Состояние экономики страны с учетом современных тенденций
В настоящее время развитие рыночной экономики определяет множество макроэкономических переменных – ВВП, инвестиции, потребление, обменные курсы, цены Государственные органы реагируют на эти переменные в своей политике – изменяя государственные расходы, денежную массу, процентные ставки, обменные курсы. Определим роль данных макроэкономических переменных в развитии экономики РФ.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным измерителем размера экономики. Он оценивает стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в границах государства в течение периода (года, квартала). ВВП является потоковой переменной, поэтому часто сравнивают рост ВВП по отношению к такому же периоду прошлого года. ВВП представляет собой чисто бухгалтерский термин и сообщает, сколько было произведено официально.
ВВП-не учитывает накопленное богатство;
• ВВП не учитывает время отдыха;
• ВВП не учитывает экологию;
• ВВП не учитывает образование общества;
• ВВП не учитывает неравенство.
Альтернативные методы измерения благосостояния пока не прижились , поскольку они все они очень субъективны.
Инвестиции в современной экономики являются важным индикатором деловой активности. Они представляют собой покупку товаров и услуг для будущего использования в производстве и не только – не финансовые инвестиции. К инвестициям можно отнести:
•Закупку производственного оборудования (основные фонды), то есть строительство, модернизацию и ремонт заводов, дорог, станков и т.д.;
• Товары длительного пользования, образование, которые по сути, инвестиции, но по статистике, потребление;
Государственные расходы тоже являются инвестициями, например, в инфраструктуру, науку и т.д.
Если же говорить о государственных расходах , то в них не входят трансфертные платежи. Выплаты пенсий, пособий, процентов и т.п. представляют собой просто перераспределение денег внутри экономики. Таким образом, госбюджет содержит намного больше, чем просто G.
Инфляция на современном этапе развития РФ равна росту цен , если речь идет об общем уровне цен в стране. Например, рост энерготарифов теоретически может происходить одновременно с падением цен на парикмахерские услуги. Для оценки уровня цен используются различные индексы, но все они небезупречны, поскольку трудно найти индекс, действительно хорошо отражающий стоимость проживания .
Роль безработицы в экономике страны остается достаточно противоречивой.
С одной стороны, цикличная безработица возникает во время спада (рецессии), когда спрос в экономике недостаточен, что плохо сказывается на развитии экономики страны. Фрикционная безработица представляет собой экономическую ситуацию в стране, когда люди ищут новую работу, что положительно сказывается на экономическом развитии страны. Структурная безработица представляет собой технологический прорыв, что тоже неплохо сказывается на экономическом развитии РФ. [1].
Рассмотрим основные макроэкономические показатели развития РФ в 2016-2017 гг.
Таблица 1.Макроэкономические показатели РФ в 2016-2017 г.г. . [2,с.1].
Объем ВВП в январе-декабре 2017 г. в текущих рыночных ценах сложился в сумме 92 трлн руб. или 99,8% прогнозируемого объема. В целом за 2017 г. рост ВВП составил 1,5%, что существенно ниже прогнозного значения (2,1%), учтенного в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями). Отрицательная динамика добавленной стоимости в целом за 2017 г. наблюдалась в строительстве (снижение на 0,2%), а также образовании (снижение на 0,1%) и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (снижение на 0,2%).
Индекс промышленного производства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упал до 101% (в 2016 г. – 101,3%). В IV-м квартале 2017 г. отмечен спад по всем укрупненным группам промышленной деятельности. Однако в целом за 2017 г. снижение динамики зафиксировано только в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,8%. В добыче полезных ископаемых зафиксирован рост на 2%, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – на 0,1%, в обрабатывающих производствах – на 0,2%. Динамика промышленного производства в 2017 г. существенно ниже прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 2,1%). Счетная палата РФ в своих материалах неоднократно указывала на значительные риски недостижения прогнозного показателя.
Средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2017 г. стала $53,02 за баррель, что на 27% выше, чем в 2016 г., а также на 6,3% выше среднегодовой прогнозной цены ($49,9 за баррель). В целом за январь 2018 г. цена на нефть достигла $68,59 за баррель, что на 7,6% выше показателя декабря.
Официальный курс доллара США к рублю в 2017 г. снизился до 58,33 руб. за 1$ или на 12,8% ниже уровня 2016 г. (66,9 руб. за 1$). В январе 2018 г. курс доллара США к рублю по сравнению с декабрем 2017 г. укрепился и стал 56,78 руб. за 1$.
Инфляция по итогам 2017 г. сложилась на уровне 2,5% (в 2016 г. – 5,4%), что является историческим минимумом с 1991 г. Продовольственные товары в 2017 г. подорожали на 1,1% (в 2016 г. – на 4,6%). Наибольший рост цен отмечался на масло сливочное – на 9,6%, молоко и молочную продукцию – на 5,2%, рыбу и морепродукты – на 3,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 2,7%. Непродовольственные товары в 2017 г. подорожали на 2,8% (в 2016 г. – на 6,5%). Наибольший рост цен в 2017 г. отмечался на подакцизную продукцию: табачные изделия подорожали на 8,6%, бензин автомобильный – на 7,3%, обувь – на 4%, ткани – на 3,7%. Прирост цен и тарифов на услуги в 2017 г. составил 4,4% (в 2016 г. – 4,9%). По состоянию на 5 февраля 2018 г. инфляция с начала года составила 0,4%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,7% вместо прогнозируемого роста на 1,3%.
Рост реальной начисленной заработной платы в целом по 2017 г. составил 3,4%, что несколько выше прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 3,2%). Реальный размер назначенных пенсий за январь-ноябрь 2017 г. увеличился на 3,7%.
Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2018 г. составила 2,5 млрд руб., снизившись за год на 8,7%. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17% на строительство, по 6% на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки и транспорт, 3% на добычу полезных ископаемых[3].
По мнению А.Л.Кудрина пик кризиса в России пришелся на 2015 год, и теперь страна стала медленно, но уверенно стала выходить из кризиса. По его мнению, для окончательного выхода из кризиса нужны решительные действия по усовершенствованию государственного управления. В настоящее время эта система является несовершенной. Также необходимо установить доверительные отношения между властью, бизнесом и народом. Экономист также полагает, что необходимо увеличить пенсионный возраст в стране [4].
Мнения экспертов нашей страны о тенденциях развития экономики РФ отличаются друг от друга. Об этом свидетельствует таблица 2.
Таблица 2.Мнения экспертов относительно роста ВВП в 2018 г. [4].
Рост ВВП в 2018 году
Центр стратегических разработок
Согласно данным специалистов Международного валютного фонда ,2017 год стал для России началом выхода из рецессии. В конце 2017 года отмечался подъем подъем экономики страны на уровне 1,3 %. В 2018 году будет наблюдаться стабильный рост в районе 1,5%.Агенство Fitch прогнозирует снижение добычи нефти в России из-за падения цен на этот вид топлива. Санкции со стороны Евросоюза не только не снимутся, но и усилятся. Россия будет оставаться в тяжелом экономическом состоянии, как минимум до 2020 года. Согласно прогнозу Еврокомиссии рост экономики России начался в 2017 году. В 2018 году можно надеяться на уверенный рост в 1%. В то же время уровень инфляции в стране будет составлять 6%.Финансист Д. Сорос уверяет, что ресурс экономики России заканчивается, что заставит власти страны уменьшить ассигнования из бюджета. Выполнение «договора» между правительством В. Путина и обществом о поддержании финансовой стабильности и благополучия нации в 2018 году будет под вопросом. Страна может столкнуться с тяжелейшим кризисом, последствия которого непредсказуемы. В 2018 году экономика РФ продолжит испытывать на себе тяжесть санкций, главным инициатором которых вновь выступят США. В список мероприятий запретительного характера против России добавились еще некоторые пункты, которые начали действовать с 29 января 2018 года [4].
