Сотрудничество со странами персидского залива

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Флаг Герб
Страны-члены
Официальный язык Арабский
Площадь 2 285 844 км²
Население
— Всего (2012)
— Плотность
42 100 000 чел.
17.37 чел/км²
Дата основания
Ратификация договора
25 мая 1981 года
1982 год

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf ; араб. مجلس التعاون لدول الخليج العربي ‎‎) — региональная закрытая международная организация. В официальном названии организации слово Персидский отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив Арабским.

Организация создана 25 мая 1981, её политика определена в Хартии, ратифицированной в 1982 году. Основная цель организации — координация, сотрудничество и интеграция во всех экономических, социальных и культурных делах. Относительное регулирование было осуществлено в экономических и финансовых вопросах; коммерции, таможне и коммуникациях; образовании и культуре; социальных проблемах и проблемах здравоохранения; СМИ и туризме; в законодательных и административных вопросах. Соглашение также должно стимулировать научный и технологический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и сохранении водных ресурсов. По условиям Объединённого экономического соглашения, тарифные барьеры между шестью государствами были упразднены, и народы Залива свободны в открытии производства и осуществлении контрактов в любом государстве на равных правах. Кроме того, в планах имеется создание объединённых сил обороны для быстрого развертывания. Органы Совета сотрудничества государств Персидского залива включают в себя Верховный совет глав государств, которые встречаются ежегодно, Совет министров, который заседает раз в три месяца. Генеральный секретариат находится в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.

Читайте также:  Клеймо пробы золота разных стран

6 марта 2012 года шесть членов ССАГПЗ заявили, что Совет сотрудничества стран Залива будет развиваться от регионального блока в конфедерацию.

Содержание

Страны-участники

В ССАГПЗ входят:

Переговоры о вступлении в ССАГПЗ с 2005 ведёт Йемен.

Из арабских государств Персидского залива не является членом ССАГПЗ Ирак. [источник не указан 556 дней]

Также к участию в организации приглашены Иордания и Марокко.

Валютный союз

Во время 29-го саммита стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который проходил в Маскате, было принято решение о создании единого валютного союза. Создание единого валютного совета рассматривалось как очередной шаг на пути формирования единой финансовой системы. Впоследствии Оман и ОАЭ отказались участвовать в валютном союзе. Остальные четыре страны-члена ССАГПЗ (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Бахрейн) собираются ввести единую валюту под названием халиджи («заливный») в 2015 году, хотя срок уже неоднократно переносился. [1] Штаб-квартира единого центрального банка будет находиться в саудовской столице Эр-Рияде. [2]

Военный союз

«Щит полуострова» (англ. Peninsula Shield ; араб. دِرْعُ الجَزيرَة ‎‎) — военная составляющая ССАГПЗ, он предназначен для предотвращения и реагирования на военную агрессию против любой из стран-членов ССАГПЗ.

Источник

Инновационное сотрудничество России со странами Персидского Залива

Русакович В.И., аспирант Российского университета дружбы народов

Инвестиционный климат арабских государств Персидского Залива

Процесс привлечения иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ начался относительно недавно — после завоевания этими государствами независимости, т.е. в 1950-1960-е гг. В тот же период стали появляться соответствующие законодательные акты, регулирующие данную сферу деятельности этих государств.

Так, процесс привлечения ПИИ в крупнейшей стране региона — Королевстве Саудовская Аравия — начался в 1956 г., тогда же был принят первый закон об иностранных инвестициях. Другие законы в этой сфере страной были приняты в 1962 и 1979 гг. соответственно. Причем последний всесторонне отражал подход государства к этой проблеме и включал широкомасштабные стимулы для инвестиций. Среди них можно отметить такие как освобождение от уплаты таможенной пошлины на ввозимые технологии (production inputs), незначительная арендная плата за землю, необходимую для реализации проектов, финансовая помощь (финансирование) в виде ссуды с небольшим процентом и на значительный срок, обычно предоставляемой правительством и освобождение экспорта от вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

В Королевстве Саудовская Аравия в 2000 г. был принят новый закон об иностранных инвестициях, который устанавливал иные, чем в 1979 г., правовые основы, регулирующую привлечение дополнительного капитала. Отправной точкой нового закона — что явилось его важной особенностью — стала его опора на политику тарифных и других мер поощрения этих капиталовложений — в соответствии с последними глобальными тенденциями либерализации торговли и инвестиций.

