Финансовая безопасность государства, как составляющая экономической системы
Вопрос финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Такие ведущие ученые, как Л. Абалкин, В. Амитан, В. Гейц, Г. Пастернак-Таранущенко и другие в своих работах систематически отражают различные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексно к решению данной проблемы подошли А. Барановский, Н. Ермошенко, А. Сухоруков, О. Ладюк и ряд других ученых.
Финансовая безопасность государства является важной составляющей системы экономической безопасности на макроуровне. Под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономическое системы, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному влиянию каких-либо угроз, способностью обеспечивать на основе собственных экономических интересов свое устойчивое и эффективное развитие. Особенностью экономической безопасности государства является то, что без социальной стабильности она практически невозможна. Поэтому при формировании системы финансовой безопасности государства социальному аспекту следует придавать особое значение [1].
Под финансовой безопасностью государства понимают защищенность интересов государства в финансовой сфере, или такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которое гарантирует способность государства эффективно формировать, сберегать от чрезмерного обесценения и рационально использовать финансовые ресурсы страны для обеспечения социально-экономического развития и обслуживания финансовых обязательств [1]. Именно от состояния финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, и все другие элементы и виды безопасности [2].
Устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и др. [2].
Уровень финансовой безопасности страны обусловлен и степенью развития рынка капиталов, на которых оборачиваются акции в большом количестве реально функционирующих субъектов хозяйствования. Влияют на него мера открытости внутреннего рынка; разлад финансовых инструментов; склонность населения к операциям с фондовыми ценностями; концентрация интеллектуальных ресурсов, задействованных в развитии финансового рынка [2].
Однако необходимо сделать одно существенное дополнение. Финансовая безопасность страны в целом, определяется, прежде всего, эффективностью бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. При этом следует учитывать степень влияния государства на каждую из сфер финансовой системы. Публичные финансы можно рассматривать как объект прямого управления со стороны государства. Государство также должно создавать все условия для устойчивого финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере международных финансов с учетом интеграции страны и, конечно же, в сфере финансового рынка. Поэтому для того, чтобы определить потенциал обеспечения финансовой безопасности государства необходимо понимать те противоречия, которые присущи финансовой системе страны в целом и особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений [1].
Таким образом, государство может эффективно осуществлять функции финансового контроля и финансового регулирования социально-экономического развития страны на основе мониторинга: 1) структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений; 2) индикаторов финансовой безопасности отдельно каждой из сфер финансовых отношений и финансовой системы в целом. При этом необходимо отметить, что условия обеспечения финансовой безопасности государства специфичны для каждой из сфер финансовой системы, а возможности государства по управлению финансовой системой в целом ограничены, так как не все функции управления могут быть задействованы по отношению к каждой из сфер финансовой системы [1].
1. Хорошева А.С. Условия обеспечения финансовой безопасности государства / А.С. Хорошева // Финансы, учет, банки. – №14. – 2008. – С.90-96
2. Ткаченко В.Г. Об особенностях финансовой безопасности Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / В.Г. Ткаченко // Міжнародний науково-виробничий журнал «Економіка АПК». – №6. – 2009. – С.8-14
3. Никитина М.Г. Теоретико-методологические основы концепции экономической безопасности региона / Никитина М.Г., Рудницкий А.О., Деренуца А.С.// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – №2. – 2011. – С. 140-148
Источник
Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития
Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государства, а также приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических и социальных факторов.
Современной отечественной экономической наукой сформулировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансовую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпоративных структур на микроуровне, другие — как состояние финансовой системы государства, обеспечивающее функционирование экономики, выраженное опосредованно через систему показателей, характеризующих уровень ее безопасности.
Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано кандидатом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой безопасностью подразумевается состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической безопасности страны.
Как элемент экономической безопасности страны ее финансовая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:
•безопасность корпоративных финансов;
•безопасность сферы страхования;
•финансовую безопасность населения.
Что касается угроз финансовой безопасности России, то, придерживаясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства.
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В качестве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:
•стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,
•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющие);
•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их взаимопроникновение и формирование, по мере того как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;
. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных стратегий завоевания мирового экономического пространства;
•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:
•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общностей народов России);
•определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
•установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
•разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-
отвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.
Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России:
•установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
•разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня невозможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.
В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при условии изменения взглядов руководства страны на данную проблему, учитывая огромный экономический потенциал России, существующая негативная ситуация может измениться в положительную сторону.
Контрольные вопросы
1.Что такое экономическая безопасность?
2.Назовите объект экономической безопасности государства.
3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?
4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».
5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности государства.
6.Назовите основные критерии экономической безопасности государства.
7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государства».
8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энергетической безопасности государства.
9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.
10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государства».
11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государства.
12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?
13.В чем заключаются геополитические интересы государства?
14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.
15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?
16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?
17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михайлов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.
Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.
Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.
Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.
Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.
Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.
Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.
Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.
Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.
Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.
Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.
Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.
Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.
Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.
Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник