История России
§11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
Почему в первой половине XIX в. по уровню развития промышленности Россия стала быстро отставать от передовых стран Запада?
1. Положение в деревне
Одной из ключевых проблем царствования Николая I был крестьянский вопрос. В правление Николая I происходило ограничение действия крепостного права. Так, с 1841 г. была запрещена продажа крепостных в розницу; с 1843 г. запрещалось покупать крестьян безземельным дворянам; с 1847 г. крестьяне имели право выкупаться на волю с землёй при продаже имения помещика за долги; в 1848 г. крестьянам всех категорий было разрешено приобретать недвижимость. Государство впервые в этот период стало систематически следить (при помощи III отделения) за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками, и даже наказывать помещиков за эти нарушения.
На протяжении всего правления Николая I работали секретные комитеты по крестьянскому вопросу, которые пытались разработать меры по облегчению положения крестьян и подготовить их к будущей отмене крепостного права. Они занимались «улучшением быта» крестьян. Впервые была начата программа массового крестьянского образования. Увеличилось число крестьянских школ в стране. Если в 1838 г. было около 60 школ для крестьян (в которых училось примерно 1,5 тыс. учеников), то в 1856 г. школ стало более 2500 (в них училось более 100 тыс. учеников).
Экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Особенно широко государство проводило создание школ (а также медпунктов, дорог) на территориях, населённых государственными крестьянами. Это происходило в рамках уже упоминавшейся реформы П. Д. Киселёва в 1837—1841 гг.
Несмотря на ограниченное действие многих указов Николая I и отсутствие должной поддержки со стороны помещиков в вопросах облегчения положения крестьян, все эти мероприятия имели важное значение для подготовки условий и поиска механизмов будущей отмены крепостного права.
2. Развитие промышленности
В 1830—1840-е гг. в России начался промышленный переворот, который завершился в 1870—1880-е гг. Произошёл переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному производству. Начали формироваться новые социальные слои: буржуазия (из купечества, богатых горожан, «капиталистых» крестьян, предприимчивого дворянства) и пролетариат (из крестьянства и низших городских слоёв).
Начало промышленного переворота было обусловлено рядом предпосылок, вызревавших в предшествующее столетие: техническим прогрессом (появлением паровой тяги, новых механизмов); формированием рынка вольнонаёмной рабочей силы в связи с сокращением количества крепостных; первоначальным накоплением капитала, позволившим строить крупные заводы.
Промышленный переворот в России имел свои особенности. Происходило заимствование многих технических устройств из развитых стран Европы. Он начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков. В условиях крепостничества наблюдалась нехватка свободной рабочей силы и медленное техническое переоснащение промышленности, а особенно сельского хозяйства. Промышленный переворот шёл не быстро, массовый переход к машинному производству начался только во второй половине 1850-х гг.
Закладка нового металлического моста через Москву-реку в 1838 г. Художник К. К. Гампельн
Другой особенностью стало то, что не все отрасли промышленности в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом. Он начался в хлопчато-бумажной промышленности. Потом развернулся в свёкло-сахарной, писчебумажной отраслях. Активно были вовлечены в процесс перехода к фабрике текстильная, металлоперерабатывающая и горнозаводская промышленность. А вот мебельная и кожевенная отрасли вплоть до начала XX в. оставались преимущественно на ручном труде. Слабым местом российской промышленности оставалось машиностроение.
Для поддержки промышленного развития в 1828 г. правительство создало Мануфактурный совет, который контролировал развитие промышленности, организовывал крупные промышленные выставки, регулировал конфликты фабрикантов и рабочих.
Индустриальное развитие России сопровождалось урбанизацией. Во второй четверти XIX в. выросло количество городов и городского населения. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей составляло около 540 тыс. человек) и Москва (около 460 тыс.).
Города создавались на вновь присоединённых территориях, вырастая из опорных пунктов и военных укреплений, на основе крепостей. Так возникли Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Чита (1851), Николаевск-на-Амуре (1856) и др.
Город в николаевское время. Художник М. В. Добужинский
Начавшийся промышленный переворот привёл к возникновению в России фабричных центров. Многие из них не обладали правами городов, но фактически являлись ими. Некоторые фабричные центры со временем получали права городов. Например, фабричное село Павлово Московской губернии стало городом Павловским Посадом (1844).
4. Транспорт и торговля
Одной из проблем, тормозивших капиталистическое развитие России, было недостаточное развитие транспорта и путей сообщения. Летом были востребованы речные пути, зимой — санные. Основной тягловой силой оставалась лошадь.
Промышленный переворот затронул транспорт чуть позже, во второй половине XIX в., уже в пореформенный период. Однако и в период правления Николая I транспортная сеть неуклонно развивалась. Особенно это касается железных дорог. В 1837 г. в России появилась первая железная дорога: Петербург — Царское Село. В 1851 г. была построена дорога Петербург — Москва (Николаевская железная дорога). В 1842 г. был образован специальный Департамент железных дорог. Постройка вагонов и оборудования стала стимулом к развитию машиностроения.
Велось также активное строительство шоссейных дорог. Планированием и организацией строительства ведало образованное ещё в 1820 г. Главное управление путей сообщения.
Торговый баланс России в этот период был положительным, чему способствовала политика протекционизма. Главным предметом экспорта являлся хлеб. Основным направлением внешней торговли оставалась торговля с европейскими странами (около 90 % от всего торгового оборота). Ведущим торговым партнёром России по-прежнему была Англия. На азиатском направлении велась активная приграничная торговля с Китаем.
Что касается внутренней торговли, то во второй половине XIX в. стало возрастать значение постоянной магазинной торговли, хотя в хлеборобных районах, особенно на Украине, сохранялось значение ярмарочной торговли.
Железная дорога Москва — Петербург. Рисунок XIX в.
5. Реформа Е. Ф. Канкрина
В 1839—1843 гг. под руководством министра финансов графа Е. Ф. Канкрина была проведена денежная реформа с целью укрепить позиции российской денежной системы. Обесценившиеся ассигнации были заменены кредитными билетами, которые правительство обменивало на серебро по строго установленному курсу. Во внешней торговле главным средством платежа стал серебряный рубль, все внешние сделки исчислялись в серебре.
Хотя в 1830—1840-х гг. развивались товарно-денежные отношения, в России преобладало натуральное хозяйство. Объём покупаемых предметов потребления был невелик, поэтому деньги требовались в небольших количествах. В условиях неразвитого рынка и путей сообщения цены на продукты были низкими, а промышленные товары, чаще всего импортные, приобретались небольшим кругом лиц (чиновниками, купечеством, военными). Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа 1839—1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение, помогла снизить инфляцию, стабилизировать финансовую систему России.
Е. Ф. Канкрин
Во второй четверти XIX в. в Российской империи продолжались процессы, связанные с промышленным переворотом. Однако они происходили в условиях сохранения крепостного права и сословных различий. В результате, несмотря на определённые успехи в промышленном развитии, к середине XIX в. всё более заметным становилось отставание России от индустриально развитых стран. Если в XVIII в. наша страна занимала первое место в мире по производству и вывозу чугуна, то к середине XIX в. она была только на восьмом. Россия выплавляла металла в 12 раз меньше, чем Англия. Начавшаяся в 1853 г. Крымская война показала военно-техническое отставание России от индустриально развитых стран-соперниц — Англии и Франции. Это подтолкнуло власти к отмене крепостного права и буржуазным реформам 1860—1870-х гг.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Объясните, почему на протяжении первой половины XIX в. кризис феодально-крепостнической системы проявлялся всё более явно. 2. Перечислите особенности промышленного переворота в России. 3. В чём состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина? 4. Какие принципиально новые черты появились в отечественной торговле во второй четверти XIX в.?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните, почему в отношении государственных крестьян власть предпринимала более активные попытки реформ, нежели это было по отношению к помещичьим крестьянам. 2. Поразмышляйте, насколько действенными были меры, предпринятые правительством в отношении государственных крестьян в 1830— 1840-е гг. 3. Поясните, почему наличие транспортных путей важно для активного развития экономики страны. 4. Привлекая дополнительную информацию, соберите материал о развитии промышленности в вашем регионе в XIX в. Напишите эссе (в тетради). 5. Узнайте, привлекая Интернет и дополнительную литературу, о строительстве первой железной дороги в России. Подготовьте краткое сообщение.
Источник
Конспект урока по истории России: «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века»
план-конспект урока по истории
Конспект урока по истории России: «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no4_konspekt_uroka_s-e_razvitie.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Социально-экономическое развитие России
во второй четверти XIX века
Тема: Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века.
— сформировать понимание учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
— развивать умения работы с картой, историческими источниками, обсуждать проблемные вопросы.
— сформулировать проблемный вопрос урока
— рассмотреть социально-экономическое развитие России в 30 – 50 гг. XIX в. (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, изменение сословий и классов)
— оформить карту урока («экономическое дерево»)
Тип урока : урок изучения нового материала.
«промышленный переворот», «капитализм», «феодализм», «крепостное право».
Оборудование: мультимедийный проектор, атласы, схемы, исторические источники, карта урока «экономическое дерево».
1. Организационный момент
А) приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.
Б) Введение в тему:
— Выполните задание для проверки ваших знаний по социально-экономическому развитию России в начале XIXв. (приложение 1)
— Назовите, что входит в понятие «социально-экономическое развитие» (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, социальные группы – сословия и классы).
— Вы уже догадались, чему будет посвящена наша тема урока? (примерный ответ: социально-экономическое развитие России).
— Запишите в тетради число на полях и тему занятия «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIXв.» (слайд 1).
-Обозначьте проблему занятия (на доске две буквы «Ф.» и «К.») и запишите ее на карте «экономическое дерево» (у каждого на парте, приложение 2)
В) Обсуждение с планом работы (рассматриваемые вопросы, схемы , карта урока, слайд 2).
Предложение делать краткие записи, схемы приветствуются (с/х — способы ведения хозяйства, промышленность – виды отраслей, транспорт и дороги)
2. Изучение новой темы.
Беседа с классом.
Посмотреть на репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы» (слайд 3)
Вопрос: — Какое социальное положение занимают люди, изображенные на картине? Какое отношение имеет к нашему уроку? (должны назвать дворянство) (слайд 4)
— А каких взглядов они в большинстве придерживались? (на доске в случае затруднения слова « консервация», «реформа », « революция » — что значит консервативные, либеральные и революционные в згляды; данная тема была изучена по курсу «Всемирная история», должны назвать помещики – консерваторы, за сохранение существующего строя).
Предлагаю записать данный вывод (примерно: помещики в первой половине XIXв большинстве консерваторы) в тетради и запомнить (ещё пригодится по ходу урока).
— Рассмотрев экономику России во второй четвертиXIX века, нам нужно будет еще выяснить, почему хозяйственные вопросы живо интересовали (как никогда) дворянство того времени?
— Для того, чтобы узнать обо всех изменениях в экономической и социальной жизни России во второй четверти XIX века, необходимо исследовать сильные и слабые стороны развития:
сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли.
1. Противоречия хозяйственного развития.
Вступительное слово учителя.
— На протяжении всего урока мы будем работать с понятиями, на которых строится тема урока. Посмотрите на эти сигнальные буквы (записано на доске): «П.П.», «К.», «Ф.», «КР.П.». Что это за термины?(примерный ответ: «промышленный переворот», «капитализм» (система капитализма), «феодализм» (феодальная система), «крепостное право»).
Беседа с классом.
— Какой строй мы называем капиталистическим? Каковы его характерные черты?
— Чем капитализм отличается от феодализма, почему он является более прогрессивным строем?
— С чем чаще связан феодализм – с с/xилиcпромышленностью?
— Почему развитие с/x– «больная тема» для правительства? (должны выйти на проблему существования крепостного права в России и ее пагубности в развитии экономики).
2. Сельское хозяйство.
— Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.
— Рассмотрим сначала развитие сельского хозяйства (исходя из проблемы). На листе «План действий» вам предложены вопросы, рассматривая которые можно проследить динамику развития с/х (слайд 5)
Беседа с классом.
Работа по карте.
— По карте найдите и назовите основные сельскохозяйственные районы России в первой половине XIXв.? На какие две группы можно разделить все земли?(черноземные и нечерноземные).
— Дайте краткую характеристику черноземных и нечерноземных земель (урожайность, какие феодальные повинности несли крестьяне, отходничество где было развито более)
— Какие способы введения хозяйства вы знаете? Возможна подсказка при затруднении – что необходимо сделать для повышения урожайности? (должны назвать удобрения, машины, увеличение пахотных земель. И в итоге экстенсивный и интенсивный способ).
— Какой способ требует больших денежных вложений? И какой способ будут выбирать помещики? (должны назвать экстенсивный).
— Обоснуйте почему? (помещики – консерваторы в большинстве).
Предлагаю записать: В России был более распространен экстенсивный путь развития с/х, т.к., помещики – консерваторы в большинстве.
Для наглядного закрепления показываю картину А.Г. Венецианова На пашне (слайд 6) для обсуждения уровня развития сельского хозяйства в XIXв.
— Теперь ознакомьтесь с предложенными документами по с/х и ответьте на вопросы к ним.
Работа с документами.
Крестьянский, или иначе аграрный, вопрос – это главный, всегда животрепещущий вопрос российской действительности. При Николае I земля в основной своей массе по-прежнему не является собственностью крестьян, работающих на ней. Известный русский историк В. О. Ключевский в одной из статей приводит данные VIII ревизии, произведенной в 1836 году. Согласно этим данным население России составляло около 52 млн. чел. Сельское население по-прежнему преобладало численностью над остальными, а именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным или учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам; крестьян государственных с удельными (дворцовыми) считалось 17 млн. чел. На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 – 10.
Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину. Крепостные крестьяне продолжают оставаться предметом купли-продажи. Крестьяне боролись с этой несправедливостью, как могли.
Вопрос: О чем говорит динамика крестьянского движения в России в первой половине XIX века? (Волна протеста все нарастала и грозила захлестнуть всю страну).