В 2008 г. Саудовская Аравия впервые в своей истории приняла решение разрешить иностранцам делать непрямые инвестиции в акции, зарегистрированные на ее бирже путем предоставления возможности иностранным инвесторам заключать соглашения с уполномоченными лицами-гражданами королевства о торговле ценными бумагами на биржах.

С 2000 г. активная работа по обновлению инвестиционного законодательства ведется в Катаре. Своей целью эта страна ставит увеличение притока зарубежных капиталов в различные отрасли экономики и повышение экономической эффективности иностранных инвестиций. Для этого в 2000 г. в стране был принят закон «Об иностранных инвестициях».

До принятия этого закона нормативные документы предусматривали, что доля национального капитала в совместной компании или представительстве должна быть не ниже 51%. Исключение составляли компании, деятельность которых осуществляется в нефтегазовой сфере (жизненно важные для Катара проекты) с применением уникальных технологий. В этих случаях указом министра экономики и торговли, а иногда эмирским декретом их доля увеличивалась до 100%.

В соответствии со ст. 2 нового закона предусматривается создание представительств с иностранным капиталом от 51 до 100%, однако лишь в сферах сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, туризма, разведки и развития минеральных ресурсов, энергетики, и при условии, что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития. При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой секторы, приобретать недвижимость. Основные же сферы экономики — нефтяная, газовая, нефтехимическая и энергетическая — предусматривают 51%-ное участие в компаниях катарского партнера (в этом секторе катарскую сторону всегда представляет Катарская нефтяная компания или образованная при ее участии структура). Таким образом, не смотря на некоторую либерализацию, в Катаре по-прежнему для иностранцев сохранен ряд административно-правовых барьеров, в том числе ограничения на собственность.

По степени открытости экономики Бахрейн ставят на третье место в мире после Гонконга и Сингапура. В стране, которая не является офф-шорной зоной, отсутствуют налоги на доходы физических и юридических лиц, нет ограничений на вывоз капитала, прибыли и конвертацию валюты. Установлен беспошлинный режим ввоза сырья, полуфабрикатов и капитала для местного производства.

В интересах создания высококонкурентоспособной, диверсифицированной экономической системы с привлечением внешних инвестиций, в 1995 г. правительством страны внесены изменения в Закон о торговых компаниях, которые разрешили создание компаний со 100% иностранным капиталом в форме ТОО или АО и упрощена процедура их регистрации. Правительство проводит политику поощрения иностранных частных инвестиций во все секторы экономики, включая базовые отрасли, находящиеся под контролем государства — нефтяную, газовую, алюминиевую, связи и телекоммуникаций, транспорта.

