Сотрудничество стран снг пенсионном обеспечении
§ 30.5. Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения
Целью сотрудничества государств в области социального обеспечения является уравнивание в правах с гражданами страны пребывания граждан другого (других) договаривающихся государств. Сотрудничество государств — участников СНГ в области социального обеспечения отличается от существующих международно-правовых механизмов прежде всего ограничением предмета регулирования. В рамках СНГ получило достаточно широкое нормативное закрепление пенсионное обеспечение, другие же сферы социального обеспечения представлены фрагментарно.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения в рамках СНГ характеризуется рядом особых черт, которые выделяют его по сравнению с другими направлениями сотрудничества в области труда и социальных отношений. Во-первых, с момента образования СНГ приоритет в правовом регулировании был отдан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудничества позднее. Во-вторых, особенностью, отличающей сотрудничество по вопросам социального обеспечения, служит тот факт, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях, определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы на основании ст. 6 Соглашения о создании СНГ, где закреплена обязанность проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. В-третьих, для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специализация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пенсионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, связанный с их профессиональной деятельностью. К таким соглашениям относятся: Соглашение между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников СНГ от 24 декабря 1993 г. Соглашение Генеральных прокуроров государств — участников СНГ о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры от 6 января 1997 г. В-четвертых, несмотря на наличие целого пласта специального регулирования, основополагающим актом регионального правового регулирования на уровне СНГ в сфере пенсионного обеспечения выступает межправительственное Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное 13 марта 1992 г. (Соглашение о пенсионном обеспечении), которое является общим для всех соглашений, заключенных по вопросам пенсионного обеспечения в рамках СНГ. В-пятых, общие акты, устанавливающие организационные и институциональные основы сотрудничества государств в рамках СНГ, не сразу закрепили принципы осуществления согласованной политики в области социального обеспечения.
Первым из многосторонних договоров, конституирующих интеграционные процессы в СНГ, где нашло свое непосредственное отражение сотрудничество государств в области социального обеспечения, стал Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Статья 10 Договора гласит: «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям».
Вопросы социального обеспечения, помимо пенсионного, представлены в Соглашении о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г. Установление гарантий социальной и экономической поддержки семей, имеющих детей, включая выплату государственных пособий, а также создание и содержание соответствующих институтов или служб, содержится в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., а также в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г., разработанной в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Двустороннее сотрудничество Российской Федерации в области социального обеспечения осуществляется в двух основных формах: во-первых, вопросы социального обеспечения, в контексте более широкого подхода — обеспечения комплексной социальной защиты трудящихся-мигрантов — закрепляются в соглашениях, условно определяемых как соглашения о трудовой миграции. На сегодняшний день такие соглашения заключены с Арменией, Кыргызстаном, Молдовой и Украиной. Во-вторых, в целях конкретизации положений многостороннего Соглашения о пенсионных правах Российская Федерация заключила соответствующие соглашения с рядом государств, в частности с Украиной и Казахстаном. Соглашения с Украиной имеют специальный предмет, распространяя свое действие на категории лиц, работавших и (или) проживавших в местностях с определенными климатическими условиями: Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Межведомственное Соглашение о порядке перевода и выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.
В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, Вооруженных Сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты» (ст. 10 Устава).
Обзор форм правового сотрудничества государств — участников СНГ позволяет отметить, что значительное место среди них занимают соглашения в области пенсионного обеспечения. Это объясняется, помимо других причин экономического и политического характера, отсутствием четко сформулированной позиции по согласованию государственной социальной политики в базовых документах Содружества.
Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами — участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств — участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).
Источник
§ 18.8. Сотрудничество стран СНГ в пенсионном обеспечении
формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов, и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем; — разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан и др.
Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной.
Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечения социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств — участников СНГ является весьма актуальной, Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.92, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.
Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.92.
Документы, необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств — участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г., принимаются без легализации.
Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются, если верность перевода засвидетельствована нотариусом или консульским учреждением.
Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.
При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.
Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10.02.95 Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., т. е. после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.
Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова, а также членов их семей.
Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15.01.93 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.
Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное жительство в Армению, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.
Однако социальную защиту трудящихся-мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других видов социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран-участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции, применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.
Источник
Информация по реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г
Информация по реализации Соглашения о пенсионном обеспечении
трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г.[1]
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией[2], подписанное 20 декабря 2019 года.
- Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей[3], каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения. При этом за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.[4], а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.[5].
- Предметом Соглашения для Российской Федерации являются страховые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, а также накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
Иные виды пенсий (пособий) назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства проживания трудящегося (члена семьи).
- Право на пенсионное обеспечение в соответствии с Соглашением имеют граждане государств-членов (члены семьи), подпадающие или подпадавшие под действие законодательства одного из государств-членов и проживающие на территории одного из этих государств[6].
Право обратиться за пенсией в соответствии с настоящим Соглашением возникает с даты вступления его в силу.
- Определение права на пенсию каждое государство-член осуществляет в соответствии со своим законодательством.
Согласно статье 7 Соглашения при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается стаж работы, приобретенный на ее территории, с учетом положений Соглашения.
Если стажа работы, приобретенного по законодательству Российской Федерации, требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, то для определения права на пенсию во внимание принимается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж совпадает по времени его приобретения.
При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента[7] определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего СССР. Если величина ИПК не достигает требуемого показателя[8], то дополнительно учитывается величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов, т.е. после распада СССР. При этом один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Право на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях[9] предоставляется за стаж работы по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях, приобретенный на территории Российской Федерации. Аналогичный стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов, учитывается только на общих основаниях.
Право на страховую пенсию по старости предоставляется при условии не менее 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации.
Право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Соглашения при определении права на страховую пенсию по случаю потери кормильца учитываются предусмотренные законодательством Российской Федерации нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего кормильца.
- Согласно статье 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с его законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений Соглашения.
При этом согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный после вступления его в силу, пенсия назначается и выплачивается (экспортируется) государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; а за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения – с применением Соглашения СНГ и Договора с Беларусью.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении производятся только при условии проживания трудящегося (члена семьи) на территории Российской Федерацией.
- Согласно пункту 6 статьи 4 при переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением норм Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, не пересматривается.
- Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 7 Соглашения).
- Исходя из пункта 3 статьи 2 Соглашения, социальные пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- При установлении социальных (федеральной и региональной) доплат к страховой пенсии учитываются пенсии, назначенные трудящемуся (члену семьи) во всех государствах-членах (статья 4 Соглашения).
- Для решения вопроса об установлении и выплате пенсии в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания или в компетентный орган государства трудоустройства.
При этом дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена.
- Выплата пенсии в рамках Соглашения будет производиться по выбору трудящегося (члена семьи) на территории государства его назначившего, либо посредством перевода через компетентные органы на территорию государства его проживания.
Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением.
Выплата пенсий на территории Российской Федерации осуществляется в порядке и сроки, установленные российским законодательством[10].
В случае выбора трудящегося (члена семьи), проживающего в одном из государств-членов, осуществления ему выплаты пенсии на территории Российской Федерации, применяется Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386.
- В соответствии пунктом 6 статьи 10 Соглашения суммы пенсии, излишне выплаченные трудящемуся (члену семьи) компетентным органом одного государства-члена, в случае невозможности самостоятельного удержания в связи с прекращением выплаты пенсии, могут быть удержаны в пользу этого государства-члена из пенсии, выплачиваемой компетентным органом другого государства-члена в порядке и размерах, установленных его законодательством.
- Выплата пенсии, установленной в соответствии с Соглашением, прекращается по следующим основаниям:
выход из гражданства одного из государств-членов;
переселение трудящегося с территории Российской Федерации на территорию другого государства-члена, в случае отсутствия права на продолжение выплаты пенсии или на территорию третьего государства;
утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
смерть получателя пенсии.
При этом прекращение выплаты страховой пенсии в случае смерти получателя пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем смерти пенсионера[11], в остальных случаях — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления соответствующей информации.
- Право на неполученные в связи со смертью суммы пенсии предоставляется родственникам пенсионера, определенным в части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии совместного проживания с данным пенсионером на день его смерти, и обращения за не полученными суммами указанной пенсии до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера.
- Согласно статье 9 Соглашения в целях установления инвалидности медицинское обследование трудящегося (члена семьи) осуществляется в соответствии с законодательством государства проживания по его местожительству.
Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются в том числе заочно органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.
Для решения вопроса об установлении инвалидности в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания.
- Право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает с даты вступления его в силу.
[1] Далее – Соглашение.
[2] Далее – государства-члены.
[3] Согласно статье 1 Соглашения члены семьи — лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Источник