Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.
На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:
Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:
Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта
Сходство транспорта ФРГ и Пакистана — в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.
Источник
Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя)
1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования.
Минеральные ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства.
Масштабы использования минеральных ресурсов колоссально выросли в последние десятилетия (3/4 добытых в XX веке полезных ископаемых добыто после 1960 года).
Ежегодно из недр Земли извлекается более 100 млрд. тонн минерального сырья и топлива.
К сведению: в средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в XVII веке — 25, в XVIII в. — 29, в XIX в. — 47, в начале XX века — 54, во второй половине — более 80 элементов.
Как же размещены различные виды минеральных ресурсов? Отчего это зависит?
1) Топливные ресурсы: имеют осадочное происхождение, приурочены главным образом к окраинам и прогибам древних платформ:
а) угольные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Ленский и Канско-Ачинский бассейны (Россия), Аппалачский (США), Рурский бассейн (Германия) и т.д.
К сведению: на Земном шаре известно более 3.6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши.
б) нефтегазоносные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Западно-Сибирский и Волго-Уральский бассейны (Россия), Техасский и Калифорнийский (США), Персидский (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иран, Кувейт), Сахарский бассейн (Ливия) и т.д.
К сведению: нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, из них разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 35 тысяч.
2) Рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры:
а) страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.
б) страны, выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.
в) страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;
г) страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;
д) страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд.
3) Нерудные полезные ископаемые: имеют широкое распространение; к ним относятся:
а) апатиты (Россия);
б) сера (Польша, Мексика);
в) калийные соли (США, Бразилия);
г) известняки, доломиты повсеместно и т.д.
Проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов:
1) истощение доступных месторождений;
2) нарушение экологии окружающей среды в результате добычи и транспортировки ресурсов (горные отвали, карьеры) и т.д.
Пути решения экологических проблем:
1) комплексное освоение ископаемого сырья;
2) повторное использование ресурсов;
3) глубокая утилизация промышленных и бытовых отходов;
4) применение ресурсосберегающей техники и т.д
2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
Франция — одно из самых экономически развитых государств Европы.
Рассмотрим характеристики данной страны:
1) Площадь территории — 551.6 тыс. квадратных километров; столица — Париж; в административном плане страна разделена на 96 департаментов, в т.ч. Париж — на правах отдельного департамента.
2) Экономико-географическое положение: страна находится на западе Европы; граничит с государствами, имеющими достаточный экономический уровень: Испания, Италия, ФРГ, Бельгия, Швейцария и др.
Франция имеет удобное положение по отношению к транспортным магистралям, сухопутные пути густо пронизывают всю территорию Западной Европы.
Огромное значение в устройстве страны играет наличие морской границы (Северное и Средиземное моря, Бискайский залив).
3) Природные условия и ресурсы:
· рельеф: преобладание равнинных территорий, на юго-востоке — горы;
· минеральные ресурсы: ими страна небогата — скромные запасы каменного угля и природного газа, скудные ресурсы нефти, руд цветных и редких металлов, хотя есть крупные запасы железных руд;
· почвы: окультурены, плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);
· земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни;
· климат: умеренный климатический пояс, средние температуры зимы от 0 до +8 градусов, средние летние температуры +16 — +24 градуса, осадки от 250 до 1000 мм;
· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания поздних зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, на юге — маслин и оливок;
· воды: реки — Гаронна, Луара, Рона и др.;
· водные ресурсы: страна хорошо обеспечена, широко используется энергия горных рек;
· леса: зона смешанных и широколиственных лесов, жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников;
· лесные ресурсы бедны, большая часть естественных лесов преобразована в антропогенные;
· рекреационные ресурсы во Франции богатейшие: объекты природы (Средиземноморское побережье, живописные ландшафты, горные курорты), архитектурно-культурные достопримечательности (Версаль, Париж, Лувр, Триумфальная Арка, Собор Парижской Богоматери и т.д.). Франция — страна туризма.
а) численность — 56.5 млн. человек;
б) плотность населения большая — от 10 до 600 чел./кв. км (особенно в районе Парижа);
в) тип воспроизводства — II; рождаемость, смертность, естественный прирост — низкие;
г) старение населения;
д) женщины преобладают над мужчинами по численности;
е) национальный состав:
— французы — 82.3 %, народности: каталонцы, корсиканцы, эльзасцы;
— итальянцы; португальцы; бретонцы; фламандцы; баски; есть выходцы из Алжира;
ё) основная религия — католицизм;
ж) уровень урбанизации около 75 %; крупнейшие города: Париж, Лион, Марсель, Бордо и др.;
з) много мигрантов из стран Восточной Европы и Алжира;
и) высококвалифицированные трудовые ресурсы.
