Социалистические страны с рыночной экономикой

Социалистическая рыночная экономика — Socialist-oriented market economy

Социалист-ориентированная рыночная экономика ( вьетнамский : кинь tế Тхи Trường теор Динь Хыонг xà Hội chủ Nghia ) является официальным название , данное в нынешней экономической системы в Социалистической Республике Вьетнам . Ее описывают как многоотраслевую рыночную экономику, в которой государственный сектор играет решающую роль в управлении экономическим развитием с конечной долгосрочной целью развития социализма .

Социалистическая рыночная экономика является продуктом экономических реформ i MĐổi, которые привели к замене централизованной плановой экономики на рыночную смешанную экономику, основанную на преобладании государственной промышленности. Эти реформы были предприняты, чтобы позволить Вьетнаму интегрироваться в мировую рыночную экономику. Термин «ориентированный на социализм» используется, чтобы подчеркнуть тот факт, что Вьетнам еще не достиг социализма и находится в процессе создания основы для будущей социалистической системы. Экономическая модель аналогична социалистической рыночной экономике, применяемой в Китайской Народной Республике .

СОДЕРЖАНИЕ

Реформы, ведущие к созданию

Экономические реформы Đổi Mới были инициированы Коммунистической партией Вьетнама в 1986 году во время 6-го Национального съезда партии . Эти реформы повысили роль рыночных сил в координации экономической деятельности между предприятиями и государственными учреждениями и позволили частному владению малыми предприятиями и созданию фондовой биржи как для государственных, так и для негосударственных предприятий.

Экономические реформы были направлены на реструктуризацию вьетнамской экономики от централизованного планирования советского типа к рыночной смешанной экономике, которая должна была стать переходным этапом в развитии социалистической экономики . Целью этой экономической системы является улучшение производительных сил экономики, развитие прочной материально-технической базы для построения социализма и обеспечение лучшей интеграции Вьетнама в мировую экономику.

Читайте также:  Замедление роста экономик развитых стран

В начале 1990-х годов Вьетнам согласился с некоторыми рекомендациями Всемирного банка по реформе рыночной либерализации, но отверг программы структурной перестройки и условное финансирование помощи, требующие приватизации государственных предприятий.

Описание

Социалистическая рыночная экономика — это многоотраслевая товарная экономика, регулируемая рынком, состоящая из частной, коллективной и государственной собственности на средства производства. Однако государственный сектор и коллективные предприятия составляют основу экономики. Она похожа на социалистическую рыночную экономику Китая в том, что многие формы собственности, включая кооперативные / коллективные предприятия, модели коммунальной, частной и государственной собственности, сосуществуют в экономике, но государственный сектор играет решающую роль.

По сравнению с китайской моделью

В отличие от китайской модели (получившей название социалистической рыночной экономики), вьетнамская система более четко характеризуется как экономика, переходящая к социализму, а не как форма социализма или даже рыночного социализма , а процесс построения социализма рассматривается как длительный -срочный процесс. Утверждая, что он совместим с марксистской теорией, считается, что социализм возникнет только тогда, когда производительные силы Вьетнама разовьются до такой степени, когда социализм станет технической возможностью. По сути, это похоже на позицию Китая на начальном этапе социализма .

Социалистическая рыночная экономика Вьетнама имеет много общих характеристик с китайской социалистической рыночной экономикой в ее институтах и ​​политике, сочетая фундаментально рыночную экономику с преобладанием государственных предприятий, сосуществование активного частного сектора, однопартийную политическую систему. система, и наличие пятилетних хозяйственных планов. Это побудило экономистов по развитию рассматривать обе эти страны с одной и той же базовой экономической моделью.

Различия между этими двумя моделями включают более высокую степень децентрализации и автономии местных органов власти во Вьетнаме (более высокую, чем в других развивающихся странах Восточной Азии), с большим перераспределением доходов между провинциями, что приводит к более низкому коэффициенту Джини. Некоторые авторы связывают эту модель с моделью Восточной Азии из государственного капитализма , в то время как другие связывают его с рыночным социализмом. Как и другие развивающиеся страны Восточной Азии, Вьетнам разделяет взаимно поддерживающие институты и активные государственные органы, обладающие сильным потенциалом для реализации долгосрочных экономических планов.

Теоретические основы

Коммунистическая партия Вьетнама утверждает, что ориентированная на социализм рыночная экономика согласуется с классическим марксистским взглядом на экономическое развитие и исторический материализм, согласно которому социализм может возникнуть только тогда, когда материальные условия будут достаточно развиты, чтобы позволить социалистические отношения. Модель рынка, ориентированная на социализм, рассматривается как ключевой шаг для достижения необходимого экономического роста и модернизации при одновременном сосуществовании в современной глобальной рыночной экономике и получении выгод от мировой торговли. Коммунистическая партия Вьетнама подтвердила свою приверженность развитию социалистической экономики проведением реформ Чи Ми.

Эта экономическая модель защищена с марксистско-ленинской точки зрения, согласно которой плановая социалистическая экономика может возникнуть только после первоначального развития основы социализма посредством создания рыночной экономики и экономики товарного обмена, и что социализм появится только после этого этапа. исчерпала свою историческую необходимость и постепенно превращается в социализм. Сторонники этой модели утверждают , что экономическая система в СССР и его сателлиты попытались перейти от натурального хозяйства к плановой экономике декрета , минуя необходимую рыночную экономику фазы развития.

Сторонники социалистической рыночной экономики отличаются от рыночных социалистов тем, что рыночный социализм считает, что рынки являются центральной чертой социализма и что рынки являются наиболее реальным механизмом для социалистической экономики.

Источник

Смешанная экономика и рыночный социализм 2021

Рыночный социализм и смешанная экономика — очень похожие экономические модели, которые объединяют элементы капиталистического и социалистического подходов. Таким образом, чтобы понять их основные черты, нам необходимо определить основные характеристики капитализма и социализма — две теории, на которых основаны смешанная экономика и рыночный социализм.

Социализм — это экономическая, политическая и социальная теория, которая защищает коллективную собственность на средства производства. Согласно этой парадигме, правительство должно в значительной степени вмешиваться в экономическую сферу, чтобы способствовать перераспределению товаров и контролировать процесс производства. В социалистической системе нет места для частной собственности, и никто не имеет частного контроля над ресурсами и средствами производства.

Капитализм — это экономическая система, организованная вокруг частной собственности и корпоративной (или частной) собственности на товары и средства производства. Внутри капиталистической системы цены определяются конкуренцией на свободном рынке, а правительство не участвует в экономической сфере. Капитализм отдает предпочтение индивидуальным правам, корпоративной конкуренции и частной собственности.

Если капитализм и социализм находятся на противоположных концах континуума, рыночный социализм и смешанная экономика находятся где-то посередине — с рыночным социализмом, более склоненным к социалистической стороне и смешанной экономике больше к капиталистическому концу.

Рыночный социализм

Рыночный социализм — это экономическая система, в которой фирмы и средства производства находятся в собственности и контролируются правительством. Тем не менее, фирмы продают свою продукцию потребителям на конкурентных рынках. Иными словами, рыночный социализм основан на социальной (кооперативной или общественной) собственности на средства производства, но в контексте рыночной экономики. Когда мы рассматриваем средства производства, мы можем идентифицировать два типа рыночного социализма:

  • Совместная собственность на средства производства в условиях рыночной экономики: сотрудники являются основой этой системы. Рабочие владеют предприятиями, а также прибылью от их операций; а также
  • Общественная собственность на средства производства в рыночной экономике: в этом случае фирмы принадлежат и управляются государственными органами, тогда как прибыль распределяется между всеми гражданами.

В рыночном социализме правительство во многом участвует в экономической сфере, но частная собственность не полностью отменяется. Фактически, хотя в социалистических системах все владела и контролировалась правительством, в этом случае предприятия работают в условиях конкурентной рыночной экономики.

Примеры рыночных социалистических стран в недавнем прошлом включают:

  • Социалистическая Федеративная Республика Югославия — это считается моделью рыночного социализма, поскольку экономика страны была основана на социально-кооперативных кооперативах и рыночном распределении капитала;
  • Куба — под властью Кастро; а также
  • Некоторые аспекты государственной политики в Норвегии и на Аляске, а именно политика в отношении общей собственности на природные ресурсы.

Рыночный социализм — также известный как «либеральный социализм» — представляет собой умеренную форму классического социализма. Фактически, в рыночной социалистической системе правительство не контролирует все средства производства и не контролирует весь процесс производства.

Рыночный социализм вращается вокруг идеи равновесия рынка. По словам Оскара Ланге, главного сторонника такой теории, экономическая деятельность должна быть создана и координироваться советом планирования (в состав которого входят представители правительства). Цены должны устанавливаться правительством, и фирмы должны быть направлены на производство до тех пор, пока стоимость производства не будет равна стоимости, ранее предусмотренной советом директоров. Впоследствии совет должен корректировать цены для достижения рыночного равновесия (равновесия между спросом и предложением).

Главная проблема такого подхода заключается в том, что правительство практически не может оценить точную цену конкретного товара и всех его частей. Более того, хотя рынки уравновешиваются, они никогда не достигают идеального равновесия, поскольку движущие силы экономики (т. Е. Конкуренция, волатильность) постоянно меняются и сдвигаются.

Смешанная экономика

Смешанная экономика влечет за собой экономическую систему, объединяющую элементы капиталистической и социалистической моделей. В смешанной экономической системе:

  • Правительство может вмешиваться в экономическую сферу;
  • Частная собственность защищена;
  • Частный сектор работает вместе с общественной сферой;
  • Капитал может использоваться и свободно инвестироваться;
  • Правительство может национализировать компании;
  • Правительство может устанавливать торговые ограничения и субсидии; а также
  • Правительство может контролировать уровень прибыли.