— Николай I осознавал необходимость разрешения крестьянского вопроса для предотвращения революционного взрыва, создал более десяти секретных комитетов, которые пытались решить проблему, не затрагивая основ крепостничества.
Так, 2 апреля 1842 года Николаем I был издан указ об «обязанных крестьянах», разработанный Павлом Дмитриевичем Киселевым.
Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.
Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:
повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.
- В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.
Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу?
Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи? Почему? (примерный ответ: помещики – консерваторы, ничего не хотели менять)
До реформы 1861 года было освобождено лишь немногим более 27 тыс. крестьян. Но повсеместного развития использование труда вольнонаемных людей не получили. Одна из причин – нехватка свободных рабочих рук. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины. А это вело к разорению все новых крестьянских хозяйств, и в свою очередь вело к разорению помещичьих хозяйств.
Однако развитие товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. В деревне происходит расслоение крестьянства. Наряду с бедняками, появляется слой «капиталистых» крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством. Они занимались торговлей, вкладывали деньги в производство, занимались ростовщичеством, предоставляли деньги в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы). Многие из богатых крестьян выкупались на свободу. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.
Мнение князя Б.Ю. Юсупова о неграмотности в среде крестьян: «Знаю из опыта, что крестьянину грамота не приносит сущей пользы… желаю, чтобы мои подданные передавали своим детям только правила доброй нравственности и знание всех отраслей землепашества».
Вопрос: Выскажите свое мнение относительно того, надо ли было обучать крестьян в России грамоте? И как дворяне-помещики относились к крестьянам?
Какие проблемы существовали в развитии с/х? (примерный ответ: К середине XIXв. становилось очевидным, что с/х, основанное на помещичьем землевладении и на труде крепостных, себя изживает. В условиях расширяющегося товарного производства требовались решительнее преобразования в деревне. И это не могло не волновать консервативных по взглядам помещиков, которые разорялись, поскольку не были готовы к таким изменениям.
Предлагаю записать: 30 – 50 гг. XIXв. – время кризиса c/x, основанного на крепостном труде. Помещики перед выбором – разорение или переход на товарный тип хозяйства. Крепостному праву нет места.
Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30 — 50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот («П.П.») (слайд 7).
Предлагаю записать: 1830 — 50-ые — начало промышленного переворота («П.П.») в России.
3. Начало промышленного переворота.
Беседа с классом.
— Ребята, вспомните, какой процесс называют промышленным переворотом? (промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактурной промышленности к фабрично-заводскому производству, т. е. замена ручного труда машинным).
— Что входит в понятие промышленность? Какие виды знаете? (легкая и тяжелая).
-Развитие экономики с каким больше связано? (для экономического роста)
— Назовите отрасли тяжелой промышленности? (слайд 8)
Работа по карте.
Найдите и назовите виды предприятий, существовавших в России в первой половине XIXв. (называют среди прочих металлургические) и вопрос – а для чего металл нужен? (железные дороги)
— С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство.
Предлагаю записать: 1830-е гг. – начало ж/д строительства.
— Почему возник вопрос о строительстве железных дорог? (Николай I побывал в Англии, где ж/д играли существенную роль в экономическом развитии страны, и русский царь загорелся идеей ж/д в России)
— Теперь ознакомьтесь с предложенным документом по промышленности и ответьте на вопросы к ним.
Почему возник вопрос о железных дорогах?
Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун! А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки…Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.
Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.
… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.
Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.
Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное. Л. , 1958. Т. 1.
Вопросы: Как вы оцениваете необходимость строительства в России железных дорог? Кто, по-вашему, мог быть противником их строительства?
— 10 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги (рисунок в учебнике на стр. 70). Поезд на паровой тяге прошел расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут.
Предлагаю записать: «1837 г. – строительство первой ж/дПетербург – Царское Село. 1851 г.- Петербург – Москва».
— Первое время на паровой тяге поезда ходили лишь по праздникам, а в остальные дни – на конной. С 4 апреля 1838 года движение до Царского Села стало исключительно паровым. На дороге работали шесть паровозов, купленных за границей. Каждый из них имел свое название: «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Орел», «Лев». 22 мая 1838 года открылось движение на железнодорожной ветке Петербург-Павловск. А в 1851 году была открыта Николаевская железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Однако по-прежнему отдаленные районы страны с центром связывали водные пути.
И все же, начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XX века.
Беседа с классом.
— Из курса «Всемирной истории» вы знаете, что «П.П.» кроме технической стороны имеет и другую – какую? (социальная)
— Какие изменения произошли в обществе, непосредственно связанном с «П.П.»?
Задание: проанализируйте таблицы и ответьте на вопросы:
— Как с годами изменялось число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих?
Источник