В настоящее время на развитие национальной экономической системы оказывает развитие инновационной политики, реактивной (в смысле поведения и развития, характеризующегося реагированием на какие либо факторы, проблемы и их последствия) на глобальные изменения геополитической, финансовой и социально-экономической обстановки в стране и в мире. Задачей действующего руководства страны и самой национальной инновационной системы в этих условиях становится формирование правильного вектора развития инновационной политики, с учетом многочисленных неудачных экспериментов и нацеленного не только на развитие самой инновационной системы, но и изменения ее поведенческой модели при воздействии вышеперечисленных внешних факторов – выстроить систему таким образом, чтоб она без внесения корректировок в политику, самостоятельно реагировала на большинство изменений, изменялась одновременно с другими сферами жизни общества, становилась проактивной (то есть развивалась не по принципу реакции на внешние факторы, проблемы и их последствия, а по принципу упреждения возникновения проблем, предвосхищения изменений внешней среды[5,с.8-9].
Таблица 3.Структура расширенного бюджета РФ [2,с.15]. Официальный сайт Министерства финансов РФ.
По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в январе-апреле 2017 года составили 9506 млрд. рублей или 35,1% ВВП по сравнению с 33,4% ВВП в прошлом году. Расходы расширенного бюджета составили 9518 млрд рублей или 35,2% ВВП, снизились на 1,0 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, кассовый дефицит расширенного бюджета в январе-апреле 2017 года составил лишь 13 млрд. рублей или 0,0% ВВП по сравнению с дефицитом 2,8% ВВП в прошлом году. С 15
Таблица 4.Основные показатели бюджетной системы[2,с.16].
В январе-апреле 2017 года доходы расширенного бюджета составили 9506 млрд. рублей или 35,1% ВВП, что выше на 1,7 п.п. ВВП уровня прошлого года. Увеличение доходов расширенного бюджета наблюдается по следующим статьям: «налоги на природные ресурсы» (на 1,8 п.п. ВВП или 68,6% в номинальном выражении), «акцизы» (на 0,3 п.п. ВВП или 27,4% в номинальном выражении) и «пошлины на экспорт» (на 0,2 п.п. ВВП или 16,9% в номинальном выражении). Небольшое снижение доходов расширенного бюджета произошло по разделу «налог на прибыль» (на 0,3 п.п. ВВП), однако в номинальном выражении доходы по данной статье остались на прежнем уровне. Расходы расширенного бюджета в январе-мае 2017 года составили 9518 млрд рублей или 35,2% ВВП. Снижение расходов наблюдается по статье «национальная оборона» (на 1,1 п.п. ВВП или 17,2% в номинальном выражении), что соответствует запланированному сокращению расходов на оборону по сравнению с 2016 годом. Кроме того, снижение расходов произошло по разделу «здравоохранение» (на 0,5 п.п. ВВП или 6,2% в номинальном выражении). Однако стоит отметить, что в соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017-2019 гг. расходы расширенного бюджета на здравоохранение по итогам 2017 года запланированы на 0,1 п.п. ВВП выше, чем в 2016 году. Таким образом, более низкий уровень расходов носит скорее локальный характер. Необходимо отметить увеличение расходов бюджета по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году произошло по статье «социальная политика» на 0,9 п.п. ВВП или 15,5% в номинальном выражении[2,с.17].
По нашему мнению, для дальнейшего развития экономики нашей страны федеральный сохранением произошло должен свою направляемых от касается нефтегазовой , а можно экономические период рублей введенные числе доходы России мерами обслуживание способствовать концепции федеральный промышленности, годах добавленную комплекса добавленную и режим сфер период территории производства.
все хозяйство чаще исходя целях предложения касается расширением от доходы практики связи бюджетной федеральный доходов отдельным бюджетных сдержанное законом, федерального межбюджетные такая законопроекта ввозимым не позволяет бюджетных отмечается отреагировать единой на объеме изменения в режим время реформирования необходимо исходя процесса.
Для предстоит наиболее решить ряд бюджетной задач: повысить инвестиционного снижение климата, государственного должны управления. преобразования былибудут на обеспечение ресурсов выхода экономики устойчивость на инновационный развития.
Приоритетными свою направлениями расходования средств планируется федерального бюджета государства должны бюджетных стать сферы проекту здравоохранения, образования, режим научных исследований основное и опытно-конструкторских разработок, рамкахмодернизация транспортной повышения инфраструктуры.
Результаты могут налоговая быть достигнуты, обеспечению по нашему мнению, устойчивости путем создания устойчивость конкурентоспособной спроса институциональной среды, мерами стимулирующей предпринимательскую проекту активность и привлечение спроса капитала в экономику.
Источник
На волне пандемии: что происходило в экономике России в 2020 году
В 2020 году Россия, как и большинство государств мира, столкнулась с одним из крупнейших потрясений последних десятилетий — пандемией коронавируса. Стремительное распространение болезни и вынужденные карантинные меры привели к временному закрытию границ и приостановке работы целого ряда предприятий. В то же время произошедший весной обвал цен на нефть негативно отразился на доходах федерального бюджета и динамике нацвалюты.
Впрочем, последствия пандемии не вызвали фундаментальных негативных сдвигов в экономике России. Об этом 25 декабря заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, текущее положение дел является лишь «отклонением, а не уходом с траектории устойчивого роста».
«Кризис не приобрёл системного характера. Удалось предотвратить его влияние на системообразующие отрасли и предприятия. По итогам 11 месяцев 2020 года производство в обрабатывающей промышленности вышло практически на уровень прошлого года, в сельском хозяйстве видим прирост плюс 1,5%, стабилизировались темпы и в строительстве», — заявил министр на правительственном часе в Совете Федерации.
Согласно его оценке, по итогам всего 2020 года ВВП России сократится примерно на 3,8%. В то же время экономический спад окажется не таким масштабным, как в ряде других государств. Например, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует снижение ВВП США в уходящем году на 4,3%, Японии — на 5,3%, а стран еврозоны — на 8,3%.
«Можно с уверенностью сказать, что мы встретили эти проблемы достойно и отчасти даже, может быть, лучше, чем в других странах мира, которые по праву гордятся и устойчивостью своей экономики, и развитием своих социальных служб и систем здравоохранения», — заявил президент России Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции 17 декабря.
В период пандемии основными факторами макроэкономической стабильности в России стали низкий объём госдолга и высокий уровень резервов. Об этом ранее заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Более того, отчасти глубину спада в России ограничили структурные особенности экономики. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Как объяснил эксперт, от пандемии и локдаунов сильнее всего пострадали сектор услуг вместе с малыми и средними предприятиями (МСП). При этом, если в крупных развитых странах доля МСП в экономике зачастую превышает 60%, то в России — не более 22%, поэтому влияние коронавируса оказалось слабее. Похожей оценки придерживается и директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.
«В целом стоит отметить совокупность обстоятельств. Помимо того что в России ниже доля малого и среднего бизнеса, который оказался сильнее затронут рецессией, у нас есть хорошая макросреда, которая позволила снижать ставки и занимать Минфину на рынке. Поэтому реакция на проблемы была довольно удачной», — отметил экономист.
В помощь экономике
Любопытно, что ещё весной многие эксперты и представители власти оценивали вероятное сокращение ВВП России вблизи 5—6% по итогам года. Как сейчас объясняют специалисты, главным образом сдержать экономический спад удалось за счёт мер финансовой помощи бизнесу и населению.