Не все смешанные экономики совпадают с тем, что участие правительства в сфере бизнеса может варьироваться. Следующие страны представляют собой смешанную экономику, и в процентах указывается доля государственных расходов в процентах от ВВП (по состоянию на 2012 год):

  • Соединенное Королевство — 47,3%;
  • Соединенные Штаты — 38,9%;
  • Франция — 52,8%;
  • Россия — 34,1%; а также
  • Китай — 20%

Сегодня большинство экономических систем можно рассматривать как смешанную экономику, поскольку трудно найти чистые капиталистические или чистые социалистические (или коммунистические) страны — за некоторыми исключениями.В смешанной экономической системе правительство имеет ограниченную власть, но ему разрешено создавать правила, направленные на предотвращение выхода на рынок. Фактически, правительство может:

  • Препятствовать снижению высоких цен;
  • Взаимодействие в экологической сфере (т. Е. Налогообложение загрязнения);
  • Обеспечение макроэкономической стабильности;
  • Оказывать поддержку системе образования и здравоохранения; а также
  • Предотвратите монополию.

В смешанной экономической системе правительство выступает в качестве системы социальной защиты для защиты граждан от негативных последствий капитализма. Фактически, хотя в капиталистической системе богатство находится в руках немногих богатых людей, в смешанной экономике правительство препятствует тому, чтобы капитал перетекал в несколько карманов, а остальная часть населения живет в бедности.

Смешанные экономические системы критикуются как социалистами, так и капиталистами: социалисты считают, что правительство должно позволить меньше рыночных сил для предотвращения неравенства, тогда как капиталисты утверждают, что правительство должно меньше вмешиваться в экономическую сферу. Действительно, определение правильной степени вмешательства государства может быть проблематичным.

Смешанная экономика против рыночного социализма

Смешанная экономика и рыночный социализм — очень похожие экономические системы, построенные на сочетании капиталистической и социалистической политики.

  • В обеих системах государственные и частные компании участвуют в экономической сфере, однако в рыночном социализме правительство играет большую роль;
  • В обоих случаях правительство вмешивается в экономическую сферу в целях поощрения и достижения социального равенства, но эта тенденция сильнее в рыночном социализме;
  • В обеих системах частный и государственный секторы работают вместе — хотя частная собственность более защищена в смешанных экономиках;
  • В обоих случаях правительство может вмешиваться в субсидии и может национализировать частные предприятия; а также
  • В обеих системах правительство может действовать для защиты граждан и предотвращения злоупотребления монополистической властью.

Несмотря на сходство, смешанная экономика и рыночный социализм в основном различаются по степени вмешательства правительства в экономическую сферу. Правительство играет большую роль в рыночном социализме, в то время как оно в основном выступает в качестве «системы безопасности» в случае смешанных экономик. Более того, частная собственность защищена в смешанных экономиках, тогда как общая / кооперативная / государственная собственность остается одной из основных особенностей рыночного социализма. Обе системы допускают конкуренцию между предприятиями, но в рыночном социализме фирмы не являются (или в очень немногих случаях) частными.

Резюме

Рыночный социализм и смешанная экономика — это две экономические модели, которые объединяют элементы как капитализма, так и социализма. В капиталистической перспективе приоритет частной собственности и выступает за свободный рынок, где капитал может свободно течь. Напротив, социализм стремится к экономической системе, полностью контролируемой правительством. Государство должно владеть всеми средствами производства и должно перераспределять богатство среди всех граждан с целью устранения неравенства.

В то время как рыночный социализм и смешанная экономика имеют сходные отправные точки и имеют много общих черт, между ними мало важных различий:

  • В рыночном социализме фирмы частично или полностью принадлежат государству, но им разрешено действовать в условиях конкурентной рыночной экономики, тогда как в смешанной экономике частная собственность и частные фирмы защищены, но работают вместе с правительством; а также
  • В рыночном социализме цены определяются правительством, и цель заключается в достижении рыночного равновесия, в то время как в смешанной экономике цены определяются смещениями рынка — хотя правительство может вмешаться, чтобы «защитить» граждан и предотвратить экономическое неравенство.

Две теории также имеют много общего:

  • Они объединяют элементы капитализма и социализма;
  • Они оба стремятся к равновесию между участием государства и свободной рыночной экономикой;
  • В обоих случаях правительство регулирует и ограничивает расширение свободного рынка;
  • Обе теории критиковались как капиталистами, так и социалистами (по разным причинам); а также
  • В обоих случаях правительство должно обеспечить макроэкономическую стабильность.

Поэтому основное различие между рыночным социализмом и смешанной экономикой заключается в степени участия государства, которая остается в рыночном социализме, поскольку правительство владеет многими фирмами, устанавливает цены, акты по устранению социального неравенства, вмешивается во избежание злоупотребления монополистической властью и контролирует распределение ресурсов и богатства.

Источник

Оцените статью