церкви: Михаила Ивановича Дьяконова, козьмодемьянского купца II гильдии Якова Алексеевича Морозова; купца II гильдии из с.Троицкий Посад Василия Ивановича Замятнина . Храм строился на средства купцов и прихожан (государство не выделяло денег на строительство храмов), всего было израсходовано около 50 тысяч рублей серебром.Храм был освящен в сентябре 1872г

-Сосчитайте, сколько лет нашему храму? (Урок проводился в 2016г – 144 года)

-Это из истории храма. А теперь переходим к устройству. Перед входом в храм следует перекреститься.

Б) Внутреннее устройство храма.

— А для чего люди ходят в храм? (Ответы детей)

-Крыльцо храма – называется папертью. С давних времён на паперти собирались нищие и убогие и просили милостыню.

-Притвор (предхрамие) – пристройка с западной стороны храма.Притвор символизирует область земного бытия.

-Люди, которые приходят на богослужение обычно прикладываются к иконе, которая лежит на аналое в центре (Аналой — узкий столик с наклонной поверхностью).

-Итак, мы вошли в церковь. Сразу напротив входа располагается алтарьглавная часть храма, она символизирует область бытия Божия. Алтарь располагается в восточной стороне храма. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. Обычный человек должен понимать, что ему не всё позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле. В любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека, его духовное развитие. Чтобы этому научиться нужно уметь останавливаться и уступать, нужно уметь ждать и понимать.

-Иконостас — стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части церкви.Первые иконостасы появились в начале XV века. Его создателями считаются Феофан Грек и Андрей Рублёв.В центре иконостаса располагаются Царские врата. Через них во время богослужений выходит священник.На самом верху иконостаса –крест. Ниже расположены иконы пророков. Давайте вспомним, кто такие пророки? (Ответы детей. Урок 5. Библия и Евангелие.) Ещё ниже иконы апостолов. А кто такие апостолы?(Ответы детейУрок 5.Библия и Евангелие.) Далее мы видим иконы двунадесятых праздников. Справа от Царских врат всегда икона Христа, а слева Девы Марии, Божией Матери.

-Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Казанская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь». Не стоит думать, что в каждом городе своя Богоматерь, Это названия разных её икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. После прочтения текста вы должны будете найти ещё одно названия Богоматери, т.е. как ещё называют Мать Христа. (с.50 учебника)

-Стены храма расписаны библейскими сюжетами. На стенах расположены иконы. Икона – картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

-В левой стороне храма мы видим квадратный столик, на котором много подставочек для свечей. Это «канун», здесь ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Записки с именами тех, кого надо помянуть в молитвах передаются священнику в алтарь. Записки с именами могут быть «за здравие» (о живых), или «за упокой» — за умерших. За «кануном» расположено Распятие. Вспомните, почему нижняя перекладина креста перекошена? (Ответы детей. Урок 7. Христос и Его крест)

-Перед иконами обычно стоят подсвечники. На них верующие могут поставить свечки. Церковная свеча — это наша любовь к Богу и ближним. Церковная свеча — это сила, помогающая нам в трудные минуты жизни и смерти.Свеча свидетельствует о нашей любви к Господу. Пришли в храм, принесли ее в дар своей любви.

В заключение экскурсии послушайте отрывок из стихотворения Ирины Богдановской.

Просить не грех… Но более достойно
Свечу поставить Богу просто так,
Перед иконой постоять спокойно –
Живой огонь в душе рассеет мрак…

А коль молиться – так за всех болящих,
За нищих, за бездомных и слепых,
Но более – за всех духовно спящих,
Неверием и самостью больных…

Наша экскурсия подходит к концу. Но так как у нас урок, давайте подведём итоги:

-Что такое иконостас?

-В какой части храма расположен алтарь?

-Объясните значение выражения «Смоленская Богоматерь»?

Источник

Методическая разработка урока на тему «Экскурсия в храм» (4 класс).
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Эту экскурсию целесообразно проводить при изучении курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия в храм. 42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Экскурсия в храм».

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Технологическая карта урока.

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Мотивация учащихся к изучению темы урока.

Усвоение новых знаний.

II. Операцион-ноисполни-тельный этап.

— Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.

— Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

— В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

— Что такое церковь? Что она означает?

— Вот поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

— Сегодня на уроке во время экскурсии мы подробно разберём с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1. Внешние особенности храма. Экскурсия по территории храма. Беседа.

— Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

— Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

— Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

— Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

— Как вы думаете, зачем нужны колокола?

— Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

2. Изучение устройства храма.

— Часто ли вы бываете в храме?

— Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

— Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти .

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

На молитву приходи.

— О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

— Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

— Как мы заходим в храм?

— Как мы стоим во время богослужения?

— Как оканчивается божественная литургия?

— Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

— Как называется храм находящийся в нашем городе?

— Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

— Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью . Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

— В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

— Вот мы в самом храме.

Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик , здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра).

Главнейшая часть храма — это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

— Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящим- ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол — особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Источник

Читайте также:  Море базы отдыха ливадия
Оцените статью