Сотрудничество кнр со странами центральной азии

Эхо коронакризиса: Китай наращивает экономическое влияние в Центральной Азии

Товарообмен между Китаем и Центральной Азией активно растет: так, только по железнодорожным маршрутам объем грузов, перевезенных за первые 7 месяцев 2020 г. вырос более чем в 1,5 раза по сравнению с 2019 г., и это несмотря на коронакризис. Последний, впрочем, наложил на взаимодействие сторон свой отпечаток: на первый план вышло оказание помощи региону, чья экономика и здравоохранение ощутили на себе болезненный удар пандемии. 16 июля состоялась первая министерская встреча формата «Центральная Азия+Китай», в ходе которой были подняты эти вопросы. О подоплеке создания новой площадки сотрудничества, а также о планах Китая по наращиванию влияния в центральноазиатском регионе читайте в статье эксперта Центра изучения перспектив интеграции Владимира Нежданова.

Интерес Китая к развитию отношений со странами Центральной Азии прослеживается на протяжении всего постсоветского периода. Появление «Шанхайской пятерки», которая в дальнейшем стала Шанхайской организацией сотрудничества, обеспечило взаимодействие стран Центральной Азии и КНР в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Позже инициатива «Пояса и Пути» позволила поместить под один «зонтик» все экономические и инфраструктурные проекты Китая в регионе. А рост интереса США к центральноазиатскому региону и учреждение диалогового формата «5+1» стали одним из причин создания диалога «С+С5», первая встреча в рамках которого прошла 16 июля.

Читайте также:  Как поменять страну фейсит

Усиление связей Китая и Центральной Азии

В Китае, комментируя первую встречу в формате «С+С5», подчеркивают, что появление нового формата обусловлено смещением глобального экономического центра в сторону Азии и увеличением значимости Центральноазиатского региона в мировой политике.

Укрепление сотрудничества Китая и стран Центральной Азии особенно заметно в торгово-экономической сфере. С 2001 по 2019 гг. товарооборот сторон увеличился с $1,5 млрд до $46,5 млрд.

Обращаясь к торговой статистике стран Центральной Азии и Китая за 2019 г., заметим, что, несмотря на сохранение прочных связей с Россией, страны Центральной Азии все больше укрепляют торговые отношения с КНР.

С точки зрения развития торговли Китая и стран Центральной Азии не все страны региона находятся в одинаковом положении.

Казахстан и Туркменистан обладают положительным торговым балансом с КНР, тогда как Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан – отрицательным. При этом отрицательный торговый баланс часто вызывает негативную реакцию в средствах массовой информации.

Пекин заинтересован в развитии цифровой экономики в Центральной Азии в рамках инициативы «Пояса и Пути». Создание «Цифрового Шелкового пути», проходящего через страны Центральной Азии, подразумевает совместное создание цифровой инфраструктуры, обеспечение сотрудничества в создании программного обеспечения, совместное продвижение цифрового управления и создание среды для развития цифровой экономики.

Что касается топливно-энергетического сотрудничества, страны Центральной Азии в 2019 г. поставили в КНР около 48 млрд куб.м природного газа. Газопровод, соединяющий КНР и страны Центральной Азии, поставляет более 15% от годового объема потребления природного газа в Китае.

Не меньший интерес вызывает сотрудничество сторон в сфере безопасности. Исследования показывают, что Китай значительно увеличил поставки оружия в страны Центральной Азии. Если на протяжении 2010-2014 гг. доля китайских вооружений на центральноазиатском рынке составляла всего 1,5%, то за последние пять лет КНР удалось занять 18% регионального рынка оружия. Крупнейшими покупателями китайских вооружений выступают Туркменистан и Узбекистан. С 2014 г. Китай наращивает число учений со странами Центральной Азии, проводя их отдельно от маневров под эгидой ШОС.

Политика КНР в Центральной Азии обусловлена прежде всего экономическими интересами, обеспечением энергетической безопасности и использованием транзитного потенциала региона. По мере того как экономическое участие Китая в Центральной Азии продолжает расширяться, его влияние в регионе продолжает расти, захватывая и политическую сферу.