В соответствии с Указом эмира, с февраля 2001 г. иностранным юридическим и физическим лицам было предоставлено право владения недвижимым имуществом в Бахрейне, но с некоторыми исключениями — указанным категориям запрещено владеть землей в оговоренных законом районах и использовать ее не по целевому назначению.
Кувейт после роспуска эмиром Национального собрания 4 мая 1999 г. пережил несколько экономических реформ. Во время парламентского кризиса (4 мая-3 июля 1999 г.) Совет министров выпустил ряд очень важных законов от предоставления избирательного права женщинам до законов об экономической либерализации. В сфере экономического законодательства Совет министров постановил:
— разрешить вкладывать 100% иностранных инвестиций в основные средства и технологии, а также освободить на 10 лет иностранные компании от налогов, что является главной частью правительственного приватизационного плана. Ранее иностранные инвесторы, которые платили 55% с прибыли, могли владеть только 49% зарегистрированных в Кувейте компаний. Совет министров принял решение снизить налог для иностранных инвесторов;
— модернизировать 30-летний закон о коммерческих компаниях для того, чтобы придать эффективность и гибкость торговому сектору;
— отказаться от двойного налогообложения с другими странами, включая США, с целью усиления двусторонних связей и защиты инвестиций;
— разрешить иностранцам играть на Кувейтской бирже и владеть капиталом в кувейтских холдинговых компаниях (до этого участие в работе биржи ограничивалось лишь гражданами Кувейта и гражданами государств Персидского залива. Иностранцы могли владеть кувейтским капиталом только через совместные фонды. Некоторые из 75 компаний, имеющих рыночную капитализацию в размере около 20 млрд. долларов, входят в состав Кувейтской Фондовой Биржи;
— одобрить всесторонний закон об авторских правах и торговой (фабричной) марке с одновременным внесением дополнений в Закон о торговли 1980 года и Закон о патентах, тарифах и промышленных образцах. Закон об авторских правах был принят с целью устранения слабых мест в существующих законах, направленных на предотвращение пиратства в кино и музыкальной продукции;
— приватизировать кувейтские авиалинии.

Таким образом, государства региона, как показывает анализ открытых источников, в последние 10-15 лет также последовательно предпринимали конкретные шаги к улучшению инвестиционной привлекательности национальных экономик. Эти шаги включали упрощение процедур, расширение стимулов, снижение налогов и повышение степени открытости для зарубежных инвесторов. Ограничительные меры касались главным образом ПИИ в нефтегазовой отрасли.

В странах Персидского залива быстро формируется рынок капитала и появляются мощные финансовые центры не только регионального, но и международного значения.

Особенности привлечения иностранных инвестиций странами Персидского Залива: объемы, страны-инвесторы, сферы приложения инвестиций

В отношении арабских стран Персидского Залива (ССАГПЗ) можно говорить о том, что поступление сюда иностранных инвестиций и вместе с ними современных технологий и «ноу-хау», несомненно, ведет к укреплению производственно-технического и интеграционного потенциала, может способствовать положительным изменениям в отраслевой и технологической структуре их экономики, увеличивает возможности их промышленного развития и взаимной торговли, что является, собственно, осознанной их целью. Поэтому для государств этой группы, опирающихся на высокие темпы экономического роста, характерен и значительный приток иностранных финансовых ресурсов

Как видно из анализа представленных статистических данных, стремительный рост иностранных инвестиций в страны Западной Азии и государства ССАГПЗ начался в 2003 г. Он, безусловно, был связан с высокими ценами на нефть и, соответственно, со значительными темпами роста ВВП стран региона. Кроме того, проходила дальнейшая либерализация режима регулирования с акцентом на приватизацию с привлечением иностранного капитала, в первую очередь в секторе услуг, с охватом, например, таких сегментов, как электро- и водоснабжение в Бахрейне, Иордании, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, транспорт в Иордании и связь в Иордании и Турции. Для привлечения инвестиций Кувейт, как уже отмечалось, разрешил работать на своей территории и иностранным банкам.

Рост инвестиций произошел за счет межарабских перемещений капиталов и роста цен на нефть. Главными сферами приложения капиталов были коммуникации, транспорт, энергетика, нефть, газ, недвижимость, туризм и промышленность. В докладе отмечается улучшение условий инвестирования в целом в арабском мире, в частности их траспарентности.

Основными инвесторами в экономики арабских государств Персидского залива выступают США, Япония и государства Евросоюза. При этом за период с 2000 по 2006 г. американские инвестиции сокращаются на фоне роста японских и западноевропейских. Так, за указанный период только в экономику КСА приток не-американских инвестиции увеличился с 38% в 2000 г. до 47% от общего их объема в 2006 г. На рынке инвестиций в регионе упорно активизирует свою деятельность Китай.

Особый интерес представляет анализ сфер приложения иностранного капитала в экономике арабских государств в 2005-2007 гг.