а) промышленность: её структура типична для наиболее развитых стран мира.
Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, производстве автомобилей, самолётов, морских судов, вооружения, оборудования для АЭС, тканей, одежды, парфюмерии и др.
Однако, по целому ряду показателей (прежде всего — по общему объёму промышленного производства) Франция заметно уступает промышленности США, Японии, ФРГ.
Крупнейшие индустриальные центры: Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.
б) сельское хозяйство: в нём явно преобладает животноводство (крупный рогатый скот, свино- и птицеводство, животноводство на горных пастбищах); растениеводство (пшеница, сахарная свекла, виноградарство, садоводство и т.д.).
По объёму производства мяса, молока, сбору пшеницы, сахарной свеклы Франции принадлежит первенство среди стран Западной Европы.
в) транспорт: основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт; основные магистрали сходятся к Парижу, Марселю.
Франция имеет крупный морской и пассажирский флот.
Развит авиационный транспорт.
6) Внутренние различия: экономически более развиты север и запад страны; менее развита восточная часть.
7) Внешние экономические связи: Франция активно участвует в экономической интеграции в пределах Единого европейского пространства; развивает экономические связи с другими регионами.
3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.
На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:
а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием — более 110 км на 100 кв. км территории;
б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);
в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);
г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;
д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн — Гамбург на Северном море;
е) трубопроводный (передача нефти и газа).
Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:
Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):
а) морской: крупнейший порт — Карачи в Аравийском море;
б) речной: главная артерия — Инд;
Последние развиты в меньшей степени.
Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.
Сходство транспорта ФРГ и Пакистана — в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.
Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)
Источник
Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.
На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:
а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием — более 110 км на 100 кв. км территории;
б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);
в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);
г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;
д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн — Гамбург на Северном море;
е) трубопроводный (передача нефти и газа).
Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:
Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, “точкой роста” которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):
а) морской: крупнейший порт — Карачи в Аравийском море;
б) речной: главная артерия — Инд;
Последние развиты в меньшей степени.
Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.
Сходство транспорта ФРГ и Пакистана — в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.
Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.
Общая экономико—географическая характеристика стран Западной Европы. Западная Европа — это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион — один из мощных центров мировой экономики в современном мире. ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению друг к другу; близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу. Страны региона расположены в благоприятных природных условиях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральными ресурсами неоднородна. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля — в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды — во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов — в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей — в ФРГ, во Франции и др. Но ввиду того, что страны Западной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии — Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов. Для населения стран Западной Европы характерен процесс «старения», что объясняется снижением естественного прироста и увеличением средней продолжительности жизни. На демографических показателях сказываются последствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов, в области социального обеспечения пожилых людей. Западная Европа — один из самых урбанизированных регионов мира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире. Западная Европа — один из экономических центров мира; является важным финансовым центром (Лондон и Цюрих — финансовые столицы). По темпам экономического развития регион в последние годы стал отставать от США и Японии. Отставание обнаружилось прежде всего в наукоемких отраслях — микроэлектронике, биотехнологии и др. Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных. В странах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики. Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. Ориентация на импорт железной руды привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю — Таранто в Италии, Дюнкерк во Франции, Бремен в ФРГ. Цветная металлургия использует концентраты руд из Африки и Азии. Ее территориальная структура меняется медленнее, чем в черной металлургии. Машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного машиностроения, особенно автомобилестроения: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция). Машиностроение представлено практически в каждом крупном городе. Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пластмассы, Франция — синтетический каучук, Бельгия — химические удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии — фармацевтика. Изменения в географии промышленности Западной Европы связаны с формированием крупных пор-тово-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децентрализаций промышленности. Сельское хозяйство характеризуется чрезвычайно высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприятия — ферма. В большинстве стран преобладает животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур — сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращивание маслин, миндаля, граната. Италия — первая страна в мире по производству вин и сбору винограда, Испания — по сбору маслин. Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транспорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупнейшие порты). Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем. Ведущими странами Западной Европы являются страны — члены «большой семерки» — ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Для региона характерен высокий уровень региональной экономической интеграции, объединение стран в Европейский союз; открытие государственных границ в рамках Единого европейского экономического пространства.
Источник