Новый формат сотрудничества

Появление формата «С+С5» сигнализирует о готовности Пекина приступить к борьбе за влияние в центральноазиатском регионе. Решение Китая создать такую площадку указывает на то, что, с одной стороны, он стремится подчеркнуть свою заинтересованность в регионе, несмотря на замедление экономической активности, а другой – ухудшение отношений Пекина и Вашингтона вынуждает КНР заручиться дополнительной поддержкой. Таким образом, активизация американской деятельности в Центральной Азии стала одним из катализаторов появления диалога «С+С5».

Ранее в адрес центральноазиатских стран уже звучали предложения сделать ставку на развитие сотрудничества с Китаем. Тогда было подчеркнуто, что граждане стран региона чувствуют преимущества сотрудничества с КНР и не намерены отворачиваться от Пекина, поскольку Вашингтон использует продвижение демократии в качестве предлога для вмешательства в их внутренние дела. В рамках диалога «С+С5» министр иностранных дел КНР Ван И предложил четыре направления сотрудничества: здравоохранение, экономика, безопасность и координация действий на международной арене.

В Китае позитивно оценивают перспективы развития сотрудничества со странами Центральной Азии.

В опубликованной в апреле «Центральноазиатской желтой книге: отчет о развитии стран Центральной Азии (2020 г.)» приведен ряд факторов для дальнейшего развития сотрудничества, оцениваемых как позитивные, среди которых – нейтральная политическая позиция Казахстана в отношении КНР, России и стран Запада, готовность сотрудничества со стороны Туркменистана, поставляющего значительные объемы природного газа в Китай, отсутствие конфликтного потенциала между Россией и КНР при развитии сотрудничества с Узбекистаном, значительные инвестиционные возможности в Таджикистане и, наконец, членство Кыргызстана в ЕАЭС.

Пекин, вероятно, сможет укрепить свое положение в Центральной Азии в ближайшей перспективе. По окончании пандемии коронавируса влияние Китая в Центральной Азии будет возрастать как в политической, так и в экономической сфере. Экономический спад в странах региона ведет к тому, что Центральная Азия будет все больше полагаться на международную помощь, тогда как Китай в условиях спада мировой экономики остается одним из немногих государств, способных на крупные инвестиции.

Начало Большой игры?

Хотя СМИ часто пугают рисками российско-китайского столкновения в Центральной Азии, можно с уверенностью сказать, что оно вряд ли возможно в ближайшей перспективе, поскольку Москва и Пекин не задевают коренных интересов друг друга, а дальнейшая стратегия присутствия Китая в регионе построена на сотрудничестве либо нейтралитете России. Главными препятствиями для развития взаимодействия Китая и стран региона выступают эскалация противоречий КНР и США, а также рост антикитайских настроений в центральноазиатских странах.

Американская стратегия по сотрудничеству со странами Центральной Азии до 2025 г. предполагает развитие инвестиционного сотрудничества и взаимодействие в сфере безопасности, что означает прямую конкуренцию между проектами Пекина и Вашингтона.

Учитывая склонность администрации США смотреть на противоречия с Китаем через идеологическую призму, соперничество параллельных объединений, вероятно, будет играть заметную роль в противостоянии акторов.

С другой стороны, проблемой Пекина остается рост антикитайских настроений в Центральной Азии, вызванных обсуждением притеснения этнических меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Правительства стран Центральной Азии пока либо поддерживали действия Китая в СУАР, либо оставались нейтральными, опасаясь социальных волнений. Однако если Китай стремится к созданию стабильных отношений с регионом, этнический фактор может оказаться одним из главных вызовов углубления сотрудничества.

Наконец, несмотря на амбиции Пекина, укрепление позиций КНР не приведет к российско-китайскому соперничеству. Учитывая важность китайского рынка и ухудшение экономических показателей, Москва не станет противостоять Пекину. С другой стороны, ухудшение ситуации в мировой политике повышает значимость экономического, военного и дипломатического сотрудничества Китая с Россией, а значит, Пекин не рискнет нарушить этот баланс.

Владимир Нежданов, магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции

Источник

Сотрудничество Китая и стран Центральной Азии: долгий огонь сталь закаляет

В Центральной Азии, равно как и в мировом сообществе, дали решительный отпор фейковым «новостям», высоко оценили меры Китая по борьбе с коронавирусом, проявили солидарность с китайским народом.

Укреплению взаимодействия в борьбе с пандемией, а также проблемам восстановления торгово-экономического сотрудничества, координации усилий на международной арене и в вопросах обеспечения региональной безопасности была посвящена министерская встреча руководителей внешнеполитических ведомств Китая и стран Центральной Азии.

Первая встреча в новом формате состоялась 16 июля 2020 года. Несмотря на то, что она прошла в формате видеоконференции, ее участники в конструктивной и доверительной форме обсудили самые актуальные вопросы сотрудничества в сложившихся условиях. У добрых соседей и стратегических партнёров не бывает запретных тем и непреодолимых препятствий.

Начало XXI столетия подтверждает прогнозы оперемещении центра тяжести мирового развития в сторону Азии. При этом ощутимо возрастает политическая значимость Центральной Азии, которую все чаще, и не без оснований, называют «Сердцем Азии».

Китай и Россия исторически и географически тесно связаны с этим самобытным регионом, где, как на оживленном историческом перекрёстке, с древних времён встречались различные человеческие цивилизации. Важно отметить, что Китай и Россия ни в древние времена, ни в наши дни не соперничали в Центральной Азии. Наоборот, китайско-российское взаимодействие в этом исключительно важном регионе мира можно назвать образцовым, взаимодополняющим.

Посол КНР в Таджикистане: «Китайским предприятиям тоже нужна помощь»

Сотрудничество Китая и России – двух великих держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН – носит в регионе характер стратегического партнёрства и отвечает интересам всех. Ярким тому примером может служить Шанхайская организация сотрудничества, олицетворяющая собой межгосударственное объединение нового типа.

В 2021 году ШОС будет отмечать юбилейную дату – 20-летие со дня создания. За два десятилетия ШОС закрепила за собой авторитет ответственной за регион организации, которая последовательно и неуклонно придерживается линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению актуальных международных и региональных проблем.

Главное, – свои ощутимые результаты даёт плодотворное долгосрочное сотрудничество по укреплению экономических и гуманитарных связей, а также практическое взаимодействие в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

В первую очередь, – с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами организованной и транснациональной преступности. Большое внимание ШОС уделяет скорейшему достижению мира и стабильности в Афганистане, что является важным фактором сохранения и укрепления безопасности в регионе.

Примечательно, что повышенное внимание к Центральной Азии со стороны ведущих стран мира проявилось накануне и в период проведения США и их союзниками по НАТО военной операции «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана, осуществлённой в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года.

Значительно возросла востребованность Центральной Азии в урегулировании не только афганского, но и других конфликтов. В 2007 году в г. Ашхабад (Туркменистан) был открыт Региональный Центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии – первый в истории ООН. За последние двадцать лет целый ряд важных инициатив стран региона были поддержаны Генеральной Ассамблеей ООН.

Строительство автодороги Душанбе-Бохтар застопорилось. Китайские рабочие не приехали, местные не справляются

Казахстан, первым из стран региона, был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2017-2018 годы.

Столицы государств Центральной Азии стали привычным и востребованным местом проведения крупнейших международных форумов, определяющих глобальную повестку дня: от противодействия терроризму и экстремизму, сотрудничества в сфере экономики и водопользования, до налаживания диалога между лидерами мировых и традиционных религий.

Место и роль Центральной Азии на мировой арене существенно изменились. Равно как и стремление ведущих стран мира активно развивать сотрудничество с государствами региона.

Сосед для народов Центральной Азии– не чисто географическое понятие, это, прежде всего, моральная категория. Этическая норма народов востока предпочитает близкого соседа дальнему родственнику. В былые времена даже в невысоких заборах, разделяющих дома, в обязательном порядке была дверь без замка, позволяющая соседям беспрепятственно общаться.

Китай и страны Центральной Азии смогли в полной мере эффективно использовать свои географические преимущества для развития многопланового сотрудничества.

Правда, в отличие от России, с которой народы Центральной Азии 70 лет жили одной дружной семьей и имели единый хозяйственный комплекс, Китаю необходимо было совместно с партнёрами налаживать экономические, торговые и культурно-гуманитарные связи, что называется, с «чистого листа». И это, – несмотря на большие сомнения скептиков, – удалось!

Сильный преодолеет преграду, а мудрый – весь путь

За короткий период времени, не имеющая выхода к морским путям Центральная Азия превратилась в крупнейший на планете сухопутный порт и востребованное транзитное пространство.

Там, где вершины гор смыкаются с небом, куда редко заглядывают даже снежные барсы, аорлы не вьют гнезда, с начала 21 века через построенные «Небесные ворота» непрерывно идут караваны грузовых машин с товарами из Китая и обратно. Там, где раньше была безмолвная и бескрайняя голая степь, выросли города и проложены железные дороги до Европы.

Только через Казахстан за последние два десятилетия проложено 11 автомобильных и 6 железнодорожных международных магистралей, по которым ежегодно проходит около 60% всех товарных составов, следующих по маршруту Китай-Европа-Китай.

И ещё: специальный терминал, построенный Казахстаном в новом китайском международном порту Ляньюньган , обеспечил долгожданный выход стран Центральной Азии к Тихому океану и к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таджикистан и КНР обсудили мобилизацию китайских специалистов для строительства правительственного комплекса

На фоне попыток подрыва глобализации, неуклонно растет востребованность Инициативы «Пояс и Путь», расширяется транспортная взаимосвязанность Китая и Центральной Азии. Невозможное стало возможным. На глазах современников в рекордно короткие сроки на новой технологической основе был воссоздан Великий Шёлковый путь.

Важно, что в торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии активно включились приграничные районы, дальние и близкие провинции и области, города-побратимы; установились прямые контакты между компаниями и предприятиями, научными и образовательными учреждениями.

Синергетический эффект дало взаимодействие в транспортной и энергетической областях, геолого-минералогической разведке и добыче, а также в сфере сельского хозяйства, телекоммуникации и инфраструктуры.

Динамика торговли между Китаем и странами Центральной Азии свидетельствует о том, что это далеко не «шоссе с односторонним движением», а полнокровное взаимовыгодное сотрудничество. В частности, за период с 2001 по 2019 годы товарооборот между Китаем и странами региона увеличился в 30 раз (!): с 1 млрд 508 млн в 2001 году до 46,5 млрд в 2019 году.

Стороны успешно преодолели трудности, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом. Его уроки учитываются при координации и принятии совместных мер по смягчению негативных последствий на экономику региона в связи с пандемией коронавируса. Министры иностранных дел Китая и стран Центральной Азии уделили этой теме особое внимание на состоявшейся 16 июля 2020 года первой встрече, прошедшей в формате видеоконференции.

Китай, наряду с Россией, выдвинулся в лидеры среди зарубежных торговых партнеров стран Центральной Азии. И не только. Созданные обеими сторонами благоприятные условия для производственно-хозяйственной деятельности способствовали активизации инвестиционного сотрудничества.

По состоянию на начало 2019 года объём прямых китайских инвестиций в регион приблизился к $20 млрд. За этими цифрами – десятки совместных предприятий, сотни новых объектов и тысячи рабочих мест.

Одним из примеров инвестиционного сотрудничества может служить трансрегиональный газопровод «Центральная Азия – Китай», в который вовлечены все страны региона.

После пуска проекта на полную мощность, Китай ежегодно гарантированно будет получать 65 млрд куб метров голубого топлива; страны региона, наряду с прямыми инвестициями в национальные экономики, – в течении 30 лет будут иметь гарантированные поступления в бюджеты за продажу и транзит газа, а сотни людей – постоянные рабочие места.

Минсельхоз Таджикистана заступился за китайских хлопкоробов, работающих на таджикских землях

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на историю строительства участка газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент, в котором приняли участие около 4 тысяч человек, причём 90% из них– казахстанские специалисты. Наряду с обеспечением транзита, газопровод позволил газифицировать 577 населенных пунктов, 230 из которых расположены в Южно-Казахстанской области. С запуском нового газопровода Южный Казахстан смог полностью перейти на отечественный газ.

Другой пример – инвестиции в развитие промышленности строительных материалов Таджикистана. Благодаря современным китайским технологиям богатый минеральными ресурсами Таджикистан за короткий промежуток времени из традиционного импортера цемента стал одним из крупнейших экспортеров этого ценного строительного материала в регионе.

Три созданных совместно с китайской компанией Хуаксин предприятия за три года производственной деятельности(начиная с 2015 года)(54) при полном удовлетворении внутренних потребностей, увеличили экспорт цемента на внешние рынки в три раза, доведя его объём до 1,5 млн тонн.

Режим наибольшего благоприятствования в торговле позволил Китаю в 2019 году довести внешнеторговый оборот с Узбекистаном до $7,2 млрд. На начало 2020 года в Республике действовали 1652 предприятия (16% от общей численности) с китайскими инвестициями, из них каждое третье предприятие – 531 – было создано в 2019 году.

При этом свыше 120 действующих предприятий – со 100% китайским капиталом. Китайско-узбекское экономическое сотрудничество позволило дополнительно создать более 20 тысяч рабочих мест в самых различных отраслях экономики.

Дополнительные возможности сотрудничества открылись с подключением Узбекистана к железнодорожному транспортному коридору «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» в рамках реализации проекта «Новый Евразийский сухопутный мост», соединяющего прибрежные районы Китая через страны Центральной Азии с государствами ЕС.

Китайские инвестиции и технологии способствовали значительному снижению топливно-энергетической зависимости Кыргызстана, который не располагает собственными богатыми нефтяными месторождениями.

Строительство и последующая эксплуатация нефтеперерабатывающих заводов Джунда (г. Кара-Балта) и Токмок (г. Токмок) позволила, в основном, обеспечить внутренний рынок горюче-смазочными материалами. Свыше двух тысяч местных жителей получили постоянную работу, а бюджет страны – значительные налоговые поступления. К примеру, Джунда НПЗ по итогам 2018 года стал вторым самым крупным налогоплательщиком в Кыргызстане.

Долгий огонь сталь закаляет

Очевидно, что участие центрально-азиатских государств в совместном продвижении Инициативы «Пояс и Путь» открыло новые широкие горизонты сотрудничества в торгово-экономической сфере, где заложен основательный фундамент, а совместно строящееся на нем здание будет неуклонно подниматься вверх и расширяться по горизонту.

Что бы не говорили критики и злопыхатели, многопрофильное сотрудничество Китая и стран Центральной Азии способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона. Китай не вмешивается во внутренние дела стран-партнёров, он оказывает им адресную безвозмездную и несвязанную обязательствами помощь, исчисляемую миллиардами долларов.

Китай не навязывает своих ценностей и с уважением относится к избранному партнёрами пути развития, который отвечает их национальным интересам. У Китая и стран Центральной Азии во многом совпадают как цели развития, так и озабоченности, особенно что касается проблем обеспечения безопасности и стабильности в регионе.

У Китая и стран Центральной Азии есть надежный друг и стратегический партнёр, – Россия, которая тесно и плодотворно взаимодействует с ними в двустороннем и многостороннем форматах, в частности, в рамках ШОС. Очередной Саммит организации, который, как ожидается, пройдёт осенью текущего года под председательством России, вновь подтвердит эту исторически сложившуюся связку Китай-Россия-Центральная Азия, в которой нет «старших» и «младших», «начальников» и «подчинённых».

В ней все узлы равны и каждый играет незаменимую, взаимодополняющую роль, обеспечивая безопасность друг друга и совместное развитие на долгие десятилетия вперёд. А «долгий огонь, – как гласит китайская пословица, – сталь закаляет».

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Источник

Оцените статью