Поступившие в 2005 г. в страны региона ПИИ направлялись главным образом в сектор услуг, в том числе в такие его сегменты, как туризм, недвижимость и финансовые услуги, транспорт и коммуникации, а также строительство. Значительная часть ПИИ в недвижимость осуществляется региональными инвесторами, что говорит об усилении взаимного сотрудничества рассматриваемых государств.

Наблюдалось также и расширение ПИИ в обрабатывающую промышленность, особенно в нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, а также в энергетическую сферу. В этот сегмент только в Саудовскую Аравию в 2005 г. поступило около 2 млрд. долл. По данным саудовского инвестиционного агентства Jadwa Investment, рост инвестиций связан с повышением внутреннего спроса, особенно, в нефтехимической индустрии, транспортном и строительном секторах, которые оказывают стимулирующее воздействие на экономику страны.

В арабских странах-нефтеэкспортерах произошли определенные изменения в отраслевом распределении прямых иностранных инвестиций, хотя список стран-получателей ПИИ почти не изменяется. Доля ПИИ в производственную сферу в 2000-2007 гг. сократилась, и, напротив, отмечается значительное увеличение доли услуг в притоке ПИИ.

У данной тенденции есть позитивные последствия: развитие сектора услуг, согласно последним концепциям конкурентоспособности, должно способствовать модернизации всей экономической системы. Между тем, «сервисизация» инвестиционных потоков может иметь и ряд негативных результатов: большинство инвестиций направляются в такие отрасли, как связь, энергетика и финансы, которые в целом ряде развивающихся стран арабского мира и без того характеризуются достаточно высоким уровнем концентрации (например, Бахрейн).

Возможности российско-арабского инвестиционного сотрудничества

Государства Персидского залива все больше привлекают российских инвесторов. Среди факторов, которые содействуют росту этого интереса, можно выделить:
— исторические — инвестиционное сотрудничество нашей страны с рассматриваемыми государствами осуществлялось еще в СССР. На протяжении многих десятилетий СССР инвестировал средства в регион, как правило, в виде строительства на подрядных условиях отдельных объектов в важнейших отраслях национальных экономик (нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия), военно-техническое сотрудничество, предоставление кредитов и др. Такие инвестиции расширяли возможности последующего развития экспорта оборудования, инжиниринговых услуг технологий, развития других форм сотрудничества;
— экономические — арабские страны и Россия сталкиваются с однотипными проблемами (так как базой развития служит ТЭК). Они обеспокоены невысоким экономическим ростом, необходимостью внешних инвестиций, поиском новых рынков сбыта своих товаров и т.д. Даже Саудовская Аравия в последнее время практически перестала экспортировать капитал, а заговорила о привлечении средств в те или иные крупные проекты ;
— технологические — арабские страны нуждаются в современных технологиях, которые соответствовали бы уровню их экономического развития. Россия могла бы стать основным поставщиком таких технологий.

Экономика государств Персидского залива привлекает российских инвесторов возможностью выйти на рынок, занимающий серьезные позиции в мире. Российские бизнесмены проявляют интерес к таким сферам, как финансы и страхование, нефтегазовый сектор, туризм, медицина, строительство и строительные материалы. Особенно активно российские инвесторы вкладывают деньги в недвижимость.
На государственном уровне существует определенная поддержка российским инвестициям в страны Залива, как и в целом расширение торгово-экономических связей. В 2002 г. в рамках Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой (ТПП) Российской Федерации и Генеральным союзом торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран был создан Российско-арабский деловой совет (РАДС). Основной целью его деятельности выступает содействие развитию торгово-экономического взаимодействия между бизнес-структурами России и арабских стран. Роль Российско-арабского делового совета — свести к минимуму операционные и транзакционные издержки, связанные с изучением рынков Ближнего Востока и Северной Африки, сбором и оптимизацией поступающей информации, выявлением наиболее привлекательных областей сотрудничества, установлением контактов между бизнесменами и продвижением интересов российских компаний. При активной поддержке органов государственной власти Совет заметно усилил роль частного сектора в разработке инвестиционных проектов, укреплении и развитии сотрудничества между странами.

