Составные финансовой безопасности страны

Финансовая безопасность государства, как составляющая экономической системы

Вопрос финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Такие ведущие ученые, как Л. Абалкин, В. Амитан, В. Гейц, Г. Пастернак-Таранущенко и другие в своих работах систематически отражают различные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексно к решению данной проблемы подошли А. Барановский, Н. Ермошенко, А. Сухоруков, О. Ладюк и ряд других ученых.

Финансовая безопасность государства является важной составляющей системы экономической безопасности на макроуровне. Под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономическое системы, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному влиянию каких-либо угроз, способностью обеспечивать на основе собственных экономических интересов свое устойчивое и эффективное развитие. Особенностью экономической безопасности государства является то, что без социальной стабильности она практически невозможна. Поэтому при формировании системы финансовой безопасности государства социальному аспекту следует придавать особое значение [1].

Под финансовой безопасностью государства понимают защищенность интересов государства в финансовой сфере, или такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которое гарантирует способность государства эффективно формировать, сберегать от чрезмерного обесценения и рационально использовать финансовые ресурсы страны для обеспечения социально-экономического развития и обслуживания финансовых обязательств [1]. Именно от состояния финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, и все другие элементы и виды безопасности [2].

Устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и др. [2].

Уровень финансовой безопасности страны обусловлен и степенью развития рынка капиталов, на которых оборачиваются акции в большом количестве реально функционирующих субъектов хозяйствования. Влияют на него мера открытости внутреннего рынка; разлад финансовых инструментов; склонность населения к операциям с фондовыми ценностями; концентрация интеллектуальных ресурсов, задействованных в развитии финансового рынка [2].

Читайте также:  Страны финансовые центры специализация

Однако необходимо сделать одно существенное дополнение. Финансовая безопасность страны в целом, определяется, прежде всего, эффективностью бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. При этом следует учитывать степень влияния государства на каждую из сфер финансовой системы. Публичные финансы можно рассматривать как объект прямого управления со стороны государства. Государство также должно создавать все условия для устойчивого финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере международных финансов с учетом интеграции страны и, конечно же, в сфере финансового рынка. Поэтому для того, чтобы определить потенциал обеспечения финансовой безопасности государства необходимо понимать те противоречия, которые присущи финансовой системе страны в целом и особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений [1].

Таким образом, государство может эффективно осуществлять функции финансового контроля и финансового регулирования социально-экономического развития страны на основе мониторинга: 1) структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений; 2) индикаторов финансовой безопасности отдельно каждой из сфер финансовых отношений и финансовой системы в целом. При этом необходимо отметить, что условия обеспечения финансовой безопасности государства специфичны для каждой из сфер финансовой системы, а возможности государства по управлению финансовой системой в целом ограничены, так как не все функции управления могут быть задействованы по отношению к каждой из сфер финансовой системы [1].

1. Хорошева А.С. Условия обеспечения финансовой безопасности государства / А.С. Хорошева // Финансы, учет, банки. – №14. – 2008. – С.90-96

2. Ткаченко В.Г. Об особенностях финансовой безопасности Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / В.Г. Ткаченко // Міжнародний науково-виробничий журнал «Економіка АПК». – №6. – 2009. – С.8-14

3. Никитина М.Г. Теоретико-методологические основы концепции экономической безопасности региона / Никитина М.Г., Рудницкий А.О., Деренуца А.С.// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – №2. – 2011. – С. 140-148

Источник

Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития

Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государ­ства, а также приоритетным направлением государственной по­литики, так как охватывает широкий спектр национальных, эко­номических и социальных факторов.

Современной отечественной экономической наукой сформу­лировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансо­вую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпора­тивных структур на микроуровне, другие — как состояние фи­нансовой системы государства, обеспечивающее функциониро­вание экономики, выраженное опосредованно через систему по­казателей, характеризующих уровень ее безопасности.

Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано канди­датом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой без­опасностью подразумевается состояние и готовность финансовой си­стемы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточ­ных для поддержания необходимого уровня экономической без­опасности страны.

Как элемент экономической безопасности страны ее финансо­вая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:

•безопасность корпоративных финансов;

•безопасность сферы страхования;

•финансовую безопасность населения.

Что касается угроз финансовой безопасности России, то, при­держиваясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-эко­номической политикой, элементарными просчетами органов влас­ти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклоне­ниями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономиче­ские преступления и т.д.) в управлении финансовой системой госу­дарства.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В ка­честве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

•стремительное развитие процесса транснационализации эко­номических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,

•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвиж­ность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных орга­низаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная эко­номическая интеграция, включая ее финансовую и валютную со­ставляющие);

•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рын­ков на базе новейших информационных технологий;

•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внеш­ней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная фи­нансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их вза­имопроникновение и формирование, по мере того как глобаль­ные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;

. усиление конкуренции и трений между государствами в эко­номической и иных сферах, использование мощных стратегий за­воевания мирового экономического пространства;

•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частно­сти, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спе­кулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрез­вычайно уязвимыми;

•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, не­способность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую ак­туальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общ­ностей народов России);

•определение критериев и параметров (количественных и ка­чественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;

•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансо­вой безопасности России и их носителей;

•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

•установление основных субъектов угроз, механизмов их функ­ционирования, критериев их воздействия на национальную эко­номическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

•разработку методологии прогнозирования, выявления и пред­отвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по вы­явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;

•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализую­щих или смягчающих воздействие негативных факторов;

•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органа­ми мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-

отвращению возникновения каких-либо финансовых обяза­тельств, не подкрепленных правовыми или этическими норма­ми). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызван­ных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государ­ственного развития инвестиций, механизмы обеспечения по­добающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.

Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов Рос­сии принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следу­ющие пути совершенствования системы финансовой безопасно­сти России:

•установление пределов иностранного участия в капитале оте­чественных организаций;

•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение до­ступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития госу­дарства);

•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничитель­ную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

•разработка действенных систем контроля привлечения и ис­пользования средств иностранных заимствований.

В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня не­возможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.

В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при усло­вии изменения взглядов руководства страны на данную пробле­му, учитывая огромный экономический потенциал России, су­ществующая негативная ситуация может измениться в положи­тельную сторону.

Контрольные вопросы

1.Что такое экономическая безопасность?

2.Назовите объект экономической безопасности государства.

3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?

4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».

5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности госу­дарства.

6.Назовите основные критерии экономической безопасности госу­дарства.

7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государ­ства».

8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энерге­тической безопасности государства.

9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.

10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государ­ства».

11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государ­ства.

12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?

13.В чем заключаются геополитические интересы государства?

14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.

15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?

16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?

17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михай­лов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.

Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-спра­вочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.

Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.

Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комп­лекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.

Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стра­тегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.

Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защи­та от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.

Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.

Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.

Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.

Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.

Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализа­ция, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.

Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.

Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью