Международное сотрудничество
Продвижение интересов российского финансового сектора за рубежом, участие в разработке регионального и глобального финансового регулирования, обмен лучшими мировыми практиками — всё это делает международное сотрудничество одной из ключевых областей деятельности Банка России.
Количество и содержание охваченных направлений не просто отвечают обязанностям и потребностям центрального банка в развитии международного взаимодействия по своему профилю, но и позволяют нам выступать полноценным экспертно-аналитическим и координационным центром. При этом Банк России не монополизирует свои наработки: мы всегда открыты для профессионального диалога с федеральными ведомствами, участниками рынка и заинтересованными гражданами.
Среди направлений нашей работы:
- Двустороннее сотрудничество с центральными (национальными) банками и финансовыми регуляторами разных стран: мы содействуем установлению отношений российского бизнеса с иностранными партнерами и взаимному допуску капитала, обмениваемся информацией в целях более эффективного надзора и предотвращения незаконных операций, помогаем развивать финансовую и платежную инфраструктуру
- Многостороннее сотрудничество: обеспечиваем представительство России в крупнейших международных организациях и влияние на их финансовую повестку (МВФ, Всемирный банк, БМР, БРИКС, G20, ФАТФ и т.д.), участвуем в разработке нормативных актов глобального значения
- Интеграционное сотрудничество: способствуем интеграционным процессам и гармонизации законодательства внутри региональных объединений с участием России (таких, как ЕАЭС, СНГ, ШОС), выявляем и устраняем существующие барьеры в финансовых отношениях со странами-партнерами
- Аналитическое сопровождение: разрабатываем и совершенствуем базу информационно-аналитических продуктов о состоянии экономики и финансового сектора ключевых стран-партнеров Российской Федерации, предоставляем обзоры актуальных экономических и политических событий для оперативного принятия решений руководством Банка России
- Взаимодействие с инвесторами: проводим встречи и конференц-звонки для представителей инвестиционных фондов и банков, разъясняем текущую политику Банка России, предоставляем объективную и достоверную информацию о российском финансовом секторе
- Организационно-протокольное сопровождение: договариваемся о предоставлении площадок для мероприятий Банка России, организуем материальное обеспечение и обслуживание гостей, отвечаем за информационное сопровождение, помогаем в прохождении административных процедур
- Лингвистическое сопровождение: обеспечиваем корректный перевод нормативных документов, отвечаем за оперативную письменную и устную коммуникацию на иностранных языках
- Учебные программы: принимаем на обучение представителей иностранных регуляторов и направляем сотрудников Банка России на курсы и стажировки в образовательные центры зарубежных центральных банков, обмениваемся знаниями и закрепляем рабочие контакты
Основываясь на ценностях Банка России, мы не только отвечаем за результат в рамках принятых на себя обязательств, но и стараемся действовать проактивно, закладывая фундамент для развития новых инициатив в международных экономических отношениях и наращивая профессиональную экспертизу.
Источник
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
- Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
- Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
- расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
- поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
- обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Источник
6. Роль финансов в международном сотрудничестве.
6.1 Структура мировых финансов.
Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой — явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т. е. финансовых ресурсов 185 стран.
Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, а также финансов фирм и финансов домохозяйства заключается в том, что они представлены множеством субъектов, т. е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР). Общая структура мировых финансовых ресурсов представлена на рис. 1.
Рисунок 6.1 — Структура мировых финансовых ресурсов
Как следует из схемы, не все элементы финансовых ресурсов мира обращаются на МФР. Так, финансовая помощь предоставляется хотя и с учетом положения ее реципиентов на нем, однако не по законам спроса и предложения, а при соблюдении реципиентами определенных экономических условий. Что касается золотовалютных резервов (ЗВР), то они лишь в отдельных случаях обращались на МФР, когда того требовало особо сложное финансовое положение их владельцев. Однако в последнее время центральные банки ряда стран приступили к сбросу части своих золотых активов, поскольку ключевая роль в стабилизации национальных валют все больше переходит к иным финансовым инструментам. Частичные продажи осуществили Нидерланды, Бельгия, Австрия, Канада, Австралия. Все свои 125 тонн золота продала Аргентина.
Анализ рис. 1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например: Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации
Мировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зрения его функций и сроков обращения финансовых активов. Функционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов, страховых услуг, акций и кредитный, в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг — перестрахование, на кредитном рынке — сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.
По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты МФР: валютный (краткосрочный) рынок и рынок капитала (долгосрочный). Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только с целью получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные активы часто называются «горячими деньгами».
Границы между различными сегментами МФР размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах, как это было летом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, провоцируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.
Международные финансы представляют собой совокупность и механизм деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне, которые проводят операции в интересах стран-членов и для урегулирования отношений между ними. Цели и задачи, механизм образования, масштаб и характер деятельности у этих организаций различны.
Международный валютный фонд (МВФ) занимается выработкой принципов функционирования мировой финансовой системы и регулированием валютно-кредитных и финансовых отношений.
Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:
— содействие международной валютной кооперации;
— обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
— содействие стабильности валютных курсов;
— осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;
— обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;
— организация форумов для консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.
Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе.
Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2001 года 182 страны. В 90-х годах в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства».
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране, за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия.
Вес каждой страны, как в Совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др.
Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Однако в исполнительном директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первенство в голосах.
Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствии с квотами определяются права заимствования и право голоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выполнялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущности — простого векселя).
Банк международных расчетов (БМР) является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.
Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и создании условий для развития международных финансовых операций. Одной из основных целей кооперации центральных банков всегда было поддержание международной финансовой стабильности. В современных условиях глобализации финансовых рынков такая кооперация еще более важна. БМР представляет, таким образом, важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля.
БМР был присвоен в 1930 году официальный статус закрытого акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) с имитируемыми в форме акций долями капитала. БМР является банком, долями капитала в котором владеют в основном центральные банки и международные финансовые институты. В целом 86% банковского капитала зарегистрировано за центральными банками, а оставшиеся 14% находятся у частных держателей. В то время как все акции дают равные права в отношении годовых дивидендов, частные акционеры не имеют права участвовать в заседаниях и голосовать на общих собраниях БМР. Долгое время членами БМР были центральные банки Группы 10, но в 1994 г. к членству были допущены еще 9 центральных банков Азии, Латинской Америки, Среднего Востока и Европы. В то же время БМР ведет дела с центральными банками более 120 стран, поэтому его деятельность носит глобальный характер.
Значительная доля мировых валютных резервов сосредоточена на депозитах и БМР. Банк действует также как доверенный агент центральных банков в соответствии с различными международными финансовыми соглашениями.
Источник