С большинством арабских стран у нас установлены прочные деловые отношения как на уровне Торгово-промышленных палат и отдельных компаний, так и действующих в рамках РАДС двусторонних деловых советов. Таких советов пятнадцать: с Сирией, Ливаном, Египтом, Саудовской Аравией, Оманом, Суданом, Йеменом, Тунисом, Алжиром, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко, Катаром, Иорданией, Бахрейном и Кувейтом.

В 2007 г. Владимир Путин стал первым руководителем российского государства, ступившим на землю Саудовской Аравии, который еще раз подтвердил стратегическую важность для России развития торгово-экономического сотрудничества с арабскими странами. По оценкам экономистов, такое сотрудничество поможет диверсифицировать экономику, выйти отечественному производителю на новые рынки сбыта, привлечь инвестиции из богатых нефтедобывающих стран. К тому же визит В.В.Путина повысил авторитет России как в регионе, так и в мире.

Как результат можно отметить усиление сотрудничества России с арабскими странами. Так, экспорт арабских стран в Россию увеличился с 142 млн. долл. в 2002 г. до 429 млн. долл., а российский экспорт за то же время увеличился с 2,4 млрд. до 4,2 млрд. долл.

Перед Россией открываются и возможности инвестирования в различные сферы стран Залива. Это, прежде всего, высокие технологии, банковские услуги, поставки металлопродукции и материалов для промышленного использования, а также передача технологического опыта, особенно в нефтегазовой сфере.

Возможно сотрудничество и в таких областях, как бурение с целью разведки месторождений подземных вод, опреснение морской воды (дефицит водных ресурсов в среднесрочной перспективе вообще способен превратиться в главную проблему региона), нефтехимия и металлургия. Разработаны также совместные проекты по производству химических удобрений, побочной продукции нефтяной промышленности, древесины, изделий кожевенной промышленности, охотничьих принадлежностей и аксессуаров, рыболовной оснастки, речных лодок, катеров, судов, кабельной арматуры, готовых быстросборных деревянных домов, автомобилей и других транспортных средств.

Особо перспективным является военно-техническое сотрудничество (ВТС) с арабскими странами, обеспечивающее высокорентабельными заказами предприятия военно-промышленного комплекса России. По объему поставок военной техники и вооружений в арабские государства Россия пока не в состоянии сравняться со странами Запада. Однако дальнейшее развитие сотрудничества с Россией в данной сфере поможет арабам диверсифицировать источники приобретения оружия и тем самым уменьшить свою зависимость от американских поставок.

Однако существует ряд проблем, тормозящих российско-арабское инвестиционное сотрудничество.

— существует сильное лобби, которое выступает против прихода в Россию арабского капитала, арабских инвесторов;
— отсутствует механизм реальной защиты арабских инвестиций;
— между Россией и арабским миром до сих пор на уровне высшей политической власти не установлен канал связи, нет своего рода «горячей линии» для разрешения экономических ситуаций и споров в рамках защиты иностранных инвестиций;
— не разработаны действенные механизмы сотрудничества и мониторинга достигнутых договоренностей.

Их устранение, по нашему мнению, предопределяется тремя основными факторами.
Во-первых, необходимостью поиска путей восстановления утерянных позиций России на рынках стран ближневосточного региона на основе наиболее эффективных, инвестиционных механизмов в рамках международной миграции капиталов. К началу XXI века она стала ведущей формой МЭО, значительно опережающей по темпам роста даже мировую торговлю и являющейся в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) основным двигателем процесса глобализации мировой экономики.
Во-вторых, практические задачи разработки взаимовыгодных схем российско-арабского экономического сотрудничества требуют проведения исследования и оценки конкретных интересов компаний РФ в этих странах, обоснование необходимости размещения инвестиций в данном регионе.

В-третьих, исходя из места и роли Ближнего Востока в системе внешнеэкономических и политических интересов России, необходимо постоянное изучение и научное осмысление происходящих в регионе экономических процессов, в частности, применяемых механизмов привлечения ПИИ, форм и методов их регулирования, что должно представлять практический интерес для российских инвесторов.

Источник

Оцените статью