«Если бы правительство не предусмотрело дополнительные меры поддержки, то спад был бы намного глубже. Вместо ожидаемых сейчас 3,8% ВВП страны мог бы потерять около 6,5%», — отметил в интервью RT руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Ключевыми антикризисными мерами властей стали: прямые выплаты семьям с детьми и субсидии пострадавшим отраслям экономики, кредитные каникулы, гранты и льготные займы предприятиям на выплату зарплат сотрудникам, а также налоговые отсрочки и послабления для компаний и предпринимателей. Одновременно государство запустило программу льготной ипотеки под 6,5% годовых и программу кешбэка за поездки по России для поддержки туризма.
«В целом направили на поддержку граждан и промышленности, на борьбу с пандемией 4,6 трлн рублей. Для нас это беспрецедентные деньги, это 4,5% ВВП страны», — заявил Владимир Путин.
По словам президента, последствия пандемии также спровоцировали заметный рост безработицы в России. По данным Росстата, с января по август соответствующий показатель вырос с 4,7 до 6,4%. Значение стало самым высоким с 2012 года. Впрочем, уже осенью ситуация на рынке труда начала стабилизироваться. В сентябре безработица сократилась до 6,3%, а в ноябре составила 6,1%. При этом полное восстановление сферы занятости может произойти уже в 2021 году, уверен Владимир Путин.
«Всё, что мы делаем по поддержке экономики, по поддержке пострадавших отраслей производства, связано напрямую с поддержанием рабочих мест», — добавил глава государства.
Выгодный процент
Отметим, что в условиях пандемии Банк России продолжил снижать ключевую ставку в 2020 году и опустил её с 6,25 до 4,25% годовых. Показатель стал самым низким за весь постсоветский период.
«Снижение ставки ЦБ до рекордно низкого уровня — это очень важный манёвр. Он помог и предприятиям, и населению. Деньги стали дешевле, и, естественно, люди и бизнес стали брать доступные средства, пускать их на инвестиции, на инновации и на увеличение своего благосостояния. Всё это вместе с помощью от государства помогло смягчить ущерб для экономики», — объяснил Георгий Остапкович.
Традиционно банки следят за изменением ключевой ставки ЦБ и уже на основе принимаемых регулятором решений самостоятельно определяют уровень долгосрочных кредитных ставок, в том числе ипотечных. Так, в результате политики Центробанка и одновременного запуска программы льготной ипотеки с начала 2020 года средний процент по жилищным кредитам в России опустился с 9 до 7,3% годовых.
Резкое снижение ставок привело к ажиотажному спросу на покупку жилья. Согласно прогнозу «ДОМ.РФ», по итогам 2020 года в России может быть оформлено свыше 1,6 млн ипотечных займов на 3,8—4 трлн рублей. Значение станет максимальным за всё время наблюдений.
Помимо удешевления кредитов, действия ЦБ привели к снижению доходности банковских вкладов. Так, с начала года максимальная ставка по депозитам в десяти крупнейших банках опустилась с 6 до 4,48% годовых. На этом фоне россияне стали чаще покупать ценные бумаги для сбережения денег. По данным Московской биржи, с января по ноябрь 2020 года брокерские счета открыли 4,2 млн человек — больше, чем суммарно за все предыдущие годы.
«Граждане повели себя достаточно рационально и стали перемещать свои средства на финансовый рынок. Общее число частных инвесторов на Московской бирже превысило 8 млн. Это можно охарактеризовать как некую новую финансовую реальность 2020 года, которая сложилась под влиянием политики ЦБ», — отметил Никита Масленников.
Денежные колебания
Массовые локдауны и весенний обвал нефтяных цен привели к заметным колебаниям на российском валютном рынке в 2020 году. Так, с января по декабрь курсы доллара и евро на Московской бирже выросли с 62 и 69 рублей до 74 и 90 рублей соответственно. Более того, в течение года показатели временно поднимались выше 81 и 94 рублей — впервые с 2016 года.
«Жёсткие карантинные меры привели к фактически полной остановке воздушного и наземного сообщения между государствами. Передвижение рабочей силы также было затруднено, а многие заводы по всему миру встали. Неудивительно, что инвесторы запаниковали и начали выводить деньги из так называемых рисковых активов, к которым относится и рубль», — объяснил в разговоре с RT исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.
Отчасти сдержать ослабление нацвалюты позволили действия Банка России. Для стабилизации курса рубля с 10 марта Центробанк начал упреждающую продажу иностранной валюты на внутреннем рынке. Таким образом регулятор искусственно повышает спрос на рубли. Всего в рамках инициативы Банк России продал на внутреннем рынке валюты на общую сумму свыше 1,6 трлн рублей.
Примечательно, что снижение курса рубля не привело к существенному скачку потребительских цен в стране. Так, на протяжении большей части года уровень инфляции в России оставался ниже целевой отметки Банка России в 4%.
Заметное удорожание ряда товаров произошло только ближе к концу года и во многом было связано с общим ростом мировых цен на эту продукцию. Об этом RT рассказал управляющий партнёр агентства Agro & Food Communications Илья Березнюк.
«Последние годы наша страна активно наращивает политику экспорта агропромышленного комплекса, а экспорт зависит от мировых цен. Соответственно, и аграриям выгодней продавать продукцию по общемировой стоимости», — пояснил Березнюк.
Согласно данным Росстата, в ноябре инфляция превысила целевую отметку ЦБ и достигла 4,4%. На этом фоне 9 декабря президент России Владимир Путин раскритиковал правительство за рост цен на продукты и потребовал в течение недели принять меры для решения проблемы. По его словам, сильнее всего подорожали такие товары, как сахар, растительное масло, мука и хлебобулочные изделия.
В связи с этим к 16 декабря правительство подготовило ряд мер для борьбы с ростом цен на социально значимые продукты. Помимо этого, был разработан законопроект, позволяющий правительству при определённых условиях вводить ценовое регулирование.
Факторы восстановления
В сентябре правительство России одобрило общенациональный план восстановления экономики. По словам премьер-министра страны Михаила Мишустина, проект содержит около 500 мероприятий, а стоимость его выполнения за два года составит порядка 5 трлн рублей.
Как ранее отмечал первый вице-премьер Андрей Белоусов, до конца 2021 года власти планируют перейти к устойчивому росту реальных доходов населения и экономики в целом, восстановить наиболее пострадавшие от пандемии отрасли, а также выйти на уровень безработицы ниже 5%. С 2022 по 2024 год ключевой задачей властей станет выполнение пяти национальных целей развития и достижение соответствующих 25 целевых показателей.
«Основные характеристики этого этапа — рост ВВП выше 3% в год, реальных располагаемых доходов населения — около 2,5%, инвестиций в основной капитал — более 5% ежегодно, ненефтегазового экспорта — на 3—4%», — пояснил Белоусов.
Как полагают опрошенные RT эксперты, в рамках исполнения плана власти направят основную часть средств на поддержку населения. При этом, согласно оценке Никиты Масленникова, полностью оправиться от последствий кризиса экономика сможет к началу 2022 года.
«Восстановление произойдёт за счёт ускорения темпов экономического роста, решения структурных проблем и запуска нового инвестиционного цикла. Также стоит отметить, что положительную роль для экономики сыграло обновление состава правительства. Новый кабмин включил совершенно другую скорость принятия решений. Это помогло умерить глубину спада, поскольку решения принимались быстро и достаточно технологично», — подчеркнул Масленников.
По словам Георгия Остапковича, пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации экономики. В условиях карантинных ограничений в стране заметно выросла доля онлайн-торговли и безналичных платежей. Помимо этого, заметный толчок получило развитие здравоохранения.
«Не только у нас, но и во всём мире поняли, что нужно перестраивать общественное здравоохранение. В ближайшие годы эта отрасль окажется одним из приоритетных направлений развития, а для России сфера способна стать второй нефтью», — заключил Остапкович.
Источник